Отличие горной породы от почвы.
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) по теме
Урок предназначен для учащихся 5-го класса. Данный урок носит не традиционный характер, урок сделан в виде сказки, что позволяет учащимся более активно участвовать в процессе изучение нового материала. Урок носит поисковый характер, где включены практические задания по отличию горных пород.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 26 Дата:………………………..
Учитель: Заречнева О. И. Класс: 5
Тема урока: Отличие горной породы от почвы
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок сказка
ТДЦ: создать условия формирования знаний о строении земной коры, научить описывать горные породы, познакомить с наиболее распространенными горными породами на территории РК, объяснить термины: полезные ископаемые, горные породы.
Организовать деятельность учащихся по формированию умений производить различия между горными породами. Развивать речь, умение работать в группе.
Обеспечит условия формирования умения оценивать значимость горных пород для жизни человека
Оборудование: коллекция горных пород ,мультемедийный комплекс карточки, ключ
Литература: Абильманапов Б.Ш. и др
Ход урока:
Этапы урока | СУМ (содержание учебного материала) | МО (методы обучения) | ФОПД (формы организации познавательной деятельности уч-ся) | Социа- лизирую- щий аспект | Подго- товка к ПГК и ЕНТ | Инди- видуаль- но кор-рекцион- ная ра- бота |
1 | Организационный момент Физ зарядка! | репродук | общеклассн | Умение организовать рабочее место | ||
2 3 | Ребята любите ли вы сказки? Сообщение темы урока. Из класса заранее были выбраны ученики Автор-учитель Царь Иван царевич Геолог 1 Геолог 2 Почемучка Почвовед Царевна Остальные учащиеся делятся на 3 команды Название темы (слайд 1) Автор : В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон (слайд 2). Правил он своим государством долго и справедливо. Много деревьев посадил, землю родную от врагов защищал, много книг прочитал и вырастил сына — удалого доброго молодца Ивана-царёвича (слайд 3). Тяжело царю Додону править царством государством, состарился, он. Да и боязно научиться передавать трон молодому неопытному сыну. И решил царь испытать Ивана-царевича (слайд 4 ). Призвал он к себе сына и говорит: Царь Додон : «Отправляйся, Иван-царевич, в дальние края, Мир повидать да себя показать; уму набраться, доблести. И отыщи ты мне Ключ Земли. А вернешься с победою, будешь царством-государством управлять» Автор: 'Поклонился Иван-царевич отцу и отправился в дальний путь ( слайд 5). Идет он по полям и лесам, поднимается на высокие горы, переплывает бурные реки. Долго ли, коротко ли, дошел Иван-царевич до заморского царства-государства (слайд 6). Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись «Литосфера». Прочитал Иван-царевич мудрёное название и призадумался. Ребята! Кто поможет Ивану-царевичу объяснить это название? Стал Иван-царевич про Ключ Земли спрашивать, ему и отвечают Геолог 1: «Есть в нашей стране Ключ Земли, но найти его не просто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его Прекрасная царевна Подземного царства» Иван царевич: А как мне туда добраться? Геолог 2: Нужно вырыть глубокий колодец Автор: Взял наш герой инструменты, вышел за городские стены и начал рыть колодец. Сначала царевичу рыть землю было легко. Так как верхний слой земли это была почва. Почемучка: А что такое почва? Почвовед: На этот вопрос отвечу я так как это по моей специальности. Почва это верхний плодородный слой земли. (запись в тетради)Почва обладает особым свойствам плодородием. Почемучка: Можно, можно, а что такое плодородие? Почвовед: плодородие это способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания и воде.(запись в тетради) Почемучка: надо же я об этом раньше и не задумывался. Автор: Глубже роет Иван царевич колодец, все тяжелее и тяжелей становится ему? Почемучка: а почему? Устал что ли? Автор: А вы ребята как думаете почему Ивану Царевичу стало труднее копать землю? Учащиеся потому что встречаются различные виды горных пород: Почемучка: А что, такое горные породы? Геолог1: Горные породы – это плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.(запись в тетради) Автор: Вот Ивану царевичу встретились осадочные горные породы. Почемучка: А они еще бывают разными? Автор: Глубже роет колодец Иван-царевич, тверже становятся горные породы. Встречаются магматические горные породы Горные породы, образовались из расплавленной магмы, называют магматические Глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело ему рыть, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути: мрамор, кварцит. Да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый. Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою? (Ученики отвечают, что ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура) И встречаются тут метаморфические горные породы Автор: Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. И очутился он в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными каменьями. Светло кругом, как днем, на потолке радуга всеми цветами играет. А в центре зала на троне сидит Прекрасная царевна Подземного царства Поклонился ей Иван-царевич и молвил. Иван –Царевич- Здравствуй, красная девица, заморская царица не вели казнить, вели слово молвить! Царица - Здравствуй, добрый молодец! С чем к нам пожаловал? Иван-Царевич - Люди говорят, что скрываешь ты Ключ Земли, а мне он очень нужен, обещал я батюшке добыть его! Царевна - «Ну что ж, выполнишь мох три задания , отдам тебе заветный ключ! Иван – Царевич - Ну что ж постараюсь выполнить Автор: Ребята а мы с вами ему поможем, чтоб дело скорей делалось (Ребята помогают отгадывать загадки.) Царевна: Пока ты добирался до моего царства встречались тебе различные виды горных пород это и осадочные и метаморфические и магматические, так вот тебе задания чем отличается и как образуются эти горные породы Класс разделен на три команды дается три конверта каждый конверт на оду команду в конвертах написан вид горной породы, после чего командир команды отвечает как образовались эти горные породы и что к ним относится. 1 команда горные породы осадочного происхождения Горные породы, которые образуются при скоплении остатков растений и животных, при разрушении более твердых горных пород, из химических растворов называют осадочные (запись в тетрадь). Осадочные породы залегают обычно слоями и в них можно найти отпечатки растений и животных Вывод: Органические осадочные горные породы образуются:
2 команда: горные породы магматического происхождения эта горная порода образовалась из раскаленной магмы, которая находиться в глубинах нашей планеты.
