Рабочая программа СГ.06 Основы финансовой грамотности АД
рабочая программа по экономике

Курмакаева Роза Иматьевна

Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.02 Акушерское дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 231sg.06_ozosnovy_finansovoy_gramotnosti_adozo_2023.docx52.45 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 6»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

________________ Т.Л. Крячун

«___» ___________ 20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

(индекс и наименование дисциплины)

Специальность 31.02.02 Акушерское дело

На базе среднего общего образования

Форма обучения очно-заочная

Курс 1 семестр 1

Год начала подготовки 2023

Форма промежуточной аттестации дифференцированный зачет

2023 г.


РАССМОТРЕНА

Протокол заседания предметно-

цикловой комиссии № 1

от «31» августа 2023 г.

Председатель предметно-цикловой

комиссии общеобразовательных, общегуманитарных и естественно-научных дисциплин:

__________________/Максименко Е.Ю./

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности (код, наименование специальности) 31.02.02 Акушерское дело и учебного плана.

ОДОБРЕНА

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

Протокол № 1

от «31» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНА

Зав. библиотекой

Кондратьева Л.С./________________/

Начальник отдела методической деятельности и мониторинга образовательного процесса

Тихонова Т.А./________________/

                                     

Составители:

КурмакаеваР.И., преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 13


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СГ.06 Основы финансовой грамотности»

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.02 Акушерское дело.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК: ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01

Распознавать задачу и/или проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

определять этапы решения задачи;

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составлять план действия;

определять необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

реализовывать составленный план;

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

основные источники информации и ресурсов для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

методы работы в профессиональной и смежных сферах;

структура плана для решения задач;

порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.

ОК 02

Определять задачи для поиска информации;

определять необходимые источники информации;

планировать процесс поиска;

структурировать получаемую информацию;

выделять наиболее значимое в перечне информации;

оценивать практическую значимость результатов поиска;

оформлять результаты поиска;

применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;

использовать современное программное обеспечение;

использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач.

Номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

приемы структурирования информации;

формат оформления результатов поиска информации;

современные средства и устройства информатизации;

порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе с использованием цифровых средств.

ОК 03

Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

применять современную научную профессиональную терминологию;

определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;

презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;

оформлять бизнес-план;

рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования;

определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;

презентовать бизнес-идею;

определять источники финансирования.

Содержание актуальной нормативно-правовой документации;

современная научная и профессиональная терминология;

возможные траектории профессионального развития и самообразования;

основы предпринимательской деятельности;

основы финансовой грамотности;

правила разработки бизнес-планов;

порядок выстраивания презентации;

кредитные банковские продукты.

ОК 04

Организовывать работу коллектива и команды;

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.

Основы проектной деятельности.

ОК 05

Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке;

проявлять толерантность в рабочем коллективе.

Правила оформления документов и построение устных сообщений.

ОК 06

описывать значимость своей специальности;

применять стандарты антикоррупционного поведения.

значимость профессиональной деятельности по специальности;

стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения.

ОК 07

Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности;

осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства.

Основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;

пути обеспечения ресурсосбережения;

принципы бережливого производства.

ОК 09

Участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые).

Правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

особенности произношения, правила чтения текстов профессиональной направленности.

ПК 3.4

Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа;

составлять план работы и отчет о своей работе;

использовать в работе медицинские информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских организациях, в том числе в форме электронного документа;

требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

правила работы в медицинских информационных системах в сфере здравоохранения и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

6

в т.ч. в форме практической подготовки

-

в т. ч.:

теоретическое обучение

5

практические занятия

-

Самостоятельная работа

1

Промежуточная аттестация

дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содер

жание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Роль и значение финансовой грамотности при принятии стратегических решений в условиях ограниченности ресурсов

6

Тема 1.1.

Сущность

финансовой

грамотности населения. Банковская система РФ

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,

ОК 06, ОК. 07, ОК 09

ПК 3.4

Сущность понятия финансовой грамотности. Содержание основных понятий финансовой грамотности: человеческий капитал, потребности, блага и услуги, ресурсы, деньги, финансы, сбережения, кредит, налоги, баланс, активы, пассивы, доходы, расходы, прибыль, выручка, бюджет и его виды, дефицит, профицит.

