Проектно-исследовательская деятельность школьников как средство активизации работы по здоровьесбережению
статья по естествознанию на тему

Корнеева Валентина Николаевна

Проектно-исследовательская деятельность становится одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы. Данный вид деятельности - это деятельность по проектированию собственного исследования, целью которого является совершенствование мыслительной деятельности, развитие логического мышления, инициативы, творчества, самостоятельности, что позволяет формировать на более высоком уровне мировоззрение и экологическую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.doc584 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Название работы: ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ.

Ф.И.О.: НИКИТИНА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА, учитель начальных классов;

               КОРНЕЕВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА, учитель химии.

Название школы: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. Демидова, Смоленской области.


Проектно-исследовательская деятельность школьников посредством клубной работы.

        Проектно-исследовательская деятельность становится одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы. Данный вид деятельности – это деятельность по проектированию собственного исследования, целью которого является  совершенствование мыслительной деятельности, развитие логического мышления, инициативы, творчества, самостоятельности, что позволяет формировать на более высоком уровне  мировоззрение и экологическую культуру.  Учебный проект  или исследование дает возможность обучающимся максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя в группе или индивидуально, показать публично достигнутый результат.

        Проектно-исследовательская деятельность включает следующие этапы:

  • выбор проблемы:

- выявление  проблемы,

- анализ  проблемы,

- постановка целей проекта;

  • выдвижение гипотезы;
  • построение плана исследования;
  • проверка гипотезы, путем сбора информации, подтверждающей или опровергающей правильность высказанной гипотезы;
  • определение значения полученных результатов исследования и путей их возможного применения;
  • Подготовка документации и защита проекта.

При выполнении исследовательских проектов учащиеся, используя различные методики, выполняют собственный эксперимент, на основании которого делается анализ и выводы, которые могут не совпадать с высказанной гипотезой. Таким образом, эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересна и важна для самого исследователя. Защита и  оценка исследовательских проектов  осуществляется на школьном Дне науки и районном конкурсе « 50 классных проектов».

       Большое внимание в системе работы  нашей школы имеет проектно-исследовательская деятельность учащихся – членов клуба «Экос» под руководством  кураторов – учителей, возглавляющих проектную лабораторию школы. Проводимые исследования  затрагивают различные области: экология (мониторинг водных источников, почв микрорайона), агротехника (условия прорастания семян, влияние иммуностимуляторов на развитие растений),  здоровьесбережение  (изучение факторов среды учебного заведения, мониторинг состояния здоровья учащихся (опорно-двигательной, сердечнососудистой и др. систем) .


          Состояние здоровья детей в России сегодня вызывает обоснованную тревогу. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания, а за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. К окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.

          Ученые доказали тесную связь между появлением у детей, так называемых, «школьных» болезней и гигиенических условий в школе.

          Поэтому, главный вопрос при организации учебно-воспитательного процесса в школе вообще и  нашей в частности  – вопрос здоровьесбережения.  Наиболее «опасным»  периодом для обучающихся является переход из начальной школы в среднее звено, что связано с повышенным психоэмоциональным напряжением при переходе на много кабинетную систему.

Именно поэтому, в  своей работе мы исследовали реальные условия обучения учащихся 4 – а класса  МОУ СОШ №2 г. Демидова и проанализировали их соответствие санитарно-гигиеническим нормам по некоторым параметрам.

В дальнейшем мы намерены проследить динамику состояния здоровья данной группы учащихся, чтобы выявить наиболее существенные изменения и объяснить причины их возникновения.

Цели исследования.

 1)Исследовать  «ближайшую» среду обитания.

 2)Проанализировать влияние факторов окружающей среды на здоровье учащихся  в связи с переходом из начального звена на среднюю ступень обучения.

3)Объяснить причины возникающих  изменений в состоянии здоровья учащихся.

Задачи исследования:

1) изучение:

  • основных размеров рабочего места,
  • основных параметров рабочей зоны,
  • освещенности рабочего места и рабочей зоны,
  • гигиенической оценки учебников;

2)осуществление санитарно-гигиенической оценки классных комнат по следующим параметрам:

  • оценка интерьера классных комнат,
  • характеристика основных рабочих зон классных комнат,
  • изучение и оценка параметров микроклимата,
  • изучение естественной освещенности классов;

3) оценка показателей индивидуального, группового и популяционного здоровья различными методами.

Серия опытов №1. Исследования воздушно-теплового режима.

Воздушно-тепловой режим – один  из факторов, влияющих на работоспособность и состояние здоровья. Состояние воздушной среды характеризуют показатели температуры, подвижности воздуха, влажности и т.п. Любой показатель изменяется в разных пределах, но существуют:

  - оптимальные параметры – это изменение показателя в малых пределах, они определяют зону комфорта, в которой работоспособность – максимальна;

  - допустимые пределы – это изменение показателя в широких пределах, за пределами которых нарушаются санитарно-гигиенические нормы.    

               Помещение

Допустимые параметры, в º С

      Классная комната

                    15 - 22

      Школьный коридор

                    15 - 20

График измерения  температуры за сентябрь месяц 2009 года

Дата

           tº на улице

            tº в классе

 tº в школьном коридоре

утром

после обеда

среднее значение

утром

после обеда

среднее значение

утром

После обеда

Среднее значение

1.

