Умей предупреждать болезни
методическая разработка по естествознанию на тему

Якуб Виктор Иванович

Умей предупреждать болезни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umey_preduprezhdat_bolezni.doc56 КБ
Office presentation icon immunitet.ppt813 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема урока: «Умей предупреждать болезни»

Образовательные: ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях, аллергии.

Воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье,  интерес к предмету;

Развивающие: развивать способность анализировать полученную информацию, делать правильные выводы, любознательность, мышление.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

2. Актуализация знаний.

- Отгадайте три  загадки:

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей. (Солнце)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ее летать,

На землю падает опять. (Вода)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

- Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.

- Верно. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Почему так говорят?

 (Они помогают закалять, укреплять наш организм)

- Для чего человеку нужно быть закаленным?

3. Тема и цели урока.

Сегодня  на уроке будем говорить о закаливании и предупреждении болезней.

Тема урока « Умей предупреждать болезни».

На какой вопрос мы должны ответить в конце урока?

(Что нужно делать, чтобы предупредить болезнь?)

Что нам предстоит на уроке  узнать:

     - как предупреждать болезни?

- что значит быть закалённым?

     - что такое  инфекционные  болезни и аллергия;

Чему на уроке предстоит учиться: правилам закаливания организма.

4.Открытие нового знания.

Я предлагаю вам посмотреть мультфильм о том, как Ежик заботился о своем здоровье. (Смотрим мультфильм «Ежик и здоровье» из серии «Смешарики» 6 мин.).

- Подумайте, правильно ли Ежик заботился о своем здоровье?

  Анализ просмотренного.

- Что произошло в начале фильма? (Ежик задумался о своем здоровье.)

- Безусловно, беречь свое здоровье - дело похвальное, однако как подошел к этому вопросу Ежик? (Он стал искать у себя признаки различных заболеваний.)

- Как вы думаете, правильно ли он поступил? Почему? (Нет, так можно найти у себя что угодно и даже заболеть по-настоящему.)                                    

- Все верно, если человек начнет сам себе внушать, что он |болен, у него на самом деле появятся признаки этого заболевания. Что дальше предпринял Ежик? (Закрылся дома, все обработал зеленкой и перестал общаться с Крошем, боясь от него чем-нибудь заразиться.)

- Как вы думаете, хорошо ли Ежику жилось так? (Нет.)

- Конечно же, нужно заботиться о своем здоровье, однако чрезмерная мнительность привела к тому, что Ежик сломал лапу. Как вы думаете, почему он сразу же перестал выискивать у себя различные заболевания? (Потому что он заболел по-настоящему.)

- Вот видите, Ежику нужно было по-настоящему заболеть, чтобы почувствовать себя здоровым. Будем мы так же, как Ежик, заботиться о своем здоровье? (Нет.)

- А что нужно делать, чтобы наш организм был сильным и сам  справлялся с различными микробами? (Укреплять его.)

- Многие из вас знают веселую песенку:

Ни мороз мне не страшен, ни жара.

Удивляются даже доктора,

Почему я не болею,

Почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора.

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водою из-под крана

Обливаюсь я каждый день.

- Как герой песни укреплял свой организм?

Работа по группам.

- Как мы можем укреплять свой организм? (Закаливанием.)

-Успешным закаливание может быть при соблюдении определённых правил.

- Прочитайте в учебнике задания для групповой работы на стр. 147.

- Изучите правила закаливания воздухом, водой или солнцем.

1-ая группа – закаливание воздухом.

2-ая группа – закаливание водой.

3-яя группа – закаливание солнцем.

Составьте памятку и запишите. Результаты представьте классу.

Затем  вместе сформулируйте общие правила закаливания по стр. 147-148

                                                          ЗАКАЛИВАНИЕ

 

        

- С помощью чего проводится закаливание? (Воздух.)

Открывается первый прямоугольник. Или можно вписать в него слово ВОЗДУХ.

- Что нужно делать, чтобы воздух закалил организм? (Делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне,  играть на свежем воздухе, кататься на коньках и лыжах).

- Что еще способствует закаливанию организма? (Вода)

Открывается второй прямоугольник. Или можно вписать в него слово ВОДА.

- Назовите мероприятия по закаливанию организма водой.

(Начинать закаливание лучше  с прохладного душа, температуру снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистом водоёме. Температура воды должна быть не ниже + 20 градусов. В воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.

- Что еще способствует закаливанию организма? (Солнце).

Открывается третий прямоугольник. Или можно вписать в него слово СОЛНЦЕ.

- Назовите мероприятия по закаливанию организма солнцем.

(Находиться на солнце в головном уборе. Загорать нужно первый раз не больше 5 минут. Постепенно увеличивая время до 30-40 минут. Необходимо пользоваться защитным кремом от солнечных ожогов.)