Ограниченность ресурсов и проблема их выбора.

Основные законодательные акты, регламентирующие вопросы финансовой грамотности в Российской Федерации. Международный опыт повышения уровня финансовой грамотности населения.

История возникновения банков. Роль банков в создании и функционировании рынка капитала. Структура современной банковской системы и ее функции. Виды банковских организаций. Понятие ключевой ставки. Правовые основы банковской деятельности

Депозит и его виды. Экономическая сущность понятий: сбережения, депозитная карта, вкладчик, индекс потребительских цен, инфляция, номинальная и реальная ставки по депозиту, капитализация, ликвидность.

Кредит и его виды. Принципы кредитования. Виды платежных средств: чеки, электронные деньги, банковская ячейка, денежные переводы, овердрафт. Финансовое мошенничество и правила личной финансовой безопасности. Депозит и его виды. Экономическая сущность понятий: сбережения, депозитная карта, вкладчик, индекс потребительских цен, инфляция, номинальная и реальная ставки по депозиту, капитализация, ликвидность.

Кредит и его виды. Принципы кредитования. Виды схем погашения платежей по кредиту.

Расчетно-кассовые операции и их значение. Виды платежных средств: чеки, электронные деньги, банковская ячейка, денежные переводы, овердрафт.

2

Раздел 2. Налоговая система Российской Федерации. Инвестиции

1

Тема 2.1.

Система налогообложения физических лиц.

Содержание учебного материала

ОК 01, ОК 02, ОК 03,

ОК 05, ОК 06, ОК 09

ПК 3.4

Экономическая сущность понятия налог. Субъект, объект и предмет налогообложения. Принципы построения налоговой системы, ее структура и функции. Классификация налогов по уровню управления. Виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Налоговые льготы и налоговые вычеты для физических лиц.

Сущность и значение инвестиций. Участники, субъекты и объекты инвестиционного процесса. Реальные и финансовые инвестиции и их классификация. Валютная и фондовая биржи. Инвестиционный портфель. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) как способ инвестирования денежных средств физических лиц. Финансовые пирамиды. Криптовалюта.

1

Раздел 3. Инвестиции (Самостоятельная работа)

Тема 3.1 Инвестиции

Сущность и значение инвестиций. Участники, субъекты и объекты инвестиционного процесса. Реальные и финансовые инвестиции и их классификация. Валютная и фондовая биржи. Инвестиционный портфель. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) как способ инвестирования денежных средств физических лиц. Финансовые пирамиды. Криптовалюта.

1

ОК 01, ОК 02, ОК 03,

ОК 05, ОК 06, ОК 09

ПК 3.4

Раздел 4. Система страхования в Российской Федерации. Пенсионное страхование

Тема № 4.1.

Структура страхового рынка в РФ. Пенсионное страхование

Содержание учебного материала

ОК 01, ОК 02, ОК 03,

ОК 04, ОК 05, ОК 06,

ОК 09

ПК 3.4

Экономическая сущность страхования. Функции и принципы страхования. Основные понятия в страховании: страховщик, страхователь, страховой брокер, страховой агент, договор страхования, страховой случай, страховой взнос, страховая премия, страховые продукты. Виды страхования: страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Страховые риски.

Государственная пенсионная система в России. Обязательное пенсионное страхование. Государственное пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственный пенсионный фонд и их функции. Пенсионные накопления. Страховые взносы. Виды пенсий и инструменты по увеличению пенсионных накоплений

Дифзачет

2

Промежуточная аттестация

дифзачет

Всего:

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому обеспечению программы дисциплины

Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены специальные помещения:

Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащённый оборудованием:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • доска классная;
  • и т.д.