+13

+21

+17

+18

+20

+19

+18

+18

+18

2.

+15

+23

+18

+17

+19

+18

+18

+18

+18

3.

+12

+23

+17,5

+17

+19

+18

+17

+18

+17,5

4.

+12

+22

+17

+18

+20

+19

+17

+18

+17,5

5.

+14

+21

+17,5

+17

+19

+18

+17

+18

+17,5

6.

+12

+17

+14,5

+18

+18

+18

+17

+17

+17

7.

+13

+18

+15,5

+18

+19

+18,5

+17

+18

+17,5

8.

+12

+18

+15

+18

+19

+18,5

+18

+17

+17,5

9.

+14

+22

+18

+19

+20

+19,5

+17

+18

+17,5

10.

+14

+24

+19

+18

+19

+18,5

+17

+18

+17,5

11.

+14

+22

+18

+17

+19

+18

+16

+18

+17

12.

+13

+18

+15,5

+18

+20

+19

+16

+18

+17

13.

+12

+19

+15,5

+17

+19

+18

+17

+18

+17,5

14.

+11

+18

+14,5

+17

+19

+18

+17

+17

+17

15.

+12

+18

+15

+18

+19

+18,5

+17

+17

+17

16.

+13

+19

+16

+17

+19

+18

+16

+18

+17

17.

+9

+16

+12,5

+17

+18

+17,5

+17

+16

+16,5

18.

+7

+12

+9,5

+18

+19

+18,5

+17

+17

+17

19.

+10

+13

+11,5

+17

+19

+18

+16

+18

+17

20.

+11

+17

+14

+18

+17

+17,5

+16

+17

+16,5

21.

+12

+18

+15

+17

+20

+18,5

+17

+18

+17,5

22.

+11

+17

+14

+18

+17

+17,5

+16

+18

+17

23.

+8

+16

+12

+17

+19

+18

+17

+18

+17,5

24.

+9

+15

+12

+17

+17

+17

+16

+17

+16,5

25.

+7

+11

+9

+16

+19

+17,5

+16

+17

+16,5

26.

+10

+13

+11,5

+17

+19

+18

+17

+18

+17,5

27.

+10

+14

+12

+18

+17

+17,5

+17

+17

+17

28.

+14

+18

+16

+18

+20

+19

+17

+18

+17,5

29.

+9

+10

+9,5

+17

+18

+17,5

+17

+17

+17

30.

  0

+ 7

+3,5

+17

+18

+17,5

+17

+17

+17

                                                                                                                 

                    График измерения  температуры за октябрь месяц 2009 года

Дата

           tº на улице

            tº в классе

 tº в школьном коридоре

утром

после обеда

среднее значение

утром

после обеда

среднее значение

утром

После обеда

Среднее значение

1.

+9

+17

+13

+17

+17

+17

+17

+17

+17

2.

+7

+14

+10,5

+17

+19

+18

+17

+17

+17

3.

+8

+15

+11,5

+17

+19

+18

+16

+18

+17

4.

+9

+13

+11

+17

+18

+17,5

+17

+17

+17

5.

+6

+9

+7,5

+17

+19

+18

+16

+17

+16,5

6.

+6

+10

+8

+17

+17

+17

+16

+17

+16,5

7.

+7

+12

+9,5

+18

+18

+18

+17

+17

+17

8.

+8

+12

+10

+17

+19

+18

+18

+18

+18

9.

+10

+15

+12,5

+18

+18

+18

+17

+17

+17

10.

+8

+12

+10

+18

+19

+18,5

+19

+19

+19

11.

+9

+14

+11,5

+18

+18

+18

+16

+18

+17

12.

+11

+15

+13

+18

+20

+19

+17

+17

+17

13.

+6

+12

+9

+17

+18

+17,5

+17

+17

+17

14.

+11

+17

+14

+19

+19

+19

+18

+18

+18

15.

+7

+14

+10,5

+18

+19

+18,5

+17

+17

+17

16.

+9

+15

+12

+18

+19

+18,5

+17

+17

+17

17.

+5

+10

+7,5

+17

+19

+18

+16

+17

+16,5

18.

+7

+15

+11

+17

+19

+18

+17

+17

+17

19.

+10

+14

+12

+18

+19

+18,5

+17

+17

+17

20.

+8

+13

+10,5

+17

+19

+18

+17

+17

+17

21.

+6

+14

+10

+18

+18

+18

+17

+16

+16,5

22.

+8

+14

+11

+18

+20

+19

+17

+17

+17

23.

+7

+14

+10,5

+18

+18

+18

+17

+17

+17

24.

+7

+13

+10

+17

+19

+18

+17

+17

+17

25.

+6

+16

+11

+17

+17

+17

+17

+17

+17

26.

+7

+15

+11,5

+17

+19

+18

+16

+18

+17

27.

+8

+15

+11,5

+18

+18

+18

+17

+17

+17

28.

+6

+13

+9,5

+17

+19

+18

+17

+17

+17

29.

+5

+12

+8,5

+17

+19

+18

+17

+17

+17

30.

