Задания для самостоятельной работы 5-6 класс
материал по естествознанию (5, 6 класс) на тему
Задания для самостоятельной работы 5-6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания для самостоятельной работы 5-6 класс | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Урок №2
Методы изучения природы
- Рассмотри рисунки на страницах 6-7
- Выпиши названия приборов, с помощью которых наблюдают за погодой.
- Заполни таблицу
методы | Что изучают |
Урок №3 Учёные-естествоиспытатели
- По тексту § 3 составь таблицу:
Имя учёного | Научные открытия |
Раздел I
Земля – планета Солнечной систем
Тема 1.: Солнце – звезда
Урок №4 Звёздное небо
- Прочти § 4
- Выпиши в тетрадь понятия: звёзды, созвездия.
2. Ответь устно:
- Почему люди дали именно такие названия созвездиям: Крест, Телец, Дракон и другие?
- Почему Полярная звезда кажется неподвижной?
- как по Полярной звезде определить стороны горизонта?
Урок №5
Звёздные системы
- Прочти § 5
- Выпиши в тетрадь определения понятий: Вселенная, Галактика, Млечный Путь
- Составь «адрес» нашей планеты.
Урок №6 Солнце-звезда
- Что такое Солнце?
Составь определение по алгоритму
- Выбери из текста §6 на странице 16-17 все количественные характеристики Солнца
3. В чём особенность расположения нашей планеты в космосе? Напиши эссе о роли солнечного тепла для планеты Земля.
Урок №7 Солнечная система
- Прочти текст §7
- Выпиши определение понятий Солнечная система, орбита
- Заполни таблицу:
планета | группа | Место в Солнечной системе | Уникальные особенности |
4. Сравни Солнце и планеты (диаграмма Венна)
- Прочти текст на странице 20 (мелкий шрифт)
- Заполни таблицу :
Малые тела Солнечной системы
название | характерные черты |
Урок 8 Изучение космоса
- Выполни задание «Дневник двойной записи»
Ключевые слова Рассказ
Космос
Космонавт
Байконур
Казахстан
- Заполни таблицу «Космонавты-исследователи»
имя | Год полёта | Особенности полётов |
Урок 10 Форма и размеры Земли
- Выпиши из § 9 страница 24-25 ключевые слова, которые характеризуют нашу планету
- На контурной карте обозначь полюса и экватор, южное северное полушарие
- Подпиши длину экватора
- Ответь устно, кто привёл первые доказательства шарообразности Земли
Урок 11 Изображение Земли на глобусе и картах
- Из §10 выпиши в тетрадь понятия глобус и карта
- Прочти дополнительный текст на странице 27
- выпиши в тетрадь имена тех, кто составлял первые карты.
Урок 12. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение Земли вокруг Солнца
- Прочти § 11страница 28-31
- Выпиши в тетрадь определения сутки и год
- Почему день сменяется ночью?
- На контурной карте закрась красным цветом часть земного шара, которая получает самое большое количество солнечного тепла, жёлтым – среднее, синим – мало. В помощь работай с рисунком на странице 28.
- В таблице отметь значком «+» какая часть Земли освещена больше6
даты | Северное полушарие | Южное полушарие | одинаково |
22 июня | |||
22 декабря | |||
23 сентября | |||
21 марта |
Урок 13. Изучение Земли человеком
- Прочти §12
- напиши эссе «Изучение Земли человеком»
Урок 14. Луна – спутник Земли
- Прочти § 13. Сравни Луну и Землю
- Прочти текст на странице 36
- Заполни таблицу
Фазы Луны | Особенности положения Луны |
Урок №15 Оболочки Земли. Внутреннее строение Земли
- Изобрази на рисунке уголок природы, на котором можно увидеть части всех оболочек Земли
- Расставь на рисунке цифры, обозначающие части оболочек:
1 – гидросфера
2 – литосфера
3 – атмосфера
4 - биосфера
Урок №16 Материки и острова
- Прочти текст на странице 41-42
- выпиши, что такое рельеф
- изобрази схемой виды земной коры
земная кора
- Подпиши на контурной карте материки
- Где находится Казахстан? Напиши 4 предложения о его расположении на планете
- Выпиши в тетрадь определения: остров, архипелаг
- Найди на карте географические объекты, указанные в параграфе
Урок №17 Горные породы
- Прочти текст стр. 44-45
- Выпиши в тетрадь и выучи определения: горные породы, полезные ископаемые, месторождение
- Заполни таблицу:
Происхождение горных пород
вулканические | Образованные разрушением других пород | Из живых организмов |
Урок №18 Почва
- 1. Что такое почва? Составь определение, используя текст.
