методика экологического воспитания
материал по естествознанию на тему

календарно-тематичекий план по дисциплине методика экологического воспитания, виды практических работ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Методика экологического образования»

ТЕМА

№ ПЗ

ТЕМА ПЗ

Совокупность факторов среды как условие существования организмов.

ПЗ №1

Заслушивание экологических характеристик  физико-географических зон России, составленных студентами на основе анализа естественнонаучной литературы.

Особенности приспособления животных к условиям среды.

ПЗ №2

Заслушивание сообщений студентов о типичных представителях каждого класса животных (обитатели  местного  края,  уголка природы;  домашние животные)

Биоценоз – сообщество живых организмов.

ПЗ №3

Оборудование образцов искусственно созданных мини-экосистем (аквариум, террариум и инсектарий).

Анализ современных образовательных программ для дошкольных учреждений.

ПЗ №4

Написание конспектов согласно требованиям программ.

Уголок природы как важное условие  экологического образования детей

ПЗ №5

Основные экологические группы комнатных растений: по отношению к свету (светолюбивые и теневыносливые, растения короткого и длинного светового дня), водному режиму (гидрофиты, мезофиты, ксерофиты), температуре (теплолюбивые и холодостойкие).

Участок дошкольного учреждения как база

эколого-педагогической работы с детьми

ПЗ №6

Разработка и анализ конспектов по организации наблюдений (труда, игр) детей в процессе занятий и прогулок на участке дошкольного учреждения.

Наблюдение – ведущий метод ознакомления с природой и экологического образования детей.

ПЗ №7

Составление и анализ развернутых конспектов наблюдений за живыми объектами в разных возрастных группах.

Опыт как наблюдение, проводимое в специально созданных условиях

ПЗ №8

Определение содержания и разработка плана постановки опыта с предметами неживой природы или растениями. Анализ работ студентов по подготовке и проведению опыта.

Труд - один из основных методов экологического образования дошкольников.

ПЗ №9

Связь труда в природе с наблюдениями и другими видами деятельности дошкольников.

Игра как метод экологического образования дошкольников.

ПЗ №10

Представление дидактических игр (с природным материалом, настольно-печатных), разработанных   и   оформленных   студентами,   методических рекомендаций по их использованию.

Использование моделей и моделирования в эколого-педагогической работе с детьми

ПЗ №11

Разработка и изготовление студентами предметно-схематических или графических моделей; представление методики их использования в работе с детьми.

Место словесных и наглядных методов в системе работы по экологическому образованию дошкольников.

ПЗ №12

Составление   плана-конспекта   обобщающей   беседы о природе; представление экологических сказок (рассказов взрослого о природоохранной деятельности людей) для старших дошкольников, разъяснение методики их применения. 

Экскурсии и прогулки как форма воспитания начал экологической культуры детей

ПЗ №13

Определение содержания, методов и приемов работы с детьми на учебной экологической тропе (на основе анализа материалов студенческой экскурсии по экологической тропе и последующего выделения природных объектов,   с которыми можно познакомить дошкольников).

Фенологические сроки наступления сезонов.

ПЗ №14

Прослеживать динамику сезонных изменений в живой и неживой природе.

Организация наблюдений за трудом людей.

ПЗ №15

Наблюдение за уходом растений и животных взрослыми людьми. Наблюдение за выращиванием садовых растений и огородных культур в ДОУ и за его территорией.

Технология экологического воспитания: общий подход.

ПЗ №16

Особенности    любой    технологии:   планирование, подробное методическое описание большинства мероприятий.

Технология экологического воспитания младшего дошкольного возраста.

ПЗ №17

Рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах, проведение экологических занятий и досугов.

Знакомство с природными особенностями человека.

ПЗ №18

Человек – часть природы. Строение внешнего   вида человека. Система внутренних органов.

Природа родного края.

ПЗ №19

Особенности методики работы в разновозрастной группе по данной теме.

Итого по курсу

24 часа



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОУ СПО «СИБАЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

«Утверждаю»

1._____________________ « ____ » ______________ 201__ г.

2._____________________ « ____ » ______________ 201__ г.

3._____________________ « ____ » ______________ 201__ г.

Зам. директора по учебной работе

4._____________________ « ____ » ______________ 201__ г.

5._____________________ « ____ » ______________ 201__ г.

6._____________________ « ____ » ______________ 201__ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НА _________СЕМЕСТР 201 __/ 201__ учебного года, КУРС _________ ГРУППА_____________________

дисциплина (по ГОС СПО) ____________________________________________________________________

Преподаватель_______________________________________________________________________________

Всего количество часов по рабочему учебному плану: максимальное _____ самостоятельная нагрузка _______ всего _____

лабораторных занятий _____ практических занятий ______.

Составлен в соответствии с программой, утвержденной ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________

Вид промежуточной аттестации: 1 семестр _____________________________ 2 семестр__________________________________

Рассмотрен и рекомендован для утверждения на заседании предметной комиссии ________________________________ цикла.

