ОТКРЫТЫЙ УРОК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ «ЛИСТОПАД И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ» 7 КЛАСС
план-конспект урока по естествознанию (7 класс) на тему
Урок естествознания в коррекционной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
listopad_i_ego_znachenie.docx | 507.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ногинская специальная (коррекционная)
школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ШМО УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
ОТКРЫТЫЙ УРОК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
«ЛИСТОПАД И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ»
7 КЛАСС
Павлова Л. В., учитель естествознания, классный руководитель,
высшая квалификационная категория
27.11.2015
Цель урока: формирование представлений о процессе листопада.
Задачи урока.
- Создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о процессе листопада и его значении для растений.
- Содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес.
- Прививать любовь к окружающему миру.
Оборудование.
- Название темы на доске.
- Задание у учащихся на листе «Приклей правильно листья».
- Костюм осени.
- Определение термина «Листопад» (на доске).
- Презентация «И. Бунин «Листопад».
- Схема «Окраска листьев осенью» (на доске).
- Видеоролик «Листопад».
- Раздаточный материал (листья).
План урока.
- Организационный момент. Самомассаж БАТ.
- Стихотворение «Ещё недавно на вершине клёна…»
- Презентация «Листопад».
- Рассказ учителя с объяснением нового материала.
- Работа со схемой «Окраска листьев осенью».
- Знакомство с понятием «Листопад». Определение листопада.
- Рубрика «Знаете ли вы, что…?» Читают учащиеся.
- Приметы листопада. Читают учащиеся.
- Просмотр видеоролика «Листопад».
- Загадывание загадок о деревьях с демонстрацией осенних листьев.
- Игра – физминутка «Листопад».
- Задание «Приклей правильно листья и цвет твоего настроения».
- Закрепление пройденного материала.
- Итог урока. Оценки.
Конспект урока
- Организационный момент. Самомассаж БАТ (биологически активных точек).
- Стихотворение «Ещё недавно на вершине клёна…»
Ученик. Ещё недавно на вершине клёна
С другими листьями он дружно шелестел,
Но час пришёл, и бывший лист зелёный,
Опору потеряв, с вершины вниз слетел.
Вот он лежит, опору потерявший
Сухой кленовый лист,
В ненастный день опавший,
А лес ещё живёт – шуршит его листва,
Хоть осень с каждым днём
Берёт свои права
И наступает время листопада.
- Презентация «Листопад».
- Рассказ учителя с объяснением нового материала.
- Вы только что увидели красивый видеоролик «Листопад» и прослушали стихотворение о листе клёна. Тема нашего урока «Листопад и его значение».
Беседа о листопаде.
- Почему листья меняют свою окраску осенью? (Похолодание, накопление вредных веществ, разрушение красящего вещества – хлорофилла).
- Что значит листопад для лиственных деревьев? (Освобождение от тяжести, выживание зимой, приспособление к неблагоприятному времени года, отдых).
Рассказ учителя.
- Зелёную окраску листьям растений придаёт хлорофилл – вещество, ответственное за фотосинтез (образование органических веществ, необходимых для жизнедеятельности растений). Готовясь к зимней спячке, дерево сбрасывает старые листья, на смену которым весной распускаются новые. Но прежде чем сбросить лист, растение забирает из него питательные вещества – белки и углеводы.
Осенний лист после распада белка и хлорофилла теряет зелёный цвет и приобретает тот, который присущ его тканям – жёлтый, бурый, оранжевый. Деревья долго были зелёными, на короткий миг они вспыхнули яркими красками: оранжевыми, жёлтыми, багряными. Потом их наряд листопадным дождём падает на землю, и тёмные, строгие деревья будут ждать новой весны.
- Работа со схемой «Окраска листьев осенью».
- На доске даны названия окраски осенних листьев. Надо пойти и прикрепить кружочки по цвету.