Технические средства обучения, необходимые для реализации программы:

  • мультимедийная установка;
  • компьютер с лицензионным программным обеспечением; и т.д.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания

  1. Жданова, А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся / А.О. Жданова, Е.В. Савицкая. - Москва: ВАКО, 2020. - 400 с. – (Учимся разумному финансовому поведению). - ISBN 978-5-408-04500-6. – Текст: непосредственный.
  2. Фрицлер, А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования/ А.В. Фрицлер, Е.А. Тарханова. – Москва: Юрайт, 2021. – 154 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13794-1. - Текст: непосредственный.

3.2.2. Основные электронные издания

  1. Пансков, В. Г.  Налоги и налогообложение. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — Москва:Юрайт, 2021. — 319 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01097-8. —URL: https://urait.ru/bcode/469486 (дата обращения: 01.08.2021).— Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт. —Текст: электронный.
  2. Пушина, Н. В. Основы предпринимательства и финансовой грамотности. Практикум / Н. В. Пушина, Г. А. Бандура. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 288 с. — ISBN 978-5-507-45254-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/292901
  3. Центральный банк России: [сайт]. – 2021. - URL: https://fincult.info/ (дата обращения: 27.07.2021). - Текст: электронный.
  4. Шимко, П. Д. Основы экономики: учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. Д. Шимко. — Москва:Юрайт, 2023. — 380 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01368-9. —URL: https://urait.ru/bcode/433776 (дата обращения: 27.07.2021). — Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. —Текст: электронный.
  5. Экономический факультет МГУ: [сайт]. – 2021. - URL: https://finuch.ru/(дата обращения: 27.07.2021). - Текст: электронный.

  1. Дополнительные источники
  1. Инвестиционный интернет-порталInvestfunds: [сайт]. – Москва, 2021, URL: https://investfunds.ru/ (дата обращения: 27.07.2021).– Текст : электронный.
  2. Информационная система Bloomberg: официальный сайт. – Москва, 2021 -URL: http://www.bloomberg.com(дата обращения: 27.07.2021).– Текст : электронный.
  3. Московская биржа: официальный сайт. – Москва, 2021 - URL: moex.com (дата обращения: 27.07.2021).–Текст : электронный.
  4. Правительство Российской Федерации: официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: http://government.ru (дата обращения: 27.07.2021).– Текст: электронный.
  5. Рейтинговое агентство Эксперт: [сайт]. – Москва, 2021 – URL: http://www. raexpert.ru (дата обращения: 27.07.2021).– Текст : электронный.
  6. СПАРК – Система профессионального анализа рынков и компаний: [сайт]. – Москва,2021 - URL: http://www.spark-interfax.ru(дата обращения: 27.07.2021).–Текст : электронный.
  7. Справочно-правовая система Консультант плюс: официальный сайт. – Москва, 2021 – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2021).– Текст : электронный.
  8. Федеральной службы государственной статистики (Росстат): официальный сайт. – Москва, 2021 – URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 27.07.2021).– Текст : электронный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

основные источники информации и ресурсов для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

методы работы в профессиональной и смежных сферах;

структура плана для решения задач;

порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;

номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

приемы структурирования информации;

формат оформления результатов поиска информации;

современные средства и устройства информатизации, порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе с использованием цифровых средств;

содержание актуальной нормативно-правовой документации;

современная научная и профессиональная терминология;

возможные траектории профессионального развития и самообразования;

основы предпринимательской деятельности;

основы финансовой грамотности;

правила разработки бизнес-планов;

порядок выстраивания презентации;

кредитные банковские продукты;

основы проектной деятельности;

правила оформления документов и построение устных сообщений;

значимость профессиональной деятельности по специальности;

стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения;

основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;

пути обеспечения ресурсосбережения;

принципы бережливого производства;

правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

особенности произношения, правила чтения текстов профессиональной направленности;

правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских организациях, в том числе в форме электронного документа;

требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

правила работы в медицинских информационных системах в сфере здравоохранения и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

устройство банковской системы, основные виды банков и их операций;

сущность понятий «депозит» и «кредит», их виды и принципы;

схемы кредитования физических лиц;

устройство налоговой системы, виды налогообложения физических лиц;

признаки финансового мошенничества;

основные виды ценных бумаг и их доходность;

формирование инвестиционного портфеля;

классификацию инвестиций,

основные разделы бизнес-плана;

виды страхования;

виды пенсий, способы увеличения пенсий.

