Методическая разработка естественно-научного кружка для 5-7 классов.
методическая разработка по естествознанию (5 класс) на тему
Учителями физики, химии, биологии и географии Татьянинской школы разработан цикл занятий для учащихся 5-7 классов. Дети посещают занятия кружка в течение двух лет. Первый год они изучают тему "Воздух. Газы.", второй год посвящен теме "Вода". Каждый курс состоит из пяти занятий в каждой лаборатории (физика, химия, биология, география).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kruzhka.docx | 113.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка естественно - научного кружка для учащихся 5 – 7 классов «УМКИ».
Пояснительная записка.
Дети сталкиваются с природными явлениями, простейшими исследованиями в своей жизни ещё до начала обучения в школе. Естественно – научная база школьников постоянно пополняется новыми фактами материального мира при участии средств массовой информации, книг, школьных предметов и другими способами. Если ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения, уверенности в своих способностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Мы, учителя предметов естественно - научного цикла, стараемся решить эту проблему, организовав кружок в 5 –7 классах.
УМные детКИ. Первый и последний слоги этих слов дали название этому кружку.
Структура кружка.
Программа кружка рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения – 5-6 класс - изучает тему «ГАЗЫ». Дети посещают циклы из 5 занятий в лабораториях химии, физики, биологии и географии.
2 год обучения – 6 – 7 класс – изучает тему «ВОДА». Дети также как и в первый год посещают циклы по 5 занятий в тех же лабораториях.
В результате этих занятий дети узнают некоторые научные термины, понятия и законы, овладевают приёмами обращения с простейшим лабораторным оборудованием, учатся самостоятельно конструировать модели механизмов и процессов.
Своеобразным итогом этого обучения является научно-исследовательская экспедиция, где дети приобретённые знания и навыки применяют на практике на территории Окского заказника.
Цели и задачи кружка.
Естественно – научные цели.
- Ознакомление с объектами материального мира (формирование первичных представлений о таких понятиях, как атом, молекула, вещество и смесь, минералы и горные породы, организм, механизм).
- Знакомство с правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение приёмам обращения с лабораторной посудой и оборудованием.
- Формирование умений выполнять простейшие опыты по словесной и текстовой инструкциям.
- Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, проведение экспериментов. Формирование умения наблюдать за природными явлениями, описывать их и систематизировать полученные результаты
- Формирование навыков безопасного поведения в природе.
- Моделирование самодельного оборудования для проведения опытов. Моделирование молекул из атомов.
- Создание условий для формирования интереса к естественно – научным знаниям путём использования различных видов деятельности.
Психолого – педагогические цели.
- Развитие и дальнейшее формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.
- Развитие творческих задатков и способностей.
- Обеспечение ситуаций успеха.
- Развитие коммуникативных способностей.
Общекультурные цели.
- Продолжение формирования основ гигиенических и экологических знаний.
- Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.
Программа занятий естественно – научного кружка.
Первый год обучения. Тема «ГАЗЫ»
- Лаборатория химии
- «Химическая кухня» или Лаборатория юного химика.
Дети узнают: названия предметов лабораторной посуды; правила техники безопасности.
Дети учатся: приёмам обращения с лабораторной посудой и штативом.
- Нагревательные приборы. Спиртовка.
Дети узнают: виды нагревательных приборов, используемых в химии; устройство спиртовки; строение пламени.
Дети учатся: зажигать и тушить спиртовку, нагревать жидкость в пробирке на спиртовке.
- Признаки химических реакций.
Дети узнают: пять признаков химической реакции.
Дети учатся: проводить химические реакции в пробирках; наблюдать протекание реакций; описывать наблюдения
- Воздух. Кислород.
Дети узнают: состав воздуха; свойства кислорода; способы получения, собирания и обнаружения кислорода.
Дети учатся: получать кислород из перекиси водорода и перманганата калия; собирать и обнаруживать его.
- Углекислый газ.
Дети узнают: свойства углекислого газа, способы его получения и обнаружения.
Дети учатся: получать углекислый газ действием кислоты на мел или соду; обнаруживать углекислый газ.
- Лаборатория физики.
- Конвекция.
Дети узнают: что такое конвекция; виды конвекции.
