урок на тему "Гейзеры"окружающий мир – 6 класс
план-конспект урока по естествознанию (6 класс) на тему

купреев михаил никитович

Валуны и равнины, залитые лавой,

Сонмы глетчеров, брызги горячих ключей,

Скалы, полные грусти своей величавой,

Убеленные холодом бледных лучей …

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om6.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

ОМ – 6 класс

урок на тему                Гейзеры

цели урока:   а) познакомить шестиклассников  с гейзерами и горячими источниками;

                    б) формировать идею о постоянном развитии земной коры;

                  в) развивать умения школьников выделять основную мысль, формулировать выводы по тексту учебника, работать с текстом учебника.

оборудование урока:  картины, рисунки, иллюстрирующие гейзеры и горячие источники.

содержание урока:

  1. Организация учащихся на урок
  2. Проверка домашнего задания:

                вопросы классу:

  • Объясни постороннему человеку, почему происходят вулканические извержения. Что общего между извержением вулкана и открытием бутылки с газированной водой или шампанским? Какие силы заставляют расплавленную магму подниматься по жерлу вулкана?
  • Благодаря чему подъем магмы по жерлу вулкана может ускоряться по мере подъема? А что, напротив, может тормозить подъем и к чему это приводит? При каких условиях извержения вулканов происходят с взрывами, а при каких достаточно спокойно?
  • Как далеко от вулкана может разлиться лава? От чего это зависит?

    3.  Изучение нового материала:

 справка: гейзер – источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара до высоты 20 – 40 м и более. Гейзер – одно из проявлений вулканизма. Гейзеры обнаружены в Исландии, Российской Федерации (на Камчатке), США, Новой Зеландии, Японии.

Слово "гейзер" исландского происхождения; оно происходит от "гейза", что означает "хлынуть".

        В стихотворении, посвященном Исландии, русский поэт К. Бальмонт писал:

                        Валуны и равнины, залитые лавой,

                        Сонмы глетчеров, брызги горячих ключей,

                        Скалы, полные грусти своей величавой,

                        Убеленные холодом бледных лучей …

Картина залитых лавой равнин нам уже знакома (вспомним об извержении вулкана Лаки). Глетчеры – это ледники по-немецки. А вот под" брызгами горячих ключей" поэт подразумевал гейзеры.

        Среди различных проявлений вулканизма наиболее интересными являются паро-водяные вулканы-гейзеры. Очень интересны их извержения.

        Вулканы начинают действовать внезапно. Вдруг раздается подземный шум, который то прерывается, то возобновляется с повышенной силой. Вода в воронке гейзера вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода; появляются пузыри паров; они лопаются на поверхности, и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем все стихает, густой белый пар окутывает некоторое время воронку. Взрывы  происходят через определенные промежутки времени. Внезапно картина меняется: из глубины раздается страшный грохот, вода снова в воронке сильно вспучивается, на этот раз начинает вихреобразно кружиться и вздыматься вверх; вырывается масса пара, и через несколько мгновений вылетает водяная струя; она поднимается на 30 – 40 м и рассыпается в воздухе ослепительно белой мельчайшей пылью; водяные брызги еще не успели достигнуть земли, как вдруг вторая струя, затем третья; с каждым разом они поднимаются все выше и выше. Водяные струи разлетаются во всех направлениях, разбрасываются в стороны, описывая дуги, поднимаются вверх с шипением и шумом, точно ракеты во время фейерверка; огромные облака пара окутывают водяные столбы; в глубине раздается глухой удар, и в сопровождении массы камней вырывается последняя огромная струя. Все смолкает…

        Когда ветер разнесет густые пары, перед глазами раскрывается лишенная воды воронка, покрытая серо-пепельными натеками. В глубоком канале вода стоит спокойно и тихо, как и во всяком колодце; проходит час – опять слышится грохот, начинается клокотание и шипение воды, чтобы закончиться таким же величественным зрелищем.

4. Закрепление материала.

  • Работа с физической  и контурной картой.
  • Заполните таблицу

Название вулкана

  Название       материка

Абсолютная высота

Действующий или потухший

Ключевская Сопка

Евразия

4900 м

Действующий

Везувий

Евразия

1280 м

Действующий

Этна

Евразия

3340 м

Действующий

Эльбрус

Евразия

5642 м

Потухший

  • На контурной карте обозначьте действующие вулканы красной звездочкой, потухшие – синей.
  • Ключевская Сопка
  • Гекла
  • Везувий
  • Этна
  • Эльбрус
  • Кракатау
  • Фудзияма
  • Котопахи
  • Орисаба

 5.Задание на дом: читать и пересказывать материал, с.102 – 104, закончить работу с контурной картой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Защита окружающей среды" в 10 классе.

Работа содержит материалы по теме "Защита окружающей среды" на основе аутентичного текста....

Разработка урока по теме "Защита окружающей среды" 11 класс

Разработка рекомендуется учителям английского языка, работающих в старших классах...

Разработка урока по теме "Защита окружающей среды" 11 класс

Разработка рекомендуется учителям английского языка, работающих в старших классах...

Методическая разработка урока по теме "Защита окружающей среды" -7 класс, УМК "Шаги"

В разработке урока использованы ИКТ-технологии, файл содержит мультимедийную презентацию к уроку...

Открытый урок по теме " Защита окружающей среды" 8 класс

Урок является итоговым по теме. Учащиеся обсуждают экологические проблемы, используя изученную лексику и грамматический материал Модальные глаголы....