Открытый урок по естествознанию на тему «Погода и климат»
методическая разработка по естествознанию (5 класс) по теме
Открытый урок
по естествознанию в 5 классе на тему
«Погода и климат»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_shonova.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
ММ «Д.М.Карбышев атындағы № 40 орта мектеп»
ГУ «Средняя школа № 40 им. Д.М.Карбышева»
Открытый урок
по естествознанию на тему
«Погода и климат»
Учитель: Кожахметова Ж.Б.
Класс: 5
Петропавл қаласы, 2006 ж.
г.Петропавловск, 2006 г.
Тема: Погода и климат
Цели: Совершенствовать знания по теме «Атмосфера», познакомить с понятиями «погода и климат». Стимулировать творческую мыслительную деятельность учащихся на уроках через использование краеведческого материала.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: Учебник естествознания Б.Ш.Абдиманапов, ТСО по естествознанию
Наглядный материал. Карта климатических зон
Раздаточный материал: Рабочие листы
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать; у нас с вами в гостях учителя города, посмотрели, оглянулись и постараемся больше не отвлекаться. Давайте покажем, как мы хорошо можем работать.
- Садитесь
- Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке мы говорили о воздухе, о его значении для всего живого.
- Сейчас стихотворение прочитает ученик, а вы выделите в тексте загрязнителей воздуха.
« Смотри – вот опять в небесах
Плывет черный дым над тайгой,
День и ночь под рев машин
Землю так свою крушим,
Словно мы на планете чужой…
Скалу поднял взрыв на дыбы,
Ушла вдруг вода из ручья…
Мать – Земля, за часом час
На руках качая нас
Разве знать ты могла,
Где беда твоя?
- назови услышанное
- Дома вы писали сочинение на тему «Чтобы я сделал для защиты воздуха в нашей местности». Прослушаем некоторые (2-3 сочинения зачитываются)
III- А теперь мы с Вами разгадаем кроссворд, а разгадав его получим ключевое слово
т | р | о | п | о | с | ф | е | р | а | ||
а | в | т | о | м | о | б | и | л | ь | ||
с | м | о | г | ||||||||
к | и | с | л | о | р | о | т | ||||
в | о | з | д | у | х | ||||||
б | а | р | о | м | е | т | р |
нашего урока
- Слой атмосферы, в котором образуются облака, выпадают осадки и дует
ветер
- Какой из видов транспорта является основным загрязнителем воздуха
- Густой туман, смешанный с дымом, копотью, газами
- Один из газов, входящий в состав атмосферы
- Газообразное вещество, с помощью которого измеряют атмосферное давление
- Как называется прибор, с помощью которого измеряют атмосферное давление
IV. Изучение нового материала
- Давайте прочитаем полученное слово
- Новая тема сегодняшнего урока «Погода и климат»
- Звучит грамзапись и прокручиваются слайды
- посмотрите внимательно слайды, сравните их.
- Чем отличаются просмотренные картины (заострить внимание на временах года)
- Так как мы с вами живём в Казахстане, давайте вспомним, как звучат времена года на государственном языке:
Зима – қыс
зима |
весна |
лето |
осень |
Лето – жас
Осень – құз
Весна – көктем
Ветреная |
Ветреное |
Вьюжная |
Дождливая |
Дождливое |
Жаркое |
Засушливое |
Затяжное |
Знойное |
Золотая |
Короткое |
Морозная |
Пасмурная |
Продолжительная |
Прохладная |
Ранняя |
Снежная |
Суровая |
Сухое |
Теплая |
Теплое |
Холодная |
Холодное |
3. Проведём игру «Найди соответствие» в ваших рабочих листах (работа в парах)
1 ряд – отмечает признаки зимы
2 ряд – признаки лета
3 ряд – весны и осени
- зачитаем....
- Наблюдение за погодой
- А сейчас мы поговорим о погоде за окном нашего класса (работа на доске в таблице)
- Какое сегодня число?
число | облачн. | направ. ветра | осадки | атмосферн. давление | температура воздуха |
- Какая сегодня погода (делают выводы)
- А что такое погода?
- – Давайте запишем определение погоды (запись в рабочий лист)
погода
Меняется ежедневно
Состояние нижних слоев атмосферы в данный момент в определенной местности
6. А сейчас выполним следующую работу (устно). Вспомним признаки погоды
1 – вариант записывает признаки хорошей погоды
2 – вариант пасмурной погоды
- жаркая - дождь
- безветренная - пурга
- солнечная - метель
Физминутка: Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше
7. – думаю, что вы ежедневно интересуетесь погодой перед выходом из дома
Прослушаем прогноз погоды в нашей области на декабрь.
8. Телерепортаж
- совпал ли прогноз
- Практическая работа по сравнению погоды (зима – лето)
У вас на столах лежат таблицы, по которым надо определить ср. to января, июля. Данные занести в таблицу
Месяц года | ||
ср. to | январь | июль |
- 19o | + 19o |
Давайте сравним to января, июля (большая).
