Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
рабочая программа по естествознанию (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание», издательство «Русское слово», 2007 г.
Программа рассчитана на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «КОММУНАРОВСКАЯ СОШ»
Утверждаю
Согласовано
Директор МКОУ «Коммунаровская СОШ» зам. директора поУВР
----------------------- Чурзина И.М. -----------------Пилюгина А.Н.
«-----»-------------2012 «---»-------------2012
Рабочая программа
Учебного предмета по Обществознанию
Для 8 класса
Составитель:
Улжабаева Г.А.
2012
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе авторской программы под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание», издательство «Русское слово», 2007 г.
Программа рассчитана на 34 часа. В учебно-методический комплекс входит:
1. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Русское слово», 2008.
2. Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой / авт. –сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2007.
Цель курса:
- Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации по разделам: «Общество и человек», «Экономическая сфера», «Социальная сфера»
- Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, характерных для подросткового возраста
- Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
Задачи курса:
- Изучить признаки, типологию и основные сферы общества
- Выделить взаимосвязь между человеком, природой и обществом
- Познакомиться с признаками прогресса и регресса
- Изучить классификацию человеческих потребностей по теории А. Маслоу
- Дать представление о социализации человека, формах общения
- Познакомить учащихся с основными экономическими понятиями, ролью государства в экономике
- Сформировать у учащихся представление о социальной структуре общества, социальной стратификации, этносе, межнациональных отношениях
В процессе изучения курса учащиеся должны знать:
- Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
- Сущность общества как формы совместной деятельности людей
- Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
- Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
- Основные понятия и термины курса
В процессе изучения курса учащиеся должны научиться:
- Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
- Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации
Календарно-тематическое планирование курса обществознание 8 класса по учебнику А.И. Кравченко
№п\п | Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля,измерители | Домашнее задание | план | факт |
Раздел 1. Общество и человек. | 11 часов | ||||||||
1 | Курс обществознания. Его специфика, формы .Что такое общество? | 1 час | Комб. урок | Общество в узком и широком смысле слова. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации. | Уметь: Объяснять понятия: общество, государство, страна; Называть основные сферы жизни общества; Характеризовать их,; Приводить примеры многообразия и единства мира. Знать понятия: Общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация. | Выучить понятия | Стр.5-8 § 1 Стр. 9-16. отв. на вопросы стр. 16-17, выполнить практикум стр.17. | ||
2 | Человек, природа, общество | 1 час | Урок- Практ. | Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические проблемы и защита окружающей среды. | Уметь: Объяснять взаимосвязь природы и общества; Характеризовать экологические проблемы. Знать: способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи; знать понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемые изменения окружающей среды. Экологические программы. | Практ. работа | § 2 Стр.17-24, отв. на вопросы стр. 24-25. практикум | ||
3-4 | Типология обществ | 2 час | Интегр. урок | Дописьменные и письменные , простые и сложные общества. Общество охотников –собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества: их особенности и эволюция. Изменения в способах производства, формах собственности, политического устройства. | Знать разные подходы к типологии обществ; Сравнивать различные типы обществ. Уметь анализировать характерные черты общества, определять его тип, давать определение понятий: типология общества, общественно-экономическая формация. Знать понятия и термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества, эволюция, доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. | Выучить понятия | § 3 Стр. 25-31, практикум стр. 31-32 | ||
5 | Социальный прогресс и развитие общества | 1 час | Урок- Практ. | Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль, и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности. | Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР, объяснять сущность закона ускорения исторического времени, аргументировать свой ответ конкретными примерами, пояснять сущность социального прогресса. Знать понятия и термины: закон ускорения исторического времени, социальный прогресс и регресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы. | Практ. работа | §4 Стр. 32-39. отв. на вопр. стр. 39-40 | ||