Дети учатся: изменять направление конвекционного потока; изготавливать простейшую вертушку.
- Закон Бернулли.
Дети узнают: краткие сведения о научной деятельности Бернулли, формулировку закона и его применение.
Дети учатся: применять закон Бернулли на практике, проводить опыты, демонстрирующие этот закон.
- Реактивное движение.
Дети узнают: краткие сведения о Циолковском; какое движение называется реактивным; об использовании реактивного движения живыми организмами
Дети учатся: проводить опыт с телом изменяющейся массы; изготавливать модель ракеты, движущейся в заданном направлении.
- Реактивное движение (продолжение)
Дети узнают: применение принципов реактивного движения в повседневной жизни.
Дети учатся: изготавливать модель тележки на реактивной тяге.
- Атмосферное давление
Дети узнают: понятие давления; чем вызывается давление газа; атмосферное давление.
Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие действие атмосферного давления.
III. Лаборатория биологии
- Дыхание растений.
Дети узнают: как происходит газообмен у растений.
Дети учатся: проводить опыты, доказывающие выделение углекислого газа растениями.
- Фотосинтез – питание растений.
Дети узнают: дополнительные сведения о фотосинтезе.
Дети учатся: проводить опыты, доказывающие образование органического вещества в листьях на свету.
- Фотосинтез (продолжение)
Дети узнают: условия, необходимые для процесса фотосинтеза.
Дети учатся: проводить опыты, доказывающие необходимость света для процесса фотосинтеза.
- Образование кислорода.
Дети узнают: об образовании растениями кислорода в процессе фотосинтеза.
Дети учатся: проводить опыты, доказывающие образование кислорода в листьях растений.
- Воздух в жизни растений и животных.
Дети узнают: сведения о значении воздуха в жизни растений и животных.
Дети учатся: проводить опыты, доказывающие наличие воздуха в плодах, проводить эвристические беседы о значении воздуха для животных.
IV. Лаборатория географии
- «Хватка невидимой руки».
Дети узнают: изменение свойств воздуха при нагревании и охлаждении; воздействие атмосферного воздуха на предметы и тела.
Дети учатся: проводить опыт, демонстрирующий проявление силы атмосферного давления.
- «Картезианский водолаз».
Дети узнают: свойства воздуха – сжимаемость и упругость; проявление этих свойств в природе и технике.
Дети учатся: управлять плавающими предметами посредством изменения давления.
- «Дыхание» разрыхлителя теста.
Дети узнают: история открытия разрыхлителя теста.
Дети учатся: проводить и объяснять химическую реакцию, которая лежит в основе поднятия теста.
- «Упрямый шарик».
Дети узнают: особенности движения предмета (шарика) в потоке воздуха – наука аэродинамика; эффект Магнуса.
Дети учатся: проводить опыт, объяснять и применять эффект Магнуса на практике.
- Атмосферное давление.
Дети узнают: свойства воздуха; пониженное атмосферное давление.
Дети учатся: решать практические задачи на основе знаний свойств воздуха.
Второй год обучения. Тема «ВОДА».
- Лаборатория химии
- Вода в природе. Очистка воды .
Дети узнают: способы разделения смесей – фильтрование, отстаивание, выпаривание, дистилляция.
Дети учатся: очищать воду от нерастворимых твёрдых веществ фильтрованием, очищать воду от нерастворимых жидкостей делительной воронкой.
- Приготовление растворов.
Дети узнают: что такое раствор, понятие концентрации раствора.
Дети учатся: рассчитывать массу вещества и объём воды для приготовления раствора с заданной массовой долей; готовить растворы различных солей для кабинета химии.
- Индикаторы.
Дети узнают: понятие кислой, щелочной и нейтральной среды
Дети учатся: определять реакцию среды (рН) в различных растворах с помощью лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа и универсальной индикаторной бумаги.
- Природные индикаторы.
Дети узнают, что кислотно-основные индикаторы можно найти в природе.
Дети учатся: готовить индикаторы из сока ягод чёрной смородины и листьев краснокочанной капусты, определять с их помощью реакцию среды в растворе.
- Химия воды.
Дети узнают: состав молекул воды и её химические свойства.
