Экология в экспериментах
элективный курс по естествознанию (8 класс) на тему
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе практической экологической деятельности учащихся, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также -профессиональной ориентации школьников.
Целью программы является освоение методологии и методики биоэкологического эксперимента учащимися 8 классов, приобретение ими компетентных представлений о профессиях, связанных с деятельностью в сфере «человек –природа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.kurs_ekologiya_v_eksperimentah.docx | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса
«Экология в экспериментах»
для учащихся 8 класса предпрофильного обучения
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Герасимова Н.Ю.,
учитель биологии,
высшей квалификационной категории.
Белоярск - 2015 г.
Рабочая программа элективного курса «Экология в экспериментах»
(базовый уровень) для обучающихся 8 класса составлена на основе элективного курса «Экология в экспериментах» авторов Е.И. Федорос, Г.А. Нечаева 10-11 классы: методическое пособие / Нечаева Г. А., Федорос Е.И. – М.: В –Граф, 2007. – 112 с. - (Библиотека элективных курсов).
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе практической экологической деятельности учащихся, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также -профессиональной ориентации школьников.
Целью программы является освоение методологии и методики биоэкологического эксперимента учащимися 8 классов, приобретение ими компетентных представлений о профессиях, связанных с деятельностью в сфере «человек –природа».
Задачи:
- закрепление и развитие системы экологических понятий, законов и закономерностей;
- развитие культуры исследовательской деятельности;
- формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды и профориентация школьников
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях как в рамках предметов по выбору школы, так и во внеклассной и внешкольной работе.
Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к освоению учащимися методов и способов проведения экологического эксперимента от теоретических умений (постановка цели и задач исследования, подбор и анализ научной литературы по теме, выбор методов и объектов исследования) до узкопрактических навыков (оформление исследовательских работ, статистическая обработка данных, построение диаграмм и т.д.).
Организация работы по программе. Занятия могут проводиться в рамках учебных занятий (1 час в неделю), библиотеках, полевые практикумы.
В ходе проведения занятий преподаватель совместно с учениками в зависимости от условий образовательного учреждения осуществляет выбор экспериментов. Поэтому в данной программе предложено избыточное количество исследовательских тем и направлений.
Программа элективного курса рассчитана 35 ч (1 ч в неделю и 35 учебных недель ), в том 18 ч - лекции, 3 ч - семинары, 12 ч – практикум 2 часа - научно-практическая конференция учащихся.
Учебно-методическая литература
- Биология : учебное пособие : в 3 ч. Ч. 2. Разнообразие живой природы: вирусы, бактерии, грибы, растения, животные, Е.А. Солодова, Т.Л.Богданова, - М.: Вент -Граф 240 с. (Школьный курс за 100 часов)
- Сборник министерства образования Российской федерации «Элективные курсы в профильном обучении» Образовательная область Естествознание. Москва
- Оценка экологического состояния почвы: практическое руководство, Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. – С-П: Крисмас+, 2008 г.
- Руководство по анализу воды: питьевая и природная вода, почвенные вытяжки, Муравьев А.Г. – С-П: Крисмас+, 2011 г.
- Экологический практикум: учебное пособие с комплектом карт-инструкций, Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. – С-П: Крисмас+, 2003 г.
- Экология в экспериментах: учебное пособие для – 10-11 классов / Е. И. Федорос, Г М. : Вентана –Граф, 384 с. (Библиотека элективных курсов)
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
всего | теория | практика | ||||
Основы общей методологии научных исследований. Характеристика методов биоэкологических исследований 1ч | ||||||
1. | Эмпирический и теоретический уровни научного познания | 1 | 1 | - | Вводная лекция; распределение тем сообщений, рефератов и исследовательских проектов; тестирование | Опорный конспект, составление терминологического словаря |
Основные принципы планирования и организации исследований. Анализ и оформление результатов. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных 9ч | ||||||
2 | Выбор темы и постановка цели исследования определение частных задач исследования. | 1 | - | 1 | Практическая работа | Список тем для исследования |
3 | Составление план эксперимента, определение количества вариантов повторностей. | 1 | - | 1 | Практическая работа | План исследовательской работы |
4 | Планирование исследований и анализ результатов | 1 | - | 1 | Практическая работа | Способы анализа исследований |
5 | Построение таблиц и диаграмм | 1 | - | 1 | Практическая работа | Различные формы таблиц и диаграмм |
