Применение учебно-лабораторного оборудования на уроках физики
статья (7, 8, 9, 10 класс)

Технические средства кабинета физики помогают создавать условия,  необходимые для «живого созерцания».   Технические средства могут помочь учителю физики сделать процесс изложения новых знаний, формирование понятий, процесс обобщения и практической проверки знаний увлекательным, интересным, сделать учение постоянным поиском истины. Техника на занятиях выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения - учебником, таблицами и другими наглядными материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение   учебно-лабораторного оборудования на уроках физики

Г.М. Нечкина – учитель физики и астрономии

МБОУ Николаевская СШ

          Использование современного оборудования на уроках позволяет приводить учебно-воспитательный процесс к уровню научно-технического прогресса; что повышает интерес учащихся к предмету, развивает индивидуальные творческие способности учащихся, позволяют выйти на более высокий уровень восприятия изучаемого материала; повышает качество учебно-воспитательного процесса.

         Технические средства кабинета физики помогают создавать условия,  необходимые для «живого созерцания».   Технические средства могут помочь учителю физики сделать процесс изложения новых знаний, формирование понятий, процесс обобщения и практической проверки знаний увлекательным, интересным, сделать учение постоянным поиском истины. Техника на занятиях выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения - учебником, таблицами и другими наглядными материалами.

         Использование цифровых лабораторий позволяет приобщить детей к современному миру информационной техники и точных измерений.

Опыт показывает, что использование презентаций на уроках способствует лучшему усвоению учебного материала, повышает активность учеников на уроке. Учащиеся имеют возможность не только услышать формулировку нового понятия, но и прочитать ее на экране, т.е. задействуется не только слух, но и зрение. 

           Но наряду с этим  современная организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения обучающиеся делали на основе результатов собственной деятельности. Принципиально изменились роль, место и функции самостоятельного эксперимента при обучении физики: обучающиеся должны овладевать не только конкретными практическими умениями, но и основами естественнонаучного метода познания, а это может быть реализовано только через систему самостоятельных экспериментальных исследований, для которых используется  комплекс учебно-лабораторного оборудования. Во-первых, эксперимент является методом исследования физических явлений, обеспечивающим научность школьного курса, и средством наглядности. Во-вторых, эксперимент выполняет и другую важную функцию: он формирует у обучающихся специфические для физики умения и навыки самостоятельного обращения с приборами. Физический эксперимент в форме лабораторной работы во многих случаях является предпочтительным по сравнению с демонстрационным. Преимуществом является высокая степень активности и самостоятельности обучающихся при выполнении эксперимента, выработка умений работать с физическими приборами и навыков обработки наблюдений и измерений, возможность проведения эксперимента по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самим обучающимся. Результаты эксперимента обучающиеся воспринимают как открытие. В объяснение нового материала целесообразно включать фронтальные опыты и эвристически поставленные фронтальные лабораторные работы, которые учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления.

          Наш  школьный кабинет физики включает в себя тематические комплекты лабораторного оборудования: лабораторные наборы по механике; молекулярной физике и термодинамике; электродинамике; оптике. А так же оборудование общего назначения; приборы и оборудование для демонстраций и наглядные пособия.  Физику веду в 7-11 классах, все уроки физики провожу в кабинете физики.

Среди многих методов, которыми пользуется современная педагогика, особое значение имеет эксперимент. Эксперимент – фундамент для новых знаний. Он в весьма доступной и наглядной форме знакомит школьников с демонстрационным подходом к познанию физических явлений, закономерностей и процессов, знакомит с методами исследования, показывает устройство и действие некоторых новых приборов и установок, иллюстрирует технические применения физических законов. Кроме того, демонстрационный эксперимент служит источником знаний, доказательством справедливости различных теоретических положений, способствует выработке убежденности, развивает умения и навыки учащихся. На вопрос, почему нравятся уроки физики учащихся отвечают, что им нравятся демонстрационные опыты, нравятся делать лабораторные работы.

Особое значение имеет эксперимент на первых порах обучения, т.е. в 7-8-х классах, когда учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса физики. Здесь качество большинства уроков по физике во многом зависит от того, насколько удачно подобран, подготовлен и проведен эксперимент во время учебных занятий.

С.А. Хорошавин выделяет следующие виды физического эксперимента

  • Демонстрационный эксперимент, который проводит учитель.
  • Фронтальные лабораторные работы, выполняемые учащимися в процессе изучения программного материала.
  • Работы физического практикума, выполняемые учащимися в завершение предыдущих разделов курса физики.
  • Экспериментальные задачи;
  • Внеклассные физические опыты (на кружках, конференциях) и домашние экспериментальные работы.

С чего же начинаю я? Как бы ни был интересен физический опыт с точки зрения яркости, выразительности демонстрируемого явления, каким бы ни казался он важным для правильного понимания физики, он будет не более чем развлекательным, если не войдет органически в контекст изложения учебного материала. Содержание и последовательность демонстрируемых опытов должны быть определены именно изложением подлежащего изучению материала. Тогда демонстрационный эксперимент станет не случайным набором опытов, не иллюстрацией к объяснению учителя, а системой обучающего физического эксперимента.

При разработке рабочей программы по физике в каждом разделе прописываю демонстрации и лабораторные работы.

Ежедневное общение с оборудованием школьного физического кабинета позволяет мне прочувствовать достоинства и недостатки имеющихся приборов, наличие и отсутствие приборов, необходимых для доходчивого изложения сложных для понимания явлений и закономерностей природы.

