Что такое жизнь?
план-конспект урока (естествознание, 5 класс) по теме

Рафикова Фаниля Тимергазеевна

Тип урока - комбинированыый, урок содержит все этапы данного типа.

Содержание конспекта включает описание основных признаков жизни, параллельно сравнивается с признаками неживой природы.

Учащиеся знакомятся новыми для них терминами - геронтология и ИМТ. Вспоминают о правилах приема пищи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.zanyatie_5-6kl.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр»

Занятие в объединении

«Занимательная экология»

по теме

«Что такое жизнь?»,

 проведённое в рамках фестиваля открытых занятии

«Молодость и мастерство»

Нигамаева Фаниля Тимергазеевна,

педагог дополнительного образования

Нижнекамск, 2011


Тема занятия: Что такое жизнь?

Цель: ознакомить учащихся с основными признаками жизни.

Задачи:

образовательные:

сформировать у учащихся новые  понятия – макро- и микроэлементы, обмен веществ (метаболизм), геронтология, индекс массы тела;

ознакомить с нормами здорового образа жизни, правильного питания,

воспитательные:

сформировать научно-материалистическое мировоззрение;

гигиеническое, физическое воспитание,

     развивающие:

развивать самостоятельность, мышление, память, внимание.

Оборудования: сантиметровая лента, весы, калькулятор, техническое средство обучения (ноутбук), презентация прилагается.

Литература:

  1. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Колесов Д.В. Биология. Человек.8кл.: учеб. Для образоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
  3. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1997.
  4. Рянжин С.В. Новый экологический букварь.- СПб.: Изд-во «Анатолия», 2008.

Ход занятия:

Приветствие педагога.

Педагог: Ребята, вспомним, что вся наша Земля полностью заселена живыми организмами. Они встречаются везде: в почве, в воде, на суше, в воздухе. И все эти организмы, вы знаете, делят на отдельные царства. Какие царства живой природы вы помните из прошлого занятия?

Дети: Царство бактерий, грибы, растений и животных.

Педагог: Верно, молодцы! Какие виды бактерии вам известны исходя по типу питания?

Дети: Сапрофиты - питаются мёртвым органическим веществом. И паразиты – питаются живым органическим веществом.

Педагог: Правильно! А как называется наука, изучающая бактерии?

Дети: Бактериология, микробиология.

Педагог: Молодец! А что можете сказать про Царство Грибы?

Дети: Грибы тоже бывают сапрофиты и паразиты.

Педагог: Верно! Наука о грибах называется…?

Дети: Микология.

Педагог: Представители царства Растений питаются по-особому, каким образом они получают питательные вещества?

Дети: Они получают питательные вещества в результате фотосинтеза и относятся к автотрофам.

Педагог: Совершенно верно! Кто скажет название науки о растениях?

Дети: Ботаника.

Педагог: Остались у нас животные, а они по типу питания делятся тоже на группы, на какие?

Дети: травоядные, плотоядные или хищные, всеядные и сапрофаги.

Педагог: Правильно! Какая наука изучает животных?

Дети: Зоология.

Педагог: Верно! А что вы знаете о вирусах?

Дети: Вирусы – это организмы, которые занимают пограничное положение между живой природой и неживой. Они не имеют клеточного строения. Вирусов относят к отдельному царству.

Педагог: Правильно!

        Мы перечислили все царства живой природы, куда относятся множество организмов. А почему их относят к живым? Что у них общего?

Дети:……..

Педагог: Давайте мы вместе перечислим признаки жизни и узнаем что такое жизнь!

Запишите в тетрадях тему: «Что такое жизнь?»

        Все живые организмы имеют некоторые  общие признаки.

В состав живого входят химические элементы, одни в большом количестве – это макроэлементы (кислород, водород, углерод, азот и др.). А другие в меньшем количестве – это микроэлементы (железо, цинк, медь и др.)

Запишите в тетрадях; признаки жизни и первый признак - единство химического состава.

Важно знать, что в состав всех живых организмов обязательно входит вода. Без воды жизнь не возможна! Человек состоит на 45-70% из воды.

        

        В состав многих живых организмов входит, так же, углерод, а дрова алмаз, графит тоже состоят из углерода. Но они же неживые! Значит, те химические элементы, входящие в состав живых организмов встречаются в составе и неживых. Поэтому у живого есть и другие признаки, сейчас мы их рассмотрим.

        Запишите следующий признак; движение. Всё живое движется, о животных и о человеке и говорить не стоить. Приведите пример движения растений!

Дети: ….

Педагог: Верно! Но кроме живой природы, не живая тоже движется. Какой пример можете привести?

Дети: …..

Педагог: Следовательно, какой мы делаем вывод?

Дети: …

Педагог: Правильно, что движение мы не можем рассматривать, как признак только живой природы.

