Действия (объяснения, вопросы, выводы) учителя | Действия (ответы) учащихся |
1 | 2 |
Организационный этап (1 мин) |
|
Этап актуализации знаний (2 мин) |
|
-Что такое сила? - Какие силы вы знаете? - С помощью какого прибора можно измерить силу? | Отвечают на вопросы учителя. |
Мотивационный момент (2 мин) |
|
-Летом многие из вас купаются в различных водоемах: реке, озере, море. Пробовали ли вы поднять человека на руки в воде? Легко ли это сделать? А также легко поднять человека на берегу? | -В воде гораздо легче поднять человека, чем на берегу. |
-Почему? | Высказывают свои предположения о том, что на тело в воде действует какая-то сила. |
Организация деятельности учащихся по созданию понятия о новой физической величине «архимедова сила» (22 мин) |
|
-У вас на столах находятся цилиндры и сосуд с водой. Что вы можете сказать о цилиндрах, охарактеризуйте их? | -Они изготовлены из разных веществ: дерева, меди и алюминия и одинаковые по размерам (объему). |
-С помощью динамометра определите вес данных цилиндров в воздухе. И занесите данные значения в таблицу, которую вы видите на доске.
| Цилиндры одинакового объема |
|
|
| Из меди | Из дерева | Из алюминия | Вес цилиндра в воздухе, Н |
|
|
| Вес цилиндра в воде, Н |
|
|
| Вес вытесненной воды, Н |
|
|
|
| Выполняют задание. |
-Теперь, не снимая с динамометра, по очереди опустите данные цилиндры в воду. Что вы наблюдаете? | -Показания динамометра уменьшились, т.е. вес данных цилиндров уменьшился. |
-Запишите данные значения в таблицу. | Выполняют задание. |
-Сформулируйте вывод проведенного эксперимента. | - Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе. |
-Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе? | -Существует сила, действующая на тело в воде. |
-Действительно, существует такая сила, и называют ее выталкивающей силой или еще архимедовой силой. -Как ее можно определить, зная вес тела в воздухе и в воде? | - Вычесть вес тела в воде из веса тела в воздухе. |
-Правильно, выталкивающую силу можно найти, если вычесть из веса тела в воздухе вес тела в воде. Давайте определим, куда она будет направлена. |
|
-А теперь измерьте вес вытесненной воды, т.е. воды, которая у вас вылилась через трубочку в другой сосуд. -Как вы это сделаете?
| - Измерим вес стакана с водой, затем вес пустого стакана и вычтем вес пустого стакана из веса стакана с водой.
|
-Хорошо, можно так. Результаты запишите в таблицу. | Выполняют задание. |
-Сравните свои результаты с весом вытесненной телом воды. Что вы можете сказать? | - Они получились равны. |
-Они действительно будут равны. Сформулируйте вывод. | -Выталкивающая сила равна весу жидкости , вытесненного телом. |
-А как вы думаете, куда будет направлена архимедова сила? | - Вверх. |
Почему вы так решили? | Поясняют, но не получается. |
-Какие силы действуют на цилиндр при погружении его в жидкость? | -Со всех сторон на цилиндр начинает действовать гидростатическое давление. |
-Давайте сравним силы, действующие на боковую поверхность цилиндра, одинаковы ли они? Нужно пойти к доске и показать (нарисовать) силы, действующие на боковую поверхность цилиндра. На доске сделан рисунок (заранее) с цилиндрами находящимися в стакане с водой. | Один из учеников выходит к доске и выполняет задание учителя. - Силы, действующие на боковую поверхность цилиндра, попарно равны и уравновешивают друг друга. |
-А силы, действующие на верхнее и нижнее основание. Одинаковы ли они? -Кто пойдет к доске и ответит на этот вопрос? | Один ученик выходит к доске и отвечает на вопрос учителя, изображая при этом силы на рисунке. - Силы, действующие на верхнее и нижнее основание не равны. Мы знаем, что давление столба жидкости прямо пропорционально высоте (глубине). Значит, на нижнюю грань, которая находится на большей глубине, действует большая сила, чем на верхнюю грань. |