Сформулируйте общие правила закаливания

1) Первое правило - закаливание следует проводить систематически. 

 2) Другое правило - постепенность. Вставайте рано, всегда в одно и то же время. Вы уже стоите на коврике. Форточка открыта. После зарядки приступайте к водным процедурам. Начинать следует с простого - обтирания как более доступного способа закаливания во все времена года. Сама процедура несложна: намочили полотенце или губку и за 1-2 минуты растерли руки, затем грудь, шею, спину, живот и ноги. После быстро вытерлись насухо. Постепенно снижая температуру воды. Через месяц можно перейти к более сильной процедуре - обливанию или душу. Начальная температура воды 30-35 градусов. Затем постепенно ее понижают. (слайд )

3) Очень сильное закаливающее средство - контрастный душ, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной. При этом начинают с минимальной разницы температур, постепенно доводя ее до максимальной. (слайд )

4) Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться, чаще проветривать комнату, не укрываться на ночь слишком тепло. (слайд )

5) Занимайтесь легкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках, на лыжах - и ваши мускулы будут упруги и крепки. (слайд )

6) Летом старайтесь больше быть на свежем воздухе - в лесу, у реки. Играйте в мяч, и другие подвижные игры. Ходите в походы. (слайд )

Помните: солнце, воздух и вода - самые верные наши друзья.

Закалять свой организм нужно постепенно и настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.

Примером может служить великий полководец Александр Васильевич Суворов. Его мы сегодня вспомнили неслучайно. Дело в том, что закаливание помогло Александру Васильевичу не только стать военным, но и добиться огромных успехов на этом поприще. В детстве Суворов был слабеньким тщедушным мальчиком. Он так часто болел, что отец решил не отдавать его на военную службу, а подобрать для него какое-нибудь гражданское занятие. Это не понравилось маленькому Саше. Для того чтобы переубедить отца, он каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физкультурой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло и часами ездил верхом. С большим удовольствием парился с веником в русской бане. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец обливался водой, в походах спал прямо на земле и предпочитал простую грубую солдатскую пищу. Всё это помогло А. Суворову уже не в молодом возрасте вместе с русской армией совершить тяжёлый переход по снегам и льдам горного массива Альпы, овладеть высокогорным перевалом, ударить в тыл неприятельской армии и разбить её.

5. Осознание и осмысление учебной информации.

Инфекционные болезни и аллергия.

- Какой человек чаще болеет?

- Какие болезни вы уже знаете?

Существуют инфекционные болезни и аллергия.

Слово «инфекция» в переводе с латинского значит «заражать». Главное отличие инфекционных болезней от всех остальных в том, что они могут передаваться от больных людей к здоровым. Именно эта способность заболеваний позволяет им поражать одновременно множество людей, вызывать эпидемии (от греческого слова «повальная болезнь»)

Прочитать в учебнике текст «Инфекционные болезни и аллергия» стр. 148-148.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

По небу ходит Маляр без кистей. Краской коричневой Красит людей.

Слайд 3

В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ее летать, На землю падает опять.

Слайд 4

Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.

Слайд 5

СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!

Слайд 6

Цели и задачи Узнать: как предупреждать болезни? что значит быть закалённым? что такое инфекционные болезни и аллергия; Учиться : правилам закаливания организма.

Слайд 7

Общие правила закаливания Систематичность Постепенность Настойчивость

Слайд 9

Инфекционные болезни Инфекция – (лат.) «заражать» Эпидемия – (греч.) «повальная болезнь»

Слайд 10

Аллергия – особая чувствительность к некоторым веществам. Нельзя употреблять отдельные продукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему Минздрав предупреждает?

Борьба с курением, и прежде всего профилактика курения среди детей и подростков, - одна из основных задач оздоровления нашего общества. Поскольку...

Сценарий тематического вечера "Минздрав предупреждает!"

По результатам опроса, проводившегося три  последних года, в нашей школе неуклонно растет число курящих детей. Считаем, что подобные мероприятия помогут некоторым ребятам осознать опасность...

ролевая игра для 8-9 классов "Минздрав предупреждает"

данный материал дает  представления о влиянии на организм никотина, алкоголя, наркотиков,  помогает воспитанию бережного отношения к здоровью как к главной ценности в условиях прогрессирующи...

Ролевая игра "Минздрав предупреждает"

Классный час о вреде курения. Учащиеся разбиваются на группы (врачи, химики, статисты,историки, участники агитбригады). Каждая группа со своей точки зрения рассматривае вопрос о вреде курения....

Психологи предупреждают...

Как реагировать родителям на плохие оценки своих детей? Стоит ли ругать их за это? Что делать и чем помочь?...

Тема: «Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.Пути передачи возбудителей инфекционных болезней.»

Тема: «Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.Пути передачи возбудителей инфекционных болезней.»...