Когда из магмы выделяет много газов, она вспенивается и остывает, образует пемзу , если выливается раскаленная магма – лава спокойно, то образуются очень прочные горные породы например вулканическое стекло Горные породы, образовались из расплавленной магмы, называют магматические запись в тетради. 3 команда: метаморфические горные породы Эти горные породы образовались на большой глубине под действием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Их называют метаморфическими Вот например известняк под действием высоких температур известняк превращается в мрамор , а песчаник - в кварцит Горные породы, претерпевшие изменения на глубине, называют метаморфические (запись в тетрадь).
Царевна: Ну что ж теперь мне все понятно. 2 задание. Вот тут мой помощник почемучка все горные породы перепутал, ваша задача собрать, их по видам. Царевна: ну молодцы! Ну и последнее задание. Горные породы более известны нам под названием полезные ископаемые. Так вот что это такое? где они скоплены? на территории Казахстана где размещены самые крупные и знаменитые, ну и группы назови полезных ископаемых. Иван Царевич загрустил не разгадать ему такого да вот на помощь пришел первый геолог Геолог 1. : полезные ископаемые – природное минеральное вещество которое, в качественном и в количественном отношениях пригодно для использования в хозяйстве. Запись в тетради Геолог 2: Месторождением называется - место скопление полезных ископаемых (запись в тетради) 1 команда: Самые крупные месторождения Казахстана . Это Карагандинский угольный бассейн, Тенгизкое месторождение нефти, Железорудное месторождение расположено в городе Рудном, цветные металлы сосредоточены на Алтае. 2 команда: Все полезные ископаемые относятся к группе невозобновимые, и их запас уменьшается по мере использования. Поэтому важнейшим направлением в рациональном использовании и охране недр является совершенствование методов добычи транспортировке и переработки п/и 3 команда. Но вы не забывайте что есть еще и возобновимые ресурсы, например энергия солнца, энергия ветра, энергия приливов и отливов и т.д. и на сегодняшний день все большее применение находят солнечные батарее и ветрянки. Они помогают сберегать другие (невозобновимые) виды энергии. Иван –Царевич: все полезные ископаемые делятся на Невозобновимые возобновимые. Царевна - Замечательно! Вы очень помогли Ивану-царевичу. Отгадал он все задания. Ну что ж, гость дорогой, набрался ли ты ума-разума, много ли нового узнал в моей стране? Иван –Царевич — «Да, много интересного узнал я в стране Литосфера, в твоем подземном царстве». Царевна — Вот тебе Ключ Земли, Запомни, юноша, только знания, как ключ, открывают любые замки и двери!» . Автор: Поклонился Иван-царевич в пояс, поблагодарил царевну Подземного царства за науку и отправился в обратный путь А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно. Почемучка: да, да и я задам первый вопрос. Вот меня интересует рыл, рыл ты сперва землю потом встречались тебе различные виды горных пород, а куда они все делись, что так образовываются горы? Иван – Царевич: нет. Все эти горные породы использовал в хозяйстве человек. Автор: Вернулся Иван-царевич домой, в родной город, и рассказал отцу все о своем путешествии . Похвалил его царь Додон за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: «Отныне царем в государстве объявляется Иван-царевич». Передал ему отец власть и трон. И правил он долго и справедливо. Прославился своим умом и смекалкой. А нам с вами прислал наш герой грамоту | Объянител-иллюстратив Поисков Посков Поисковый Поисковый Частично-поисков | общекласс Групповая Групповая групповая Индивид общекласс | Формирование логического мышления | + + + + + + | |
4 | ||||||
5 | Подведение итогов. Выставление оценок |
Г Р А М О Т А
Друзья мои!!!
Спасибо Вам за помощь в поисках
Ключа Земли! Желаю успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались Вам неизвестны. Дома потрудитесь прочитать
§ 17-18 и заполнить таблицу №3.
Желаю Вам здоровья и упорства.
Царь Иван.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"
Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...
Тест по теме «Воздух. Вода. Горные породы. Почва»
Тест предназначен для проверки знаний учащихся 5 класса по природоведению по теме "Воздух. Вода. Горные породы. Почва."...
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней) Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней)
Конспект урока...
Урок географии на тему: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "
Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2...
Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».
Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...
Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».
Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...