-Куда эти силы будут направлены? | -Сила, действующая на нижнюю, грань будет направлена вверх, а сила, действующая на верхнюю грань – вниз. |
-Тогда равнодействующая данных сил будет куда направлена? | -Вверх. |
Организация деятельности учащихся по получению закона зависимости архимедовой силы от плотности жидкости и от объема тела, погруженного в воду (15 мин) |
|
-Итак, мы установили, что равнодействующая всех сил действующих на тело, погруженное в жидкость, направлена вверх. А от каких физических величин она будет зависеть? | - От плотности тела, от объема тела, от того в какой жидкости находится тело, от глубины погружения тела и от формы тела. |
-Давайте запишем ПЗ. ПЗ: « Зависит ли архимедова сила от - плотности тела,
- плотности жидкости в которой находится тело,
- объема тела,
- глубины погружения тела
- формы тела
и каков вид этой зависимости». Разобьемся на пять групп по три человека в каждой. Первая группа определит зависимость архимедовой силы от плотности тела. Вторая группа определит зависимость (независимость) архимедовой силы от объема тела. Третья группа определит архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле. Четвертая группа сделает вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от глубины погружения тела. Пятая группа определит, зависит ли выталкивающая сила от формы тела. Каждая группа получает листки с заданиями и оборудование. (См. Приложение). |
|
-После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. На доске заранее заготовлены шаблоны таблиц, поэтому в процессе выполнения заданий учитель заносит быстро данные, полученные учащимися в таблицы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем на доске в виде таблицы |
Выталкивающая сила |
| Не зависит от | Зависит от |
| - объема тела (части тела погруженного в воду)
- плотности жидкости
|
|
-Давайте составлять формулу для вычисления архимедовой силы. -Как именно зависит выталкивающая сила от плотности жидкости? | - Чем больше плотность жидкости, тем больше выталкивающая сила |
-А как будет зависеть архимедова сила от объема тела погруженного в воду? | -Чем больше объем тела, тем больше выталкивающая сила. |
-Все верно. Значит, архимедова сила будет прямо пропорционально зависеть и от плотности жидкости и от объема. А какой буквой обозначается сила, и в каких единицах измеряется? | - Буквой F, а измеряется в ньютонах. |
-Значит и архимедова сила тоже обозначается буквой F и измеряется в ньютонах. А назвали ее в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение. Запишем окончательно формулу для вычисления архимедовой силы: | Записывают в тетрадь. |
Завершающий этап (3-5 мин) |
|
-Итак, перечислите основные результаты нашего урока. | - Мы ввели новую физическую величину – архимедова сила, направленная снизу вверх и равная весу жидкости в объеме, вытесненном телом. - Мы ответили на ПЗ. - Мы открыли закон Архимеда: |
-А теперь ответьте на вопросы: - Почему яйцо со стола на пол падает быстро, а в кастрюле с водой опускается на дно медленно?
- Вы постепенно входите в воду. Как меняется выталкивающая сила по мере вашего погружения?
- Ходить по берегу, усеянному морской галькой, босыми ногами больно. А в воде, погрузившись глубже пояса, ходить по мелким камням не больно. Почему?
| Отвечают на поставленные вопросы (устно). |
-Чтобы закрепить полученные знания, изучите параграфы учебника 48-49 и подготовить сообщение об открытии закона Архимеда ( один учащийся получает это задание).
-Повторите «подвиг Архимеда», решив следующую задачу: Слиток золота и серебра имеет массу 300 г. При погружении в воду его вес равен 2,75 Н. Определите массу серебра и массу золота в этом слитке. (Задачу учитель раздает учащимся на карточках) |
|