Посмотрите разница здесь большая. Это характерно для резко континентального климата
10. В большинстве случаев погоду путают с климатом. В чем заключается их различие? Запишите определение
Устойчиво длительное время
Многолетний режим погоды, характерный для данной местности
климат
Чем же климат отличается климат от погоды?
Нашу планету опоясывают широкие области с приблизительно одинаковым климатом. Их называют климатическими зонами.
11.Давайте обратимся к карте, а вы откроете учебники на странице 74
Климатические зоны
2 полярные | 2 умеренные | тропическая |
- Ребята, а на каком материке мы живём (Евразия)
- Казахстан находится в умеренной климатической зоне (отметим)
- Грозные и величественные явления природы с древних времен непрестанно
занимали и занимают человечество. Самые далекие предки старались понять, отчего идёт дождь, заливающий из пещерные жилища, гремит гром и сверкает молния, зажигающая сухой лес или бушует ветер, с корнем вырывающий огромные деревья. Не умея объяснить эти явления и пугаясь их силы, человек видел в них проявление воли каких-то мощных духов, наказывающих его за проступки или недостаточное внимание к себе. Первобытный скотовод или земледелец полностью зависел от погоды. Она определяла его благосостояние. Ученые веками терпеливо разбирались в вопросах столь важных для жизни и благополучия человека, и теперь большинство из низ разрешено. Человек перестал быть беспомощным перед силами природы и в огромной степени свою зависимость от погоды.
В настоящее время этими явлениями занимается климатология и метерология – это 2 большие науки.
Посмотрите на доску. Запишите и запомните эти слова
- Сейчас нам об этом более подробно расскажет…. (сообщение о метерологии).
А сейчас откройте учебники на стр. 73 абзац № 1 найдите что такое (называют в соответствии с карточкой)
гидрометеоры –
светлящиеся метеоры –
огненные метеоры –
Предсказать погоду можно и по местным признакам
Для примера перечислим некоторые из них.
Какие приметы по определению погоды вы помните?
VI. Закрепление
Что такое погода?
- климат?
- какой климат в СКО?
- что характерно?
Оценки
VII. Домашнее задание.
§ 28 стр. 71-74, ответить на вопросы? Нарисовать картины природы нашего края или написать мини сочинения
В заключении урока стихотворение «Родина Моя»
Задания на урок по теме : «Погода и климат»
1. Разгадать кроссворд, а разгадав его получить ключевое слово урока
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 |
- слой атмосферы, в котором образуются облака, выпадают осадки и дует
Ветреная |
Ветреное |
Вьюжная |
Дождливая |
Дождливое |
Жаркое |
Засушливое |
Затяжное |
Знойное |
Золотая |
Короткое |
Морозная |
Пасмурная |
Продолжительная |
Прохладная |
Ранняя |
Снежная |
Суровая |
Сухое |
Теплая |
Теплое |
Холодная |
Холодное |
ветер
- какой из видов транспорта является основным загрязнителем воздуха
- густой туман, смешанный с дымом, копотью, газами
- один из газов, входящий в состав атмосферы
- газообразное вещество, с помощью которого измеряют атмосферное давление
- как называется прибор, с помощью которого измеряют атмосферное давление
Работа в парах (времена года)
2.
зима |
весна |
лето |
осень |
- Записать определение погоды
погода
- Выделить и сравнить температура в январе и июле
Среднемесячная температура, в градусах С в СКО в 2005 г. | ||||||||||||
Петропавловск | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
- 18 | - 17 | - 10 | 2 | 11 | 17 | 19 | 16 | 10 | 1 | - 7 | - 15 |
- Записать определение климата
погода
- записать климатические зоны
Климатические зоны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Погода и климат", 6 класс
Конспект урока "Погода и климат", 6 класс...
Проверочная работа по темам "Погода" и "Климат" 6 класс
Тесты для обобщающей проверки знаний по темам "Погода и "Климат"....
Методическая разработка урока английского языка по теме " Погода и климат Великобритании и Сахалина"
Тема: Погода и климат Великобритании и Сахалина Цели занятия: Методическая – показать возможности активизации познавательной деятельности студентов обучающая ...
Технологическая карта урока английского языка по теме "Погода и климат Великобритании и Сахалина"
Цели занятия: Методическая – показать возможности активизации познавательной деятельности студентов обучающая - формировать речевые навыки , обеспечивающие по...
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме: "Погода и климат"
Урок комбинированного типа для учащихся 6 класса. Учебный материал ориентирован на использование учебника географии авторов Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой....
Рабочий лист для 6 класса по теме: " Погода и климат"
Этот материал разработан к учебной линии "Полярная звезда" под редакцией АлексееваА.И. Он поможет организовать самостоятельную работу класса при изучении темы: "Погода и к лимат"...
Конспект к уроку по теме: "Погода и климат"
в данной разработке даётся понятие погоды и климата, работа с синоптической картой....