Почему Минздрав предупреждает?
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Борьба с курением, и прежде всего профилактика курения среди детей и подростков, - одна из основных задач оздоровления нашего общества. Поскольку привычки человека формируются с детства, именно в школе должна выработаться у учащихся установка на отрицательное отношение к этой вредной привычке, полное неприятие ее в дальнейшей жизни. Целью данной работы является выявление на основе эксперимента изменение отношения учащихся к курению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issled._rabota_urochnyy_variant.docx | 621.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почему Минздрав предупреждает?
Объект: учащие ся 5-11 классов МОУ «Тимершикская СОШ Сабинского муниципального района».
Предмет: определить условия и факторы, опреде ляющие отношение учащихся к курению.
Цель: на основе эксперимента выявить из менение их отношения к курению.
За дачи: 1. Изучить литературу о распространении и вреде курения среди молодежи.
2. Выявить отношение к курению учащих ся нашей школы.
3. Изучить культуру знаний о вреде куре ния среди учащихся нашей школы.
4. Провести открытый эксперимент.
5. Выявить отношение к курению учащих ся нашей школы после эксперимента.
Методы: анке тирование, эксперимент.
Ход исследования:
- Организация исследовательской деятельности.
- Работа в библиотеках, Интернете. Анализ и систематизация материала о вреде курения.
И как оказалось, в современном обществе остро стоят проблемы, связанные с курением, и их необходимо решать не только обществу, но и каждому человеку. По данным ВОЗ, в мире в среднем каждые шесть секунд умирает один человек от заболеваний, связанных с курением табака, а ежегодно по этой причине умирают пять миллионов человек. «Если тенденции нарастания распространенности курения не будут снижаться, то по прогнозам к 2020 году ежегодно преждевременно будут умирать 10 млн. человек, а к 2030 году курение табака станет одним из самых сильных факторов, приводящих к преждевременной смерти». По данным первого замглавы комитета Госдумы РФ по охране здоровья, академика РАМН Николая Герасименко «От причин, связанных с курением, в России каждый год умирает до полумиллиона человек». Пассивное курение увеличивает статистику смертности от табакокурения.
- Анкетирование.
Для выявления масштабов курения в школе, причин, которые способствуют приобщению молодых людей к курению, мы провели анкетирование. В ней участвовали 92 человека – учащиеся 5-11 классов. По результатам оказалось:
- 12 % учащихся имеют привычку курить;
- основной возраст, когда начинают курить, - 11-14 лет;
- причиной курения часто бывают влияние «улицы»;
- 39 % учащихся не волнует предупреждающая надпись на пачке сигарет;
- 50 % не знают состав табачного дыма;
- 63 % знают о свойствах никотина;
- 57% знают о последствиях курения.
Анализ анкет выявил парадокс: зная о свойствах никотина и последствиях курения, 12 % учащихся курят. То есть, распространенный факт – 7 капель никотина убивают лошадь – имеет весьма отдаленную опасность, с точки зрения учащихся. Кто видел курящую лошадь или лошадь, умершую от никотина?
Чтобы бороться со злом, необходимо иметь как можно больше знаний о его причинах. И мы решили наглядно продемонстрировать влияние табачного дыма на живые организмы – поставили эксперименты, проделали химические опыты с сигаретами.
- Эксперименты.
Эксперимент №1.
Сигарету, закрепленную в штативе, через мундштук или остатки от капельницы соединили с резиновым шлангом с одной из двух стеклянных трубок, вставленных в кониче скую колбу, наполненную ватой (см. рис.2) Вторая труб ка таким же образом соединена с резиновой грушей (250 мл). Груша с колбой имитируют работу легких: воздух, содержащий табачный дым от зажженной сигареты, проходит через вату. Через две минуты сигарета «выкурена», учащиеся видят, что вата пожелтела.