1.Протокол № _____ «____» ________________ 201__ г.

2.Протокол № _____ «____» ________________ 201__ г.

3.Протокол № _____ «____» ________________ 201__ г.

4.Протокол № _____ «____» ________________ 201__ г.

5.Протокол № _____ «____» ________________ 201__ г.

Председатель ПЦК __________________________________

Председатель ПЦК __________________________________

Председатель ПЦК __________________________________

Председатель ПЦК __________________________________

Председатель ПЦК __________________________________

 

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Календарные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия

Самостоят. работа

Прим.

1

2

3

4

5

6

7

8

1 семестр

1.

Теоретические основы экологического образования дошкольников.

11

-

-

-

-

1.1.

Введение

2 ч

1 неделя

ЛК

учебная лит-ра

-

1.2.

Совокупность факторов среды как условие существования организмов.

2 ч

2 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№1

1.3.

Особенности приспособления животных к условиям среды.

2 ч

3 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№2

1.4.

Биоценоз – сообщество живых организмов.

2 ч

4 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№3

2.

Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте

2 ч

5 неделя

ЛК

-

3.

Пути формирования у дошкольников элементарных естественно-научных представлений

2 ч

6 неделя

ЛК

С.р.№4

4.

Анализ современных образовательных программ для дошкольных учреждений.

4 ч

7-8 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№5

5.

Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды.

10 ч

-

-

-

-

5.1.

Уголок природы как важное условие экологического образования детей

2 ч

9 неделя

ЛК, ПЗ

-

5.2.

Участок дошкольного учреждения как база эколого-педагогической работы с детьми

4 ч

10-11 неделя

ЛК,ПЗ

С.р.№6

5.3.

Теоретические аспекты экологического образования дошкольников.

4 ч

12-13 неделя

ЛК

С.р.№7

6.

Методы экологического образования детей дошкольного возраста

22 ч

-

-

-

-

6.1.

Наблюдение – ведущий метод ознакомления с природой и экологического образования детей.

4 ч

14-15 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№8

6.2.

Опыт как наблюдение, проводимое в специально созданных условиях

4 ч

16-17 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№9

6.3.

Труд - один из основных методов экологического образования дошкольников.

2 ч

18 неделя

ЛК, ПЗ

-

2 семестр

6.4.

Игра как метод экологического образования дошкольников.

4 ч

1-2 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№10

6.5.

Использование моделей и моделирования в эколого-педагогической работе с детьми

4 ч

3-4 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№11

6.6.

Место словесных и наглядных методов в системе работы по экологическому образованию

4 ч

5-6 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№12

7.

Формы экологического образования детей дошкольного возраста

4 ч

-

-

-

-

7.1.

Природоведческое занятие – основная форма организации обучения дошкольников

2 ч

7 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№13

7.2.

Экскурсии и прогулки как форма воспитания начал экологической культуры детей

2 ч

8 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№14

8.

Сезонные изменения в природе.

8 ч

-

-

-

-

8.1.

Фенологические сроки наступления сезонов.

2 ч

9 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№15

8.2.

Своеобразие методики ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы.

2 ч

10 неделя

ЛК

С.р.№16

8.3.

Формирование у детей представлений о цикличности смены сезонов.

2 ч

11 неделя

ЛК

С.р.№17

8.4.

Методика ознакомления с основными путями приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды.

2 ч

12 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№18

8.5.

Организация наблюдений за трудом людей.

9.

Технология ознакомления дошкольников с природными экосистемами.

6 ч

-

-

-

-

9.1.

Технология экологического воспитания младшего дошкольного возраста.

2 ч

13 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№19

9.2.

Технология экологического воспитания детей средней группы, старшей группы и подготовительной группы.

4 ч

14-15 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№20

10.

Знакомство с природными особенностями человека.

4 ч

16-17 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№21

С.р.№22

11.

Развитие ценностного отношения к природе и к себе как части природы.

2 ч

18 неделя

ЛК

С.р.№23

12.

Природа родного края.

4 ч

19-20 неделя

ЛК, ПЗ

С.р.№24

С.р.№25

Итого:

76 ч

24 ч

26 ч

Промежуточная аттестация: экзамен

Составил(а)

«____» _________________________________________20 __ г. _______________________________________________________

«____» _________________________________________20 __ г. _______________________________________________________

«____» _________________________________________20 __ г. _______________________________________________________

«____» _________________________________________20 __ г. _______________________________________________________

«____» _________________________________________20 __ г. _______________________________________________________

ПРИМЕЧАНИЕ. В графе 2 «Наименование разделов и тем» последовательно планируется весь материал программы, распределенный по темам, а если тема велика – по узловым вопросам, рассчитанным на 2-6 часов.

Заполнение 2 и 3 граф производиться после тщательного анализа программы, при максимальном использовании примерного тематического плана, с учетом опыта, накопленного преподавателем.

