статья "Развитие навыков работы с информацией в учебной проектной деятельности
статья по естествознанию по теме
в статье рассмотрины виды информации, приведены примеры, позволяющие на уроке и проектной деятельности развивать информационные компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_raboty_s_informatsiey.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: РАЗВИТИЕ НАВЫКОА РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учитель биологии и химии
ГБОУ гимназии № 190
Центрального района
Салыгина Марина Владимировна
2014 год
Содержание.
стр.
I. Ведение ………………………………………………………. 3
II. Основная часть
1. Общая характеристика информации …………………….. 5
2. Компоненты навыка работы с информацией ……………. 7
3. Различные формы и виды учебной работы
для развития навыков работы с информацией………… 9
4. Из опыта работы ………………………………………….. 12
4.1. Примеры заданий направленных на развитие
навыков работы с информацией применяемые
в учебной деятельности………………………………… 12
4.2. Примеры заданий направленных на развитие
навыков работы с информацией применяемые
в учебной проектной деятельности…………………… 16
IV. Список литературы………………………………………… 22
Введение.
Известно, что образование — один из главных институтов социализации личности. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. В настоящее время в качестве важнейшей цели образования выдвигается жизненная самореализация личности. Не главное, что ученик знает, важнее, что он умеет делать сам. Мы развиваем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию, саморазвитию, способную проанализировать любую ситуацию, оценить её и принять ответственное решение. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Развить у учащихся инициативность, изобретательность, способность к анализу собственного мыслительного процесса позволяет такой метод обучения как проектная деятельность.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проект — работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Для ученика, проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Роль учителя в этой ситуации меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. Так, работая над исходной проблемой проекта,
причем проблемой животрепещущей, ученики совершенствуют уже имеющиеся знания и приобретают новые знания, добывают информацию из различных областей и интегрируют ее в собственный жизненный опыт.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации в области образования (Федеральный закон «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего среднего образования, «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года») пронизаны идеей формирования высокой информационной
культуры нашего общества. Одним из жизненно важных навыков для учащихся является навык работы с информацией, то есть способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида для максимального усвоения учебного материала и формирования личности информационного общества.
Реализация проектной деятельности обучающихся дает прекрасную возможность для развития навыков работы с информацией.
В данной работе мы рассмотрим вопросы, связанные:
- с общей характеристикой информации,
- с компонентами умения работы с информацией
- с различными формами и видами учебной работы для развития
навыков работы с информацией.
- с опытом работы по данной теме
Основная часть.
1. Общая характеристика информации.
Термин «информация» - один из самых популярных в нашем лексиконе. В него вкладывается широкий смысл и, как правило, его объяснение дается на интуитивном уровне. Информация передается по телефону, телеграфу, радио, телевидению, из уст в уста. Она хранится в библиотеках, архивах, базах данных. Информация - это и показатели измерительных приборов, и вкус пищи, и запахи, и вид звездного неба, и так далее. В общем, информация — это сведения о чём-либо, независимо от формы их представления, которые могут быть использованы человеком для совершенствования его деятельности и пополнения знаний.
Важнейшими, с практической точки зрения, свойствами информации является полнота, ценность, актуальность, достоверность доступность, понятность и объективность:
- полнота — свойство информации исчерпывающе характеризовать отображаемый объект или процесс;
- актуальность — способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени;
- достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, если устареет и перестанет отражать истинное положение дел;
- доступность — свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем;
- понятность — свойство, характеризующее выраженность на понятном
языке для получателя; - объективность — свойство, характеризующее независимость от чьего-либо мнения, суждения.
Информацию можно классифицировать на виды по нескольким признакам:
По способу восприятия:
Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих ее.
- визуальная - воспринимается органами зрения (мы видим все вокруг);
- аудиальная - воспринимается органами слуха (мы слышим звуки
вокруг нас); - тактильная - воспринимается тактильными рецепторами;
- обонятельная - воспринимается обонятельными рецепторами (мы
чувствуем ароматы вокруг); - вкусовая - воспринимается вкусовыми рецепторами (мы чувствуем
вкус).
