ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
консультация по естествознанию ( класс) на тему
Цель экологического воспитания - формирования экологической культуры обучающихся, их ответственного отношения к природе, создания благоприятной экологической среды. Для меня всегда актуальны слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Приоритетным направлением моей деятельности в школе является экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, решение задач практической природоохранной деятельности, формирование гражданской активной позиции, развитие познавательного интереса обучающихся, воспитание любви к малой родине через различные мероприятия по экологическому, гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_kak_osnova_nravstvennogo_vospitaniya.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
АВТОР: УЧИТЕЛЬ ХИМИИ
ПАНАЭТОВА СОФЬЯ ИЛЬИНИЧНА,
УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОР
СТ. ЕССЕНТУКСКАЯ
2015
«Экологическое воспитание как основа нравственного развития обучающихся».
Цель экологического воспитания - формирования экологической культуры обучающихся, их ответственного отношения к природе, создания благоприятной экологической среды. Для меня всегда актуальны слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Приоритетным направлением моей деятельности в школе является экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, решение задач практической природоохранной деятельности, формирование гражданской активной позиции, развитие познавательного интереса обучающихся, воспитание любви к малой родине через различные мероприятия по экологическому, гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
Более 30 лет я занимаюсь экологической работой в школе и станице. На протяжении 10 лет возглавляла учебно-производственную бригаду обучающихся школы, более 30 лет являюсь ответственной за общественно полезный труд школьников. В 2007 году совместно с учениками своего класса изучили экологическое состояние реки Подкумок и открыли на его правом берегу заказник «Ивовый», в котором убрали мусор, посадили 42 ветки ивы, а затем на протяжении нескольких лет пополняли новыми саженцами. В 2010 году, принимая участие во Всероссийском молодежном движении «ЭКА» в программе содействия восстановлению лесов «Больше кислорода!», со своими учениками на территории школьного двора создали питомник «Сосновый» из которого высаживаем подросшие сосны по всей территории школьного двора. В мае 2014 года на Алее Памяти рядом с мемориалом павшим героям ребята высадили 4 сосны - акция была посвящена 25-летию вывода советских войск из Афганистана. В ноябре 2014 года обучающиеся всей школы приняли участие в акции «Посади дерево», посвященной 55 – летию Предгорного района - посадили 55 туй по периметру школьного двора. Главная цель акции – не только увеличение количества хвойных деревьев, но и формирование гражданской позиции школьников и жителей станицы, воспитание бережного отношения к зеленым насаждениям района. В апреле 2015 года на территории школьного двора планируем высадить две аллеи: «Аллею России» посвященную 70 – летию Победы из каштанов и «Аллею выпускников» из кленов.
Среди предметов естественного цикла химия занимает особое место в решении проблем сохранения природной среды, в предотвращении экологической катастрофы на планете, в улучшении здоровья людей, сохранении генофонда. Изучение химии позволяет глубоко познать законы природы, сформировать представление о составе, строение веществ и их превращениях в живом и неживом мире, раскрыть механизмы процессов в природном круговороте элементов, а также роль биогенных элементов в природной среде, расширить знания о причинах нарушения сложившихся биоценозов и путях предотвращения кризисных явлениях в окружающей среде.
Экологическая проблема – прежде всего проблема нравственная. И в этом смысле экологическое воспитание несет в себе большой нравственный потенциал. Нравственность предполагает не только стремление к самосовершенствованию, духовному развитию, но и заботу о будущем. Оберегая природу, заботясь о сохранении её целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой. По этому, учитель сегодня должен стать проводником нового мышления – экологического, способного при условии высокой нравственности, образованности, культуры и профессионализма вывести человечество из экологического тупика.
Принимая всё это во внимание и для повышения интереса к изучаемому предмету сотрудничаю с «Центром детского творчества» - составила и использую в работе образовательную программу экологического кружка: «Химия и защита окружающей среды». Я опираюсь на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе обучения базового курса химии. Программа кружка включает темы экологического содержания, которые не изучаются в школьной программе. Их рассмотрение во взаимосвязи с химическим содержанием позволит сформировать у учащихся представление о причинах, масштабах и последствиях антропогенного воздействия на природную среду, о мерах её защиты и восстановления, о перспективных направлениях химической науки в решении ряда экологических проблем и дать возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за её сохранение.
Исследовательская группа обучающихся проводит работу в области изучения экологических проблем в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – КМВ, ежегодно показывает открытые мероприятия районного уровня в рамках месячника по экологическому воспитанию. Задачи социализации обучающихся реализуются за счет включения их в социальное проектирование. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, достичь поставленных целей. Думаю, если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что к настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным. Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, а человек, умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Каждый из проектов, разработанных мной и экологической группой обучающихся школы, состоит из теоретической части, в которой заключена информация из различных источников: периодической печати, учебников, научно-популярной литературы, интернет и практической, представляющей собой исследования обучающихся, связанные с воздействием человека на атмосферу, почву, гидросферу.