6 | Личность и социальная среда | 1 час | Пробл. Беседа. груп. работа | Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. | Уметь характеризовать понятия: человек, личность, индивид, Объяснять роль Социальных норм в воспитании и развитии личности. Уметь определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружающих, друзей, семьи на поведение , принятие решений. Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание. Человек. Индивидуальность, личность. Моральные нормы, духовные ценности. | Таблица «Человек,индивид, личность» | §5 Стр. 40-45, отв. на вопр. стр. 45 | ||
7 | Потребности человека | 1 час | Комб. Урок. | Сущность и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре. | Приводить примеры потребностей человека; объяснять взаимосвязь свободы и ответственности4 приводить примеры проявления ответственности. Знать понятия и термины: потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода, ответственность. | Выучить понятия | §6 Стр. 45-50, выполнить практикум стр. 51 | ||
8 | Социализация и воспитание | 1час | Пробл. Беседа. Груп. Раб. | Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье. | Характеризовать понятия социализация и воспитание; сравнивать воспитание и самовоспитание; объяснять их значение в развитии личности. Знать понятия и термины: социализация. Последствия социальной изоляции. Воспитание и его формы. Жизненный цикл человека. | Выучить понятия | §7 Стр. 52-57, отв. на вопр. стр. 57-58 | ||
9-10 | Социально-психологический процесс общения | 2 час | Рол. Игра. | Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома. | Характеризовать общение; сравнивать виды межличностных отношений; анализировать различные формы общения; иметь навыки культурного. Грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях. Знать понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение. Этикет, ритуал, межкультурное общение. | Выучить понятия | §8 Стр.58-62, отв. на вопр. стр. 62 | ||
11 | Повторение. Человек в обществе и общество в человеке. | 1 час | Повт. Обобщ. Урок. | Знать основные понятия темы, внутреннее устройство современного общества, что такое мировое сообщество. Различать виды и типы общества, давать их характеристики. | Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека; характеризовать особенности общества. Менталитет жителя страны. Знать понятия и термины: человек, личность, социум, социализация, коммуникабельность. | Выучить понятия. Самост. работа | Стр. 63-69, отв. на вопр. стр. 69 | ||
Раздел2. Экономическая сфера. | 12 часов | ||||||||
12-13 | Что такое экономика | 2 часа | Комб. Урок. | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок. Отрасль и промышленные предприятия. | Уметь характеризовать понятия; объяснять роль экономики в жизни общества4 разъяснять структуру экономики. Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок. | Выучить понятия | § 9 Стр. 70-74, отв. на вопр. стр. 74-75 | ||
14 | Товар и деньги | 1 час | Дел. Игра. | Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги - товар- деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе. | Уметь сравнивать понятия: товар и услуги; называть функции денег и их исторические формы; характеризовать прибыль. Знать понятия и термины: товар, услуги, деньги, цена. | Выучить понятия | §10 Стр. 70-74, выполнить практикум стр. стр.75 | ||
15 | Спрос и предложение | 1 час | Лаб. Раб. | Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика. | Уметь объяснять связь спроса и предложения; называть факторы рыночной экономики; сравнивать рыночную экономику с планово-директивной; характеризовать рыночную экономику. Знать понятия и термины: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, маркетинг, цена. | Выучить понятия. Лаб. работа | §11 Стр. 75-78, отв. на вопр. стр. 78-79 | ||
16-17 | Рынок, цена, конкуренция. | 2 часа | Комб. Урок. | Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов. | Характеризовать рынок, рыночную экономику; называть основные функции цены; новые функции цены; сравнивать понятия конкуренция, монополия, олигополия. Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия. | Выучить понятия | §12 Стр. 79-83, выполнить практикум стр. 84 | ||
18-19 | Предпринимательство | 2 часа | Делов. Игра. | Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его роль в экономике. Проблемы российских «челноков». | Уметь приводить примеры предпринимательской деятельности, характеризовать предпринимательскую этику, высказывать суждения о роли малого бизнеса. Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе, челноки. | Выучить понятия | §13 Стр. 84-88, отв. на вопр. стр. 89-90 | ||
20 | Роль государства в экономике | 1 час | Комб. Урок. | Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический. Социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог. | Уметь называть способы воздействия государства на экономику; сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный налог и прогрессивный налог. | Выучить понятия | § 14 Стр. 90-97, отв. на вопр. стр. 97 | ||
21 | Бюджет государства и семьи. | 1 час | Практикум. | Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия. | Характеризовать бюджет семьи. Знать понятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета. | Составить примерный бюджет вашей семьи. Практ. работа | § 15Стр. 97-104, выполнить практикум стр. 104 | ||
22 | Труд, занятость, безработица. | 1 час | Комб. Урок. | Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы. | Уметь: называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики, объяснять понятия занятость и безработица. Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила. Занятость, страхование безработицы. | Выучить понятия | §16 Стр. 105-109, отв. на вопр. стр. 109 | ||