Рис. 2. Эксперимент «Курильщик»
Пожелтевшую вату опустили в раствор марганцовки, она обесцвечивается (см. рис.3). Это оз начает, что в табаке содержится множество органических веществ, которые отравляют организм: одиннадцать алкалоидов, схожих по строению с никотином, раздражающие вещества, ядовитые газы, канцерогенные ве щества (более 400 наименований).
Рис. 3. Обецвечивание ваты из колбы.
При вы куривании 20 папирос сразу человек получа ет смертельную дозу никотина. После одной затяжки никотин через 7 с попадает в мозг, через 15-20 с - в пальцы ног.
Смертность среди курящих в 15 раз выше, чем среди некурящих.
Эксперимент №2: Действие табачного дыма и никотина на муравьев.
Для эксперимента подготовили «курительный аппарат» (резиновая груша, соединенная со стеклянной трубкой, на конце которой нахо дится резиновая трубочка, в которую поме щается сигарета). В три колбы одинаковой вместимостью поместили одинаковую массу еды (хлеба), одинаковую массу воды (вату, смоченную водой). В каждую колбу поместили по 5 муравьев (см. рис.4). Первую колбу закрыли пробкой, она — контрольная. Во вторую и третью нагнетали дым сигареты без фильт ра и с фильтром. Плотно их закрыли. Таким образом создали муравьям (та раканам) одинаковое пространство обитания, одну и ту же питательную среду, но разные условия.
А Б
Рис. 4. Действие табачного дыма и никотина на муравьев: А – банка с муравьями, куда
нагнетали дым от сигарет, Б – контрольная банка с муравьями.
По результатам эксперимента оказалось, муравьи могут находиться в замкнутом пространстве с объемом воздуха 500 мл 21 день. Если этот воздух вытеснить дымом сигареты без фильтра или сигареты с фильтром, продолжительность жизни муравьев (тарака нов) снизится от нескольких минут до 1 дня. Практически жизнь в среде дыма без воздуха не существует. Это свидетельствует о том, что пассивное курение опасно для организма.
Эксперимент №3: Действие никотина на семена гороха.
Высадили в три рассадника по пять семян го роха на глубину 0,5 см. (см. рис.5) Поливку проводили в одно и то же время одинаковым объемом воды. Первый рассадник поливали обыкно венной водой, второй и третий — водой, в которую на 10 мин опускали вату с никоти ном от сигареты с фильтром и без фильтра. В результате, горох на втором и третьем рассаднике не взошел. Под действием никотина семена гороха не развились. Никотин, содержащийся в воде для полива, убивает зародыши семян.
Рис.5. Действие никотина на семена гороха.
Данный эксперимент повторили с семенами гороха, выдержанными в течение 3 дней в воде. Рассадник, который поливали водой, взошел через 3 дня. А горох во втором и третьем рассаднике взошел через 5 дней и отставал в развитии (см. рис. 6).
Рис.6. Действие никотина на семена гороха, выдержанные в течение 3 дней в воде.
Химический опыт с сигаретами №1: Получение растворов ве ществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет
• Получили табачный дым (см. эксперимент №1). Взяли небольшой стакан с 20-25 мл дис тиллированной воды и выпустили из груши дым в воду (если груша не будет доставать до дна стакана, можно надеть на грушу стеклян ную трубочку). Некоторые компоненты дыма растворятся в воде. Забор сигаретного дыма повторили несколько раз. Сигаретный дым можно также выпускать в колбу с водой, после чего ее закрывают пробкой и встряхива ют для растворения веществ.
• Оторвали фильтр от сигареты после «курения», развернули его и поме стили в небольшую колбу с 10-20 мл дистил лированной воды. Колбу закрыли пробкой и встряхнули несколько раз.
Полученные растворы оставляем для по следующих опытов.
• Определение реакции среды полученных растворов. Далее исследовали реакцию среды полученных растворов, для чего внесли в них универсальную индикаторную бумагу (см. рис .7).
Рис 7. Определение реакции среды растворов компонентов табачного дыма.