6 | Основые научно- библиографические работы | 1 | - | 1 | Практическая работа | Библиографический способ по теме исследования |
7 | Основные понятия биометрии | 1 | - | 1 | Практическая работа | Тезаурус |
8 | Статистический анализ количественной изменчивости в выборке | 1 | - | 1 | Практическая работа | Формы статистических анализов исследований |
9 | Статистический анализ качественной изменчивости в выборке | 1 | - | 1 | Практическая работа | Статистический анализ исследования |
10 | Статистические методы проверки гипотез. Сравнение двух выборок | 1 | - | 1 | Практическая работа | Выдвижение различных гипотез по исследованию |
Корреляционный анализ | 1 | - | 1 | Практическая работа | Корреляционный анализ исследования | |
Биоэкологические исследования и эксперименты | ||||||
11 | Основные понятияэкологии особей. Средаобитания, местообитание | 1 | 1 | - | Лекция | Тезаурус |
12 | Абиотические, биотические антропогенные экологические фактор. Экологическая пластичность(экологическая валентность) | 1 | 1 | - | Видеофильм | Эссе «Значение экологических факторов для живых организмов» |
13 | Толерантность. Основные закономерности действия экологических факторов организмы. Морфологические, физиологические, этологические адаптации организмов. | 1 | 1 | - | Лекция | Тезаурус |
14 | Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений. Свет. | 1 | - | 1 | Практическая работа | Отчет по практической работе |
15 | Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений. Температура. | 1 | - | 1 | Практическая работа | Отчет по практической работе |
16 | Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений. Присутствие тяжелых металлов. | 1 | - | 1 | Практическая работа | Отчет по практической работе |
17 | Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений. Освещенность. | 1 | - | 1 | Практическая работа | Отчет по практической работе |
18 | Оценка показателей здоровья человека | 1 | - | 1 | Практическая работа | Отчет по практической работе |
19 | Определение холодо– ижароустойчивости растений. | 1 | - | 1 | Виртуальная экскурсия | Отчет по практической работе |
20 | Представление материала обсуждение результатов научного исследования по экологии | 1 | - | 1 | Семинар | Защита мини исследований |
21 | Основные понятия экологии популяций. Численность популяций. Плотность популяций Рождаемость. Смертность Прирост популяции. Темп роста. Гомотипические реакции. Экологическая ниша. | 1 | 1 | - | Лекция | Тезаурус |
22 | Экологическая ниша. Основные факторы закономерности колебания численности организмов. | 1 | 1 | - | Лекция | Тезаурус |
23 | Динамика численности групп популяций микроорганизмов воздуха | 1 | - | 1 | Практическая работа | Отчет по практической работе |
24 | Оценка некоторых показателей здоровья людей | 1 | - | 1 | Практическая работа | Отчет по практической работе |
25 | Представление обсуждение результатов исследований по экологии популяций | 1 | - | 1 | Семинарское занятие | Защита мини исследований |
26 | Характеристика организмов по типу питания. Трофическая структура экосистем. | 1 | 1 | - | Лекция | Презентация «Типы питания живых организмов» |
27 | Суточная, сезонная многолетняя динамика сообществ. Сукцессия Понятие климаксных и субклимаксных сообществ. Устойчивость сообществ и факторы, ее нарушающие | 1 | 1 | - | Лекция | Тезаурус |
28 | Изучение микробиоценозов почвы (состав, строение микробиоценозов и их суммарной активности) | 1 | - | 1 | Практическая работа | Модель микробиоценозов |
29 | Изучение микробиоценозов почвы (состав, строение микробиоценозов и их суммарной активности) | 1 | - | 1 | Практическая работа | Модель микробиоценозов |
30 | Изучение водных экосистем (состояние в -эдификаторов, степень эвтрофикации, биоразнообразие и состояния индикаторных видов) | 1 | - | 1 | Практическая работа | Макет водной экосистемы |
31 | Изучение фитоценозов тундры | 1 | - | 1 | Практическая работа | Оформление виртуального гербария |
32 | Изучение фитоценозов лесотундры | 1 | - | 1 | Практическая работа | Оформление виртуального гербария |
33 | Представление и обсуждение результатов исследований по экологии сообществ | 1 | - | 1 | Практическая работа | Предварительная защита исследовательских работ |
Научно-практическая конференция | ||||||
34-35 | Научно-практическая конференция | 2 | - | 2 | Конференция | Защита исследовательских работ |
Итого: | 35 |
Содержание программы
Тема 1«Основы общей методологии научных исследований. Характеристика методов биоэкологических исследований»
Эмперический и теоретический уровни научного познания. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях: наблюдение, эксперимент, моделирование. Научные понятия, гипотезы и теории.
Логические приемы и процедуры образования научных понятий и операции с ними: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия.
Методы научного биоэкологического исследования: полевые и лабораторные эксперименты, полевые и лабораторные наблюдения, мониторинг.
