комплексного коррекционно-развивающего мероприятия по образовательным областям « Познание» и «Коммуникация» «Вода - путешественница».
методическая разработка по естествознанию на тему

Сенникова Лариса Владимировна

НОД по опытно-эксперементальной деятельности с детьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 81

Конспект

комплексного коррекционно-развивающего мероприятия по образовательным областям « Познание» и «Коммуникация»

«Вода - путешественница».

Подготовила: воспитатель Сенникова Л.B. 2 кв. категория

Ангарск 2011-2012

                                         

Тема: «Вода - путешественница»

Задачи:

1.Закрепить знания о трех состояниях воды в быту и окружающей среде через проведение опытов; сформировать элементарные представления о круговороте воды в природе через показ сказки  «Зайчик и капелька».

2. Развивать зрительное восприятие и  аналитико-синтетическую деятельность через работу со схемой «Круговорот воды в природе», умение образовывать качественные прилагательные от существительного суффиксальным способом.

3.Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, любознательность через проведение опытов, игр.

Оборудование: : 6 стаканов, комочки снега, салфетки для рук, термос  с горячей водой, стекло, 5 листков бумаги, восковые мелки, иллюстрации к сказке, музыка, атрибуты для п\игры, схемы, синяя гуашь, влажные салфетки.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, чтение.

Ход занятия.

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее, бодрое настроение. Для того чтобы узнать на нашем мероприятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать, внимательно слушать друг друга.

Послушайте загадку:

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

-Правильно, вода. Мы сегодня побеседуем о воде.

Сюрпризный момент (появление трёх сестёр)

  1.  «Здравствуйте, ребята! Мы три сестрички - капельки воды. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Случилось ужасное!
  2. Однажды солнышко стало греть так сильно, что я - капелька воды превратилась в паринку, рассказала первая сестрёнка.
  3.  А потом вдруг нагрянул сильный мороз. Я в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку.
  4.  А я,- сказала третья капелька, успела спрятаться и осталась капелькой воды. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признать в капельке и «паринке» родных сестер.
  5. Ребята, помогите! Докажите, что мы снежинка, капелька и «паринка» - родные сестры.

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем? (ответы детей)

Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры, нам нужно проделать опыты.

Ребята, давайте пройдём в нашу волшебную лабораторию.

Перед нами, ребята, стоит задача. Нам нужно доказать, что снежинка-это капелька воды. Может быть, кто-то из вас знает, как это сделать? (ответы детей)

Давайте проверим так ли это.

Опыт № 1:  «Снег - вода»

 Предложить детям подержать в руке комочек снега (обследование комочка снега)

- Что это? Что происходит? Почему? Руки замерзли? Что чувствуете? Почему? (ответы детей)

-Ребята, мы взяли в руки комочек снега, а можно ли в рот брать снег? Почему? (ответы детей)

Когда полностью растает – Что случилось со снегом? Как думаете, почему?

Снег тает и превращается в воду. 

Вывод: снег - вода. «Снежинка» - сестра «Капельки» (составление схемы)

Самомассаж:

Руки вверх мы поднимаем,

Кулачки мы зажимаем.

Руки вниз мы опускаем,

Кулачки мы разжимаем.

Раз ладошка, два ладошка,

Мы погреем их немножко.

А теперь быстрей, быстрей,

Чтобы стало горячей.

        

Опыт № 2: «Пар - это тоже вода»

Взять термос с кипятком, открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало (стекло).

 -Ребята, обратите внимание на этот знак. Что он обозначает? (Осторожно, кипяток!) Следует соблюдать правила осторожного обращения с паром, иначе можно обжечься.

На стекле появилась вода.

- Что это? Откуда появилась? Потрогайте! Что чувствуете?

Воспитатель: Горячая вода испаряясь, поднимается в воздух, где ее не видно. Мы не дали паринкам подняться в воздух, задержав их  холодным стеклом, а при охлаждении пар превращается в воду. Поэтому пар - это вода.

Вывод: пар - это тоже вода. «Паринка» - сестра «Капельки» (составление схемы)

        

                                         

Итак, снег и пар – это вода. Снежинка, капелька и «паринка»- родные сестры.

-Молодцы, ребята, мы справились и доказали, что снежинка, капелька и «паринка»- родные сестры. Мы провели опыты и составили схемы, которые помогут сестрёнкам принять свой прежний вид. Я соберу ваши схемы и отправлю капельке по почте.

Речевая игра «Где мы можем встретить воду?

Цель: развивать умение образовывать качественные прилагательные от существительных суффиксальным способом.

 -Ребята, скажите, пожалуйста, где мы можем встретить воду? (выслушать ответы детей)

В реке вода какая? (речная)

В море? (морская)

В роднике? (родниковая)

В водопроводном кране? (водопроводная)(повторить хором)

Стихотворение читает Егор.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде:

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

Ледником в горах зовётся,

Речкой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Вывод:

Вода-великая путешественница, а ещё она умеет превращаться из жидкого состояния в твёрдое и парообразное и наоборот.