+8

+14

+11

+18

+18

+18

+17

+18

+17,5

31.

0

+7

+3,5

+17

+19

+18

+16

+17

+16,5

   

График измерения  температуры за ноябрь месяц 2009 года

Дата

           tº на улице

            tº в классе

 tº в школьном коридоре

утром

после обеда

среднее значение

утром

после обеда

среднее значение

утром

После обеда

Среднее значение

1.

- 2

- 1

- 1,5

+18

+19

+18,5

+17

+17

+17

2.

- 1

+ 3

+1,5

+17

+18

+17,5

+17

+18

+17,5

3.

- 1

+ 2

+ 1

+17

+19

+18

+17

+17

+17

4.

- 2

+ 4

+ 1

+19

+19

+19

+17

+18

+17,5

5.

+1

+6

+3,5

+19

+19

+19

+17

+18

+17,5

6.

- 1

+7

+3

+18

+19

+19

+17

+17

+17

7.

+ 2

+8

+5

+17

+19

+18

+17

+17

+17

8.

+6

+12

+9

+19

+20

+19,5

+18

+17

+17,5

9.

+5

+14

+9,5

+18

+18

+18

+17

+18

+17,5

10.

+3

+11

+7

+19

+19

+19

+17

+17

+17

11.

+6

+12

+9

+18

+19

+18,5

+18

+17

+17,5

12.

+6

+11

+8,5

+17

+19

+18

+17

+17

+17

13.

+7

+12

+9,5

+18

+18

+18

+16

+17

+16,5

14.

+8

+14

+11

+17

+19

+18

+17

+17

+17

15.

+5

+11

+8

+17

+18

+17,5

+17

+18

+17,5

16.

+4

+9

+6,5

+17

+19

+18

+16

+17

+16,5

17.

+4

+8

+6

+17

+19

+18

+16

+18

+17

18.

+1

+7

+4

+18

+18

+18

+16

+16

+16

19.

+5

+10

+7,5

+19

+19

+19

+17

+17

+17

20.

+5

+12

+8,5

+18

+18

+18

+17

+17

+17

21.

+7

+12

+9,5

+18

+20

+19

+17

+18

+17,5

22.

+6

+9

+7,5

+17

+19

+18

+17

+17

+17

23.

+5

+10

+7,5

+18

+19

+18,5

+17

+17

+17

24.

+5

+11

+8

+18

+18

+18

+17

+17

+17

25.

+4

+9

+6.5

+17

+19

+18

+16

+17

+16,5

26.

+6

+11

+8,5

+18

+19

+18,5

+17

+18

+17,5

27.

+5

+10

+7,5

+17

+18

+17,5

+16

+16

+16

28.

+4

+8

+6

+17

+19

+18

+16

+16

+16

29.

+3

+6

+4,5

+17

+18

+17,5

+16

+18

+17

30.

+4

+6

+5

+17

+18

+17,5

+16

+17

+16,5

                                                                       

         График измерения  температуры за декабрь месяц 2009 года

Дата

           tº на улице

            tº в классе

 tº в школьном коридоре

утром

после обеда

среднее значение

утром

после обеда

среднее значение

утром

После обеда

Среднее значение

1.

+ 2

+ 6

+ 4

+19

+20

+18,5

+19

+19

+19

2.

+ 4

+ 8

+ 6

+20

+20

+20

+19

+19

+19

3.

+ 4

+ 7

+ 5,5

+20

+19

+18,5

+18

+18

+18

4.

+ 4

+ 8

+ 6

+19

+17

+18

+19

+19

+19

5.

+ 3

+ 7

+ 5

+20

+18

+19

+19

+19

+19

6.

   0

+ 4

+ 2

+18

+18

+18

+19

+19

+19

7.

+ 2

+ 5

+ 3,5

+18

+18

+18

+18

+18

+18

8.

- 1

   0

- 0,5

+18

+17

+17,5

+18

+18

+18

9.

- 1

- 1

- 1

+18

+18

+18

+17

+17

+17

10.

- 4

- 3

- 3,5

+18

+18

+18

+19

+19

+19

11.

- 8

- 5

- 6,5

+18

+19

+18,5

+18

+19

+18,5

12.

- 8

- 4

- 6

+17

+17

+17

+18

+18

+18

13.

- 5

- 4

- 4,5

+17

+19

+18

+17

+18

+17,5

14.

- 14

- 14

- 14

+17

+18

+17,5

+17

+17

+17

15.

- 21

- 20

- 20,5

+16

+16

+16

+17

+17

+17

16.

- 25

- 20

- 22,5

+17

+17

+17

+17

+17

+17

17.

- 23

- 17

- 20

+17

+17

+17

+16

+16

+16

18.

- 23

- 18

- 20

+16

+18

+17

+16

+16

+16

19.

- 18

- 15

- 16,5

+16

+18

+17

+16

+16

+16

20.

- 12

- 10

- 11,5

+16

+16

+16

+15

+17

+16

21.

- 12

- 8

- 10

+16

+16

+16

+16

+16

+16

22.

- 14

- 9

- 11,5

+16

+16

+16

+17

+17

+17

23.