- Прочитай текст. Поставьте на полях пометки:
∨ - если то, что ты читаешь, соответствует тому, что ты знал.
- - если информация отличается от той, какую ты знал.
+ - если что-то для тебя ново.
? – если то, что ты читал, удивляет тебя или ты хочешь узнать об этом больше.
- Сделай индивидуальную карту пометок.
- Обсуди в паре, внеси дополнения.
Урок №19 Гидросфера – водная оболочка Земли
1. Составь пятистишие «Вода»
2. Составь определение гидросфера
3. Почему количество воды на Земле не меняется?
- Нарисуй схему круговорота воды. В чем его значение?
Урок 20. Вода – уникальное вещество
1. В каких состояниях находится вода в природе?
2.Заполни таблицу
Состояние воды | Процесс превращения | Состояние воды |
Вода и т.д. | ? | лед |
Урок 21 Океаны
- Посмотри на карте, на какие части делится Мировой океан?
- Прочитай текст стр. 54-55, заполни таблицу:
Океаны
Тихий | Атлантический | Индийский | Северный Ледовитый |
Урок №22 Моря и озёра
- Прочти текст § 22
- Выпиши в тетрадь понятия: море, залив, пролив, озеро, водохранилище
- Дополни схему
Моря
4. Заполни таблицу «Океаны и моря»
Океаны | Моря |
Внеси в нее 2-3 моря каждого океана.
- Что особенного в названии Каспийское море?
Урок 23 Реки
- По тексту учебника §23 выпиши понятия: река, исток, русло, пойма, приток, устье
- На рисунке обозначены цифрами части реки. Ответь по образцу: 1 –исток и т.д.
- Дополни выражения:
А) Нил – самая…
Б) Амазонка – самая…
В) Иртыш - самая…
Урок 24 Значение воды в природе и жизни человека
На доске ключевые слова: составь рассказ с этими словами внеси дополнения после
Вода чтения текста §24
Среда обитания
Жизнь
деятельность
Урок № 25 Охрана вод и водоёмов
- Сделать опыты по фильтрованию воды:
а) соль; г) мел;
б) сахар; д) песок;
в) сода пищевая; е) чай
2. Заполни таблицу:
Вещества | |
Растворяемые | Нерастворяемые |
3. Почему необходимо беречь пресную воду?
4. Выпиши определения: индикатор, фильтрация
5.Какие животные фильтруют воду?
6. Расставь правильно последовательность очистки воды:
отстаивание, предварительная очистка, фильтрация, отправление в водопроводную сеть, просачивание через бассейны с гравием, обеззараживание хлором и озоном
Урок № 26 Атмосфера – воздушная оболочка Земли
- Прочти § 26, выпиши понятие атмосфера.
- Составь схему газового состава атмосферы
Атмосфера
- Составь пятистишие с ключевым словом «атмосфера»
Урок №27 Воздух вокруг нас
- Прочти текст страницы 68-71
- Заполни таблицу:
Загрязнение воздуха | Способы защиты воздуха |
Урок №28 Погода – состояние нижнего слоя атмосферы. Климат
- Выпиши из § 28 понятия: погода, климат, климатические зоны, метеорология
- Запиши в тетрадь признаки погоды
- На рисунке обозначь красным, желтым и синим цветом (жарко, прохладно, холодно) , подпиши названия климатических зон.
- Прочти абзац 2 на странице 73. Заполни таблицу:
История наблюдений за погодой
метеорологи | деятельность |
- Прочти абзац 1 на странице 73. Дополни схему:
Предмет изучения метеорологии
Урок № 29 Климат и живые организмы
- Прочти текст на странице 75. заполни таблицу
Влияние климата человека и животных
климат | человек | животные |
холодный | ||
умеренный | ||
пустынный | ||
жаркий |
Раздел II Тела и вещества в природе
Урок №30 Физическое тело. Вещество. Масса.
- Раздели половину страницы в тетради по образцу:
знаю | узнал на уроке | удивило |
Запиши в левой колонке ключевыми словами всё, что ты знаешь о телах.