        Вы знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Для того, чтобы эти клетки жили и функционировали нужна энергия. А откуда клетки берут эту энергию?

Дети: ….

Педагог: Правильно, мы питаемся! Пища в желудочно-пищеварительном тракте расщепляется на питательные вещества, эти всасываются в кровь и кровь доставляет их до каждой клеточки нашего организма. Питательные, минеральные  вещества, витамины и кислород проникают в клетку через специальные отверстия – поры, а не нужные вещества – продукты распада и углекислый газ выходят в межклеточное пространство. То есть, что происходит? Клетка обменивается веществом.

Запишем следующий признак жизни: обмен веществ или метаболизм.

        К процессам обмена веществ относится, так же, дыхание. Какими веществами мы обмениваемся?

Дети: ….

Педагог: Верно, кислородом и углекислым газом. Так же мы обмениваемся теплом с окружающей средой.

        Но не живое тоже обменивается веществом, например, коррозия металлов. Железо окисляется кислородом воздуха в присутствии влаги.

        Какие еще примеры можете привести?

Дети: …

Педагог: Совершенно верно! Отсюда снова вытекает вывод, что…?

Дети: ….

Педагог: Правильно, что обмен веществ не единственный признак жизни!

        Живые организмы растут, а рост сопровождается развитием. Все мы когда-то были маленькие, но выросли. Весной мы сеем маленькие семена и уже через несколько дней мы можем увидеть рост и развитие этого растения. Значит, это растение живет! Следовательно, рост и развитие – это признак жизни. Запишите в тетрадях!

         А не живое может расти?

Дети: …

Педагог: Правильно, не живое тоже растет. Поэтому этот признак мы тоже не можем рассматривать как признак только живого.

        В жизни есть периоды, которые можно сравнивать с временам года. Весна – это детство, юношество, лето – молодость, осень – зрелый возраст, а зима – это старость. В конце приходит смерть. Всё живое рано или поздно умирает. Запишите следующий признак: смерть. Смерть – это прекращение всех жизненных функции организма.

Продолжительность жизни у разных организмов разная. Например, бактерии живут 10-60 минут, мухи – часы, дни. Среди растении есть однолетние, двулетние и многолетние. Слоны 50-100лет.

        А не живая природа может прекращать свое существование?

Дети:….

Педагог: Приведите примеры!

Дети: …

Педагог: Правильно! Так что, и смерть не единственный признак жизни.

        Мы говорим, что все рано или поздно умирает, а почему жизнь на Земле не прекращается?

Дети: …

Педагог: Правильно, так как есть такой процесс, как размножение. Запишите в тетрадях! Размножение – это способность живых организмов воспроизводить себе подобных. Новое поколение носит черты сходства с родителями. Этим живое принципиально отличается от неживого. Размножение – существенный признак жизни!

        Мы с вами перечислили основные признаки жизни, но не все.

        Ещё раз повторюсь, что мы рождаемся, растем, живём и стареем…. А можно ли продлить молодость, красоту и жизнь?

Дети: …

Педагог: Верно, продлить можно, нужно вести правильный образ жизни, отказаться от вредных привычек, правильно питаться. Мы хотим жить долго, не хотим стареть, учёные изучают процессы старения организмов и существует наука геронтология. Запишем в тетрадях определение.

Геронтология – это раздел медико–биологической науки, изучающий процессы старения живых организмов.

        Кроме всего, на долголетие влияет масса тела. Существует величина, которая позволяет косвенно оценить соответствие массы на рост тела – индекс массы тела (ИМТ), которая вычисляется по формуле: I=m/h²

        Теперь измерим массу и рост у одного из вас (измеряют рост, массу и вычисляют ИМТ) Полученный результат смотрим по таблице.

        А теперь, посмотрите на следующую картинку! У обоих ИМТ=33,5. Смотрим по таблице – ожирение первой степени. А про первого человека можем говорить, что у него избыточная масса тела?

Дети: …

Педагог: Верно! У первого масса тела за счет мышц, а у второго – жировая масса. Поэтому ИМТ позволяет только косвенно оценить соответствие роста к массе тела. Каким образом первый человек  добился увеличения мышечной массы?

Дети:

Педагог: Правильно, нужно заниматься спортом, но и правильно питаться. То есть от питания тоже многое зависит.

        Вы согласны с утверждением – «Мы то, что мы едим!»?

Дети: …

Педагог: Допусти, нужно построить здание, если для стройки будут использовать не качественные кирпичи и строительные материалы, здание получится не устойчивым, может вовсе развалиться. А если будут строить из хороших, качественных кирпичей, то и здание получится качественное, устойчивое. Так же и с нашим организмом. Если мы будем питаться качественной и здоровой пищей, то и наш организм будет здоровым и устойчивым к болезням.

        И помните, мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть!

        В конце, хочу пожелать всем здоровой и долгой жизни! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...