Демонстрирует знания основных понятий финансовой грамотности;

ориентируется в нормативно-правовой базе, регламентирующей вопросы финансовой грамотности;

способен планировать личный и семейный бюджеты;

владеет знаниями для обоснования и реализации бизнес-идеи;

дает характеристику различным видам банковских операций, кредитов, схем кредитования, основным видам ценных бумаг и налогообложения физических лиц;

владеет знаниями формирования инвестиционного портфеля физических лиц;

умеет определять признаки финансового мошенничества;

применяет знания при участии на страховом рынке;

демонстрирует знания о видах пенсий и способах увеличения пенсионных накоплений.

Устный опрос.

Тестирование. Подготовка доклада и презентации по заданной теме

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

Распознавать задачу и/или проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

определять этапы решения задачи;

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составлять план действия;

определять необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

реализовывать составленный план;

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника);

определять задачи для поиска информации;

определять необходимые источники информации;

планировать процесс поиска;

структурировать получаемую информацию;

выделять наиболее значимое в перечне информации;

оценивать практическую значимость результатов поиска;

оформлять результаты поиска;

применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;

использовать современное программное обеспечение;

использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач;

определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

применять современную научную профессиональную терминологию;

определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;

выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;

презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;

оформлять бизнес-план;

рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования;

определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;

презентовать бизнес-идею;

определять источники финансирования;

организовывать работу коллектива и команды;

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности;

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке;

проявлять толерантность в рабочем коллективе;

описывать значимость своей специальности;

применять стандарты антикоррупционного поведения;

определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности;

осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства;

участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые);

заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа;

составлять план работы и отчет о своей работе;

использовать в работе медицинские информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

рационально планировать свои доходы и расходы;

грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами;

анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

определять назначение видов налогов и применять полученные знания для расчёта НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации;

применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;

планировать и анализировать семейный бюджет и личный финансовый план;

составлять обоснование бизнес-идеи;

применять полученные знания для увеличения пенсионных накоплений.

Применяет теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

планирует свои доходы и расходы и грамотно применяет полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, страхователя, налогоплательщика, члена семьи и гражданина;

выполняет практические задания, основанные на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами;

проводит анализ состояния финансовых рынков, используя различные источники информации;

определяет назначение видов налогов и рассчитывает НДФЛ, налоговый вычет;

ориентируется в правовых нормах по защите прав потребителей финансовых услуг и выявляет признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;

планирует и анализирует семейный бюджет и личный финансовый план;

составляет обоснование бизнес - идеи;

применяет полученные знания для увеличения пенсионных накоплений.

Решение ситуационных задач.

Обсуждение практических ситуаций.

Решение кейса.

Деловая игра.

4.2.        Текущий контроль успеваемости

Примеры форм текущего контроля и краткая характеристика оценочных средств представлены в Приложении 1.

4.3.        Промежуточная аттестация

Форма проведения промежуточной аттестации – дифференцированный зачёт.

Способ проведения – решение заданий в тестовой форме.

Контрольно-измерительные материалы для проведения зачета, предназначены для оценки уровня знаний, умений, сформированности общих и профессиональных компетенций по дисциплине СГ.06 «Основы финансовой грамотности».

Зачет, проводится в форме решения разноуровневых тестовых заданий письменно или на образовательном портале колледжа. Тестовыми заданиями разного уровня сложности проверяется уровень подготовки обучающихся по всем элементам содержания, изученным по дисциплине. Соотношение числа заданий по разным элементам содержания определяется целями работы, содержанием курса, а также продолжительностью её проведения.