Она показала кислую реакцию среды. Кислоты образовались при взаимодействии воды с СО2, SO2 и NO2, выделяющимися при тлении табака:
CO2 + H2O → H2CO3 ; SO2 + H2O → H2SO3 ; 3NO2+ H2O → 2HNO3 + NO
Химический опыт с сигаретами №2: Обнаружение фенолов и вос становителей в табачном дыме и фильт ре сигарет.
• Реакция с FeCl3. В две пробирки нали ли по 1 мл растворов, приготовленных в опыте 1, и добавили 2-3 капли 5%-ного раствора FeCl3. Жидкость окрасился в ко ричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения. Каждый фенол дает с FeCl3 свою окраску, например фенол — фиолетовую, пирокате хин — зеленую, а гидрохинон — зеленую, переходящую в желтую.
• Реакция с КМпО4. В табачном дыме со держатся восстановители, обладающие высо кой токсичностью и раздражающим действи ем, например бензальдегид, формальдегид, акролеин. Их обнаруживают следующим об разом: в две пробирки налили по 1 мл раствора табачного дыма и раствора, полу ченного при вымачивании сигаретного фильтра. Добавили в пробирки несколько капель 5%-ного раствора КМnО4. Наблюда ли обесцвечивание раствора и выпадение бурого осадка МnО2 из-за восстановления КМnО4 веществами, содержащимися в та бачном дыме: МnO4 - + 2Н2О + 3e → MnO2 ↓ + 4ОН-
Содержании вредных ве ществ, оставшихся на фильтре после куре ния, в табачном дыме, прошедшем через фильтр, зависит от интенсивности окраски комплек сов железа(Ш) и от массы осадка МпО2.
!!! Для удаления маслянистого налета, образовавшегося на стенках стакана после растворения в нем сигаретного дыма, пришлось применить моющее средство. Использованная груша даже после многочисленных промывок водой источала сигаретный «аромат».
- Выявление отношения к курению учащихся нашей школы после эксперимента.
После того как все эксперименты закон чили, провели анкетирование с целью выяснения отношения к курению после экс перимента.
На основании наглядного эксперимента 70% исследуемых учащихся ответили, что недостаточно знают о действии различных ингредиентов табачного дыма на живой ор ганизм, 95% учащихся не стали бы пробовать курить, если бы раньше видели своими глазами ре зультаты подобных экспериментов.
Это свидетельствует о том, что нагляд ный эксперимент может произвести доста точно сильное впечатление на ребят и сфор мировать у них отрицательное отношение к курению.
- Конкурсы на рекламу и плакаты о здоровом образе жизни (против курения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Почему так названы?"
Для общеобразовательной школы.Ориентирована на курс химии по программе О. С. Габриеляна (урок "Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химические знаки", но может быть использован...
Сценарий тематического вечера "Минздрав предупреждает!"
По результатам опроса, проводившегося три последних года, в нашей школе неуклонно растет число курящих детей. Считаем, что подобные мероприятия помогут некоторым ребятам осознать опасность...
ролевая игра для 8-9 классов "Минздрав предупреждает"
данный материал дает представления о влиянии на организм никотина, алкоголя, наркотиков, помогает воспитанию бережного отношения к здоровью как к главной ценности в условиях прогрессирующи...
Курить - здоровью вредить или минздрав ПРЕДУПРЕЖДАЕТ!!
Классный час...
Ролевая игра "Минздрав предупреждает"
Классный час о вреде курения. Учащиеся разбиваются на группы (врачи, химики, статисты,историки, участники агитбригады). Каждая группа со своей точки зрения рассматривае вопрос о вреде курения....
Почему мы потеем, и почему нам хочется пить.
Занятие из раздела "Здоровье"...
проект по физике "Почему кошки видят ночью? Почему у кошки светятся глаза?"
У меня дома живет кошка – Мурка. В этом году ей исполнилось 6 лет. Она ещё молодая и игривая кошка, я очень люблю с ней играть. И вот, однажды вечером, я искала М...