- 11

- 4

- 7,5

+16

+18

+17

+16

+18

+17

24.

+ 1

  0

+ 1

+16

+18

+17

+17

+18

+17,5

25.

- 8

- 1

- 3,5

+17

+18

+17,5

+18

+18

+18

26.

-5

-1

-3

+17

+19

+18

+18

+19

+18,5

27.

+1

+2

+1,5

+18

+18

+18

+18

+18

+18

28.

-2

  0

- 1

+17

+18

+17,5

+17

+18

+17,5

29.

-3

-1

- 2

+18

+18

+18

+17

+17

+17

30.

-5

-6

-5,5

+17

+19

+18

+17

+18

+17,5

31.

-7

-10

-8,5

+17

+18

+17,5

+17

+17

+17

                             

не зависит от температурных факторов внешней среды и поддерживается чаще всего на оптимальном уровне.

Серия опытов №2. Профилактика загрязнения воздуха.

Для поддержания оптимальных условий воздушной среды необходимо, чтобы:

- численность учащихся соответствовала гигиенической норме вместимости;

- выполнялся режим проветривания;

- проводилась ежедневная влажная уборка класса после уроков и во время большой перемены;

- занятия с физической нагрузкой проходили в специальных помещениях.

  В классах должно соблюдаться соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости. Нормы устанавливаются с учетом площади, необходимой на одного учащегося.

Помещение

Норма площади на одного учащегося, кв.м

Реальная площадь, кв.м

Площадь на одного учащегося по результатам измерения, кв.м

Классная комната

1,7 – 2,2

72,95 м2

4,6 м2

Вывод: гигиенические нормы вместимости учебного кабинета / 4 а класс/ соблюдаются.

        В кабинете  соблюдается режим проветривания. Приток воздуха осуществляется через форточки и дверь. Чистота воздуха поддерживается правильной организацией проветривания во время перемен. Проводится двойное проветривание, когда одновременно открыта и форточка, и дверь. Продолжительность проветривания определяется температурой наружного воздуха.

Температура наружного воздуха, ºС

Время проветривания, мин.

От +10 до -6

4 - 10

От +5 до 0

3 - 7

От 0 до -5

2- 5

От -5 до -10

1 - 3

Ниже -10

1 – 1,5

        В сентябре и мае, когда на улице тепло, форточки в кабинете открыты в течение всего времени занятий. В остальные месяцы проветривание проводится на переменах,  в соответствии с температурой наружного воздуха.

 Вывод:  в 4 а классе соблюдается  воздушно – тепловой режим, при несоблюдении воздушно-теплового режима в школьных помещениях  к концу учебного дня температура воздуха  может повышаться на 5 -6 ºС, более чем  в 3 раза могут возрасти концентрация углекислоты и содержание органических кислот, что приводит к резкому изменению самочувствия и настроения школьника и способствует быстрому нарастанию утомления. В хорошо проветриваемом помещении работоспособность школьников в 1,5 – 2 раза выше по сравнению с таковой у детей, занимающихся в непроветриваемом помещении. Влажная уборка помещений препятствует загрязнению воздуха.

Серия опытов №3. Оценка рабочего места.

Основное рабочее место учащегося в школе и дома – его рабочий стол. Рабочая зона на уроке не ограничивается только рабочим местом. Она включает  все видимое и используемое в процессе работы пространство класса (кабинета).

Цель исследования.

Определение основных показателей, характеризующих санитарно – гигиеническое состояние рабочего места и рабочей зоны учащихся.  

  Задание № 1. Характеристика основных параметров рабочей зоны.

Цель: определить основные параметры рабочей зоны учащегося в классе, их соответствие санитарно – гигиеническим нормам.

На своём рабочем месте каждый ученик должен иметь достаточную свободу движений, возможность выбрать удобную позу в процессе работы, встать, подойти к другому рабочему месту или к доске. Поскольку активным элементом рабочей зоны в классе является классная доска, она должна быть хорошо видна под определенным углом с каждого рабочего места.

Основные параметры для трёхрядной расстановки учебных столов в классе и результаты исследований, проведенных в классном кабинете/4а /

Основные размеры

Санитарно-гигиеническая норма, (м.)

Результат и его соответствие санитарно-гигиеническим нормам

№ кабинета -1

Расстояние между рядами

Не менее 0.6 (0.6)

***

Расстояние от наружной стены до ряда столов

Не менее 0.5-0.7

(0.55)

***

Расстояние от внутренней стены до ряда столов.

не менее 0.5-0.7
(0.57)

***

Расстояние от задней стены до последних столов

Не менее 0.7
(3.91)

***

Расстояние от задней наружной стены до последних столов

Не менее 1.0
(3.1)

***

Расстояние от демонстрационного стола до классной доски

Не менее 1.0
(1.37)

***

Расстояние от первого учебного стола до классной доски

2.4-2.7
(2.44)

***

Высота нижнего края классной доски над полом

0.8-0.9
(0.87)

***

Угол видимости доски

Не менее 30 0

400

***

Удалённость последнего рабочего места от классной доски

Не более 8.6
(7.1)

***

Условные  обозначения: *** - полное соответствие,                                            **   - незначительные отклонения,        *    - отклонения превышают 5-7 см.

