Что такое жизнь?
план-конспект урока (естествознание, 5 класс) по теме
Тип урока - комбинированыый, урок содержит все этапы данного типа.
Содержание конспекта включает описание основных признаков жизни, параллельно сравнивается с признаками неживой природы.
Учащиеся знакомятся новыми для них терминами - геронтология и ИМТ. Вспоминают о правилах приема пищи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.zanyatie_5-6kl.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр»
Занятие в объединении
«Занимательная экология»
по теме
«Что такое жизнь?»,
проведённое в рамках фестиваля открытых занятии
«Молодость и мастерство»
Нигамаева Фаниля Тимергазеевна,
педагог дополнительного образования
Нижнекамск, 2011
Тема занятия: Что такое жизнь?
Цель: ознакомить учащихся с основными признаками жизни.
Задачи:
образовательные:
сформировать у учащихся новые понятия – макро- и микроэлементы, обмен веществ (метаболизм), геронтология, индекс массы тела;
ознакомить с нормами здорового образа жизни, правильного питания,
воспитательные:
сформировать научно-материалистическое мировоззрение;
гигиеническое, физическое воспитание,
развивающие:
развивать самостоятельность, мышление, память, внимание.
Оборудования: сантиметровая лента, весы, калькулятор, техническое средство обучения (ноутбук), презентация прилагается.
Литература:
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 2000.
- Колесов Д.В. Биология. Человек.8кл.: учеб. Для образоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
- Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1997.
- Рянжин С.В. Новый экологический букварь.- СПб.: Изд-во «Анатолия», 2008.
Ход занятия:
Приветствие педагога.
Педагог: Ребята, вспомним, что вся наша Земля полностью заселена живыми организмами. Они встречаются везде: в почве, в воде, на суше, в воздухе. И все эти организмы, вы знаете, делят на отдельные царства. Какие царства живой природы вы помните из прошлого занятия?
Дети: Царство бактерий, грибы, растений и животных.
Педагог: Верно, молодцы! Какие виды бактерии вам известны исходя по типу питания?
Дети: Сапрофиты - питаются мёртвым органическим веществом. И паразиты – питаются живым органическим веществом.
Педагог: Правильно! А как называется наука, изучающая бактерии?
Дети: Бактериология, микробиология.
Педагог: Молодец! А что можете сказать про Царство Грибы?
Дети: Грибы тоже бывают сапрофиты и паразиты.
Педагог: Верно! Наука о грибах называется…?
Дети: Микология.
Педагог: Представители царства Растений питаются по-особому, каким образом они получают питательные вещества?
Дети: Они получают питательные вещества в результате фотосинтеза и относятся к автотрофам.
Педагог: Совершенно верно! Кто скажет название науки о растениях?
Дети: Ботаника.
Педагог: Остались у нас животные, а они по типу питания делятся тоже на группы, на какие?
Дети: травоядные, плотоядные или хищные, всеядные и сапрофаги.
Педагог: Правильно! Какая наука изучает животных?
Дети: Зоология.
Педагог: Верно! А что вы знаете о вирусах?
Дети: Вирусы – это организмы, которые занимают пограничное положение между живой природой и неживой. Они не имеют клеточного строения. Вирусов относят к отдельному царству.
Педагог: Правильно!
Мы перечислили все царства живой природы, куда относятся множество организмов. А почему их относят к живым? Что у них общего?
Дети:……..
Педагог: Давайте мы вместе перечислим признаки жизни и узнаем что такое жизнь!
Запишите в тетрадях тему: «Что такое жизнь?»
Все живые организмы имеют некоторые общие признаки.
В состав живого входят химические элементы, одни в большом количестве – это макроэлементы (кислород, водород, углерод, азот и др.). А другие в меньшем количестве – это микроэлементы (железо, цинк, медь и др.)
Запишите в тетрадях; признаки жизни и первый признак - единство химического состава.
Важно знать, что в состав всех живых организмов обязательно входит вода. Без воды жизнь не возможна! Человек состоит на 45-70% из воды.
В состав многих живых организмов входит, так же, углерод, а дрова алмаз, графит тоже состоят из углерода. Но они же неживые! Значит, те химические элементы, входящие в состав живых организмов встречаются в составе и неживых. Поэтому у живого есть и другие признаки, сейчас мы их рассмотрим.
Запишите следующий признак; движение. Всё живое движется, о животных и о человеке и говорить не стоить. Приведите пример движения растений!
Дети: ….
Педагог: Верно! Но кроме живой природы, не живая тоже движется. Какой пример можете привести?
Дети: …..
Педагог: Следовательно, какой мы делаем вывод?
Дети: …
Педагог: Правильно, что движение мы не можем рассматривать, как признак только живой природы.
Вы знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Для того, чтобы эти клетки жили и функционировали нужна энергия. А откуда клетки берут эту энергию?