2. Рассмотри данную учителем картинку. Выпиши в тетрадь в столбик тела, изображённые на ней.
3. Прочитай текст на странице 77-78. Новые сведения о телах запиши в колонке «узнал на уроке».
4. Выпиши определения: физическое тело, вещество, поверхностное натяжение, масса
Урок №31. Лабораторная работа
Лабораторная работа №1
Тема: Измерение массы и плотности вещества
Цели: Научиться измерять массу, объём и плотность веществ.
Оборудование:Грузики, тела, весы, мензурка, таблица плотности.
Ход работы:
I. Тренировочные задания.
1. Найти цену деления мензурки.
2. Уравновесить весы.
3. Привязывание нити к грузику.
II. Выполнение задания.
1. Положим на одну чашку весов груз. Из набора берём гири и, укладывая в другую чашку весов, уравновешиваем весы.
2. Подсчитываем массу каждого груза, заносим результаты в таблицу. Записываем в граммах.
предмет | масса |
3. Определяем с помощью мензурки объём (по тому, насколько поднялась вода)
4. Определить плотность веществ по формуле:
- Сделать вывод.
Урок №32.Строение вещества. Диффузия
- Прочти текст на странице 79
- Выпиши в тетрадь понятия: атом, молекула, диффузия.
- Почему в воздухе диффузия протекает быстрее?
Урок № 33 Чистые вещества и смеси
- Выпиши из текста страницы 80 определение понятия смеси.
- Приведи примеры чистых веществ и смесей, дополни их в схему
Чистые вещества и смеси..
вещества
чистые смеси
(атомы одинаковые (атомы разные, перемешанные: вода, соль
сахар, серебро, водород) углекислый газ)
Урок №34. Силы в природе
- Прочти текст на странице 81-82
- Выпиши в тетрадь, что такое сила
- Заполни таблицу:
Силы в природе
Сила трения | Сила тяготения |
- Какую роль играет сила трения и сила тяготения в природе?
Урок №35. Давление.
- Прочти текст на странице 83, выпиши определения понятий: давление, атмосферное давление
- Объясни устно, почему человек на лыжах не проваливается в снег?
- Высчитай, каким будет давление на вершине горы высотой в 1 км
Лабораторная работа № 2
Тема: Измерение силы тяжести с помощью динамометра.
Цели: Научиться измерять силу тяжести и упругость тел с помощью динамометра.
Оборудование:Динамометр, полоска бумаги, набор грузов, штатив.
Ход работы:
I. 1. Шкалу динамометра закройте полоской бумаги. Бумагу закрепите.
2. Подвешивая к динамометру грузы массой 102г, 204г, 306 г, отметим чёрточкой положение указателя динамометра на полоске бумаги, соответствующие 1Н, 2Н, 3Н.
3. Измерим расстояние между соседними чёрточками. Равны ли они между собой.
II. Расположив динамометр горизонтально, измерить силу трения. Тянем динамометр тихонько. Динамометр покажет силу трения. Запишите данные.
III. Измерение силы упругости.
Чтобы измерить силу упругости, надо сжать пружину динамометра ладонью, затем отпустить. На шкале видим силу упругости. Записываем.
Сделай вывод.
Ответь на вопросы
1. Как передаётся давление в жидкостях и газах. Приведите примеры.
2. Как называется величина, которая характеризует зависимость силы от площади.
3. Как называется прибор для измерения силы давления?
4. Почему гвоздь забить легче, чем болт?
Урок №36. Многообразие явлений природы
- Прочти текст страницы 84-85.
- Выпиши понятие: явления.
- Заполни таблицу:
Явления природы
Явления природы | примеры |
Урок № 37. Световые явления
- Раздели половину страницы в тетради по образцу:
знаю | узнал на уроке | удивило |
- Запиши в левой колонке ключевыми словами всё, что ты знаешь о телах.
- Прочти текст на странице 87-88
- Заполни колонку 2и 3
- Сделай опыт с волчком. Выводы запиши в тетрадь.
Урок № 38 Тепловые явления
1. Используя ключевые слова: тепло, теплопроводность, проводники, изоляторы, термометр составь кластер по теме.
Тепловые явления
Урок №39 Лабораторная работа №3
Сравнение температуры холодных и горячих тел
- Оборудование: стаканы-2
- термометры водяные
Ход работы:
- Налить в первый стакан холодную воду, в другой – горячую
- Измерить температуру, записать
- Повторить измерение через 10минут, результаты записать
- Повторить измерение через 10 минут, результаты записать
- Выводы
Урок №40 Звуковые явления
Прочти текст §40, ответь на вопросы:
1. Что такое звук?
