Экологическая тропа "Уголок моей Родины"
проект по естествознанию (9 класс) на тему

Галина Николаевна Шалухина

Одним из важных вариантов экологической работы является создание экологических маршрутов и троп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное общеобразовательное учреждение

           Основная общеобразовательная школа с. Поповка

                                           

                                Экологическая тропа

                 «Уголок моей Родины»

                     

                  Автор работы:  Дорофеева Татьяна  9 класс

                                 Руководитель экологического кружка «Исток»:

                                                            Шалухина Галина Николаевна

                                                         

2011 год

   Введение:

      Одной из основных задач национального парка, как особо охраняемой территории, является экологическое просвещение. Главные участники этого процесса – это школьники и преподаватели. Одним из важных  вариантов  экологической работы является создание маршрутов и экологических троп.

По своему назначению экологические тропы делятся на три вида:

- познавательно-прогулочные;

- познавательно-туристские;

- собственно учебно-экологические.

     

       Экологическая тропа, созданная в окрестностях с. Поповка в 2000 году, относится к первому виду. Протяженность ее 1,5 км. На своем маршруте имеет 6 станций. Каждая остановка – это места для проведения экскурсий учителей начальных классов, биологии, географии. ОБЖ, учителя ИЗО.

      Целью нашей работы явилось создание  природной тропы – как ресурса для экологического воспитания школьников, воспитания бережного отношения и любви к природе родного края.

      Наше село находится на северо-западе Хвалынского района Саратовской области, оно основано более двух веков назад и имеет богатую историю. Жители села с самого рождения  связаны тесными узами с жизнью природы.

        Экологическое разнообразие и красота окрестностей с Поповка Хвалынского района привели к идее создания единой тропы маршрута.

      Экологическая тропа содержит следующие остановки:

1 Лесополоса

2 Яблоневый сад

3 Пасека

4 Муравейники.

5 Луг. Лекарственные растения

6 Жуков перекат

1 Остановка «Лесополоса»

        Маршрут начинается в лесополосе, которая является  «легкими» нашего села, она поглощает вредные вещества от  железной дороги, а также оказывает благоприятное воздействие на почву,  создавая для земледельцев особый водный режим. Лесополоса расположена в 500 метрах от школы в южном направлении. В ней можно увидеть пространственную структуру лесного сообщества: первый ярус образует такие породы деревьев: ясень, тополь, вяз, клен остролистный.

      Второй ярус составляют кустарники: шиповник, акация желтая.

Третий ярус представлен травянистой растительностью: чистотел, крапива, двудольник.          

     Из животных много лесных мышей, ежей обыкновенных, а иногда может забрести заяц и лиса. Ежи – частые гости в домашних садах и огородах. Бывает, что они приходят с маленькими ежатами, у которых иголки мягкие, как шерстка. Они не прочь полакомиться яблочками.

   Осенью на экскурсии мы увидели зайца. Он бежал через вспаханное поле к реке, поджимая короткие передние лапы и выбрасывая вперед длинные задние.

      У ребят во время экскурсий возникают занимательные вопросы из жизни животного и растительного мира, на которые приходится искать интересные факты. Например, могут ли мыши «разговаривать»? И снова поиски ответа. Оказывается у мышей есть зачатки речевого общения и устанавливается биологически обусловленная звуковая связь, связанная с некоторой асимметрией полушарий головного мозга - это писк на частоте 50 килогерц.

     По протоптанным тропам зимой и летом спешат односельчане на работу. Лесопосадка – излюбленное место поселения грачей. В 2011 году они прилетели уже 8 марта, облюбовав первые маленькие проталинки для поиска корма, и сразу принялись за работу.  Школьниками ведутся наблюдения за гнездованием этих птиц. На одном из раскинувшихся в разные стороны клене насчитали 18 грачиных гнезд. Осенью они улетают в теплые страны. Мы наблюдали за тем, как быстро птицы меняют направление полета, совершают маневры в воздухе. Ответ в электромагнитных волнах, распространяющихся со скоростью света. Именно они позволяют грачам согласовывать молниеносно движение в стае.

