комплексного коррекционно-развивающего мероприятия по образовательным областям « Познание» и «Коммуникация» «Вода - путешественница».
методическая разработка по естествознанию на тему
НОД по опытно-эксперементальной деятельности с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опытно-эксперементальная деятеяьность | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 81
Конспект
комплексного коррекционно-развивающего мероприятия по образовательным областям « Познание» и «Коммуникация»
«Вода - путешественница».
Подготовила: воспитатель Сенникова Л.B. 2 кв. категория
Ангарск 2011-2012
Тема: «Вода - путешественница»
Задачи:
1.Закрепить знания о трех состояниях воды в быту и окружающей среде через проведение опытов; сформировать элементарные представления о круговороте воды в природе через показ сказки «Зайчик и капелька».
2. Развивать зрительное восприятие и аналитико-синтетическую деятельность через работу со схемой «Круговорот воды в природе», умение образовывать качественные прилагательные от существительного суффиксальным способом.
3.Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, любознательность через проведение опытов, игр.
Оборудование: : 6 стаканов, комочки снега, салфетки для рук, термос с горячей водой, стекло, 5 листков бумаги, восковые мелки, иллюстрации к сказке, музыка, атрибуты для п\игры, схемы, синяя гуашь, влажные салфетки.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, чтение.
Ход занятия.
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее, бодрое настроение. Для того чтобы узнать на нашем мероприятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать, внимательно слушать друг друга.
Послушайте загадку:
В морях и реках обитает,
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
-Правильно, вода. Мы сегодня побеседуем о воде.
Сюрпризный момент (появление трёх сестёр)
- «Здравствуйте, ребята! Мы три сестрички - капельки воды. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Случилось ужасное!
- Однажды солнышко стало греть так сильно, что я - капелька воды превратилась в паринку, рассказала первая сестрёнка.
- А потом вдруг нагрянул сильный мороз. Я в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку.
- А я,- сказала третья капелька, успела спрятаться и осталась капелькой воды. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признать в капельке и «паринке» родных сестер.
- Ребята, помогите! Докажите, что мы снежинка, капелька и «паринка» - родные сестры.
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем? (ответы детей)
Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры, нам нужно проделать опыты.
Ребята, давайте пройдём в нашу волшебную лабораторию.
Перед нами, ребята, стоит задача. Нам нужно доказать, что снежинка-это капелька воды. Может быть, кто-то из вас знает, как это сделать? (ответы детей)
Давайте проверим так ли это.
Опыт № 1: «Снег - вода»
Предложить детям подержать в руке комочек снега (обследование комочка снега)
- Что это? Что происходит? Почему? Руки замерзли? Что чувствуете? Почему? (ответы детей)
-Ребята, мы взяли в руки комочек снега, а можно ли в рот брать снег? Почему? (ответы детей)
Когда полностью растает – Что случилось со снегом? Как думаете, почему?
Снег тает и превращается в воду.
Вывод: снег - вода. «Снежинка» - сестра «Капельки» (составление схемы)
Самомассаж:
Руки вверх мы поднимаем,
Кулачки мы зажимаем.
Руки вниз мы опускаем,
Кулачки мы разжимаем.
Раз ладошка, два ладошка,
Мы погреем их немножко.
А теперь быстрей, быстрей,
Чтобы стало горячей.
Опыт № 2: «Пар - это тоже вода»
Взять термос с кипятком, открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало (стекло).
-Ребята, обратите внимание на этот знак. Что он обозначает? (Осторожно, кипяток!) Следует соблюдать правила осторожного обращения с паром, иначе можно обжечься.
На стекле появилась вода.
- Что это? Откуда появилась? Потрогайте! Что чувствуете?
Воспитатель: Горячая вода испаряясь, поднимается в воздух, где ее не видно. Мы не дали паринкам подняться в воздух, задержав их холодным стеклом, а при охлаждении пар превращается в воду. Поэтому пар - это вода.
Вывод: пар - это тоже вода. «Паринка» - сестра «Капельки» (составление схемы)
Итак, снег и пар – это вода. Снежинка, капелька и «паринка»- родные сестры.
-Молодцы, ребята, мы справились и доказали, что снежинка, капелька и «паринка»- родные сестры. Мы провели опыты и составили схемы, которые помогут сестрёнкам принять свой прежний вид. Я соберу ваши схемы и отправлю капельке по почте.
Речевая игра «Где мы можем встретить воду?
Цель: развивать умение образовывать качественные прилагательные от существительных суффиксальным способом.
-Ребята, скажите, пожалуйста, где мы можем встретить воду? (выслушать ответы детей)
В реке вода какая? (речная)
В море? (морская)
В роднике? (родниковая)
В водопроводном кране? (водопроводная)(повторить хором)
Стихотворение читает Егор.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
Ледником в горах зовётся,
Речкой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Вывод:
Вода-великая путешественница, а ещё она умеет превращаться из жидкого состояния в твёрдое и парообразное и наоборот.