Рассказывание сказки воспитателем (сопровождается наглядностью на фланелеграфе) «Зайчик и капелька».

Я вам сейчас расскажу удивительную сказку, послушайте.

«Жил - был Зайчик  в огромном лесу. И очень любил он путешествовать по своему лесу. И вот в один из летних дней отправился Зайчик в путешествие. Только скучно было Зайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.

  1. Чего пригорюнился, Зайчик? - раздался веселый голос. Зайчик осмотрелся по сторонам - откуда голос? - никого. И опять загрустил.
  2. Эй, Зайчик, не печалься - опять раздался голос, похожий на журчанье ручейка. Посмотрел по сторонам зайчик и опять никого не увидел.
  3. Да ты под лапы погляди! Это же я - Капелька! - задорно прожурчал голос. Смотрит Зайчик, а под камнем, на котором он сидел,

ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается. -Здравствуй, Зайчик! Что пригорюнился? - спросила Капелька.

-Ты кто?- удивлённо спросил Зайчик.

-Я капелька воды, - представилась Капелька.

  1. Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один, и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.
  2. А давай путешествовать вместе! - предложила Капелька.
  3. Давай, - согласился Зайчик.

И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.

В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили остановиться и отдохнуть. Зайчик задремал в тени дерева, а когда проснулся, солнышко уже перестало припекать.

Хорошо Зайчишке. Оглянулся по сторонам, а Капельки и след простыл. -Капелька! Капелька! - стал звать Зайчик, но никто не отозвался. Огорчился Зайчик.

  1. Зайчишка! - раздался звонкий голос сверху.

Посмотрел Зайчик на небо и увидел Капельку. Капелька улыбнулась.

  1. Ты как туда забралась? - спросил Зайка
  2. Когда ты спал, солнышко припекало так сильно, что я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.
  3. Конечно,- обрадовался зайчик.

И стали они путешествовать дальше по лесу. И не заметили, как набежала тучка, и пошёл дождик. Дождик быстро закончился.  Зайчишка  поглядел на небо, никого не увидел.

  1. Эй, зайчишка! Кого потерял? - раздался веселый голос.
  2. Друга своего, Капельку, - ответил Зайчик.
  3. Да вот же я! Взгляни внимательно  на листочки, на травку.

Присмотрелся Зайчик и действительно увидел капельки дождя на каждом цветочке, листочке.

  1. Как же так? – удивился Зайчик.
  2.  А пока мы путешествовали, скопилось много капелек в тучке и нам стало тесно, вот и выпали в виде дождя. 
  3. Теперь понятно?
  4. Да,- ответил Зайчик.

День заканчивался, и Зайчику нужно было возвращаться домой. Он попрощался с Капелькой и отправился в обратный путь. Зайчик был рад знакомству с Капелькой, потому что узнал много нового и интересного.

Беседа по содержанию сказки: 

- Как называлась сказка?

-Кого встретил зайчик?

-Где спряталась Капелька воды?

-Потом куда исчезла?

- Из тучки куда отправилась?

-Ребята, вам понравилась сказка? (предложить детям выбрать личико по настроению)  

 Воспитатель предлагает рассмотреть детям схему «Круговорот воды в природе»: Вода постоянно путешествует: с дождем выпадает на землю, бегает в ручейках, поит растения, а затем под лучами солнца снова возвращается домой - к тучкам, из которых когда-то на землю упала в виде дождя, снега. Вода не исчезнет никогда. Она постоянно пополняет свои запасы, благодаря круговороту воды в природе.

- Давайте, ребята, попробуем сейчас нарисовать этот круг, по который проходит вода.

 Работа с детьми по схемам «Круговорот воды в природе» (рисуем пальчиком)

Воспитатель:

Все отлично потрудились,

Поиграть пришла пора

И у капелек-подружек

Есть для вас одна игра.

П\игра «Тучка и капельки»

Материал: музыка воды, корона тучки, солнца и короны капелек.

Цель: закрепление полученных элементарных знаний о круговороте воды в природе, снять напряженность.

Ход игры: выбор солнца с помощью считалки, воспитатель надевает корону тучки, детям короны капелек.

Считалка:

Катилось яблочко по огороду

 И упало  прямо в воду

Бульк..!  

Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла река и попала в большое пребольшое море (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в море. А тут как раз солнышко пригрело (появляется солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевши, капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки) Испарились они под лучами солнышка  (дети возвращаются, солнышко уходит)                                                                                                                             Воспитатель:                                                                                                                                                          И вот закончилась игра.…                                                                                                                                Но мы надеемся, что с ней                                                                                                                                      Вы стали чуточку умней.                                                                                                                    Заключительная часть: Стихотворение читает Игорь.                                                            Вот так в природе путешествует вода. Она не исчезает никогда:                                                     То в снег превратиться, то в лед.                                                                                                          Растает - и снова в поход. По горным вершинам,                                                                         Широким долинам. Вдруг в небо взовьётся, дождем обернется.                                          Вокруг оглянитесь. В природу вглядитесь. Вас окружает везде и всегда. Путешественница - наша вода.                                                                                                                   Итог:          Ребята подведём итог. Ребята, мы можем назвать воду - путешественницей? Почему? (Вода постоянно путешествует: с дождем или снегом выпадает на землю, бегает в ручейках, поит растения, а затем под лучами солнца снова возвращается домой - к тучкам, из которых когда-то на землю упали в виде дождя, снега.).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №81

Проект

комплексного коррекционно-развивающего мероприятия по образовательным областям « Познание» и «Коммуникация»

«Вода - путешественница».