       Участники экологического кружка «Исток» школы с. Поповка обратили внимание на паутину между ветвями, наклонившимися к земле, которая имела различную форму: то в виде кругов, то в виде крестов и линий. Зачем же паукам такое творчество? Да чтобы не повредили птицы, вовремя заметили преграду. Даже бабочки поворачивают назад, не повредив ее. А молодые паучки могут улететь на паутине за десятки километров, так они расселяются на новые места. Во время брачного ухаживания пауки приносят самкам пойманную муху.

        Ребята изучают историю каждого уголка природы, чтобы рассказать о нем своим детям. Лесополоса была посажена в пятидесятые годы, жительница с. Поповка Челнокова Анна Васильевна рассказала о том, что когда она была девчонкой, трудилась на посадке деревьев. Весной в только что вспаханную землю с помощью так называемых «мечей» сажали маленькие саженцы «Меч» как бур входил в землю, образуя небольшую ямку, нужно было быстро посадить саженец и прикопать землю. Сажали, не поливая, а затем летом мотыжили маленькие деревца, чтобы их не заглушили сорняки.

2 Остановка «Яблоневый сад»

          После войны к западу от села в 250 метров был заложен фруктовый сад площадью в 40 га. Борисова Анна Петровна, Сорокина Анна Николаевна, Богачева Анна Петровна делились воспоминаниями, как они, будучи ученицами 5-6 классов, помогали в посадке яблонек разных сортов: антоновка и пепин, белый налив и ранет, пеструшка, анис. Специальная техника бурила скважины для саженцев, а дети и взрослые сажали, сначала обмакнув деревца в смесь из глины и органических удобрений. Поливали так называемым «подпуском», с Терешки вода моторами закачивалась в канавы, а в нужных местах делали запруды. За яблоньками были посажены смородина и вишня.

     Каждую весну в цвету стояли сотни яблонек, радуя жителей окрестных сел, гостей района, пассажиров проезжающих поездов. Сельчане заботливо ухаживали за садом: делали в марте весеннюю обрезку ножовками и длинными секаторами,  в апреле белили стволы перед майским солнышком, осенью пахали междурядья. И сад не скупился, он давал каждый год столько урожая! До сих пор старожилы села помнят яблони, называемые «расплетками» (они напоминали девушку с распущенной косой) – невысокие, кустистые, с крупными, сладкими плодами и «медовки» с янтарными прозрачными яблоками, так что видны были семечки.

        В летнее время  и осенью учащиеся нашей школы  помогали колхозникам в уборке урожая яблок, каждый день по 50-100 ведер.

      В восьмидесятых годах прошлого века политика партии развернули антиалкогольную кампанию и потребовали уничтожения садов и виноградников.

        И наш маленький сад не стал исключением. Ранней весной, когда сад стоял в цвету, пришли бульдозеры, трактора и выдергивали деревья с корнями. Жуткая картина до сих пор стоит у жителей перед глазами. Несколько лет лежали вдоль обочины черные, мертвые яблони.

   И сейчас несколько одиноких яблонь напоминают о человеческой жестокости.

  В последующие десятилетия были попытки посадить сад в другом месте, но все безуспешно.

3 Остановка «Пасека»

          По соседству с садом расположено место, получившее в селе название «Пасека».

      Житель села Горюши вместе со своей семьей переехал в наши края в начале войны. В колхозе имелось несколько семей пчел. Г. Труцков увлекся пчеловодством. Затем на вырученные деньги он купил самолет, который участвовал в сражении под Сталинградом.

      В послевоенные годы здесь продолжала работать пасека, пчелы собирали нектар с цветущего сада. На ней трудились, пришедшие с фронта Борисов В. К. и Фирстов С. Ф. Более ста ульев находились здесь, тысячи пчел кружились над маленьким оазисом.

