Урок-игра "Силы в природе"
план-конспект урока по естествознанию (7 класс) на тему

 данный материал  используется приизучении следующих сил: силы тяжести, силы упругости, веса тела, силы трения и содержит выполнение небольших практических работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_otkrytyy_urok.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – игра по теме: «Взаимодействие тел. Силы в природе», 7 класс

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о способах определения сил тяжести, упругости, трения и веса тела.

Задачи урока:

  1. Формировать познавательный интерес к физике.
  2. развивать творческие способности,
  3. Развивать мышление учащихся,
  4. формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления.

Ход игры:

Сегодня мы проводим урок в форме игры, которая позволит проявиться всем вашим способностям, расширит ваш кругозор, научит видеть изученные материалы на уроках.

мотивационный этап урока

Учитель говорит: «Игру начинает та команда, которая наберет больше баллов в физической разминке ».

Конкурс «Разминка»

1.Найди и вычеркни лишнее слово:

Физические величины:  вес, путь, время, сила, газ, скорость, масса.

Физические приборы: динамометр, линейка, термометр, весы, мензурка, жидкость, секундомер.

 

2. «Найди правильную дорогу»

Соедини обозначение физической величины с ее единицей и названием:

V         с                     Плотность

F          кг/м3              Время

ρ          Н                 Объем

t           м3                    Сила  

По результатам разминки определяем какая команда начинает игру первая.

Определение темы игры (читают загадки и по ответу определяют тему)

Конкурс «Знаем ли мы их»

На столе лежат четыре карточки на которых напечатаны стихи о четырех силах. Учащиеся выходят к доске, вытаскивают карточку, прочитав стихотворение, узнают силу и рассказывают о ней (природа силы, от чего зависит, куда направлена, к чему приложена, как измеряется, графическое изображение).
На карточках приводятся следующие стихотворения.

 Сила упругости
Изменяю размер я тут;
Здесь – длину, здесь – ширину,
Здесь – сожму, здесь – растяну.
И хочу признаться я:
Деформацией я рождена.
Хотя ей противоположна,
Рассчитать меня не сложно.

 Сила тяжести
Уронил, упал – не злись:
Знаешь, действую я вниз.
Что еще принципиально:
Массе тела я пропорциональна.

Вес тела

И момент мой появленья
Связан с силой тяготенья.
Возникаю я так славно:
Опоре перпендикулярно.
Тяну за подвес, давлю на опору,
Всегда вызываю я много спору.

Сила трения
Возникаю при движении:
При скольжении, при качении,
Также впрочем при покое –
Наважденье ведь какое!
Направление мое
Против движенья обращено

2.Вспомните характеристики сил по плану

Характеристика силы

Сила тяжести

Вес тела

Сила упругости

Сила трения

Обозначение

Определение

Формула

Прибор для измерения

Единица измерения

чертеж

Точка приложения

Примеры действия силы

Таблица заполняется по мере выступления групп и обсуждения правильности ответов.

Характеристика силы

Сила тяжести

Вес тела

Сила упругости

Сила трения

Обозначение

Р

Fупр.

Fтр.

Определение

это сила, с которой Земля притягивает к себе все тела, находящиеся вблизи ее поверхности

это сила, с которой тело действует на опору или подвес.

Это сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение.

Это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого

Формула

   

Fт=mg

         

Р=mg

Fупр=kx

Fтр= μN

Прибор для измерения

Динамо-метр

Динамо-метр

Динамометр

Динамометр

Единица измерения

Ньютон

Ньютон

Ньютон

Ньютон

Направление

вертикаль-но вниз

перпенди-кулярно

к опоре

в сторону, противопо-ложную удлинению

против движения тела

Точка приложения

находится в центре тяжести тела

приложе-на к опоре или подвесу

приложена к центру тела

сила приложена в точке соприкоснове-ния двух поверхностей

Примеры действия силы

падение камней, дождь, град и др.

перегрузка

растягивание резинки,  пружины.

полки и картины висят на стенах.

Конкурс «Загадочные силы»  Практический тур:

Каждая группа выдвигает гипотезу и пытается ее доказать.

ГРУППА №1 Исследуй силу

Гипотеза:…….

Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, три разные поверхности (лист мелкой наждачной бумаги, лист крупной наждачной бумаги, гладкая поверхность).

Ход работы:

2) Динамометром тяните равномерно брусок по гладкой поверхности  , измеряя силу трения.

3) Динамометром тяните равномерно брусок по мелкой наждачной бумаге, измеряя силу трения.

4) Динамометром тяните равномерно брусок покрупной наждачной бумаге, измеряя силу трения.

5) Результаты измерений занесите в таблицу.

поверхность

Сила трения

ГРУППА 2

гипотеза …..

Исследуй силу.

  • 1.Подвесим к пружине груз, создающий силу 1 Н.
  • .Измерим удлинение х и занесём в таблицу.
  • 2.Увеличим силу в 2 раза .
  • 3.Измерим новое изменение удлинения х и занесём его в таблицу.
  • 4.Увеличим силу в 3 раза.

5.Измерим новое удлинение х. Занесём в таблицу. Сделаем вывод

Значение силы

удлинение

 

Конкурс «Заполни пропуски» (тестовая работа)

- Итак, подводим итоги. 

Молодцы. Вы активно сегодня работали, выполняя самые разные задания. Показали не только теоретические знания, но и умения применять их при объяснении физических явлений,  решении тестовых заданий. (Проводится оценивание учащихся).

Оценочный лист_______________________________________

Разминка 3б

«Знаем ли мы их»(теория) 8б

гипотеза

«Загадочные силы» (практика) 3б

Заполни пропуски

11б

итого

Критерии:  25-26б  « 5» ;     21-24б   «4» ;       16-20б   «3»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И  их использования в практической деятельности....

Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.

На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа  проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...