1. В 7 классе нет заводского оборудования для демонстрации расширения твердого тела при нагревании, я пользуюсь самодельным прибором, который сделали ученики.

2. Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер тогда, несомненно, незаменимый помощник учителя. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

Педагогическая ценность демонстрационного эксперимента в сочетании, таблицами и схемами, рассмотрением муляжей и натуральных объектов, моделей, карт, работой с учебником, просмотром и прослушиванием традиционных аудиовизуальных средств обучения и использованием ИКТ бесценна. Они позволяют повысить интерес и внимание учащихся к изучаемому материалу, стимулируют активную мыслительную деятельность учеников и способствуют сознательному усвоению знаний, созданию творческой атмосферы на уроке, повышению его эмоционального фона.

Цифровые лаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественно - научного направления. С их помощью можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования. Оборудование цифровой лаборатории универсально, может быть включено в разнообразные экспериментальные установки, проводить измерения в «полевых условиях», экономить время учеников и учителя, побуждает учеников к творчеству, давая возможность легко менять параметры измерений. Современные школьные цифровые лаборатории позволяют производить тысячи измерений в секунду несколькими датчиками одновременно. Они освобождают учеников от утомительной вспомогательной работы-чтения и записи данных, построения графиков и т.п.

ЛабДиск- мобильная естественно-научная лаборатория с мультисенсорными регистраторами данных. Это беспроводная лаборатория, имеющая до 13 датчиков: температура окружающей среды, давление газа, расстояние, ускорение, координаты места, скорость, освещенность, сила тока, электрическое напряжение и т.д. С помощью ЛабДиска можно выполнять следующие учебные эксперименты:

  • Определение удельной теплоемкости твердого тела.
  • Измерение напряжения в цепи постоянного тока.
  • Изучение зависимости сопротивления металлического проводника от температуры.
  • Изучение зависимости сопротивления фоторезистора от освещенности.
  • Зависимость освещенности от расстояния.
  • Отражение света и т.д

Использование ЛабДиска способствует значительному поднятию интереса к предмету и позволяет учащимся работать самим, при этом получая не только знания в области естественных наук, но и опыт работы с интересной и современной техникой, компьютерными программами, опыт взаимодействия исследователей, опыт информационного поиска и презентации результатов исследования. Учащиеся получают возможность заниматься исследовательской деятельностью, не ограниченной темой конкретного урока, и самим анализировать полученные данные. Мои ученики при подготовке к участию в научно- практической конференции проводили исследования с помощью ЛабДиска: «Влияние физических свойств почвы на всхожесть томатов», «Для чего нужны вискозиметры?».

В настоящее время общеобразовательные учреждения получают оборудование нового поколения для физического эксперимента. На смену громоздкому аналоговому оборудованию приходит компактная цифровая техника. Использование цифрового оборудования, такого как L-micro, не только расширяет возможности лабораторного и демонстрационного экспериментов, но и позволяет перераспределить время урока в пользу увеличения непосредственно эксперимента и сокращения организационных этапов урока. В нашей школе тоже есть оборудование L-micro для проведения демонстрационных экспериментов и лабораторных работ по физике. Данные компьютерной лаборатории позволяют:

  • автоматизировать процесс сбора, обработки и преобразования физической информации;
  • сохранение полученных результатов эксперимента в виде графических зависимостей;
  • произвести анализ полученных экспериментальных зависимостей.

Ученический эксперимент, организованный с помощью L-micro, способствует лучшему усвоению учебного материала школьной программы. Проведение лабораторных экспериментов изменяет характер умственной деятельности учащихся, так как возрастает объем логического и творческого мышления, при этом обучающиеся исследуют реальный процесс, результаты которого обработаны с помощью компьютерной техники.

Для реализации современных принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения, а также для использования системно-деятельностного подхода, нужны современные учебно-технические средства, без которых немыслима подготовка человека к жизни в условиях постоянно меняющегося информационного общества. Следовательно, учебно-материальная база кабинета физики должна быть сформирована с учетом современных требований и принципов педагогической науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Применение интерактивных лабораторных работ на уроках физики"

В статье поднимается и исследуется проблема проведения виртуальных лабораторных работ при изучении физики....

Применение логико - смысловых моделей на уроке физики

В образовании наступают непростые времена: учащиеся все меньше проявляют настойчивости и усердия в обучении, а учителям все труднее организовать продуктивный учебный процесс в классе. Современна...

использование интерактивного оборудования на уроках физики

В моем кабинете уже три года назад установили часть оборудования технопарка.Это 8 моноблоков и набор датчиков для проведения исследований.С помощью этих датчиков мои ученики выполняют лабораторные и и...

Применение учебно лабораторного оборудования на уроках физики

Выступление на заседании МО учителей физики Солоновского школьного округа...

Методическая разработка "Применение цифрового лабораторного оборудования на уроках химии в 9 классе"

Данная методическая разработка посвящена использованию цифровых лабораторий в преподавании химии в 9 классе. Рассматриваются возможности применения датчиков для организации демонстрационных эксперимен...

Использование цифрового оборудования на уроках физики и во внеурочной деятельности в рамках проекта «Точка роста»

Моя статья - обмен опытом работы по организации внеурочной деятельности в первичных центрах «Точка роста»  на базе общеобразовательных школ. Обсуждение вариантов работы с комплектом о...