        Давно смолкли пушки, нет колхозной пасеки, а место так и осталось с названием «Пасека». До сих пор на этом островке есть вишни, дикая яблонька, тёрн, черемуха.

     Рано весной оживает зеленый островок за нашим селом песнями скворцов, воркованием горлиц.  Ветви деревьев зеленеют, лопаются смолистые почки, воздух чистый и звонкий,  вот-вот появятся нежные зеленые листочки. На улицах села еще лужи, а здесь под припеком солнца появляются первые лужайки и сюда бегут дети поиграть в народную игру «Лапта». И, как в прежнее время, здесь много пчел.

    Однажды ребята заметили, что пчелы иногда собираются в шар, а затем нашли объяснение этому факту. Оказывается, если на своей территории пчелы обнаружат осу, они образуют шар, внутри которого температура поднимается до 46 градусов. Пчелы разлетаются, а оса гибнет от перегрева. Значит, пчелы выдерживают более высокую температуру.

    Уже не так часто весной у нас можно услышать жужжание майского жука. Четыре года под землей живет его личинка, питаясь корешками растений, и только на пятую весну жук появляется на свет.

     В долинках встречается раннецветущее растение: желтые звездочки гусиного лука. Это небольшое растение с луковичкой, имеет один мясистый листок и немногочисленные цветки, собранные в щитковидные соцветия. И в этот весенний период задача школьников – сберечь ранние цветы от массового сбора.

       В настоящее время здесь поселился ландыш. Как лесное растение попало сюда? Кто-то занес созревшие семена или посадил лесной саженец с остатками корневищ?  Возможно из- за  особого микроклимата, который здесь схож с лесным,  ландыш хорошо прижился. Днем  здесь на 2-3 градуса прохладнее, а ночью – теплее, чем на открытых местах. Влажность здесь выше, скорость ветра невысокая, поэтому наша «Пасека» - это своего рода маленький лесной уголок.

4 Остановка « Муравейники»

      Территория представляет собой небольшой участок степи с характерной растительностью и представителями степной фауны. Этот участок люди используют для выпаса скота. Здесь растут злаковые растения  - овсюг, мятлик, в  переплетениях трав нередко мелькают серые и зеленые спинки ящериц, неизменных спутников степи. В поднебесье мелькают жаворонки хохлатые, которые гнездятся в травах.

      Эти маленькие участки степи засоряются бытовыми отходами. Школьники расчищают замусоренные участки, уничтожают свалки. Группой учащихся была уничтожена свалка из 80 ведер битого стекла.

         По маршруту нашей тропы часто встречаются небольшие горки – это муравейники. Муравьи – великие труженики, за жизнью этих насекомых очень интересно наблюдать. Оказывается, у муравьишек есть коварный враг – небольшой жук, неказистый на вид, называемый ломезухой. Он не силен и не грозен, он просто хитер. У него среди ворсинок на брюшке есть сладкие капельки. Пробирается он в муравейник и, встретившись с грозными муравьями охранниками, не вступает с ними в бой, а переворачивается на спину и лежит будто неживой. А муравья, почуяв сладкое, забыв про службу, копошатся у жука на брюшке, слизывают капельки и… прямо на посту засыпают. После этого жук встает, пробирается в тайники и безнаказанно поедает муравьиные личинки. Но и сами муравьи не считаются вегетарианцами. Если бросить в муравейник гусеницу или другое насекомое, то они исчезнут в считанные минуты.

   Юннаты обратили внимание, что у некоторых муравьев отсутствуют конечности. Почему, может быть, они родились такими? А потом нашли ответ: во время драк друг с другом они их калечат, а муравьи – хирурги удаляют им сломанные конечности.

5 Остановка «Луг. Лекарственные растения»

      В пойме реки раскинулся луг. Он используется человеком, так как здесь богатый травянистый покров Большинство растений имеют лекарственные свойства. Жители села часто используют эти природные лекарства для укрепления своего здоровья. Здесь мы встречаем подорожник и пустырник, полынь, тысячелистник, землянику, цикорий и лопух, коровяк скиптровидный, пижму обыкновенную, якутку и кровохлебку.