2. Как называется единица громкости?
3 Как распространяется звук в различных средах?
4. Почему мы сначала видим молнию, а потом слышим гром?
5. Может ли распространяться звук в космосе?
Урок №43. Механическое движение
Изучи текст §43, рассмотри рисунки, ответь на вопросы
Изменение положения физического тела называют механическим движением, а линию, по которой происходит движение траекторией.
1. Ты идёшь в школу. Можно ли назвать это механическим движением? Почему? Можно ли дорогу, по которой ты идёшь, назвать траекторией?
В зависимости от вида траектории движение может быть прямолинейным, криволинейным, колебательным.
2. Из перечня примеров механического движения выбери примеры каждого вида движения:
Лыжник, спускающийся с трамплина; движение маятника; стартующий космический корабль.
3. Что происходит с тобой, когда автобус резко останавливается?
Инерция- это сохранение скорости тела при отсутствии воздействия на него других тел
4. Может ли автомобиль, движущийся на большой скорости по скользкой дороге, сразу остановиться, если встретится какое-либо препятствие? Почему?
Роль инерции в технике и в быту
Польза | Вред |
1) Экономия топлива при остановке транспорта; 2) … | 1)Ухудшение самочувствия при остановке лифта; 2)… |
5. Почему опасно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
6. В какую сторону наклоняются пассажиры при повороте автобуса вправо? Влево? Почему?
7. Почему, топнув ногой, мы стряхиваем с обуви снег, грязь?
8. Приведи примеры явления инерции в технике и быту.
Урок № 44 Равновесие тел
Прочти текст § 44, рассмотри рисунки и ответь на вопросы
Приспособления, используемые для преобразования силы и для изменения её направления, называют простыми механизмами. К ним относятся рычаг, блок, наклонная плоскость, винт.
Опыт: рассмотри совместно с учителем примеры простых механизмов.
1. Перед тобой лежат нож, щипцы, ножницы. Какими из механизмов ты воспользуешься, чтобы разрезать бумагу?
И палка, и ножницы, и щипцы, и весы являются рычагами, Рычаг-это длинная палка с точкой опоры.
Выполни задание. К вопросам подбери правильные ответы.
Чем ты воспользуешься, чтобы:
1) разрезать хлеб а) палка Можно ли это сделать без приспособ-
2) расколоть орех б) молоток лений?
3) разрезать бумагу в) ножницы
г) нож
Сдвинуть тяжёлый предмет с помощью палки мы смогли потому, что нашли точку опоры для палки и тяжёлого предмета.
Раздел III Жизнь в природе
Урок 46. Живая планета
- Прочти пункт 1 § 43 на странице 101
- Составь схему «Царства живой природы»
- Выпиши, выучи и ответь устно понятия флора, фауна, биосфера
- Выпиши в тетрадь свойства живых организмов
- Прочти абзац 3 на странице 102
- Дополни в схему отличительные признаки растений и животных
живые организмы
растения животные
1. 1.
2. 2.
И так далее
Урок 47 Многообразие животных и их значение
- Прочти текст страницы 104, 1 и 2 абзацы
- Составь схему: 1. Различие животных по строению
2. Различие животных по питанию
2. Прочти § 44
- заполни таблицу
Животные планеты
Названия животных | Место обитания | Особенности строения | Особенности питания | ||||||
вода | суша | воздух | одноклеточные | многоклеточные | травоядные | хищники | всеядные | ||
позвоночные | беспоз воноч ные | ||||||||
Урок 48 Взаимоотношения между животными
- Прочти §48
- Выпиши понятия: экологическая ниша, хищничество, симбиоз, паразитизм, конкуренция
- Устно приведи примеры взаимоотношений между животными
Урок 49 Многообразие растений и их значение
- Прочти § 46
- Выпиши понятия: хлорофилл, хвойные растения, цветковые растения, фитонциды
-Вычерти схему, приведи примеры растений
Царство растений
Урок 51 Культурные растения нашей республики
- Раздели половинку тетрадного листа на три части
знаю | Узнал на уроке | удивило |
- В левой колонке напиши ключевыми словами всё, что ты знаешь о культурных растениях
- Прочти §49
- Заполни вторую колонку, обсуди с соседом по парте
- В третью колонку выпиши то, что ты слышишь впервые (удивило)
4. Заполни таблицу
Культурные растения
виды | растения | Где выращивают |
Урок 52 Грибы
- Прочти § 50, абзацы 1и2
- Выпиши свойства, присущие грибам
- Объясни, почему грибы выделяют в отдельное царство
2. Прочти текст страницы 118-120
- Заполни таблицу
грибы | строение | Где используют | Что надо знать о грибах |
Шляпочные | |||
плесневые |
Урок 53 Природные и искусственные сообщества
- Прочти § 51
- Запиши соответствия
1. Растения А) Разрушители
2. Животные Б) Производители
3. Бактерии В) Потребители
4. Грибы
- По рисунку 123 выдели пищевые цепи. Запиши их в тетрадь
- Что такое искусственные сообщества. Напиши определение. Сравни с данным в учебнике на странице 124. Напиши рассказ о знакомом тебе искусственном сообществе.