 Вывод: в кабинете расположение рабочих мест вполне удовлетворяет санитарно - гигиеническим нормам.

Задание №2. Изучение естественной освещенности классного кабинета.

Цель: рассчитать световой коэффициент и его соответствие санитарно – гигиеническим нормам.

Световой коэффициент, который рассчитан в данной работе, характеризует гигиенические условия помещения по естественному освещению. Естественный дневной свет         является важным экологическим фактором, поддерживающим  иммунитет человека и бактерицидную обстановку в помещении, поэтому гигиенические нормативы должны строго выполняться.

Недостаток света является одной из причин плохой осанки, заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности как можно ниже – «писать носом».

Результаты исследования естественной освещенности

Номер кабинета

Кабинет № 1

Номер окна

№ 1

№2

№ 3

№ 4

а и в окон

2,05*1,70 м

2,05*1,70 м

2,05*1,70 м

1,90*1,70 м

S окон

3,49 м2

3,49 м2

3,49 м2

3,23 м2

S застекл.

3,49*0,9=3,14

3,49*0,9=3,14

3,49*0,9=3,14

3,23*0,9=2,91

Общая
S застекл.

3,14*3 + 2,91 =  9,42+ 2,91 =  12,33

S пола

10,65*6,85=72,95 м2

Кол-во окон

4

Свет. коэфф.

0,17

Характеристика естественной освещенности классных комнат.

Номер

кабинета

Световой коэффициент

Вывод

Результат

Санитарно-гигиеническая

норма

1

0,17

0,25 – 0,17

Полное соответствие

Вывод: результаты, приведенные в  таблицах, свидетельствуют о том,  

что в исследуемой классной комнате естественная освещенность  полностью соответствует гигиеническим нормам.

Задание №3. Оценка содержания загрязнителей в воздухе.

Цель: проведение экспресс -  анализа атмосферного воздуха на наличие различных загрязнителей.

Одним из неблагоприятных факторов внешней среды, особенно в условиях города, является загрязнение воздуха пылью.

Пылью считаются любые твердые частицы, взвешенные в воздухе. Такие пыли вызывают аллергические заболевания, как при вдыхании, так и при попадании на кожу (при контакте).

Эксперимент №1. Определение относительной запыленности воздуха.

Исследования показали: что наибольшее количество пылинок (22 - 25) располагаются на учительском столе, на подоконниках возле доски и на первых партах (15 – 18). 

   Эксперимент №2. Определение качественного состава пыли.

Результаты исследования. При частых записях на доске мелом  «мельная» пыль оседает на предметах, расположенных рядом с доской. Сами по себе пылинки не имеют определённой формы, имеют грязно-серый цвет и карбонатное происхождение. Это подтверждается тем, что при внесении на предметное стекло капли соляной кислоты пылинки быстро растворяются с выделением еле заметных пузырьков:

CO32- + 2H+ = CO2 + H2O

        Площадь оседания пылинок за 15 минут достаточно велика: за 15 минут пылинки «заселяют» целиком парту ученика! (108*57 см2. )

Задание №4. Оценка интерьера классной комнаты.

Постоянная визуальная среда - её видимые элементы, их взаимное расположение, цветовое решение - оказывает значительное воздействие не только на орган зрения, но и на человека в целом, вызывая как чисто физиологический ответ, так и психическую реакцию.

Цель работы: оценить основные параметры интерьера классной комнаты и ее  соответствие  санитарно-гигиеническим нормам. 

Цвет поверхности

Отражающая способность( %)

Белый

80%

Светло - желтый

60%

Светло – зеленый

40%

Светло – голубой

30%

Темно – зеленый

12%

Коричневый

11%

Темно – голубой

6%

Элемент интерьера

Гигиенические рекомендации

Полученный результат

№ кабинета

1

Отделка стен

Шероховатые, матовые, допускающие уборку влажным способом.

**

Цвет стен

При южной ориентации помещений рекомендуются более холодные тона окраски стен, при северной - более тёплые, преобладающим цветом является голубой

***

Чистота стен

Чисто вымытые

***

Покрытие пола

Щели, дощатое

**

Потолок

Белого цвета

***

Двери и оконные рамы

Белого цвета

***

Парты, столы, шкафы

Светло - голубые

**

 Жалюзи или тканевые шторы

Светлых тонов, светло - жёлтые

***

Облицовочные материалы

         

Запрещена отделка

внутри помещения полимерными материалами

***

Вывод:     исследовав учебный кабинет 4-а класса, можно сказать, что в  данном помещении показатели состояния интерьера соответствуют  рекомендуемым нормам.

Задание №5. Гигиеническая оценка учебников.

Цель: определить соответствие учебного пособия гигиеническим нормам.

        Анализ учебных пособий свидетельствует о том, что большая часть из них соответствует гигиеническим нормам  практически по всем параметрам.

Обратив внимание на вес учебников, мы решили выяснить, какая нагрузка ложится на плечи школьника младших классов.

Суммарный вес учебников в соответствии с дневной нагрузкой.