    Учащиеся изучают целебные свойства лекарственных растений не только из специальной литературы, но и из опыта применения лекарственных трав своими родственниками.

    Здесь проводят сенокосы, так как луг богат злаками: тимофеевка, пырей ползучий, мятлик, ежа сборная, костер. Много и ярко-цветущих растений: клевер луговой, нивяник, или ромашка луговая, василек луговой, мышиный горошек, вьюнок полевой. Ранней весной луг наполняется нежным ароматом и гудением пчел – зацветает мать-мачеха – первый весенний цветок. А расти она начинает еще под снегом, и от ее дыхания снег рядом тает. Цветение длится 42 дня. Затем на свет появляются нежные листочки этого растения, целебные для человека и животных. Из-за большого количества влаги луг не перестает цвести все лето. Здесь мы видим одуванчик, донник лекарственный, клевер красный, лютик. Здесь много насекомых: шмелей, бабочек крапивниц, лимонниц, голубянок. По краям луга особенно много кузнечиков. Иногда за поиском корма сюда залетает домашняя ласточка, делает крутой поворот, у самой земли подхватывает добычу и стремительно исчезает. Есть на нашем лугу мелкие зверьки: полевки, кроты – об их присутствии говорят кучки почвы – кротовины, которые они выталкивают при проделывании нор. Кротовины мешают заготовке сена.

    Юннатами создан гербарий растений луга, который используется на уроках географии и биологии.

    А экологический кружок «Исток» имеет прекрасную сырьевую базу для изготовления поделок из природного материала.

6 Остановка «Жуков перекат»

      На пути экологической тропы – речка «Терешка» и всеми любимое место на речке «Жуков перекат».

    Само название «Терешка» представляет интересную загадку, которую успешно можно решить с помощью уменьшительного суффикса – шк-. Он показывает, что в основе было иноязычное слово «терех». Это название было переосмыслено, как происшедшее от русского имени Тереха (Терентий), а затем уже к уменьшительному Терешка, откуда при смещении ударения получалась Терешка.

    Слово «терех» сближается с «терк» (быстрый) и «терек» (тополь). Географическая обстановка не исключает ни того ни другого. Несколько веков назад Терешку нельзя было считать рекой с медленным течением. Исток ее и всех притоков лежали на высоте 200-300 метров, а устье – 10-15 метров, скорость ее течения была заметно больше, чем у Волги.

   Река на Жукове  делает крутой поворот,  самые глубокие места сменяются мелководьем. На самом узком месте реки – перекат. Берег усыпан мелкими камешками. Ребята любят собирать красивые, гладкие камушки, чтобы на них нарисовать удивительные места нашего края.

       Берега и русло речки зарастают камышом озерным, рогозом широколиственным, осокой, тростником обыкновенным, здесь у самой воды часто разрослась калужница, можно увидеть лекарственное растение череду и заросли ежевики.  Дальше от берега встречаются стрелолист обыкновенный, белая кувшинка, по которой можно узнавать время: цветы открываются в семь утра и закрываются в пять часов дня. На «подводных полянках» есть элодея канадская, которую за быстрое размножение называют «водяной чумой». На дне реки живут беззубки. Есть на Жукове перекате мелкие водные обитатели: лягушки, пиявки, жуки водолюбы и водяные скорпионы.  А в камышах обитают и ценные пушные зверьки – ондатры, встречается американская норка, питающиеся в основном прибрежно-водными растениями.

    Много на нашей Терешке семей бобров. Они в свой «продовольственный» склад запасают   до трех кубометров осиновых палок, а зимой ныряют и достают их. Вот какая работа для зубов, но это не страшно, ведь зубы каждый день стачиваются и снова растут.

