Проект "Школьная полевая лаборатория"
проект по естествознанию (11 класс) по теме
Аннотация.
Наша школа воспитывает любовь к земле, к сельскохозяйственному труду, укрепляет традиции сельскохозяйственной жизни. Зная особенности сельской жизни, коллектив школы нашел себе хорошего союзника ОАО Ак Барс-Пестрецы. Для получения высокого урожая необходимо иметь плодородные почвы. Состав, свойства, почвы Татарстана изучали такие видные ученые, как М.А.Винокуров, А.С.Тайсин, А.Ш.Фатхуллин. Ими было установлено, что кислотность почвы – важнейший фактор, влияющий на урожайность.
Нас заинтересовало, какие факторы влияют на урожай. Одними из таких факторов являются кислотность почвы и содержание гумуса на полях нашего района. Чтобы научиться правильно, использовать почвы в сельском хозяйстве, не снижая их плодородия и не разрушая их, а также для получения высоких урожаев, очень важно знать характеристики почв, в частности кислотность почвы и содержание гумуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«ШКОЛЬНАЯ ПОЛЕВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Зарипова Анна Альбертовна (anna.zaripova.2013@mail.ru)
учитель химии высшей квалификационной категории
МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ» Пестречинского района РТ
Аннотация.
Наша школа воспитывает любовь к земле, к сельскохозяйственному труду, укрепляет традиции сельскохозяйственной жизни. Зная особенности сельской жизни, коллектив школы нашел себе хорошего союзника ОАО Ак Барс-Пестрецы. Для получения высокого урожая необходимо иметь плодородные почвы. Состав, свойства, почвы Татарстана изучали такие видные ученые, как М.А.Винокуров, А.С.Тайсин, А.Ш.Фатхуллин. Ими было установлено, что кислотность почвы – важнейший фактор, влияющий на урожайность.
Нас заинтересовало, какие факторы влияют на урожай. Одними из таких факторов являются кислотность почвы и содержание гумуса на полях нашего района. Чтобы научиться правильно, использовать почвы в сельском хозяйстве, не снижая их плодородия и не разрушая их, а также для получения высоких урожаев, очень важно знать характеристики почв, в частности кислотность почвы и содержание гумуса. ТатНИИСХОЗ делает диагностику кислотности полей по заказу агрономического отдела ОАО «АК-Барс Пестрецы» 1 раз в 5 лет, составленная картограмма кислотности и содержания гумуса устаревает и ведет к неточности. Необходима систематическая работа по мониторингу почвы полей.
Цель проекта: Создание школьной полевой лаборатории и вовлечение учащихся в опытно – экспериментальную работу на базе ОАО «АК-Барс Пестрецы».
Задачи проекта:
- Заключить договора с Казанским национальным исследовательским технологическим университетом и предприятием ОАО «АК-Барс Пестрецы» о сотрудничестве в рамках реализации проекта;
- Мониторинг экологического состояния почвы по кислотности и содержанию гумуса;
- Составить интерактивную картограмму кислотности почвы исследованных полей и вести мониторинг кислотности полей;
- Изучить влияние кислотности почвы на развитие и урожайность культурных растений.
Целевая группа проекта: школьное научное общество «Юный химик» и учителя МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ». Срок реализации проекта: 3 года (2013-2015гг.). Место реализации проекта: МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ», базовое хозяйство ОАО «Ак-Барс Пестрецы».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
-Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.
-Изучение методической литературы, аннотированный обзор публикаций по проблеме, изучение методических рекомендаций.
- Формирование нормативно – правовой базы проекта, и корректировка имеющихся локальных актов по направлению в общеобразовательном учреждении.
-Введение педагогов и учащихся в теорию и практику методик анализа.
-Входная диагностика. Анкетирование учащихся, родителей и педагогов об отношении их к данному проекту и значимости исследовательской работы.
Основной этап.
1. Психолого– педагогическая подготовка кадров лаборатории.
2. Изучение и освоение нового оборудования и методических рекомендаций. Обучение учащихся потенциометрическим методикам, методам титрования и фотометрии.
3.Организация исследовательского процесса, отвечающего поставленным целям и задачам.
4. Отработка проведения исследования почвы в режиме системного мониторинга.
Заключительный этап.
-Составление интерактивной карты кислотности полей ОАО «Ак-Барс Пестрецы». С её помощью можно грамотно проводить агротехнические мероприятия, для получения хорошего урожая.
-Дать рекомендации по раскислению участков, предоставить расчеты по известкованию и повышению плодородия почвы.
-Выходная диагностика проекта. Анкетирование учащихся, родителей и педагогов об отношении их к данному проекту и значимости исследовательской работы.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-Определение и реализация основных направлений и содержания деятельности школьной полевой лаборатории.
-Проведение исследовательских работ, как фактора мотивации профессиональной траектории участников проекта.
-Защита исследовательских проектов участников группы на научно-практических конференциях разного уровня.
-Просвещение и подготовка презентационных материалов.
Описание проблемы: использование полученных теоретических знаний на практической работе по направлению профессиональной ориентации.
Методы решения задач:
- Партнерство
- Исследование почвы
- Информатизация процесса исследования
- Выход на научно-исследовательские конференции как обмен опытом полученный на практике полевых выходов.
