Интеллектуальный тир (игра для внеклассных мероприятий по химии и биологии)
материал по естествознанию (9 класс) по теме

Севостьянова Татьяна Филипповна

Игра предназначена для использования во время проведения недели химии и биологии в основной и средней школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интеллектуальный тир48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Севостьянова Татьяна Филипповна МБОУ «ООШ с. Старая Жуковка» Саратовская область

Внеклассное мероприятие по химии и биологии

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТИР»

                                        Девиз игры: «Решай, думай, вспоминай,

                                                                На вопросы отвечай! »

Правила игры.

В игре могут принимать участие как команды, так и отдельные участники. Для игры изготавливаются мишени с нанесенными на них 5 концентрическими кругами. Желательно нарисовать их на железной доске, а результаты игры отмечать кружками с магнитом на обратной стороне. Участники по очереди отвечают на вопросы ведущего, причем на каждый вопрос можно дать 5 ответов. В этом случае команда зарабатывает 5 баллов. Если же команда затрудняется, то она получает столько баллов, сколько правильных ответов было дано. На подготовку ответов у команды есть 15 секунд. Игра состоит из нескольких туров, правила каждого блока объясняет ведущий в начале тура.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

Сегодня в нашем «Интеллектуальном тире», где максимальное количество очков набирает не самый меткий, а самый знающий, встречаются команды «Винни Пух» и «Лисята». Несколько слов об условиях игры. Тема сегодняшней игры – химия и биология и все, что с ними связано.

За каждый вопрос можно заработать 5 баллов, то есть попасть в «яблочко». Если же вы дадите, например, 3 ответа, то получите соответственно 3 балла, а не ответив на вопрос совсем, попадаете в «молоко».

1 тур « И один в поле воин»

В ходе этого тура на вопрос по очереди отвечает каждый участник. Баллы, полученные участниками, суммируются в конце тура.

1. Органы цветкового растения.

2. Части цветка.

3. Типы плодов.

4. Способы вегетативного размножения растений.

5. Виды соцветий.

6. Части семени.

7. Зоны корня.

8. Перечислить 5 семейств цветковых растений.

9. Растения семейства пасленовых.

10. Растения семейства злаков.

11. Хвойные растения.

12. Шляпочные грибы.

2 тур «Болельщики, команда подает сигнал «SOS»

Если команда затрудняется в ответе, то на помощь приходят болельщики.

  1. Систематические категории (единицы, таксоны) в классификации животных.
  2. Представители одноклеточных организмов.
  3. Представители различных типов червей.
  4. 5 ракообразных.
  5. Пауки.
  6. Бабочки.
  7. Жуки.
  8. Рыбы.
  9. Земноводные.
  10. Пресмыкающиеся.
  11. Хищные птицы.
  12. Водоплавающие птицы.
  13. Копытные млекопитающие.
  14. Грызуны.
  15. Морские млекопитающие.
  16. Животные из «Красной книги России».

3тур «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»

В этом туре команды дают ответы, имея на обсуждение 20 секунд.

   

  1. Щелочные металлы.
  2. Галогены.
  3. 5 металлов, проявляющих валентность 2.
  4. 5 элементов, проявляющих валентность 1.
  5. 5 газов – простых веществ.
  6. 5 газов – сложных веществ.
  7. 5 кислот.
  8. 5 нерастворимых оснований.
  9. 5 нерастворимых солей.
  10. 5 типов реакций по разным классификациям.
  11. 5 классов органических веществ.
  12. 5 углеводов.

4 тур «Соперник не дремлет»

Если команда не дала максимальное количество ответов на вопрос, то команда соперника может дополнить число ответов до 5, заработав себе дополнительные очки.

 

1. Природные соединения кальция. (мел, мрамор, известняк, гипс, фосфорит).

2. Природные соединения железа. (красный, бурый, магнитный железняк, пирит, сидерит).

3. Способы получения кислорода. (из оксида ртути, бертолетовой соли, перманганата калия, перекиси водорода, из воздуха).

4. Продукты, получаемые при перегонке нефти. (бензин, керосин, газойль, лигроин, мазут).

5. Синтетические волокна и пластмассы. (капрон, лавсан, нейлон, полиэтилен, полипропилен).

6. Сплавы металлов. (чугун, сталь, бронза, латунь, дюраль).

7. Бескислородные кислоты.

8. Кислородосодержащие кислоты.

9. 5 фамилий ученых-химиков.

10. 5 названий стеклянной химической посуды.