Дети: ….
Педагог: Правильно, мы питаемся! Пища в желудочно-пищеварительном тракте расщепляется на питательные вещества, эти всасываются в кровь и кровь доставляет их до каждой клеточки нашего организма. Питательные, минеральные вещества, витамины и кислород проникают в клетку через специальные отверстия – поры, а не нужные вещества – продукты распада и углекислый газ выходят в межклеточное пространство. То есть, что происходит? Клетка обменивается веществом.
Запишем следующий признак жизни: обмен веществ или метаболизм.
К процессам обмена веществ относится, так же, дыхание. Какими веществами мы обмениваемся?
Дети: ….
Педагог: Верно, кислородом и углекислым газом. Так же мы обмениваемся теплом с окружающей средой.
Но не живое тоже обменивается веществом, например, коррозия металлов. Железо окисляется кислородом воздуха в присутствии влаги.
Какие еще примеры можете привести?
Дети: …
Педагог: Совершенно верно! Отсюда снова вытекает вывод, что…?
Дети: ….
Педагог: Правильно, что обмен веществ не единственный признак жизни!
Живые организмы растут, а рост сопровождается развитием. Все мы когда-то были маленькие, но выросли. Весной мы сеем маленькие семена и уже через несколько дней мы можем увидеть рост и развитие этого растения. Значит, это растение живет! Следовательно, рост и развитие – это признак жизни. Запишите в тетрадях!
А не живое может расти?
Дети: …
Педагог: Правильно, не живое тоже растет. Поэтому этот признак мы тоже не можем рассматривать как признак только живого.
В жизни есть периоды, которые можно сравнивать с временам года. Весна – это детство, юношество, лето – молодость, осень – зрелый возраст, а зима – это старость. В конце приходит смерть. Всё живое рано или поздно умирает. Запишите следующий признак: смерть. Смерть – это прекращение всех жизненных функции организма.
Продолжительность жизни у разных организмов разная. Например, бактерии живут 10-60 минут, мухи – часы, дни. Среди растении есть однолетние, двулетние и многолетние. Слоны 50-100лет.
А не живая природа может прекращать свое существование?
Дети:….
Педагог: Приведите примеры!
Дети: …
Педагог: Правильно! Так что, и смерть не единственный признак жизни.
Мы говорим, что все рано или поздно умирает, а почему жизнь на Земле не прекращается?
Дети: …
Педагог: Правильно, так как есть такой процесс, как размножение. Запишите в тетрадях! Размножение – это способность живых организмов воспроизводить себе подобных. Новое поколение носит черты сходства с родителями. Этим живое принципиально отличается от неживого. Размножение – существенный признак жизни!
Мы с вами перечислили основные признаки жизни, но не все.
Ещё раз повторюсь, что мы рождаемся, растем, живём и стареем…. А можно ли продлить молодость, красоту и жизнь?
Дети: …
Педагог: Верно, продлить можно, нужно вести правильный образ жизни, отказаться от вредных привычек, правильно питаться. Мы хотим жить долго, не хотим стареть, учёные изучают процессы старения организмов и существует наука геронтология. Запишем в тетрадях определение.
Геронтология – это раздел медико–биологической науки, изучающий процессы старения живых организмов.
Кроме всего, на долголетие влияет масса тела. Существует величина, которая позволяет косвенно оценить соответствие массы на рост тела – индекс массы тела (ИМТ), которая вычисляется по формуле: I=m/h²
Теперь измерим массу и рост у одного из вас (измеряют рост, массу и вычисляют ИМТ) Полученный результат смотрим по таблице.
А теперь, посмотрите на следующую картинку! У обоих ИМТ=33,5. Смотрим по таблице – ожирение первой степени. А про первого человека можем говорить, что у него избыточная масса тела?
Дети: …
Педагог: Верно! У первого масса тела за счет мышц, а у второго – жировая масса. Поэтому ИМТ позволяет только косвенно оценить соответствие роста к массе тела. Каким образом первый человек добился увеличения мышечной массы?
Дети: …
Педагог: Правильно, нужно заниматься спортом, но и правильно питаться. То есть от питания тоже многое зависит.
Вы согласны с утверждением – «Мы то, что мы едим!»?
Дети: …
Педагог: Допусти, нужно построить здание, если для стройки будут использовать не качественные кирпичи и строительные материалы, здание получится не устойчивым, может вовсе развалиться. А если будут строить из хороших, качественных кирпичей, то и здание получится качественное, устойчивое. Так же и с нашим организмом. Если мы будем питаться качественной и здоровой пищей, то и наш организм будет здоровым и устойчивым к болезням.
И помните, мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть!
В конце, хочу пожелать всем здоровой и долгой жизни! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")
Игра для повторения темы " Африка" 7класс...