Дети учатся: составлять модели молекул воды, моделировать реакции электролиза воды и взаимодействия воды с активными металлами.
- Лаборатория физики.
- Конвекция в жидкостях.
Дети узнают: что такое конвекция; виды конвекции.
Дети учатся: проводить эксперимент по наблюдению конвекции в воде.
- Естественная форма воды. Изменение физических свойств воды.
Дети узнают, что естественная форма воды – шар и способы изменения физических свойств воды.
Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие естественную форму воды и изменять физические свойства воды, изготавливая водные растворы и изменяя внешние факторы.
- Поверхностное натяжение. «Прочные пузыри» .
Дети узнают: о свойствах поверхностного слоя воды, силе поверхностного натяжения.
Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие силу поверхностного натяжения, выдувать гигантские мыльные пузыри.
- Архимедова сила.
Дети узнают: о выталкивающей силе, действующей на погруженное в жидкость тело.
Дети учатся: определять архимедову силу из опыта.
- Капиллярные явления.
Дети узнают: понятие капилляра, свойства капилляров.
Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие капиллярные явления.
III. Лаборатория биологии
- Выращивание растений с помощью растворов.
Дети узнают: о роли растворов в жизни растений.
Дети учатся: выращивать растения на гидропонике.
- Поглощение воды корнем.
Дети узнают: как происходит поглощение воды корнем.
Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие это поглощение.
- Поглощение воды стеблем.
Дети узнают: как происходит поглощение воды стеблем пекинской капусту.
Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие это поглощение.
- Поглощение воды семенами.
Дети узнают: как происходит поглощение воды семенами.
Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие это поглощение.
- Вода и фауна.
Дети узнают: о роли воды в жизни животных.
Дети учатся: распознавать приспособления животных для жизни в водной среде.
- Лаборатория географии
- «Буря в стакане».
Дети узнают: аномальные свойства воды.
Дети учатся: проводить опыты по изучению трёх состояний воды.
- Поверхностное натяжение воды. Когезия.
Дети узнают: понятие термина, проявление свойства в природе и быту.
Дети учатся: распознавать в природе явления связанные с когезией.
- Растворы, растворимость, текучесть.
Дети узнают: правила приготовления растворов заданной концентрации, свойства текучести и проявления в природе.
Дети учатся: приготавливать растворы с заданной концентрацией солей, решать задачи на определение солёности.
- «Как клеит вода?».
Дети узнают: понятие адгезия воды.
Дети учатся: распознавать свойство адгезии среди других явлений природы, применять его в быту.
- «Чаша Пифагора»
Дети узнают: что такое сифон, принцип работы сифона.
Дети учатся изготавливать простейшую модель сифона, применять сифон в быту.
ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ!!!
НИИ «УМКИ» приглашает учащихся 6 – 7 классов принять участие в «экспедиции» по планете «ВОДА».
Вас ждут познавательные и занимательные опыты, лабораторные исследования и новые открытия с преподавателями кафедры естественных наук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа пропедевтического естественно-научного курса для учащихся 5-6 классов
Данный курс разработан для учащихся 5-6 классов в целях общей подготовки их к изучению предметов физики и химии. Структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у ...
Методическое разработка занятия математического кружка для учащихся 8 класса «Диофантовы уравнения» Автор: Жукова Надежда Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...
Анализ работы методического объединения естественно-научного цикла
Анализ работы методического объединения естественно-научного цикла...
Тематическое планирование кружка естественно-научной направленности кружка "Путешествие по карте" (5 класс)
Тематическое планирование разработано в соответствии с требованиями ФГОС...
План работы методического объединения естественно -научного цикла 2018/2019
Методическая тема:«Внедрение инновационных технологий в целях повышения качества образования по предметам естественного цикла в условиях перехода на ФГОС»....
Справки из протоколов заседаний межшкольного методического объединения естественно-научного направления. 2016-2019 гг.
Справки участия и выступлпния....
Методическая разработка внеурочного мероприятия для учащихся 9-11 классов (естественно-научная грамотность)
Данная разработка окажет молодым специалистам помощь при подготовке к предметным неделям естественно-математического цикла. В игре представлены вопросы, заранее подготовленные педагогами к учащимся ст...