Раздел IV Природа и человек
Урок 55. Окружающая природная среда
- Прочти текст §53
- Выпиши, что такое окружающая среда
- Составь схему (с рисунками) «Окружающая среда»
- Прочти текст страницы 127-128
- Выпиши понятия: адаптация,
- Составь таблицу
Приспособление организмов к окружающей среде
Условия природы | Виды приспособлений | примеры |
Урок № 56 Место человека в природе
Прочти §54
- Докажи словами из текста, что природа имеет:
1. Научное значение
2. Оздоровительное
3. Воспитательное
4. Эстетическое
5. Производственное
Урок №57 Природные богатства
- Выпиши из текста § 55 понятие природные ресурсы
- Составь схему
Природные ресурсы
Урок № 58 Изменение природных систем под влиянием деятельности человека
1. «Метод ключевых слов» Рассказ Дополнения
Ключевые слова:
- Численность населения
- Рост городов
- Туризм
- Сравни свой рассказ с текстом учебника, внеси дополнения
Урок №59 Загрязнение окружающей среды и её охрана
- Прочти § 57.
- Выпиши в тетрадь в одну колонку примеры загрязнения природы, в другую – охрану
- +
Урок № 61 Охраняемые природные территории
Прочти §59
- Выпиши в тетрадь, какие особоохраняемые территории существуют.
- Выпиши определения
- Какие есть законы об охране природы?
- Напиши эссе «Охрана природы в нашей стране»
Урок №62 Заповедники Казахстана
Прочти §60
- Выпиши понятие заповедник, национальный парк
- Заполни таблицу
Заповедники Казахстана
Заповедник | Где находится | Когда образован | Что охраняется |
Урок №63. Красная книга
1. «Мозговая атака» (напиши всё, что знаешь о Красной книге)
Красная книга-?
2.Из §63 выпиши определение Красная книга
3. Выпиши в тетрадь примеры редких растений и животных
4. Подчеркни тех, которые встречаются в нашей местности
5. Подготовь в библиотеке материал о них к следующему уроку
Задания
для самостоятельной работы учащихся
на уроках естествознания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса по теме "Грибы"
Задания для сомостоятельной работы учащихся по теме "Грибы". В ходе выполнения заданий учащиеся смогут, используя учебник и собственные знания выделить признаки грибов как представителей особого царст...
Задания для самостоятельной работы учащихся 7 класса по теме "Внутреннее строение рыб"
Задания для самостоятельной работы учащихся 7 класса по теме "Внутреннее строение рыб". Включает в себя 4 задания на выбор верных утверждений, установление соответствий...
Задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса по биологии, тема: «Корень»
Задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса по биологии, тема: «Корень» с ключем...
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "РЕШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ"
Предлагаю 19 вариантов на распознавание и отработку основных способов решений....
Задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса по биологии по теме "Голосеменные" ФГОСТ
Задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса по биологии по теме "Голосеменные" ФГОСТ...
Задания для самостоятельной работы учащихся 9 класса по геометрии по теме "Метод координат"
Задания для самостоятельной работы учащихся 9 класса по геометрии по теме "Метод координат" позволит оценить уровень знаний учащихся по работе с координатами вектора....
Задания для самостоятельной работы учащихся 7 класса по теме:"Признаки параллельности прямых".
представлены 4 варианта заданий...