Подготовила: воспитатель Сенникова Л.B.-2 квалификационная категория г.Ангарск  2011-2012г.


Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию будет представлено комплексное коррекционно- развивающее мероприятие по образовательным областям « Познание» и «Коммуникация» «Путешественница-вода», с детьми четвёртого года обучения с ОВЗ.

Мероприятие подготовлено и проводится воспитателем Сенниковой Ларисой Владимировной, 2 квалификационная категория. В мероприятии принимают участие 5- 6 детей четвёртого года обучения.

Характеристика детей:

На мероприятии будут присутствовать 3-4 мальчика, 2 девочки.

Характеристика обучаемости:

Дети занимаются по «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования  МБДОУ детский сад компенсирующего вида 81» четвёртый год обучения. С программой справляются. Все дети со средней степенью обучаемости.

Подготовительная работа:

Проведение опытов с водой, изготовление карточек с условными знаками,  составление схем, чтение худ. лит-ры, разучивание потешек, разгадывание загадок, прослушивание музыки воды (дождь, ливень, водопад, журчание ручья), рассматривание иллюстраций с изображением рек, водоёмов и т.д., рисование реки и создание водной системы, рассматривание рек на карте, рисование «Путешествие капелек по временам года», п\и «Ручеёк», игра на дыхание «Ловцы жемчуга».

Продолжительность мероприятия:

30 минут.

 Задачи:

1.Закрепить знания о трех состояниях воды в быту и окружающей среде через проведение опытов; сформировать элементарные представления о круговороте воды в природе через показ сказки  «Зайчик и капелька».

2. Развивать зрительное восприятие и  аналитико-синтетическую деятельность через работу со схемой «Круговорот воды в природе», умение образовывать качественные прилагательные от существительного суффиксальным способом.

3.Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, любознательность через проведение опытов, игр.

Оборудование: 6 стаканов, комочки снега, салфетки для рук, термос  с горячей водой,5 листков бумаги, восковые мелки, стекло, картинки к сказке, музыка воды, атрибуты для игры, схемы, синяя гуашь, влажные салфетки.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, чтение.

Предполагаемый результат:

Положительный эмоциональный настрой детей. Закрепление знаний о состоянии воды.

Ход занятия:

  1. часть - организационная - продолжительность 3-5 минут.
  1. Игра « Передай улыбку»
  2. Худ. слово (загадка)
  1. Сюрпризный момент (инсценировка) - создание эмоционального настроя.
  2. Проблемная ситуация.
  1. часть - основная - продолжительность - 25 минут.
  1. Опытно - исследовательская деятельность с водой.
  2. Элементы ЗСТ (самомассаж)
  3. Составление схем по результатам опытов под руководством воспитателя.
  1. Речевая игра «Где мы можем встретить воду?

Цель: развивать умение образовывать качественные прилагательные от существительных суффиксальным способом.

  1. Худ.слово ( стих-е читает Егор)
  1. Рассказывание сказки воспитателем (сопровождается наглядностью на фланелеграфе) «Зайчик и капелька».
  2. Беседа: обсуждение с детьми, куда исчезла Капелька?
  3. Работа со схемой «Круговорот воды в природе»
  4. Изображение круга
  5. П\игра «Тучка и капельки» - закрепление полученных элементарных знаний о круговороте воды в природе, снять напряженность.
  1. часть - заключительная - продолжительность 1-2 минуты.
  1. Художественное слово (стих-е читает Артём)
  2. Итог мероприятия - обобщение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области Познание: "Раздувайся вширь мыльный пузырь"

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы детского сада....

Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область «Познание» Тема «Осень» для детей 4-5 лет ( средняя группа)

Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область «Познание» Тема «Осень» для детей 4-5 лет ( средняя группа)...

Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...

Конспект НОД Старшая группа. Образовательная область "Познание" Тема: "Дорожная азбука со смешариками"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтения художественной литературы».Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. Образовательная область «Познание» (ФЭМП) Тема: «КВН знатоков группы Солнышко».

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 29»    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИС ДЕТЬМИ...

КОНСПЕКТ НЕПОСТРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. Образовательная область «Познание» (ФЦКМ) Тема: «Хлеб».

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 29» КОНСПЕКТ НЕПОСТРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИС ДЕТЬМИ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУП...

Проект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе

Проектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Познание» в старшей группевоспитательГБОУ Школа №2115 дошкольное отделение СП-8Стычева Алсу ТагировнаТема НОД: Профессии –...