По форме представления
По форме представления информация делится на следующие виды:
- текстовая - передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка;
- числовая - в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия;
- графическая - в виде изображений, событий, предметов, графиков;
- звуковая - устная или в виде записи передача лексемы языка аудиальным путем.
По назначению
- массовая - содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума;
- специальная - содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация;
- личная - набор сведений о какой-либо личности, определяющих социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
Для того чтобы повысить эффективность работы с информацией, необходимо точно знать с какую именно информацию нам предстоит использовать на уроке или в процессе создания проекта. Есть некоторые общие свойства информации и общие закономерности работы с ней. Но работа с текстом рассказа отличается от работы над партитурой музыкального произведения, а проведение расчета по формулам имеет мало общего с созданием мультфильма. То есть существуют особенности протекания информационных процессов для информации разных видов. Знание того, к какому виду относится информация, поможет выбрать наиболее подходящие средства и методы для работы с ней.
2. Компоненты навыка работы с информацией.
Умение работы с информацией является общеучебным умением, сложным по своей структуре, представляет совокупность взаимосвязанных компонентов, которые своим содержанием конкретизируют умение работы с информацией.
Компонентами умения работы с информацией выступают:
- поиск информации - ориентирование в предметной области для
функционального поиска, поиск объекта по известному названию,
отбор релевантной информации; - анализ информации - определение главного и существенного,
выделение смысловых частей, выявление причинно-следственных
связей в информации; - интерпретация информации - объяснение связей и зависимостей,
выявленных в информации; - переформатирование информации - перевод информации из
одного вида представления в другой; - обобщение информации - формулирование выводов на основе
проведенного анализа информации; - создание информации - создание информационных продуктов на
бумажных и электронных носителях; - представление информации - представление информационного
продукта аудитории, создание электронных презентаций; - хранение информации - накопление, структурирование,
систематизация информации; - передача информации - использование различных каналов и
способов передачи информации.
Процесс формирования у обучающихся навыков работы с информацией будет успешным, если общее умение работы с информацией представляет систему, взаимосвязанными компонентами которой являются частные умения: поиск, переработка, создание, представление, хранение и передача информации.
В образовательном процессе реализуется технология формирования умения работы с информацией, обеспечивающая поступательное продвижение обучающихся в освоении соответствующих способов деятельности по этапам: - формирование первоначального умения на уровне знания способа
действия,
- безошибочное выполнение действия по образцу,
- применение умения в сходных ситуациях,
- применение умения в новой ситуации на основе самостоятельного
определения цели,
- мотивированного выбора способов и средств ее достижения при
работе в одной образовательной области с последующим
переносом умения в другие образовательные области;
Освоение способов деятельности при работе с информацией осуществляется при активном взаимодействии учащихся с различными источниками информации и носителями актуального социокультурного опыта с учетом особенностей деятельности учащихся на разных этапах познания.
3. Различные формы и виды учебной работы для развития навыков
работы с информацией.
Особенностью моей деятельности по развитию навыков работы с информацией является то, что в нашу гимназию приходят обучающиеся с 7 класса. Обучающие приходят к нам с уже сложившейся системой взглядов на процесс образования, с разным уровнем развития компетентностей, в том числе и информационных.
По данным международного исследования PISA (2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских обучающихся 9-10 классов оказывается существенно ниже мировых стандартов. Российские 15-летние учащиеся в 2009 году демонстрируют относительную (значимо ниже среднего уровня по странам Организации экономического сотрудничества и развития) умелость в вычитывании и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению. За последние годы наряду с ростом показателя «умение находить и извлекать информацию из текстов», существенно уменьшился показатель «умение осмыслять и оценивать сообщения текстов».