Тема 2 «Основные принципы планирования и организации исследований. Анализ и оформление результатов. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных»
Планирование и подготовка исследования: выбор темы, постановка цели и задач исследования, выбор объекта изучения, работа с литературой, выдвижение рабочей гипотезы, составление программы исследования и схемы опыта (определение числа вариантов и повторностей опыта, определение действующих фактор и проверка соответствия схемы опыта принципу единственного различия (для модельных экспериментов), подбор частных методик исследования.
Проведение исследования: ведение документации, ошибки в исследованиях.
Обработка и обобщение результатов исследования, оформление научного отчета.
Структура отчета о научной работе: введение, литературный обзор, материалы и методика, анализ результатов, выводы, список литературы. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документов. Общие требования и правила составления»
Основные понятия биометрии (статистическое оценивание качественной и количественной изменчивости признака по выборке, статистические методы проверки статистических гипотез, корреляционный анализ)
Основные статистические оценки количественной и качественной изменчивости (точечное и интервальное оценивание). Сравнение двух выборок по t-критерию. Выявление и оценивание
Современные способы представления результатов исследования. Построение таблиц, диаграмм.
Статистический анализ одной выбор анализ двух выборок и корреляционные зависимости.
Тема 3.«Биоэкологические исследования и эксперименты»
Основные понятия экологии особей. Среда обитания, местообитание. Абиотические, биотические и антропогенные экологические факторы. Экологическая пластичность (экологическая валентность). Толерантность. Основные закономерности действия экологических факторов на организмы. Морфологические, физиологические и этологические адаптации организмов.
Практические занятия (направления и темы)
1. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений (света, температуры, освещенности, присутствия тяжелых металлов и т.д.). Определение холод -и жароустойчивости растений.
2. Влияние экологических факторов на размножение и развитие насекомых:
- влияние температурного шока на плодовитость и скорость развития дрозофилы;
- влияние экологических факторов (например, влажности, количества и качества пищи и т.д.) на плодовитость и влияние лекарственных препаратов на выживаемость, плодовитость и скорость развития дрозофилы.
3. Оценка показателей здоровья человека
Семинарское занятие
Представление и обсуждение результатов исследований по экологии особей.
Цель: развитие умения обобщить материал, подготовить научное выступление иллюстративный материал. Развитие культуры ведения научной дискуссии, корректировка способов аргументации и критики.
3.2. Экология популяций
Лекция
Характеристика организмов по типу питания. Трофическая структура экосистем. Суточная, сезонная и многолетняя динамика сообществ. Сукцессии. Понятие климаксных и субклимаксных сообществ. Устойчивость сообществ и факторы, ее нарушающие.
Практические занятие (направления и темы)
1. Изучение микробиоценозов почвы (состава, строения микробиоценозов и их суммарной активности).
2. Изучение водных экосистем (состояние -эдификаторов, степень эвтрофикации, биоразнообразие и состояние индикаторных видов).
3. Изучение фитоценозов тундры.
4.Изучение фитоценозов лесотундры
Семинарское занятие
Представление и обсуждение результатов исследований по экологии сообществ.
Научно-практическая конференция учащихся
Обобщающая конференция, на которой предполагается представление иобсуждение наиболее интересных работ учащихся
В результате изучения курса «Экология в экспериментах» обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- получат возможность научитьсяиспользовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формирование:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Метапредметные учебные действия
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- работать в группе.
Дополнительная литература
- Алексеев С.В. Практикум по экологии растений. МДС. 1996 г.
- Быстров А.А. Школьный определитель растений. Учпедгиз Ленинградское отделение
- Горышина Т.К. Экология растений. Высшая школа.1989 г.
- Иванов В.Б. Практикум по физиологии растений. Академия, 2008
- Лархер В. Экология растений. Мир, 1978 г.
- Нинбург Е. А. Выполнение и оформление самостоятельных
- исследовательских работ. 1998 г
- Реввель Ч. Среда нашего обитания. Мир, 1998 г.
- Рузавин Г.М. Методология научных исследований. М Ю Нити. 1999г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Несколько нетрадиционных экспериментов по геометрической и волновой оптике Предложения по проведению экспериментов
АННОТАЦИЯ. В данной статье предложены несложные в подготовке и проведении фронтальные и демонстрационные эксперименты, позволяющие быстро и наглядно продемонстрировать некоторые явления, изучаемые в т...
Рабочая программа элективного курса "Экология в экспериментах"
Данная рабочая программа предназначена для обучения учащихся в 11 классе и содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...
Рабочая программа кружка "Экология в экспериментах"
Дополнительная общеразвивающая программа “Экология в экспериментах” имеет естественнонаучную направленность. Цель - освоение учащимися основных правил и подходов к ор...
Статья От эксперимента мысленного к эксперименту реальному
Статья в сборнике АГУ...
Занятие 01.11.2021«Эксперимент как метод исследования. Виды экспериментов»
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративныйЦель: формирование у человека системы п...