День

недели

Предмет

Перечень принадлежностей

Суммарный

вес

Понедельник

Русский

язык

Учебник (305г), тетрадь в линейку 12 листов (50г), /305 + 50 = 355г/

1405 г + сменная обувь

Иностранный

Язык

Учебник (255г), рабочая тетрадь на печатной основе (210г), /255 + 210 = 465 г/

Литературное чтение

Учебник (280г) /280г/

Технология

Учебник (305г) /305 г/

Вторник

Литературное

Чтение

Учебник (280г) /280г/

1535 г + сменная обувь

Математика

Учебник (305 г), тетрадь в клетку 12 листов (50г), /305 + 50 = 355г/

Русский

язык

Учебник (305г), тетрадь в линейку 12 листов (50г), /305 + 50 = 355г/

Окружающий мир

Учебник (300 г), рабочая тетрадь на печатной основе (245г), /300+245 = 545 г/

Среда

Русский

язык

Учебник (305г), тетрадь в линейку 12 листов (50г), /305 + 50 = 355г/

1125 г + сменная обувь

Иностранный

Язык

Учебник (255г), рабочая тетрадь на печатной основе (210г), /255 + 210 = 465 г/

Математика

Учебник (305 г), тетрадь в клетку 12 листов (50г), /305 + 50 = 355г/

Изо

Физическая культура

Четверг

Русский

язык

Учебник (305г), тетрадь в линейку 12 листов (50г), /305 + 50 = 355г/

940 г + сменная обувь

Математика

Учебник (305 г), тетрадь в клетку 12 листов (50г), /305 + 50 = 355г/

Литературное

Чтение

Учебник (280г) /280г/

Технология

Учебник (305г) /305 г/

Пятница

Русский

язык

Учебник (305г), тетрадь в линейку 12 листов (50г), /305 + 50 = 355г/

1205 г + сменная обувь

Математика

Учебник (305 г), тетрадь в клетку 12 листов (50г), /305 + 50 = 355г/

Окружающий мир

Учебник (300 г), рабочая тетрадь на печатной основе (245г), /300+245 = 545 г/

Физическая культура

Выводы: ученики 4 класса в понедельник и вторник несут в портфеле учебники и тетради весом около двух килограммов,  сменная обувь может иметь массу  в среднем 500г – 1000 г и более, вес портфеля составляет 900 – 1000г; таким образом,  около 3 кг несут в руках или за плечами (в лучшем случае). Это превышает допустимые нормы, которые составляют 2-2,5 кг.  Именно это может приводить к развитию заболеваний опорно–двигательной системы.

Задание №6. Анализ  суммарной недельной нагрузки  

          Одним из компонентов в учебно-воспитательной работе является недельная нагрузка учащихся. У учащихся начальных классов 5-дневная учебная неделя, с максимальной нагрузкой – 22 часа, длительность каждого урока – 40 минут, продолжительность перемен – 10 минут, большой перемены – 30 минут. Все это соответствует гигиеническим нормам.

Дни недели

Нагрузка (в баллах)

Понедельник

29

Вторник

33

Среда

36

Четверг

29

Пятница

29

Вывод: недельная нагрузка полностью соответствует норме.

Серия опытов №3.

Что можно узнать о своем здоровье.

        В основу этой части работы положены методы антропометрии, визуальных наблюдений, функциональных проб.

Цель: оценка показателей индивидуального, группового и популяционного здоровья различными методами. Выявление индивидуальных особенностей организма для обоснования мер по повышению работоспособности.

Задание №1. Изучение осанки с помощью визуальных наблюдений.

Цель: оценить осанку в положении стоя.

Результаты исследования состояния осанки учащихся  4-а класса.

№ исследуемого

Пол исследуемого

Возраст исследуемого

Наблюдение за осанкой

Вид осанки

Уровень плеч

Точки касания стены

Поясничный изгиб

пятки

икры

ягодицы

лопатки

голова

1

м

10

-

+

+

+

+

+

-

сутуловатая

2

м

10

-

+

+

+

+

-

+

нормальная

3

ж

10

+

+

+

+

+

+

+

нормальная

4

м

10

+

+

+

+

+

+

+

нормальная

5

м

10

-

+

+

+

+

-

+

сутуловатая

6

ж

10

+

+

+

+

+

+

+

нормальная

7

ж

10

+

+

+

+

+

+

-

    сутуловатая

  8

м

10

+

+

+

+

+

+

+

   нормальная

9

ж

10

+

+

+

+

+

+

+

нормальная

10

ж

10

+

+

+

+

+

+

+

нормальная

11

м

10

+

+

+

+

+

+

+

нормальная

12

ж

11

+

+

+

+

+

+

+

нормальная

13

м

10

+

+

+

+

+

+

+

нормальная

14

м

10

+

+

+

+

+

+

+

нормальная

15

м

10

+

+

+

+

-

+

-

лордическая

16

м

10

+

+

+

+

+

+

+

нормальная

           

Вывод: большинство учащихся 4а класса имеют нормальный вид осанки (75%) и  25% детей имеют  отклонения в развитии опорно-двигательной системы. Следует обратить внимание на уроках по всем учебным дисциплинам и  физической культуры на упражнения, способствующие коррекции  осанки.