Исходя из выше сказанного, иногда приходится вырабатывать навыки работы с различными источниками информации практически с нуля. Овладение необходимыми навыками происходит поэтапно. В 7-8 классах обучающиеся начинают пробовать себя в небольших творческих проектах: рисунках, кроссвордах, ребусах, моделировании из бумаги и др. Работа с текстом становится первым навыком исследовательской деятельности. Важной составляющей является необходимость показать, где и как осуществляется сбор фактического материала. В 9 классе добавляются длительные проекты, направленные на углубление изучаемого материала. Обучающиеся уже обладают достаточным опытом для создания компьютерных презентаций, и проведение творческих проектных работ способствуют реализации в моей работе идей профильного обучения в условиях художественно-эстетического профиля школы. С 8 класса я веду работу с обучающимися по созданию компьютерных презентаций. Результат своего творчества, обучающиеся ежегодно представляют на школьной научно-практической конференции. В 10–11 классах темы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося. Для них активно используются образовательные ресурсы Интернета. Происходит дальнейшее накопление знаний по методике исследования и обработке результатов. Все это осуществляется в процессе длительной самостоятельной работы. К сожалению, поисковая работа занимает много времени. Поэтому различные виды домашних заданий выполняются учащимися исключительно по желанию и рассчитаны на формирование интереса и творческого отношения к предметам естественнонаучного цикла.
Учебные задания, направленные на формирование частных умений,
входящих в общее умение работы с информацией, разрабатываются с учетом соответствующих им специфических действий:
- поиск информации - задания на определение области поиска информации, анализ найденной информации для конкретизации сегмента области поиска, на формулирование и переформулирование запроса с учетом результата поиска, на анализ информации для определения ее достоверности, объективности и полноты;
- анализ информации – задания на сопоставление, сравнение,
классификацию, конкретизацию процессов и явлений, выявление причинно-следственных связей между объектами, процессами и явлениями, выделение главного и существенного в информации;
- интерпретация информации – задания на определение цели информационного сообщения, объяснение явлений и зависимостей, о которых сообщается в информации, сравнение нескольких информационных сообщений одной тематической направленности, определение возможности применения изученной информации;
- переформатирование информации – задания на составление планов,
тезисов, конспектов, построение графиков, диаграмм, концептуальных таблиц, логических схем, отражающих содержание информационных сообщений, перевод графической информации в текстовую, изменение жанра и стиля текста;
- обобщение информации – задания на формулирование выводов на основе сравнения, анализа, классификации информации;
- создание информации – задания на определение цели создаваемого информационного продукта, определение типа информационного продукта, его структуры, способов систематизации информации, создание связного текста, создание рубрик, редактирование текста;
- представление информации – задания на составление текстов выступления, творческих плакатов, создание презентации в электронном виде для сопровождения выступления;
- хранение информации – задания на систематизацию и структурирование информации, разработку структуры архива источников информации, интернет-ссылок, аннотаций, каталогизацию накопленной информации, составление словарей, тематических тезаурусов и глоссариев;
- передача информации – задания на подготовку информационных сообщений к передаче по различным каналам и различным адресатам (социальные сети, форумы образовательных, информационных порталов, сайты электронных журналов).
4. Из опыта работы.
Основываясь на многолетнем опыте работы с творчески одаренными детьми, приведу несколько конкретных примеров заданий, как в урочной, так и в проектной деятельности, направленных на развитие навыков работы с информацией.
4.1 Примеры заданий направленных на развитие навыков работы с информацией применяемые в учебной деятельности.
Задания, связанные с анализом и обобщением предложенной текстовой информации.
Групповая работа в 9 классе, по теме: Доказательства Эволюции.
Цель работы: основываясь на полученной информации, получить объективные данные о доказательствах эволюционного развития органического мира.
Пример инструктивной карточки.
Морфологические (сравнительно-анатомические )доказательства
1. Внимательно прочтите текст.