Так, социальный проект: «Изучение ручья Капельный в целях питьевого водоснабжения и рекреации. Водно-декоративный комплекс долины ручья Капельный» - серьезная работа. Она - победитель районного этапа Всероссийского национального водного конкурса награждена дипломом краевого центра экологии, туризма и краеведения. Работа: «Перспективная рекреационная зона курорта Ессентуки» напечатана в 2013 году в сборнике I Кавказского международного экологического форума - в разделе «Проблемы и перспективы развития туризма на Кавказе» и рекомендована для использования при организации рекреационной зоны г. Ессентуки в районе ручья Капельный и прилегающей территории. Проект: «Технология выращивания картофеля во второй половине лета в условиях Предгорного района» награжден дипломом 1 степени международного дистанционного конкурса: «Ты – гений!».
Каждый из социально значимых проектов, разработанных вместе с экологической группой обучающихся школы, состоит из теоретической части, в которой заключена информация из различных источников: периодической печати, учебников, научно-популярной литературы, и практической, представляющей собой исследования, связанные с воздействием человека на атмосферу, почву, гидросферу.
В сентябре 2014 года по моей инициативе был разработан проект: «Ландшафтный дизайн пришкольной территории». Экологическая группа школы предложила включиться в эту деятельность всем обучающимся школы. Была спланирована территория для высадки деревьев и кустарников, завезены земля и грунт, разбиты цветники, купили рассаду цветов, которая были высажена на территории школьного двора согласно ранее разработанному плану. Проект: «Ландшафтный дизайн пришкольной территории», разработанный вместе с экологической группой обучающихся 10а класса, награжден диплом I степени Всероссийского дистанционного конкурса работников образования «Мое творчество» и отправлен на районный конкурс дизайнов школьных дворов, финал которого состоится в сентябре 2015 года. Этот проект помог ребятам не только научиться планировать свою деятельность, но и научиться работать в коллективе, способствовал развитию эстетических вкусов, помог применить полученные знания на практике. В нашей школе всегда царит дух творчества, инициативы, проводится много интересных и значимых дел, готовивших обучающихся к взрослой жизни. О школьных делах, достижениях, успехах, победах, об умных учениках, начинающих спортсменах, о людях станицы писала и пишет наша местная газета « Искра» и школьная газета «ШАНС»: «На природу – без костров!», «Наш Подкумок», «Юбилею района посвящаем», «Зеленый сад в школе». Кроме того, свои работы я и мои ученики размещаем на сайте центра педагогического мастерства «Новые идеи», сайте работников образования «Открытый урок». В настоящее время на занятиях кружка «Химия и защита окружающей среды» проводим экологическую экспертизу продуктов питания. Готовим 2 проекта - проект о пищевых добавках с индексом «Е», тем индексом, что делает магазинные продукты красивыми, аппетитными, долгоиграющими, но не безопасными, и проект «Просто и очень полезно» - о 10 растительных продуктах и химических элементах входящих в их состав, без которых здоровый образ жизни невозможен. С работами планируем выступить на школьной научно-практической конференции в мае 2015 года. Проекты, составленные вместе с экологической группой обучающихся, награждены дипломами международного конкурса «Ты – гений!», Всероссийского дистанционного конкурса работников образования в номинации « Детские исследовательские работы и проекты », напечатаны в электронном СМИ работников образования на сайте ИнфоЦентра «Эврика».
Результаты указывают на верное направление в моей педагогической деятельности, целью которой считаю создание условий, способствующих развитию личности ребенка, в том числе и повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса, которые нужно рассматривать как один из показателей личностного роста обучающихся, обеспечивающих повышение качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие обучающихся через поисково-исследовательскую деятельность в кружке «Музей истории школы».
Данная статья содержит обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся, концептуальные основы работы, цели изадачи а также описание опыта работы....
«Классный руководитель-организатор нравственного развития обучающихся».
Задачи и функции,которые призван решать классный руководитель по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной работы....
Национально-культурный компонент в преподавании иностранного языка как одно из важнейших средств духовно-нравственного развития обучающихся
На современном этапе обучения в условиях обновления содержания образования тенденция интеллектуального и духовно-нравственного развития обучаемых стала ведущей. Духовное возрождение общества требует в...
Статья «Приоритеты духовно-нравственного развития обучающихся»(из опыта работы)
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы....
«Любовь к Отечеству – основа нравственного развития личности»
Внеклассное мероприятие по литературе«Любовь к Отечеству – основа нравственного развития личности»(на материале «Слова о полку Игореве»)Игра «Эрудит»....
Методики для определения уровня духовно-нравственного развития обучающихся, воспитанников. Анкета "Нравственные понятия"
laquo;Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии&ra...