23 | Повторение. Становление рыночного общества в России: общее и особенное | 1 час | Повт.обобщ.урок | Знать основные понятия темы. Экономический базис рыночного общества. Материальное производство. Структура экономики. Вопросы работы и безработицы. | Уметь: объяснять роль экономики в жизни общества, характеризовать сущность и структуру экономики, приводить примеры действия государства на экономику. Знать понятия и термины: рыночная экономика, государственное регулирование экономики, социальные программы | Решение теста | |||
Раздел 3. Социальная сфера. | 11 часов | ||||||||
24 | Социальная структура | 1 час | Комб. урок | Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы. Ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. | Уметь : объяснять сущность социальной структуры . характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения, выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. Знать понятия и термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль, социальная мобильность. | Выучить понятия | §17 Стр. 111-117. отв. на вопр. стр.117 | ||
25 | Социальная стратификация | 1 час | Практ. урок | Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация . поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. | Уметь характеризовать социальную дифференциацию ; выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации. Знать понятия и термины: стратификация, социальное неравенство. | Выучить понятия | §18 Стр. 118-125. практикум стр. 125 | ||
26 | Богатые и бедные. Определение и измерение богатства | 1час | Школьн.лекция | Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни. | Уметь характеризовать социальные отношения, социальный статус, выделять в тексте оценочные суждения об уровне жизни, богатстве и бедности; соотносить образ жизни со способом достижения богатства; формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами. Знать понятия и термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, новые русские, средний класс. Уровень жизни. | Выучить понятия | §19 Стр.125-130, отв. на вопр. стр. 130 | ||
27 | Бедность как экономическое, культурное и социальное явление | 1 час | Школьн.лекция | Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России. | Уметь характеризовать социальные отношения, социальный статус, выделять в тексте оценочные суждения об уровне жизни, богатстве и бедности, масштабы и порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность. | Выучить понятия | §20 Стр. 131-134, отв. на вопр. стр.135 | ||
28-29 | Этнос: нации и народности. | 2 часа | Комб. урок | Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Меж поколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты. | Уметь: приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия, находить в учебной литературе оценочные суждения о национальных проблемах. Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация.. | Выучить понятия | §21 Стр. 136-143, отв. на вопр. стр.143. | ||
30 | Межнациональные отношения | 1 час | Комб. урок | Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. | Уметь: характеризовать межнациональные отношения, сотрудничество, объяснять причины национальных конфликтов. Знать понятия и термины: национальность, национальное большинство и меньшинство, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность | Выучить понятия | §22 Стр. 144-150, отв. на вопр. стр. 150-151 | ||
31 | Конфликты в обществе. | 1 час | Лабор. занятие | Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90 годы в России. Особенности семейных конфликтов. Их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов. | Уметь : называть основные социальные нормы, сравнивать пути решения социальных конфликтов, классифицировать конфликты. Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб. Формы конфликта, типичный конфликт. | Таблица2Типология конфликтов» | §23 Стр.151-156, выполнить практикум стр. 157 | ||
32 | Семья | 1 час | Практ. урок | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. | Уметь: характеризовать основные нормы правовых основ брака, называть основные нормы этики семейных отношений, характеризовать семью как малую группу. Знать понятия и термины: семья, брак, развод, малая социальная группа. | Выучить понятия | § 24 Стр. 158-162,отв. на вопр. стр. 163 | ||
33-34 | Повторение. Социальная структура российского общества : проблемы бедности и неравенства. | 2 часа | Повт. Обобщ.урок | Социальная сфера общества. Охват повседневной жизни граждан без политики. Формирование социальной и классовой структуры, распределение ролей и статусов, социальная мобильность. Увеличение и снижение бедности и богатства, рост социального неравенства. | Уметь: называть основные направления социальной политики современного российского общества, характеризовать социальные отношения ,называть причины социального неравенства. Знать понятия и термины: социально-демографическая структура. Этническая общность, социальная программа, правовой статус несовершеннолетних. | Подготовиться к конференции. Подг. Доклады. | Решение теста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....