Сравнительная анатомия животных (сравнительная морфология), наука, изучающая закономерности строения и развития органов и их систем путём сопоставления у животных разных систематических групп. Сравнение строения органов в
связи с их функциями даёт возможность понять приспособления к условиям существования животных организмов как целостных систем, а также
происхождение и пути эволюции различных групп животных
Казалось бы, что общего между рукой человека, лапой кошки, плавником кита, ногой лошади и крылом летучей мыши? А между тем, при дотошном сравнении оказывается, что все эти конечности состоят из одного и того же набора костей. Такие органы, имеющие один план строения, занимающие сходное положение в организме животного и развивающиеся из одних и тех же зачатков, называют гомологичными. Очевидно, что все эти конечности приспособлены к выполнению различных функций. Но один тот факт, что выполнение этих разных функций обеспечивается конечностями, имеющими один и то же план строения, подталкивает к выводу, что когда-то жил общий мало специализированный предок, от которого и произошли все современные звери.
По крайней мере, труднее предположить, что конечности, построенные
по одному плану, возникали несколько раз независимо. Подобный, но более общий вывод можно сделать после рассмотрения скелетов всех позвоночных животных.
Пожалуй, подобные факты поразительного сходства были первыми подсказками на пути к современному взгляду на эволюцию. Действительно, интересоваться строением тела животных люди начали гораздо раньше, чем, скажем, их эмбриональным развитием и тем более раньше, чем копаться в горных породах в поисках пресловутых окаменелостей. Кроме всего прочего, обратили внимание и на рудименты - недоразвитые органы, которые не несут никакой функциональной нагрузки, однако по месту расположения и строению схожие с подобными органами других животных. Примерами являются задние конечности питона и глаза слепыша.
Если рудименты - это недоразвитые (но как правило присутствующие) органы, то атавизмы - это органы, в норме присутствовавшие у отдалённых предков, утраченные в ходе эволюции, но иногда проявляющиеся у отдельных организмов данного вида. (возврат к признакам предков). Такие "редкости" тоже помогают понять, какими были предки тех или иных животных. Благодаря живому интересу к происхождению человека, проявляемому в последние полтора столетия, человеческие атавизмы изучены хорошо.
2. Пользуясь прочитанной информацией, выполните задания:
А) Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры
гомологичных, аналогичных, рудиментарных органов и атавизмов.
Б) У человека существует порядка 85 рудиментарных органов,
запишите как минимум 5 из них, укажите какие
функции эти органы выполняли у наших предков.
В) Определите их значения, как доказательств эволюции.
(Что доказывает существование рудиментов, атавизмов, гомологичных
и аналогичных органов? В результате чего образуются?)
Г) Сформулируйте вывод о роли данных сравнительной анатомии в
доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.
Задания, связанные с переформатированием текстовой информации.
Урок – практикум по естествознанию в 10 классе, по теме: Методы научного познания.
Цель работы: научить переформатировать информацию, перевод текстовой информации в иные формы подачи информации (план, таблица, схема)
Задание №1. Прочитайте текст и структурируйте его следующим образом:
1. Составьте план текста
2. Составьте таблицу
3. Составьте схему, отражающую суть текста
Гроза́ - атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и
связана с ливневым дождем, градом и шквальным усилением ветра.
Одновременно на Земле действует около полутора тысяч гроз, средняя интенсивность разрядов оценивается как 46 молний в секунду. По поверхности планеты грозы распределяются неравномерно. Над океаном гроз наблюдается приблизительно в десять раз меньше, чем над континентами. В тропической и субтропической зоне (от 30° северной широты до 30° южной широты) сосредоточено около 78 % всех молниевых разрядов. Максимум грозовой активности приходится на Центральную Африку. В полярных районах Арктики и Антарктики и над полюсами гроз практически не бывает.
Основным необходимым условием для образования грозовых облаков является состояние неустойчивости атмосферы, формирующее восходящие потоки. В зависимости от величины и мощности таких потоков формируются грозовые облака различных типов.