   Задание №2.Определение формы стопы методом получения отпечатка.

Цель: определить наличие или отсутствие плоскостопия. 

Определение формы стопы  методом получения отпечатка.

Уч-ся

стопы

Уч-ся

Хар - ка

стопы

        1

плоская

9

нормальная

2

нормальная

10

нормальная

3

нормальная

11

нормальная

4

плоская

12

нормальная

5

плоская

13

нормальная

6

нормальная

14

нормальная

7

нормальная

15

нормальная

      8

нормальная

16

нормальная

Вывод: анализ данной диаграммы показывает, что у  большинства исследуемых детей (81,3%) стопа имеет правильную форму, но имеется группа детей, у которых  стопа имеет различной степени уплощения. Именно дети данной группы нуждаются в рекомендации специалиста и должны посещать  занятия в  корректирующей группе лечебной физкультуры с целью предотвращения  дальнейшего ухудшения состояния опорно – двигательной системы.

Задание №3.Изучение функционального состояния дыхательной и сердечно – сосудистой систем.

Цель: определить основные показатели, характеризующие функциональное состояние дыхательной и сердечно – сосудистой систем и их соответствие возрастным нормам.

 Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генчи.

Возраст

Мальчики

Девочки

Штанге

Генчи

Штанге

Генчи

Т1

Т2

Т1

Т2

10

50

22

50

21

11

51

24

44

20

12

60

22

48

22

Пол

ж/м

Возраст

Т1

Т2

Соответствие

норме +/-, выводы

1

М

10

36

17

-/+, удовл.

2

М

10

17

21

-/+, удовл.

3

Ж

11

38

17

-/+, удовл.

4

М

11

28

25

-/+, удовл.

5

М

11

30

20

-/+, удовл.

6

Ж

11

34

13

-/-, неудовл.

7

Ж

11

28

18

-/-, неудовл.

8

М

11

26

18

-/-, неудовл.

9

Ж

11

25

15

-/-, неудовл.

10

Ж

11

20

14

-/-, неудовл.

11

Ж

11

33

17

-/+, удовл.

12

М

11

26

12

-/-, неудовл.

13

М

11

43

20

-/-, неудовл.

14

М

11

43

20

-/+, удовл.

15

М

11

23

9

-/-, неудовл.

                                          Результаты исследования показателей.

неудовлетворительное

        

Задание №4.Определение биоритмов (хронотипа).     / Приложение №9/

Цель: определить хронотип.

Собственные результаты учащихся  4А

1

1

4

4

4

3

4

4

4

4

4

6

2

4

4

4

2

3

3

2

66

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

1

3

2

2

1

3

2

3

2

2

2

40

4

3

4

5

4

4

4

4

4

4

4

6

2

0

4

1

4

4

4

3

3

68

2

4

3

4

4

3

3

1

2

4

3

3

2

2

3

3

2

2

5

1

2

52

3

5

3

4

3

3

4

3

4

4

4

4

2

3

4

1

3

4

3

2

3

61

2

6

3

4

2

2

2

2

3

3

4

6

4

0

2

1

3

4

5

5

6

61

2

7

1

4

3

3

4

4

3

3

1

4

4

3

2

3

3

4

3

3

3

58

3

8

3

4

3

3

1

3

2

3

4

6

4

0

4

4

2

1

4

3

3

57

3

9

3

4

3

3

4

4

2

2

1

4

2

3

4

4

3

4

3

2

3

58

3

10

3

5

4

3

4

4

2

4

1

6

2

2

4

1

4

4

4

3

3

63

2

11

3

4

4

4

4

4

3

3

4

4

4

0

4

4

3

4

3

3

4

66

2

12

3

4

2

2

3

3

4

3

3

6

0

0

4

3

3

4

3

4

3

57

3

13

4

4

4

3

3

1

2

4

4

3

2

0

3

2

3

2

3

4

6

57

3

14

3

4

4

3

4

4

2

2

1

4

6

0

4

4

4

4

4

2

3

62

2

15

1

3

3

3

4

3

3

4

3

6

4

5

3

3

2

4

3

2

4

63

2

16

3

3

3

3

3

3

3

2

3

5

4

3

4

4

3

4

3

3

4

63

2

Задание №4.Определение биоритмов (хронотипа).    

Цель: определить хронотип.

Выводы: из данной  таблицы следует, что:

всего участвовало  в проведении анкетирования 16 учащихся.

Из них 6 (37,5%) учащихся можно отнести к индифферентному типу (что способствует нормальной адаптации данных учащихся к школьным занятиям на протяжении всего рабочего дня),9 учащихся (56,2%) – к слабовыраженному утреннему (легко переносят занятия в ранние часы суток, но испытывают переутомление во второй половине дня); 1 учащийся (6,3%) к слабовыраженному вечернему типу (ему трудно приспосабливаться к работе в утренние часы, может быть излишне вялым, невнимательным, может  опаздывать на первый урок..)

Рекомендации: довести результаты исследований до родителей и учителей, работающих в данном классе, с целью устранения возможного дискомфорта учащихся, который может возникать при осуществлении учебно-воспитательного процесса без учета особенностей биоритмики отдельных учащихся (опоздания к началу занятий, низкая оптимизация работы на первых или последних уроках, вялость или перевозбуждение).        