5 тур «Стрельба по бегущему кабану»

Для каждой команды зашифровано свое слово. Буквы закрыты листами бумаги с написанным номером. Участники обеих команд по очереди выдергивают листочки с номерами, определяющими последовательность определения букв в загаданном слове. (Она будет одинаковой для обеих команд). Ответив на вопрос ведущего с первого раза, команда получает 3 балла, со второго – 2, с третьего – 1. Ответ начинается на ту букву, которая закрыта в слове. Полностью открыв слово, команда дает объяснение этого понятия, за что получает дополнительные 5 баллов. Общее количество баллов добавляется к полученным в предыдущих турах.

                                1 слово – МИТОЗ.

«М»

1.Русский ученый, открывший явление фагоцитоза, лауреат Нобелевской премии 1908 года.  (Мечников)

2. Органоид клетки, в котором синтезируется АТФ. (Митохондрия).

3.Гигантская молекула полимера. (Макромолекула),

«И»

  1. Гормон поджелудочной железы, регулирующий содержание сахара в крови. (Инсулин).
  2. Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, чужеродным веществам. (Иммунитет).
  3. Одна из движущих сил эволюции по Дарвину, выражающаяся в различиях особей одного вида. (Изменчивость).

      «Т»

  1. Процесс синтеза РНК на матрице ДНК при синтезе белка. (Транскрипция).
  2. Самая крупная таксономическая единица царства Животные. (Тип).
  3. Общее название группы клеток: эпителиальная, нервная, соединительная… (Ткань).

«О»

  1. Металл, из которого были изготовлены пуговицы у солдат Наполеона. Как известно, на морозе они рассыпались. (Олово).
  2. Процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида. (Оплодотворение).
  3. Сложное вещество, состоящее из двух химических элементов, один из которых – кислород. (Оксид).

«З»

  1. Символ химического элемента, (Знак).
  2. Территории, на которых охраняются растения и животные. (Заповедник, заказник).
  3. Металл, в который алхимики пытались превратить все другие металлы. (Золото).

                              2 слово – ЛИМФА,

«Л»
1. Наиболее распространенный медный сплав, но не бронза. (Латунь).

2. Бурая водоросль, из которой получают йод.  (Ламинария).

3.Твердое состояние воды. (Лед).

«И»

  1. Лакмус, метилоранж, фенолфталеин – общее название. (Индикатор).
  2. Химический элемент, созвучный с названием страны, в которую совершил путешествие русский купец Афанасий Никитин. (Индий).
  3. Вещество, под действием которого синеет крахмал.  (Йод).

«М»

  1. Периодическое перемещение животных за границы индивидуального участка в течение сезона. (Миграции).
  2. Наиболее высокоорганизованный класс в типе Хордовые. (Млекопитающие).
  3. Отдел мозга, отвечающий за координацию движений.  (Мозжечок).

«Ф»

1. Совокупность животных, обитающих на данной территории.  (Фауна).

2. Самый электроотрицательный элемент.  (Фтор).

3. Процесс образования органических веществ в зеленых листьях на свету.  (Фотосинтез).

«А»

  1. Область распространения в природе особей данного вида.  (Ареал).
  2. Вещества, до которых в пищеварительном тракте происходит расщепление белков.  (Аминокислоты).
  3. Самая крупная артерия тела.  (Аорта).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Команда – победительница получает переходящий кубок, все участники – сладкие призы. Кроме того, члены проигравшей команды могут вызвать на матч – реванш членов команды- победительницы, возможно, по вопросам из областей других школьных предметов.

Можно наградить поощрительными призами самых «полезных игроков» и самого активного зрителя.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии, интеллектуально- творческая игра "Предвыборные технологии"

В игровой форме обобщен и систематизирован  материал по свойствам  металлов, практическому значению и применению, о роли металлов в развитии цивилизаций, экономики, быта.В ходе подготовки и ...

Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 10 класса Интеллектуальная игра «По страницам развития химии»

Разработка внеклассного мероприятия по химии в 10 классе по теме «По страницам развития химии». История развития химии как науки....

Внеклассные мероприятия по химии и биологии

Внеклассные мероприятия по химии и биологии...

Внеклассное мероприятие по химии, физики, биологии и географии «Семь грецких орехов»

Внеклассное мероприятие по химии, биологии и географии «Семь грецких орехов»...

Внеклассное мероприятие по химии, физики, биологии и географии «Семь грецких орехов»

Внеклассное мероприятие по химии, биологии и географии «Семь грецких орехов»...