Движение грозового облака относительно земли определяется, прежде
всего, взаимодействием восходящего и нисходящего потоков облака
с несущими воздушными потоками в средних слоях атмосферы, в которых
развивается гроза. Скорость перемещения изолированной грозы обычно
порядка 20 км/час, но некоторые грозы двигаются гораздо быстрее.
Энергия, которая приводит в действие грозу, заключена в скрытой теплоте, высвобождающейся, когда водяной пар конденсируется и образует облачные капли. Грубая оценка общей энергии грозы может быть сделана на основе общего количества воды выпавшей в виде осадков из облака. Типичной является энергия порядка 100 миллионов киловатт-часов, что по приблизительной оценке эквивалентно ядерному заряду в 20 килотонн (правда эта энергия выделяется в гораздо большем объеме пространства и за гораздо большее время).
Задания, связанные с переформатированием графической информации.
Урок – практикум по естествознанию в 10 классе, по теме:
Методы научного познания.
Цель работы: научить переформатировать информацию, перевод графической информации в текстовую.
Задание № 2. Внимательно рассмотрите данные представленные в виде таблицы, графика и диаграммы (приложение рис 1 -3).
Найдите закономерности в распределении температур.
Ответьте на вопросы:
1. Каковы особенности распределения температур по месяцам в разных
городах? Чем отличаются эти распределения?
2. В чём причина процессов, которые приводят к такому распределению?
3. Помогла ли вам выполнить задание систематизация материала с помощью
графика, диаграммы?
Задания, связанные с анализом информации для определения ее достоверности, объективности
Урок по зоологии 7 класс. Обобщающий урок по теме Тип Членистоногие.
Цель задания: умение использовать полученные на уроках знания, для анализа текста с целью определения ее достоверности и объективности.
Достаточно необычна, с моей точки зрения форма работы «Шпаргалка без утайки», которую я применяю, в основном, на уроках химии и естествознания, но иногда практикую и на уроках биологии.
Цель работы: научить анализировать материал, выделять главное, фиксировать наиболее трудные фрагменты темы; проверить качество усвоения темы; развить инициативность, развить творческое мышление.
Я объявляю, что на следующем уроке состоится проверочная работа, на которой можно будет пользоваться шпаргалками. Каждый делает такую шпаргалку, какую хочет. Но можно обойтись и без шпаргалки, ее наличие или отсутствие никак не отразится на оценке. Дети готовят шпаргалки (а на самом деле — индивидуальные учебные пособия, самодельные опорные конспекты) и приносят их на урок. Но как показывает практика, в большинстве случаев, на самостоятельной работе разрешенными шпаргалками обучающиеся уже не пользуются.
С целью вырабатывания собственного мнения, умения его обосновывать, ясно и конкретно выражать свои мысли я использую учебную форму мини – сочинения (сказка, интервью, письмо и др). Написать мини - сочинение «от имени... (органоида клетки, животного, растения, бактерии, экосистемы и др.)» не так уж просто, это требует определенного уровня знаний и умения работать с информацией. Очень здорово, что многие дети иллюстрируют свои произведения. Самыми удачными, с моей точки зрения были темы «Поспорили как-то раз стебель, лист и почка, кто из них самый главный…»
«Сказки об удобрениях».
4.2 Примеры 3аданий направленных на развитие навыков работы с информацией применяемые в учебной проектной деятельности.
Мини проект «Естествознание в лицах» (см. приложение № 2).
Цель проекта: расширение и углубление знаний об ученых, внесших огромный вклад в развитие предметов цикла естествознание.
Тип проекта: краткосрочный, групповой
Участники проекта: обучающиеся 11 классов.
Оборудование: информация об ученых естественнонаучного цикла, бумага формата А-3, карандаши, уголь, сепия.
Продолжительность проекта: два академических часа.
