Рабочая программа по обществознанию для 10 класса
рабочая программа по естествознанию (10 класс) по теме
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «КОММУНАРОВСКАЯ СОШ»
Утверждаю Согласовано
Директор МКОУ «Коммунаровская СОШ» зам. директора
По УВР
----------------------- Чурзина И.М. --------------Пилюгина А.Н.
«---»---------------- 2012 «----»--------------------2012
Рассмотрено на заседании
Методического совета
Рабочая программа
Учебного предмета по Обществознанию
Для 10 класса
Составитель:
Улжабаева Г.А
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования ( под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова)- базовый уровень..
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Используемый учебно – методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (базовый уровень). Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М.: «Просвещение», 2008. 2-е издание. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Реализация рабочей программы способствует:
- воспитанию гражданственности, национальной идентичности, развитию мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно - национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. Воспитанию гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленными в Конституции РФ;
- развитию способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последущего изучения социально – экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями и навыками получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; в семейно – бытовой сфере.
Данная программа может быть реализована при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и позволяет внедрять современные педагогические технологии, в частности ИКТ.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 10 класс (68 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Эле- менты допол-ните-льно- го содер- жания | Домаш- нее задание | Дата проведе-ния | |
План | Факт | |||||||||
1 | Что такое общество | 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. | Уметь: - высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; -давать определение понятию общество, выделяя его характерные признаки; - различать такие понятия, как государство, общество, страна, и давать им определения; -объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; - объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий в политической жизни страны и зарубежных государств; - объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования; - разъяснять особенности развития социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности; - объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах | Устный опрос. Проблемные задания. Составления таблицы «Общественные науки» | §.1 , вопросы | |||
2 | Общество как сложная динами-ческая система | 1 | Комбинированный урок | Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречи-вость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй культуры». Культуры материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательства об охране памятников истории и культуры. | Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов: воздействие общества на природу; экологические проблемы и их гибельные последствия для человечества. Работа с материалами СМИ. | Работа по таблице «Социальные институты», составление плана «Особенности социальной системы» | §.2 | |||
3 | Повтори-тельно – обобщаю-щий урок Общество | 1 | Повтори-тельно – обобщаю-щий урок | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Самостояте-льная работа | |||||
4-5 | Природа человека | 2 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно – технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. | Знать: - что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова; - примеры вредного воздействия человека на природу, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; - разработанные человеком способы защиты природы; организации, реализующие эти задачи, организующие некоторые мероприятия по борьбе с экологическими нарушениями и преступлениями. Уметь: - высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий; - объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории; обладать элементарными умениями защиты природы (поведение в лесу, на улице) | Практические задания. Составить словарик по теме. | §3, подготовить сообщение по одной из наук, изучающих человека; вопросы | |||
6-7 | Человек как духовное существо | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло в жизни человека. | Уметь: - высказывать свое мнение; - работать с текстом учебника; - отвечать на поставленные вопросы; - давать определение понятий; - характеризовать моральные ценности; - объяснять сущность мировоззрения; | Работа над документами, составление таблицы «Типы мировоззрения», классификация объектов по критериям | §4, вопросы | |||
8-9 | Деятель-ность – способ сущест-вования людей | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. | Знать: - что такое деятельность; - что такое потребности; - иерархическую теорию потребностей. Уметь: - характеризовать черты деятельности; - определять мотивы деятельности; - раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; - определять взаимосвязь деятельности и сознания. | Решение познавательных и практических задач, составление схемы «Потребности человека» | §5 вопросы | |||
10-11 | Познание и знание | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. | Знать, что представляют собой знание и процесс познания. Уметь: - объяснять сущность чувственного и рационального познания. - анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; - объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения. | Тест, составление таблицы «Отношение философов к проблеме познаваемости мира», составление схемы «Истина и ее критерии» | §.6 , отдельно подгото-вить материал о рациональ-ном и чувствен-ном познании | |||
12-13 | Человек в системе социальных связей | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка. | Знать связь свободы и необходимости. Уметь: - характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; -выделять основные признаки понятия «личность» - объяснять, в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается; - определять связь между самоопределением и самореализацией личности | Групповые письменные задания по карточкам. Анализ таблицы. Решение познавательных задач, отражающих типичные социальные ситуации. Составление словарика по теме. | §.7вопросы | |||
14 | Общество и человек | 1 | Повтори-тельно – обощаю-щий урок | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Контрольная работа с различными уровнями сложности | Задания ч. А ЕГЭ | ||||
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (40 часов) | ||||||||||
15-16 | Культура и духовная жизнь общества | 2 | Уроки изучения нового материала | Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. | Знать: - понятия темы; - знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться. Уметь: - разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; - уметь анализировать особенности некоторых ценностей и объяснять сущность культурного наследия | Задания по карточкам, тест со свободными ответами. Составить таблицу «Функции культуры». Анализировать источники социальной информации | §.8. вопросы | |||
17-18 | Наука и образование | 2 | Урок изучения нового материала. Комбини-рованный урок (практичес-кое занятие) | Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно – исследователь-ские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий. | Знать: - что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; -знать, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ. Уметь: - осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения; - знать, что представляет собой образование как институт общества; -уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; - уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы | Тест на восстановление соответствия. Решение проблемных задач. Составление словарика по теме. | §. 9 учебника, вопросы после п. работа над проектом «Школа вчера, сегодня, завтра» | |||
19-20 | Мораль. Религия. | 2 | Урок изучение нового материала. Комбинированный урок. | Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религии в современном мире. Различные определения религии; ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприноше-ний. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. | Знать: - что такое религия; - роль морали в жизни человека и общества; - некоторые особенности мировых религии. Уметь определять становление нравственного в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человека. | Составить таблицу «Мировые религии» и словарик по теме. | §.10 учебника, вопросы после п. | |||
21-22 | Искусство и духовная жизнь | 1 | Комбинированный урок | Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства» | Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Уметь: - анализировать произведение искусства, определяя достоинства, которым оно обладает; - пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Выработать умение аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России. | Составить схему «Искусство и его формы», сравнить различные точки зрения на перспективы духовного развития современной России | §.11 подгото-вить сообщение о культур-ной жизни в современ-ной России | |||
23 | Духовная культура | 1 | Повтори-тельно – обобщаю-щий урокв форме тестирования заданий ЕГЭ | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | ||||||
Глава 4. Экономика (5 часов) | ||||||||||
24-25 | Роль экономики в жизни общества | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. | Знать: - что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе; -что представляет собой производство; - сущность информационных ресурсов экономики, а также других факторов производства. Уметь: - определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере; - определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества; - решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни. | Составить словарик по теме и таблицы «Виды экономической деятельности», «Общественное благосостояние» | §.12 | |||
26-27 | Экономи-ческая культура | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности | Знать основные элементы экономической культуры. Уметь: - определять значение экономической направленности и социальных установок личности; - определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения; - объяснить, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике. | Работа над документами. Решение проблемных задач. Составление словарика темы и памятка «Этический кодекс предпринимателя» | §13 вопросы | |||
28 | Экономика | 1 | Повтори-тельно – обобщаю-щий урок в форме тестирования | Знать основные положения урока. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать над текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тестирование с разными уровнями сложности. Решение задач. | |||||
29-31 | Социальная структура общества | 3 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок Урок обобщения и закрепления изученного материала | Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. | Знать: - что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; - что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе. Уметь: -анализировать социальный образ, имидж личности; -объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; -разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; -пояснять на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей; - анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий | Составить схему «Социальная структура общества» словарик по теме | Социальная мобиль-ность | §14 вопросы | ||
32-34 | Социаль-ные взаимо-действия | 3 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествую-щий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальные аспекты труда. Культура труда. | Знать: - что такое социальная связь и социальное взаимодействие; - какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей; - причины социальных конфликтов; - как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности, какими социальными характеристиками они обладают; - что представляет собой такое явление, как бедность, и какие ее типы выделяют социологи. Уметь: - определять последствия социальных конфликтов; - объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; - анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни; -анализировать различные позиции в отношении поляризация общества, а также причины, способствующие этому; - анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности | Решение проблемных заданий. Составить словарик по теме | §.15 | |||
35-37 | Социаль-ные нормы и отклоня-ющееся поведение | 3 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. | Знать: - что такое социальные нормы и социальный контроль; -в чем состоит значение самоконтроля. Уметь: - приводить примеры, характеризирующие виды социальных норм; - определять причины отклоняющегося поведения; - объяснять социальную опасность преступности | Составить таблицу «Виды социальных норм» | Роль права в жизни обще-ства | §.16 учебника | ||
38-39 | Нации и межнаци-ональные отношения | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонациональ-ного государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. | Знать, что представляет собой межнациональные отношения. Уметь: -разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; -пояснять сущность этноцентризм и его влияние на взаимоотношение с разными народами; - уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; - уважительно относится к национальной инакости людей | Эссе на тему «Причины межнациональ-ных конфликтов и пути их преодоления» Словарик по теме. | Мента-льные особен-ности этноса | §.17 учебника, ответить на вопросы | ||
40-41 | Семья и быт | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетвореннос-ть браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль | Знать, что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи. Уметь: - описывать жизненный цикл семьи; -анализировать мотивы и причины распада семей; - анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций. | Составить схему «Функции семьи», словарик по теме | Тенден-ции раз-вития семьи в совре-менном мире, куль-тура семей-ных отноше-ний | §.18 учебника, ответить на вопросы | ||
42 | Социальное развитие и молодежь | 1 | Комбинированный урок | Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура | Знать: - акультуные проблемы нашего общества и молодежи; - как изменяются социальные роли человека в молодые годы; - какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников. Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы | Задания группами: выделить проблемы современной молодежи, проработать пути их решения | Проблемы молодежи в совре-менной России | §.19 Сообще-ния | ||
43-44 | Социальная сфера | 2 | Повтори-тельно-обобщающие уроки | Знать основные положения главы. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Тестирование с несколькими вариантами ответа | |||||
45-46 | Политика и власть | 2 | Уроки изучения нового материала | Форма проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. | Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь: - пояснять, что представляет собой власть, ее виды; - анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть | Составить схемы «Политические институты», «Власть и ее виды» | Типо-логия власт-ных отно-шений | §.20 | ||
47-48 | Полити-ческая система | 2 | Уроки изучения нового материала | Структуры и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. | Знать: - что такое правосознание; - каким образом взаимодействует право и правосознание; - что такое правомерное поведение и его признаки. Уметь: - характеризовать основные элементы правосознания; - объяснять предпосылки правомерного поведения; - объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры. Уметь: - давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях; - анализировать виды монополии государства; - анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности | Составить схему «Политическая система» и словарик по теме | Особен-ности фор-мирова-ния поли-тиче-ской элиты в современной России | §21 | ||
49-50 | Граждан-ское общество и правовое государ-ство | 2 | Уроки изучения нового материала. Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала | Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. | Знать: - основные положения урока; - что такое гражданское общество; - что представляет собой институт «Гражданства», а также кто такие граждане и каков их правовой статус; - что такое правовое государство, каковы его основные признаки. Уметь - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - анализировать взаимоотношения государства и общества | Решение проблемных заданий. Составить кластер «Правовое государство» и словарик по теме | Поли-тическая идео-логия | §.22, написать эссе: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» | ||
51-52 | Демокра-тические выборы и полити-ческие партии | 2 | Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартий-ность и партийные системы. | Знать: - что представляет собой политическая система; - типологии политических партий и их сущность. Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных политических систем. | Составить таблицу «Политические партии, их программы» | Особен-ности поли-тичес-кого про-цесса в Рос-сийской Феде-рации | §.23, подбрать матералы из СМИ по теме | |||
53-54 | Участие гражданина в полити-ческой жизни | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни | Знать: - что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; - каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Уметь: - объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; - анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения; - объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их решения | Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий | Поня-тие поли-тичес-кой куль-туры. Поли-тическая психология и поли-тическое пове-дение | §.24, повторить п .20-23 | ||
55 | Политическая сфера | 1 | Повтори-тельно-обобщающий урок | Знать основные положения главы. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | ||||||
56-57 | Право в системе социаль-ных норм | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержания правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов | Знать: - чем отличаются подходы к определению права; - роль системы права в регулировании общественных отношений; - общее в морали и праве; -что представляет собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Уметь: - объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия; - разъяснять сущность права, а также различные его значения; - уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах | Составить схему: «Структура права», таблицу «Отрасли права» | §.25 | |||
58 | Источники права | 1 | Комбинированный урок | Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов | Уметь: - пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; - определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений | Составить схему «Источники права» | Пра-вовые основы социальной защиты и социального обес-печения | §. 26 | ||
59-61 | Право-отноше-ния и право-наруше-ния | 3 | Урок изучения нового материала Комбинированные урок | Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России | Знать определения основных понятий темы. Уметь: - разъяснять сущность таких понятий, как «правосознания» и «правовая культура» личности; - раскрывать важнейшие признаки правонарушений; - определять различия между проступком и преступлением; - называть главные черты юридической ответственности; - объяснять основные цели деятельности судебной системы
| Составить таблицу «Виды юридической ответственности | Конс-титуци-онное судо-произ-водство | §.27 | ||
62-63 | Современное россий-ское законо-дательство | 2 | Урок изучения нового материала. Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала (диспут) | Конституционное право. Административ-ное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. | Знать отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров. Уметь: - объяснять общие черты и специфику отраслей российского права; - определять сходство и отличие проступка от преступления | Составить словарик по теме, проанализиро-вать правовые документы, обсудить в труппах вопрос «Существуют ли правонаруше-ния, не опасные для общества?» | Занятость и трудоуст-ройство. Конститу-ционное судо-производство | §.28 | ||
64 | Предпо-сылки право-мерного поведения | 1 | Уроки изучения нового материала. | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | Знать: - что такое правосознание; - каким образом взаимодействует право и правосознание; - что такое правомерное поведение и его признаки. Уметь: характеризовать основные элементы правосознания; - объяснять предпосылки, правомерного поведения; - объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры | Эссе на тему «Правомерное поведение». Составить словарик по теме | Роль права в жизни общес-тва | §.29, повто-рить § 25-28 | ||
65-66 | Общество в развитии | 2 | Комбинированные уроки | Многовариант-ность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса | Знать: - каковы проявления глобализации в экономической сфере; - основные глобальные проблемы современности. Уметь: Определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития; - объяснять, что такое процесс глобализации |
| Про-цессы гло-бали-зации | §.30 вопросы | ||
67 | Человек и общество | 1 | Итоговый урок | Знать основные положения главы. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | ||||||
68 | Человек и общество | 1 | Контрольный урок | Знать основные положения главы. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....