      Однажды во время одной экскурсии дети задали такой вопрос: почему лягушки не болеют? Ведь они находятся постоянно в грязных лужах, полных бактерий, а к ним не пристает никакая инфекция. Начались поиски ответа, которые привели к выводу: в коже лягушек идут уникальные противоинфекционные процессы, которые помогают лягушке не заболеть.

       Школьники наблюдают за составом рыб реки «Терешка». Из наблюдений учащихся можно рассказать о 1,5 метровом сазане, карпе, усатом большом соме. А сколько в день здесь мелькает красноперок, карасей, есть окуни и щуки.  Это излюбленное место рыбаков. По рассказам старожилов села  лет тридцать назад в реке было гораздо больше рыбы и не надо было искать места для рыбалки: садись в любом месте и лови.

Вот уже три сезона гости из Энгельской школы искусств берут идеи для своих работ с нашей экологической тропы. А учащиеся нашей школы участвовали в передвижной выставке городов Саратов, Энгельс, Хвалынск, проходящей в рамках культурно - социального проекта «Солнечная палитра».


         Цвели сады здесь по весне…

Цвели сады здесь по весне,

Сейчас все это как во сне,

Тянуло запахом медовым,

До боли было все знакомым.

Стволы белели здесь рядами,

И кроны с чистыми цветами,

Как будто по стране летая,

Здесь приземлилась птичья стая.

А лето соком наливало

Румяных яблок урожай,

И не покажется вам мало,

Все собирай, да собирай.

Мой милый сад, мой сад из детства,

Я помню каждую весну,

И как однажды человек без сердца

Посмел нарушить эту красоту.

Тросы звенели, надрываясь,

Заплакал сад, с селом прощаясь,

И слышу голос я поныне:

«Очнитесь, люди, мы живые!»


Речка детства моего

Терешка от имени Терёшка,

Речка – чудо детства моего,

В берега зеленые смеется,

Облаками смотрится в окно.

Вьется ласково, как гладкая тропинка,

Ветром нежным тронет, не дыша,

В сердце плеском тихим отзовется,

Вся во мне, родная сторона.

Перекат на «Жукове» и «Камни»,

«Мельница», где нету жерновов,

Невозможно даже и представить

Вас без звонких детских голосов.

Терешка от имени Терёшка,

Родины кусочек небольшой.

Навсегда останешься ты в детстве

Милой, неразгаданной страной.

Выводы:

             Экологическое воспитание и образование начинается с воспитания экологии души, пребывающей в гармонии с собой и миром. Человек, понимающий красоту окружающей природы, не сломает ветку дерева, не разорит гнезда птицы, не обидит собаку, защитит слабого. Разбудить в ребенке доброту и красоту – вот что должен суметь учитель. Самые замечательные душевные качества проявляются в детстве, и дай Бог, чтобы они сопровождали человека всю его жизнь. И в наших силах научить детей чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасателя жизни на Земле.

    И мы твердо уверены, что наша маленькая экологическая тропа является нужным звеном в большом и важном деле по сохранению биологического разнообразия растительного и животного мира на планете.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"

Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского....

Классный час та тему "Символы моей Родины".

Классный час для учащихся 5-8 классов....

Проект "Свет моей Родины".

Воспитание патриотических чувств к Родине- одна из главных задач развития личности. Каждый год в школе проводится конкурс рисунков, плакатов и сочинений на тему "Свет моей Родины". С учащимися проводя...

Исследовательская работа на тему : "Рекреационные ресурсы и экологические проблемы моей малой родины"

Исследовательская работа на тему : "Рекреационные ресурсы и экологические проблемы моей малой родины"...

Классный час " История моей семьи. История моей Родины"

Классный час "  История моей  семьи.   История моей  Родины"...

Экологическая проблема моей малой Родины

Научно- исследовательская работа по ОБЖ Оглавление 1. Экологическая ситуация в Московской области 2. Экологическая ситуация в поселке Сычёво 3. Экологическая ситуация в деревне Ивойлово 4. Как р...