Результат проекта: выставка
Обучающимся были предложена разнообразная информация об ученых, оставивших значительный след в науках о природе (физики, химики, биологи, философы), разных эпох и времен, в ходе двухчасовой работы, обучающиеся, должны были обработать полученную информацию, отобрав, с их точки зрения, наиболее значимые достижения ученых. В результате работы, обучающиеся должны были создать плакат на формате А-3, где был изображен портрет ученого (я работаю в художественно-эстетической гимназии) и отраженны его заслуги. По результатам могу сказать, что выставка вызвала большой интерес среди обучающихся в нашей гимназии.
Мини проект «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды…» (см. приложение № 3)
Цель проекта: привлечь внимание к экологическим проблемам.
Тип проекта: краткосрочный, групповой
Участники проекта: обучающиеся 11 классов (можно проводить и в 9 классе).
Оборудование: информация об экологических проблемах, бумага формата А-1, А-2, А-3, карандаши, темпера, гуашь, кисти.
Продолжительность проекта: два академических часа.
Результат проекта: презентация и защита творческой работы, выставка
На предыдущем уроке из учащихся класса выбираются два представителя, которые будут входить в экспертную группу. Эксперты, независимо от учителя, оценивают работу групп. В конце урока учитель вместе с экспертами выставляют итоговую оценку за работу всем участникам группы. Остальные учащиеся делятся на шесть групп. Каждая группа получает определенную тему, над которой она будет работать. В ходе работы над поставленной темой, учащиеся должны создать учебный плакат, отражающий тему, над которой работали участники группы. Работая над темой, учащиеся могут пользоваться любой информацией, отбирая материал, который, по их мнению, в наибольшей степени раскрывает тему. На подготовку учащимся отводится один урок. На втором уроке участники группы защищают свои творческие работы. Очень важно, чтобы созданный обучающимися плакат (учебное пособие) использовался не только как иллюстрация, но и нес смысловую нагрузку (т.е. что бы учащиеся при ответе опирались на изображение на плакате) На ответ каждой группе дается
пять минут. После того, как будут прослушаны все группы, учитель вместе с экспертами выставляют оценку группам. Оценивание идет по нескольким параметрам: качество отобранного материала, изложение материала, учебный плакат, «работа» плаката, поведение.
Данный проект может быть использован и для изучения нового материала, так и в качестве обобщающего урока по теме Экология.
Мини проект «Наука в системе культуры» (см. приложение № 4).
Цель проекта: показать роль личности в развитии культуры в широком смысле.
Тип проекта: краткосрочный, групповой
Участники проекта: обучающиеся 10 классов (предмет естествознание).
Оборудование: информация о людях внесших существенный вклад в развитие культуры и науки, бумага формата А-1, темпера, гуашь, кисти.
Продолжительность проекта: два академических часа.
Результат проекта: защита творческий работы
На уроке по теме Наука в системе культуры, мы с учениками обсуждаем роль личности в деле развития науки и культуры в целом. Я прошу привести примеры известных личностей, которые оставили значительный след не в одной области культуры, ребята обычно называют Аристотеля, Леонардо да Винчи, Михайло Ломоносова, Жюля Верна, Герберта Уэллса, Николо Тесла и других. И я предлагаю провести семинар, на котором учащиеся доказали, что великим может стать только разносторонний человек, так Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и анатомом, изобретателем, конструктором; Жюль Верн мог так живописно описывать путешествия героев своих книг, потому, что был географом, членом Французского Географического общества, а Герберт Уэллс, смог так тонко показать психологию людей в своих романах, потому, что имел степень доктора по биологии. Эта тема всегда заинтересовывает ребят, и если честно сказать двумя академическими часами мы редко обходимся. В приложении № 4, я привела творческие работы только по М.В. Ломоносову, что бы показать, как по-разному, учащиеся 10-х классов представляют одну и ту же тему (кстати, одна из представленных работ стала призером на городском конкурса, посвященному 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова)
В качестве долгосрочного проекта, представлю конференцию, которая проходила в 9 классе по теме «Металлы» (см. приложение № 5).