Общие выводы и рекомендации.

        Условия работы и учебной деятельности влияют на работоспособность, производительность труда, настроение, а также на состояние различных систем органов.

        В ходе мониторинга школьного помещения было выявлено, что:

1) в  кабинете расположение рабочих мест вполне соответствует санитарно-гигиеническим нормам;

2) кабинет хорошо освещен посредством естественного освещения, световой коэффициент в исследуемом кабинете полностью соответствует нормам, кроме того в сумеречное время суток освещенность повышается за счет дополнительного искусственного освещения;

3) запыленность кабинета не превышает нормы, пыль в основном карбонатного происхождения, которая легко устраняется посредством регулярных влажных уборок;

4) показатели интерьера школьного помещения соответствуют рекомендуемым нормам, особенно хочется отметить цветовую гармонию всех элементов интерьера;

5) учебные пособия соответствуют гигиеническим нормам, но суммарный вес нагрузки, которую переносит за плечами учащийся 4 класса, 2 дня в неделю превышает нормы, которые составляют 2 – 2,5 кг. Это может приводить к возникновению заболеваний опорно-двигательной системы.

        Для решения этой проблемы мы предлагаем оставлять сменную обувь в классном помещении, что позволит снизить вес ранца на 1 кг;

6) анализ суммарной недельной нагрузки полностью соответствует нормам;

7) изучение состояния опорно – двигательной системы показало, что  лишь 75%  учащихся имеют нормальную осанку и 82,3%  - стопу; остальные учащиеся должны посещать  занятия в коррекционной группе лечебной физкультуры с целью предотвращения дальнейшего ухудшения состояния здоровья;

8) функциональное состояние сердечно - сосудистой и дыхательной систем на начало года вызвало особые опасения, т.к. более 50% учащихся имели неудовлетворительные результаты по этим показателям, но постоянные  упражнения на уроках физической культуры уже в первой половине года позволили 30% учащимся повысить основные показатели;

9)

                   

Вывод: сравнение данных диаграмм позволяет сделать вывод о том, что возрастание уровня заболеваемости  в меньшей степени зависит от температурного режима в учебном помещении, но в значительной степени зависит от температуры окружающей среды, опасности вирусной инфекции в социуме и соблюдения гигиенических норм. Следует отметить, что уровень заболеваемости учащихся данной группы, значительно ниже, чем в среднем по школе, и району в целом (МОУ СОШ №1 в данный период находилась на карантине, а заболеваемость учащихся данной группы и школы в целом не превысила допустимых пределов).

        Наше исследование не является медицинским заключением, но заставляет обратить внимание на состояние здоровья и развитие  некоторых систем  организма отдельных учащихся . Поэтому  мы считаем возможным рекомендовать

  • довести до сведения учащихся, родителей и учителей результаты наших исследований с целью предупреждения возможных осложнений состояния здоровья отдельных учащихся;
  • для этого предложить произвести анализ данных на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах;
  • рекомендовать родителям учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата обратиться за консультацией к врачу- ортопеду;
  • рекомендовать учащимся, имеющим видимые отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, посещать занятия ЛФК не только во время уроков физической культуры, но и в после- урочное время;
  • с целью снижения гиподинамии активизировать проведение физкультминут во время уроков, организовать подвижные игры на свежем воздухе во время большой перемены,
  • продолжить анализ данных в следующем учебном году, чтобы выявить наиболее существенные изменения и объяснить причины их возникновения.

  • Методики постановки  экспериментов опубликованы  в пособии: Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В., «Экологический практикум школьника», М., «Учебная литература», 2006 г

Литература

  • Габриелян О.С. «Химия.9класс»- М., «Дрофа», 2005.
  • Габриелян О.С., «Химия 8», М., «Дрофа», 2006 г
  • Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С., «Азбука здоровья», М., «Профиздат», 1980 г
  • Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В., «Экологический практикум школьника», М., «Учебная литература», 2006 г
  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В., «Биология. Введение в общую биологию и экологию», «Дрофа» , 2004 г
  • Курепина М.М., Воккен Г.Г.  Анатомия человека:Учебник для биолог.фак.пед.институтов.-4-е изд.перераб.-М., «Просвещение», 1979
  •  Энциклопедия здоровья. М., 1992.

  • Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991.
  • Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья, М., «Медицина», 1984.
  • Лисицын Ю.П. Слово о здоровье, М., «Советская Россия», 1986.
  • Загрядский В.П., Сулимо – Самуйлло З.К. Физические нагрузки современного человека, Ленинград, «Наука», 1982.
  • Кутырин И.М. Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнения», М., «Наука», 1980.
  • Черкасский Б.Л. Преобразование природы и здоровье человека, М., «Мысль», 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ЛИЧНОСТИ

В данной статье представлен опыт работы с одаренными детьми МКОУ "Сорочинская СОШ" в рамках школьного научного общества учащихся...

Активизация познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике

Описанный опыт организации внеклассной работы может быть использован в любой школе. Учитель выбирает темы, к которым его учащиеся проявляют интерес. Можно изменить и способ изложения в зависимости от ...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...