Окраска листьев осенью
жёлтая красная бурая оранжевая
(учащиеся прикрепляют цветной кружочек)
- Знакомство с понятием «Листопад». Определение листопада.
- От каких слов происходит слово «листопад»? (лист падает)
На доске:
Листопад - подготовка растений к зиме.
Листопад – защитное приспособление растений к неблагоприятным условиям жизни.
Рассказ учителя о листопаде.
- Листопад происходит осенью. Листья опадают друг за другом, за короткое время. Осенью с понижением температуры воздуха испарение уменьшается, затрудняется снабжение растений водой. Зимой растения находятся в состоянии покоя, их рост сильно замедляется. Листопад защищает ветви от поломок в зимнее время, приспосабливает растения к перезимовке.
- Рубрика «Знаете ли вы, что…?» Читают учащиеся.
- Знаете ли вы, что в Африке у растений листопад бывает не осенью, а весной – в самое жаркое время года? Так растения приспособились к недостатку воды и иссушающей жаре.
- Приметы листопада. Читают учащиеся.
- Назовите народные приметы, связанные с листопадом.
- Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.
- Осенью листопад пройдёт скоро – ожидается крутая зима.
- Листья опадают у берёзы чисто – к лёгкому и урожайному году.
- Просмотр видеоролика «Листопад».
- Давайте посмотрим фрагмент листопада. Беседа по просмотру.
- Загадывание загадок о деревьях с демонстрацией осенних листьев.
Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается. (Берёза)
Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий.
Из него добротен сруб.
Угадали? Это…(Дуб)
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клён)
Украшение лесочков,
Как ты зелен и тенист!
До пятнадцати листочков
Образуют сложный лист. (Ясень)
- Игра – физминутка «Листопад».
- А сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Проведём физминутку
в форме игры. (Ученик в костюме осени читает стихи о листопаде, подбрасывает вверх листья, а дети ловят опавшие листья, показывают их и называют, с каких деревьев опали листья).
В опустевшем старом парке
Осень делает подарки:
Лист дубовый, лист берёзовый,
Лист оранжевый, лист розовый,
Лист багряно – огневой,
Выбирай себе любой.
- Задание «Приклей правильно листья и цвет твоего настроения».
- Перед вами листья с разных деревьев. Их надо приклеить в соответствующую графу.
Клён | Берёза | Дуб | Цвет твоего настроения |
Рябина | Осина | Ясень |
- Давайте узнаем цвет вашего настроения.
- Закрепление пройденного материала.
- По земле бродит осень. Это время года очень непредсказуемое: то солнышко, то моросящий холодный дождь. В народе месяц ноябрь называют – «сентябрёв внук; «октябрёв сын, зиме – родной батюшка». Природа переходит на зимний режим. Всё живое готовится к зиме: и животные и люди, и, конечно, растения.
Ученица читает стихотворение «Скинуло кафтан зелёный лето…»
Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке –
Русская румяная зима!
- Этим стихотворением мы заканчиваем наш урок. Будем ждать русскую румяную зиму с её играми, забавами.
- Итог урока. Оценки.
- Вы хорошо поработали. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме: "Значение и правописание частиц"
Тип урока: повторительно-обобщающийЦели:Закрепление понятия о функциях частицы как служебной части речи.Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.Задачи:Показат...
Урок естествознания. Обучение на дому.8 класс. «Что изучает наука «Естествознание?»
Цель:- Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности по изученной теме. Создать условия для усвоения знаний, о взаимодействие и взаимосвязь внутренних и внешних процес...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ЖИВОГО МИРА «РЕЖИМ ДНЯ» 9 КЛАСС
Интегрированный открытый урок в коррекционной школе...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Слово. Лексическое и грамматическое значения слова".
Открытый урок по русскому языку в 5 классе....
Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...
Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...
Открытый урок по ФГОС "Многообразие и значение бактерий" 5 класс
Разработка открытого урока имеет цель раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериям...