Урок естествознания. 3 класс (Внеурочная деятельность)
план-конспект урока по естествознанию по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Урок естествознания.
3 класс
Тема урока «Вода»
Учитель
Марина Юлия Ивановна
12 декабря 2012
г. Новомосковск
Урок естествознания.
3 класс
Тема урока «Вода»
Цель урока:
Создать условия на уроке для формирования умений фильтрации воды, через изучения свойств воды.
Задачи урока:
предметные
- В процессе опытов и практической работы изучить основные свойства воды: несохранение формы, сохранение объема, текучесть, бесцветность, прозрачность, свойство растворителя.
- Объяснить значение чистой воды, причины ее загрязнения и основной способ очистки.
личностные
- Побудить обучающихся к самостоятельному размышлению о мерах, предупреждающих загрязнение воды.
- Создать условия для формирования познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение воды, как фактора живой природы.
- Создать условия для понимания бережного отношения к воде, как к жизненно важному ресурсу.
метапредметные
- Создать условия для формирования методов исследовательской работы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; глобус, презентация «Вода», карточки, химические стаканы, колбы, фарфоровая чашка, вода, чайная ложка, соль, сахар, песок, глина, перегной, гравий, установка для очистки воды.
Ход урока
I.Организационный момент. Слайд № 1
II. Мотивация.
Эмоциональный настрой учащихся. Мотивация учащихся.
Учитель. Вы сегодня попробуете взглянуть на очевидное, но я надеюсь, что оно вам покажется и невероятным. Слайд № 2 Космонавты из космоса увидели, что наша планета голубая. Название темы урока заключается в отгадках. Слайд №3. Учитель детям загадывает загадки о воде.
1. | В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А наскучит ей летать, На землю падает опять. |
2. | Чего в гору не выкатить, В решете не унести, В руках не удержать? |
Ученики: вода.
Учитель. Открываем рабочие тетради. Запишем тему урока «Вода».
Слайд № 4 Тема урока.
III. Актуализация знаний по теме «Вода»
Учитель. Посмотрите на глобус. Каким цветом на глобусе изображена вода?
Ученики: голубая (белая, т.к. на полюсе вечная мерзлота и вода находится в виде снега и льда).
Учитель. Кто желает покрутить глобус?
Крутим глобус.
Учитель. Сравните площадь поверхности занимаемой водой и площадь поверхности суши.
Ученики: воды на планете очень много, больше чем суши.
Учитель. Удивительно, что планета называется «Землей», а не «Водой».
Учитель. Кому же нужна вода на Земле?
Ученики: растениям, насекомым, водным обитателям, человеку, птицам, животным.
Слайды № 5-9.
Учитель. А почему растения, рыбы, животные не могут прожить без воды? Объясните почему?
Ученики: без воды нельзя прожить долго, растения завянут. Вода – это то, без чего не может обойтись ни один обитатель планеты Земля.
Практическая часть. Слайд № 10
Учитель. Пред вами химическая посуда разной формы. В химическом стакане №1 - вода. Сколько миллилитров воды в стакане?
Ученики: 50мл
Учитель. Перелейте воду из одной химической посуды в другую.
Учитель. Что наблюдаете?
Ученики: вода заполняет сосуды, вода жидкая.
Учитель. Какую форму принимает вода в различных сосудах? От чего зависит?
Ученики: в зависимости от формы химической посуды.
Учитель. Сколько миллилитров воды в химическом стакане № 2?
Ученики: 50мл.
Учитель. Какой вывод сделаете?
Ученики: вода не сохраняет формы, но сохраняет объем.
Учитель. Запишем в тетради: вода не сохраняет формы, но сохраняет объем.
Слайд № 11.
Текучесть воды.
Учитель. Наклони (желающий ученик) стакан с водой. Что происходит с водой?
Ученики: она растекается в разные стороны, течет.
Учитель. Запишем в тетради - вода течет (свойство – текучесть). Слайд № 12.
Учитель. У вас на столах лежат карточки. Прочитайте. Выходят ученики читают стихи возле доски. Слайд № 13
Чиста, прозрачна и легка
Вода малютки-родника,
В жару готов он напоить
И путника, и зверя.
Его должны мы сохранить,
Не дать засохнуть, засорить,
Я в это твердо верю.
Д. Коровкин
Поздняя осень
У берега не смело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью,
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Г. Ладонщиков
Каким свойством вода обладает?
Ученики: вода прозрачная
Учитель. Имеет вода цвет? Посмотрите на воду в стакане.
Ученики: бесцветная, вода не имеет цвет.
Учитель. Запишем в тетради: вода бесцветная, прозрачная. Слайд № 14
Учитель. Предлагаю подойти к столу и попробовать содержимое в двух разовых стаканах.
Ученик пробует. В стакане №1 вода соленная, в стакане №2 вода сладкая.
Учитель. Почему вода соленная и сладкая?
Ученик: в воде растворили соль и сахар.
Учитель. Соль, сахарный песок хорошо растворимы в воде. А речной песок растворяется в воде?
Ученик пробует растворить в воде песок, размешивает. Песок в воде не растворяется.
Учитель. Запишем в тетради: вода - хороший растворитель. Слайд № 15.
Слайд № 16 Сундучок знаний. Я предлагаю желающим выйти и выбрать свойства воды.
Физминутка Слайд № 17
Практическая работа. Слайд № 18
Учитель. А теперь очистим воду от песка. Класс делится на группы. В каждой группе разные виды веществ.
Стол № 1-2. Фильтрация воды (песок).
Стол № 3-4. Фильтрация воды (гравий).
Стол № 5-6. Фильтрация воды (перегной).
Стол № 7-8. Фильтрация воды (глина).
Учитель. Я вам предлагаю озвучить ход эксперимента, подсказкой является лист «Фильтрация воды». Как надо собрать установку и провести эксперимент?
Ученик. Надо накрыть фильтровальную емкость желтой крышкой. В желтую крышку вставить красный соединитель трубок. В красный соединитель трубок поместить фильтровальную трубку. В фильтровальную трубку опустить медный фильтр. Ложкой из мензурки положите песок. Налить мутную воду в трубку.
Учащиеся собирают оборудование для фильтрования воды (медный фильтр кладётся на дно фильтровальной трубки). Учащиеся фильтруют воду.
Учитель. Какой тип почвы является водопроницаемым?
Ученик песок, гравий, перегной.
Учитель. Почему?
Ученик есть пустоты
Учитель. Какой тип почвы является водонепроницаемым?
Ученик глина. Глина не пропускает воду.
Учитель. А теперь сравним полученные образцы воды. Сравниваем полученные образцы воды. В какой емкости вода чище? (1, 2, 3, 4)
Ученик: вода чище, которая прошла через песок, так как песок – лучший тип почвы для фильтрации (очистки) воды.
Учитель. Почему песок – лучший тип почвы для фильтрации воды?
Ученик: в песке меньше пустот, чем в каменистой почве. Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Не случайно в родниках всегда вода чистая, прозрачная.
Учитель. Мы с вами должны подвести итог урока. На столах у вас лежат «капельки».
Синяя капелька - вам все понравилось
Зеленая капелька - были небольшие трудности, но я справился с ними
Желтая капелька – были трудности, но я готов учиться дома, на следующем уроке.
Подойдите к «Тучке» (на ватмане рисунок) и прикрепите свою капельку. Посмотрите, какой у нас дождик.
Домашние задание
«Беречь воду – значит беречь жизнь». Подумайте, каким способом можно сохранить чистоту воды? Спасибо!
КарточкаЧиста, прозрачна и легка
Вода малютки-родника,
В жару готов он напоить
И путника, и зверя.
Его должны мы сохранить,
Не дать засохнуть, засорить,
Я в это твердо верю.
Д.Коровкин
Карточка
Поздняя осень.
У берега не смело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью,
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода. Г. Ладонщиков
Вода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, ее роль в реализации концепции ФГОС ООО»
Что такое проект – замысел? Разработанный план?...
Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...
Проектно - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя
Выступление Григорьевой И.Н.раскрывает необходимость проектно - исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания, географии и во внеурочной деятельности...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"
Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...
Городской семинар "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"
Городской семинар "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...