План мероприятий:
1. Изучение теоретических материалов. Издание локальных актов.
2. Подготовка кадров из ШНО: диагностика готовности, обучающие семинары.
3. Изучение и освоение нового оборудования и методических рекомендаций. Обучение учащихся потенциометрическим методикам, методам титрования и фотометрии. Организация исследовательского процесса, отвечающего поставленным целям и задачам.
4. Полевые выходы для забора анализов. Отработка проведения исследования почвы в режиме системного мониторинга.
5. Составление интерактивной карты кислотности полей ОАО «Ак-Барс Пестрецы». Научно-практическая деятельность учащихся: конференции, семинары, защита проектов различного уровня.
6. Связь со СМИ и общественностью: публикации и публичные отчеты.
Ожидаемые результаты: составление ежегодной интерактивной карты кислотности и содержания гумуса полей, необходимой для грамотного проведения агрономических мероприятий в районе.
Обоснование необходимости проекта: Пестречинский район является сельскохозяйственным районом. Нам необходимы свои специалисты в агротехнологическом направлении. Тесное сотрудничество с агрофирмой позволяет дать образование и трудоустроить наших выпускников в районе на конкретном предприятии. Работа в проекте даст нашим учащимся самоопределиться с будущей профессией, получить начальные навыки практической работы, заложить у учащихся навыки научно-исследовательской деятельности.
Новизна проекта заключается в разработке технологии поэтапного формирования у сельских старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению путем использования содержательных и функциональных возможностей общеобразовательных предметов, опережающей профориентации, и первоначальной профессиональной подготовки на основе проекта.
Методика выполнения анализов. Определение рН почвенных вытяжек и оценка кислотности почвы. Приготовили водную и солевую почвенные вытяжки. С помощью портативного рН-метра определили величину рН водной и солевой вытяжек для всех образцов почвы. Различают актуальную и потенциальную кислотность почвы. Актуальная кислотность почвы обусловлена превышением концентрации протонов водорода над ионами гидроксила в почвенном растворе. Потенциальная кислотность почвы включает протоны водорода, находящиеся в связанном состоянии с ППК (почвенным поглощающим комплексом). Для суждения о потенциальной кислотности почвы определяют рН солевой вытяжки (pH KCl). В зависимости от величины pH KCl различают кислотность почвы: до 4 - очень сильнокислая, 4,1-4,5 - сильнокислая, 4,6-5,0 - среднекислая, 5,1-5,5 - слабокислая, 5,6-6,0 - близкая к нейтральной и 6,0 - нейтральная. В зависимости от величины рН солевой вытяжки существует целая градация степени кислотности (щелочности) почв. При высокой кислотности почвы для оптимального ее использования, в сельскохозяйственном производстве, необходимо проводить известкование. Известкование является приемом химической мелиорации почв и проводится в тех случаях, когда почва имеет избыточную кислотность по сравнению с оптимальной для выращиваемых культур. При пониженной кислотности, то есть при защелачивании почвы, применяют другой метод химической мелиорации – гипсование. При экстремально высокой кислотности, вызванной кислотным загрязнением, почва не может быть восстановлена естественным образом или путем известкования. Повышенная щелочность почв неблагоприятна для многих сельскохозяйственных растений. Кроме того, в условиях щелочных почв резко возрастает подвижность органического вещества, что приводит к обеднению почв гумусом. Засоленность почвы обусловлена повышенным содержанием в ней легкорастворимых минеральных солей, что, как правило, создает неблагоприятные условия для развития и роста растений. Сильнозасоленные почвы обычно непригодны для выращивания сельскохозяйственных культур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ полевого многодневного тренинга «Семейная робинзонада»
Это проект семейного полевого тренинга.Тренинг проводится в форме сплава с выполнением определенных заданий под наблюдением психолога и инструкторов по туризму....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/24/picture-65626-1419409451.jpg)
Летний полевой практикум (фотолетопись)
На основании договора от 25.05.2011 года между Управлением образования, культуры и спорта администрации городского округа «Поронайский» с ФГУ «Государственный природный заповедник «Поронай...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/06/picture-39746.jpg)
Методика подготовки, организации и проведения учебных военно-полевых сборов для учащихся 10-х классов Шпаковского района.
Данная методическая работа содержит нормативно-правовые и методические рекомендации по подготовке, организации и проведению военно-полевых сборов учащихся 10-х классов школ в условиях сельского регион...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/28/picture-71694.jpg)
Полевая практика как средство развития познавательной самостоятельности школьников
из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/28/picture-71694.jpg)
Полевая практика как средство развития познавательной самостоятельности школьников
из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-345572-1385750391.jpg)
Статья "Цифровая лаборатория - новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий"
Эксперимент является неотъемлемой частью познания природы, изучение ее законов. Такие науки как физика, химия, биология не могут изучаться только теоретически, им обязательно нужна практическая подопл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/09/picture-547775-1418142511.jpg)
Программа организации полевых экологических практикумов Учебная и исследовательская деятельность школьников 8,10 классов в природе на полевых экологических практиках.
Программа экологического образования детей для проведения полевых практик 8,10 классов (профильная) естественнонаучного профиля.Организация практических занятий по естественнонаучным дисци...