Темы для конференции озвучиваются в начале учебного года (например, «Распространение металлов в природе», «Коррозия металлов», «Сплавы металлов», «Цветные металлы, их применение», «Черная металлургия», «Металлы и искусство», «Металлы в истории» и др, но обязательно есть свободная тема). Далее идет выбор темы, определение целей и задач работы, подбор необходимой информации, оформление творческой работы (на эту работу отводится около 6 месяцев). Сама конференция проводится в марте. Перед началом конференции объявляются оценки за предоставленные творческие работы.
Затем учащиеся, презентуют свои темы. После выступления, учащиеся класса задают выступающему вопросы и оценивают его выступление. После выступлений учитель кратко резюмирует конференцию, а учащимся предлагается написать несколько слов о прошедшей конференции. (Понравилась вам такая форма работы?, Если понравилась, то чем? Что нового узнали вы на этой конференции? Хотели бы вы еще раз участвовать в конференции?).
Как было сказано выше, я работаю в гимназии, где учатся художественно одаренные дети. Работать с ними и трудно и интересно, как с любым одаренным ребенком. При своей работе, в том числе и при деятельности направленной на развитие навыков работы с информацией я должна учитывать особенности своего контингента, и, прежде всего то, что по усвоению и переработки информации являются визуалами, те есть воспринимают большую часть информации с помощью зрения. Поэтому на уроках часто использую слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяю цветом различные пункты или аспекты содержания; записываю действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др. Поэтому и в проектной деятельности я использую возможность перевода информации в творческие работы, где - максимум рисунку и минимум текста.
Заключение.
Проектная деятельность является средой для формирования и развития ключевых компетенций, т. к. она дает возможность освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании; стимулирования практической проектной деятельности обучающихся, позволяя формировать информационные компетенции:
- поиск и отбор необходимой информации;
- интерпретация, систематизация, критическая оценка и анализ
полученной информации с позиции решаемой задачи;
- формулирование аргументированных выводов;
- использование полученной информации для планирования и
реализации своей деятельности; - структурирование информации;
- представление в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации
Поэтому сегодня как никогда актуальны слова писателя Артура Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!» Я думаю, что эти слова можно считать девизом проектной деятельности в школе.
Список литературы.
- Г. Гецов. Как читать книги, журналы, газеты./ Москва, 1989.
- О.М Леонтьева. Как сделать биологию интересной для всех учеников. / Москва, Библиотека «Первого сентября», 2009 г.
- О.А. Митрахович. Формирование у старшеклассников умения работать с информацией. Автореферат. /Москва, Издательство ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет» 2012 г., 23 стр.
- М.А. Ступницкая «Что такое учебный проект?» / Москва, Библиотека «Первого сентября», 2010 г., 44 стр.
- Сборник статей «информатизация образования, опыт, перспективы»/ Вологда, 2012 г, стр 7-11.
- Интернет сайты:
http://life-prog.ru/view_programmer.php?id=77&page=8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная проектная деятельность как форма развития одаренных детей
При изучении проблемы индивидуализации познавательной деятельности школьников были разработаны рекомендации обоснованного выбора форм работы с учащимися для создания учебного баланса на уроке.Использо...
Статья "Описание опыта работы по теме "ИКТ в проектной деятельности учащихся"
В статье описывается опыт применения ИКТ в проектной деятельности учащихся ,рассматриваются преимущества и технологии применениния средств ИКТ, описывается результат работы.Одним из результатов ...
статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»
Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...
РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ.
В современной школе закладываются основы гуманитарной, естественнонаучной и технологической культуры молодежи, определяющей потенциал страны, который должен обладать достаточно высоким и разносторонни...
Статья "Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории"
Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории...
Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»».
Данный проект предназначен для детей старшего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей и творческих людей, которые любят творить и создавать шедевры своими руками....