Рассказывание сказки воспитателем (сопровождается наглядностью на фланелеграфе) «Зайчик и капелька».
Я вам сейчас расскажу удивительную сказку, послушайте.
«Жил - был Зайчик в огромном лесу. И очень любил он путешествовать по своему лесу. И вот в один из летних дней отправился Зайчик в путешествие. Только скучно было Зайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.
- Чего пригорюнился, Зайчик? - раздался веселый голос. Зайчик осмотрелся по сторонам - откуда голос? - никого. И опять загрустил.
- Эй, Зайчик, не печалься - опять раздался голос, похожий на журчанье ручейка. Посмотрел по сторонам зайчик и опять никого не увидел.
- Да ты под лапы погляди! Это же я - Капелька! - задорно прожурчал голос. Смотрит Зайчик, а под камнем, на котором он сидел,
ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается. -Здравствуй, Зайчик! Что пригорюнился? - спросила Капелька.
-Ты кто?- удивлённо спросил Зайчик.
-Я капелька воды, - представилась Капелька.
- Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один, и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.
- А давай путешествовать вместе! - предложила Капелька.
- Давай, - согласился Зайчик.
И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили остановиться и отдохнуть. Зайчик задремал в тени дерева, а когда проснулся, солнышко уже перестало припекать.
Хорошо Зайчишке. Оглянулся по сторонам, а Капельки и след простыл. -Капелька! Капелька! - стал звать Зайчик, но никто не отозвался. Огорчился Зайчик.
- Зайчишка! - раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Зайчик на небо и увидел Капельку. Капелька улыбнулась.
- Ты как туда забралась? - спросил Зайка
- Когда ты спал, солнышко припекало так сильно, что я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.
- Конечно,- обрадовался зайчик.
И стали они путешествовать дальше по лесу. И не заметили, как набежала тучка, и пошёл дождик. Дождик быстро закончился. Зайчишка поглядел на небо, никого не увидел.
- Эй, зайчишка! Кого потерял? - раздался веселый голос.
- Друга своего, Капельку, - ответил Зайчик.
- Да вот же я! Взгляни внимательно на листочки, на травку.
Присмотрелся Зайчик и действительно увидел капельки дождя на каждом цветочке, листочке.
- Как же так? – удивился Зайчик.
- А пока мы путешествовали, скопилось много капелек в тучке и нам стало тесно, вот и выпали в виде дождя.
- Теперь понятно?
- Да,- ответил Зайчик.
День заканчивался, и Зайчику нужно было возвращаться домой. Он попрощался с Капелькой и отправился в обратный путь. Зайчик был рад знакомству с Капелькой, потому что узнал много нового и интересного.
Беседа по содержанию сказки:
- Как называлась сказка?
-Кого встретил зайчик?
-Где спряталась Капелька воды?
-Потом куда исчезла?
- Из тучки куда отправилась?
-Ребята, вам понравилась сказка? (предложить детям выбрать личико по настроению)
Воспитатель предлагает рассмотреть детям схему «Круговорот воды в природе»: Вода постоянно путешествует: с дождем выпадает на землю, бегает в ручейках, поит растения, а затем под лучами солнца снова возвращается домой - к тучкам, из которых когда-то на землю упала в виде дождя, снега. Вода не исчезнет никогда. Она постоянно пополняет свои запасы, благодаря круговороту воды в природе.
- Давайте, ребята, попробуем сейчас нарисовать этот круг, по который проходит вода.
Работа с детьми по схемам «Круговорот воды в природе» (рисуем пальчиком)
Воспитатель:
Все отлично потрудились,
Поиграть пришла пора
И у капелек-подружек
Есть для вас одна игра.
П\игра «Тучка и капельки»
Материал: музыка воды, корона тучки, солнца и короны капелек.
Цель: закрепление полученных элементарных знаний о круговороте воды в природе, снять напряженность.
Ход игры: выбор солнца с помощью считалки, воспитатель надевает корону тучки, детям короны капелек.
Считалка:
Катилось яблочко по огороду
И упало прямо в воду
Бульк..!
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла река и попала в большое пребольшое море (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в море. А тут как раз солнышко пригрело (появляется солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевши, капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки) Испарились они под лучами солнышка (дети возвращаются, солнышко уходит) Воспитатель: И вот закончилась игра.… Но мы надеемся, что с ней Вы стали чуточку умней. Заключительная часть: Стихотворение читает Игорь. Вот так в природе путешествует вода. Она не исчезает никогда: То в снег превратиться, то в лед. Растает - и снова в поход. По горным вершинам, Широким долинам. Вдруг в небо взовьётся, дождем обернется. Вокруг оглянитесь. В природу вглядитесь. Вас окружает везде и всегда. Путешественница - наша вода. Итог: Ребята подведём итог. Ребята, мы можем назвать воду - путешественницей? Почему? (Вода постоянно путешествует: с дождем или снегом выпадает на землю, бегает в ручейках, поит растения, а затем под лучами солнца снова возвращается домой - к тучкам, из которых когда-то на землю упали в виде дождя, снега.).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №81
Проект
комплексного коррекционно-развивающего мероприятия по образовательным областям « Познание» и «Коммуникация»
«Вода - путешественница».