В этих же графах следует предусмотреть и повторение учебного материала по темам и разделам, письменную проверку знаний студентов, контрольные работы.

В графе 5 указывается вид занятия (урок-лекция, урок-показ, урок на производстве, экскурсии, практические и лабораторные работы), согласно рабочей программе по дисциплине.

Графа 6 должна содержать обязательный минимум наглядных пособий, которые необходимо продемонстрировать на занятиях по данной теме.

В графе 7 «Задания для студентов» по каждой теме определяется содержание и объём материала для самостоятельной работы, согласно учебной программе по дисциплине.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине «МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

№ п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

(ч)

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

С.р.№ 1

Совокупность факторов среды как условие существования организмов.

1 ч

Рассмотреть адаптацию организмов на примере животных леса.

С.р.№ 2

Особенности приспособления животных к условиям среды.

1 ч

Дополнительное изучение характеристик птиц и их приспособленность к окружающей среде.

С.р.№ 3

Биоценоз – сообщество живых организмов.

1 ч

Подготовить ряд сообщений по искусственным биоценозам.

С.р.№ 4

Пути формирования у дошкольников элементарных естественно-научных представлений

1 ч

Подбор различных игр.

С.р.№ 5

Анализ современных образовательных программ для дошкольных учреждений.

1 ч

Более глубокое изучение существующих комплексных программ (по выбору студента).

С.р.№ 6

Участок дошкольного учреждения как база

эколого-педагогической работы с детьми

2 ч

Изучение по данной теме дополнительной литературы.

С.р.№ 7

Наблюдение – ведущий метод ознакомления с природой и экологического образования детей.

1 ч

Разработка  и оформление календарей наблюдений за природой.

С.р.№ 8

Опыт как наблюдение, проводимое в специально созданных условиях.

1 ч

Разработка  и описание опытов для детей старшего дошкольного возраста.

С.р.№ 9

Игра как метод экологического образования дошкольников.

1 ч

Составление и анализ конспектов занятий для детей разных возрастных групп с использованием ИОС.

С.р.№ 10

Использование моделей и моделирования в эколого-педагогической работе с детьми.

1 ч

Составление и анализ конспектов занятий для детей разных возрастных групп с использованием модели.

С.р.№ 11

Место словесных и наглядных методов в системе работы по экологическому образованию дошкольников.

1 ч

Изучение дифференцированных потребностей комнатных растений – представителей разных экологических групп и семейств; определение способов и осуществление ухода за ними.

Овладение методикой эколого-педагогической работы с детьми разного возраста в живом уголке.

Анализ составленных студентами конспектов занятий по ознакомлению с обитателями уголка природы для разных возрастных групп.

С.р.№ 12

Природоведческое занятие – основная форма организации обучения дошкольников

1 ч

Сравнительный анализ конспектов занятий одного вида в разных возрастных группах, направленный на выявление особенностей работы педагога с детьми.

С.р.№ 13

Экскурсии и прогулки как форма воспитания начал экологической культуры детей.

1 ч

Составление плана экскурсий для дошкольников.

С.р.№ 14

Фенологические сроки наступления сезонов.

1 ч

Устанавливать связи и зависимости между протеканием сезонных изменений.

С.р.№ 15

Формирование у детей представлений о цикличности смены сезонов.

1 ч

Рассмотреть приспособление разных типов живых существ к меняющимся условиям среды.

С.р.№ 16

Своеобразие методики ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы.

1 ч

Подбор литературы для написания конспекта.

С.р.№ 17

Методика ознакомления с основными путями приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды.

1 ч

Подбор литературы для написания конспекта.

С.р.№ 18

Организация наблюдений за трудом людей.

Составление и анализ конспектов трудовых занятий для детей разных возрастных групп.

С.р.№ 19

Технология экологического воспитания: общий подход.

1 ч

Закрепить особенности    любой    технологии:    планирование, подробное методическое описание большинства мероприятий.

С.р.№ 20

Технология экологического воспитания младшего дошкольного возраста.

1 ч

Рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах, проведение экологических занятий и досугов.

С.р.№ 21

Знакомство с природными особенностями человека.

2 ч

Приспособленность человека к жизни на Земле.

С.р.№ 22

Развитие ценностного отношения к природе и к себе как части природы.

2 ч

Воспитатель ребёнка – носители экологической культуры.

С.р.№ 23

Природа родного края.

2 ч

Содержание работы по экологическому воспитанию в разновозрастной группе. Отбор содержания. Два варианта осуществления экологического воспитания детей в разновозрастной группе. Младшие и старшие дошкольники. Дети смешанных возрастов. Особенности организации работы в разновозрастной группе по экологическому воспитанию.

Итого по курсу:

26 ч



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание"

Повышенный уровень среднего профессионального образования, специальность 050709 Преподавание в начальных классах...

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Методики определения уровня экологической воспитанности в основной школе

Данный материал содержит адоптивные методики по выявлению уровня воспитанности обучающихся в основной школе....