        Критерии оценки

Результат тестирования формируется с использованием информационных систем автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий. На основании итогов тестирования преподаватель переводит полученный результат из 100- балльной в 5-бальную систему оценки:

- при результате 90-100% правильных ответов от общего числа тестовых заданий – оценка 5 (отлично)

- при результате 80-89% правильных ответов от общего числа тестовых заданий – оценка 4 (хорошо)

- при результате 70-79% правильных ответов от общего числа тестовых заданий – оценка 3 (удовлетворительно)

- при результате 69% и менее правильных ответов от общего числа тестовых заданий – оценка 2 (неудовлетворительно)

        Оценка за тестирование заносится в лист промежуточной аттестации в графу «Результаты тестирования».

        


Приложение 1

Формы текущего контроля успеваемости и соответствующих оценочных средств

№ п/п

Наименование формы контроля (оценочного средства)

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

Устный опрос (индивидуальный, фронтальный)

Устный опрос предназначен для закрепления изученного материала. Устный опрос проводится как беседа преподавателя с обучающим(и)ся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающего(их)ся по определенному разделу, теме, и т.п.

Вопросы для устного опроса (индивидуального, фронтального), эталоны ответов, критерии оценки

Письменная работа

Самостоятельная письменная работа, направленная на творческое освоение дисциплины и выработку соответствующих профессиональных компетенций.

Перечень вопросов, комплект заданий для письменной работы, эталоны ответов, критерии оценки

Собеседование

Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Вопросы по темам/ разделам дисциплины, представленные в привязке к компетенциям, предусмотренным рабочей программой, эталоны ответов, критерии оценки

Тест

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Фонд тестовых заданий, эталоны ответов, критерии оценки

Деловая и/или ролевая игра

Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.

Тема (проблема), концепция, сценарий, роли и ожидаемый результат по каждой игре, критерии оценки

Учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.)

Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.

Комплект заданий для решения учебных кейсов, эталоны ответов, критерии оценки

Контрольная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу дисциплины.

Комплект контрольных заданий по вариантам, эталоны ответов, критерии оценки

Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты

Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов, критерии оценки

Портфолио

Целевая подборка работ обучающихся, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких дисциплинах.

Структура портфолио, образец портфолио, критерии оценки

Учебный проект (информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий и др.)

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных проектов, образец проекта, критерии оценки

Рабочая тетрадь

Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала.

Образец рабочей тетради, критерии оценки

Разноуровневые задачи и задания

Различают задачи и задания:

а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;

б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;

в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей.

Комплект разноуровневых задач и заданий, эталоны ответов, критерии оценки

Расчетно-графическая работа

Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по дисциплине.

Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы, эталоны ответов, критерии оценки

Построение и заполнение графических органайзеров (диаграмма Венна, диаграмма Исикавы («рыбий скелет»), кластер, категориальная таблица, концептуальная таблица и др.)

Графический органайзер представляет собой средство наглядного представления мыслительных процессов. Диаграмма Венна используется для сравнения или сопоставления, или противопоставления 2-3-х аспектов и показа общих черт. Диаграмма Исикавы («рыбий скелет») позволяет описать целый круг (поле) проблемы и попытаться решить ее. Кластер – способ составления карты информации – сбора идей вокруг какого-либо основного фактора для фокусирования и определения смысла всей конструкции. Категория – признак (общий), отражающий существенные свойства и отношения. Категории оформляют в виде таблицы. Идеи/ информацию распределяют в таблице по соответствующим категориям. Концептуальная таблица обеспечивает сравнение изучаемых явлений, понятий, взглядов, тем и пр. по двум и более аспектам.

Комплект макетов тематических графических органайзеров, критерии оценки

Эссе

Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Темы эссе, образец эссе, критерии оценки

Реферат

Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Темы рефератов, образец реферата, критерии оценки

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.

Темы докладов, сообщений образец доклада, сообщения, критерии оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий шк...

Рабочая программа кружка по Основам финансовой грамотности для 11 класса

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам финансовой грамотности учащихся. Эта программа особенно актуальна, если на изучение основного предмета в 11 классе в школьном учебном...

Рабочая программа элективного курса " Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа  элективного курса для 9 класса  "Основы финансовой грамотности"...

рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

рабочая программа внеурояной деятельности 10-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (10класс)

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»для учащихся 10-х классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий шко...

Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» составлена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов в соответствии и на основе ФГОС, авторской программы Лавреновой Е., ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...