Подготовила: воспитатель Сенникова Л.B.-2 квалификационная категория г.Ангарск 2011-2012г.
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию будет представлено комплексное коррекционно- развивающее мероприятие по образовательным областям « Познание» и «Коммуникация» «Путешественница-вода», с детьми четвёртого года обучения с ОВЗ.
Мероприятие подготовлено и проводится воспитателем Сенниковой Ларисой Владимировной, 2 квалификационная категория. В мероприятии принимают участие 5- 6 детей четвёртого года обучения.
Характеристика детей:
На мероприятии будут присутствовать 3-4 мальчика, 2 девочки.
Характеристика обучаемости:
Дети занимаются по «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ детский сад компенсирующего вида 81» четвёртый год обучения. С программой справляются. Все дети со средней степенью обучаемости.
Подготовительная работа:
Проведение опытов с водой, изготовление карточек с условными знаками, составление схем, чтение худ. лит-ры, разучивание потешек, разгадывание загадок, прослушивание музыки воды (дождь, ливень, водопад, журчание ручья), рассматривание иллюстраций с изображением рек, водоёмов и т.д., рисование реки и создание водной системы, рассматривание рек на карте, рисование «Путешествие капелек по временам года», п\и «Ручеёк», игра на дыхание «Ловцы жемчуга».
Продолжительность мероприятия:
Задачи:
1.Закрепить знания о трех состояниях воды в быту и окружающей среде через проведение опытов; сформировать элементарные представления о круговороте воды в природе через показ сказки «Зайчик и капелька».
2. Развивать зрительное восприятие и аналитико-синтетическую деятельность через работу со схемой «Круговорот воды в природе», умение образовывать качественные прилагательные от существительного суффиксальным способом.
3.Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, любознательность через проведение опытов, игр.
Оборудование: 6 стаканов, комочки снега, салфетки для рук, термос с горячей водой,5 листков бумаги, восковые мелки, стекло, картинки к сказке, музыка воды, атрибуты для игры, схемы, синяя гуашь, влажные салфетки.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, чтение.
Предполагаемый результат:
Положительный эмоциональный настрой детей. Закрепление знаний о состоянии воды.
Ход занятия:
- часть - организационная - продолжительность 3-5 минут.
- Игра « Передай улыбку»
- Худ. слово (загадка)
- Сюрпризный момент (инсценировка) - создание эмоционального настроя.
- Проблемная ситуация.
- часть - основная - продолжительность - 25 минут.
- Опытно - исследовательская деятельность с водой.
- Элементы ЗСТ (самомассаж)
- Составление схем по результатам опытов под руководством воспитателя.
- Речевая игра «Где мы можем встретить воду?
Цель: развивать умение образовывать качественные прилагательные от существительных суффиксальным способом.
- Худ.слово ( стих-е читает Егор)
- Рассказывание сказки воспитателем (сопровождается наглядностью на фланелеграфе) «Зайчик и капелька».
- Беседа: обсуждение с детьми, куда исчезла Капелька?
- Работа со схемой «Круговорот воды в природе»
- Изображение круга
- П\игра «Тучка и капельки» - закрепление полученных элементарных знаний о круговороте воды в природе, снять напряженность.
- часть - заключительная - продолжительность 1-2 минуты.
- Художественное слово (стих-е читает Артём)
- Итог мероприятия - обобщение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области Познание: "Раздувайся вширь мыльный пузырь"
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы детского сада....
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область «Познание» Тема «Осень» для детей 4-5 лет ( средняя группа)
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область «Познание» Тема «Осень» для детей 4-5 лет ( средняя группа)...
Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...
Конспект НОД Старшая группа. Образовательная область "Познание" Тема: "Дорожная азбука со смешариками"
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтения художественной литературы».Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. Образовательная область «Познание» (ФЭМП) Тема: «КВН знатоков группы Солнышко».
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 29» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИС ДЕТЬМИ...
КОНСПЕКТ НЕПОСТРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. Образовательная область «Познание» (ФЦКМ) Тема: «Хлеб».
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 29» КОНСПЕКТ НЕПОСТРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИС ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУП...
Проект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе
Проектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Познание» в старшей группевоспитательГБОУ Школа №2115 дошкольное отделение СП-8Стычева Алсу ТагировнаТема НОД: Профессии –...