ЭКОНОМИКА МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ
план-конспект занятия по экономике (11 класс)
Методичесикй материал для урокв Экономика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskiy_material_rynok_truda.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рынок труда. Безработица
1. Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.
2. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.
Спрос на труд | Предложение труда |
Платежеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства | Совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда |
— производительность труда; — использование современных технологий; — состояние экономики и ее — спрос на потребительские товары, необходимые обществу. | — численность трудоспособного населения; — уровень квалификации; — уровень и структура зарплаты; — социальная и налоговая политика государства. |
В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.
Особенности рынка труда
- На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид.
- Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания и т. д.)
- Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки включают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.
4. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.
5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность труда; работодатель вкладывает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.
6. На рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда.
7. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом».
Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.
Сегодня считается, что самыми эффективными являются инвестиции именно в «человеческий капитал».
8. Рынки труда бывают конкурентными и неконкурентными.
Характерные черты конкурентного рынка труда
1. Значительное число покупателей и продавцов услуг труда.
2. Однородные услуги труда (работники с одинаковой квалификацией и производительностью труда).
3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии).
4. Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон.
5. Полная информированность участников рынка труда о спросе и предложении.
6. В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.
9. Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.
10. Факторы, влияющие на величину заработной платы
- Стоимость жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы
- Минимальный уровень оплаты труда работников, соответствующий прожиточному минимуму
- Уровень квалификации работников
- Развитость экономических и социальных условий жизни населения
- Спрос и предложение на рынке труда
11. Различают номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная зарплата – вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег
Реальная зарплата – сумма жизненных благ, которые можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги
Факторы реальной зарплаты:
- Величина номинальной заработной платы
- Уровень цен на предметы потребления и услуги
- Размер налогового обложения
12. Формы зарплаты
- Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящее от каких-либо условий.
- Повременная — вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени.
- Сдельная — вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий
- Смешанные формы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количества отработанного работником времени, но и от финансового положения предприятия, итогов работы каждого работника и фирмы в целом.
12. Структура системы заработной платы
(Оплата квалифицированного труда (Минимальная зарплата (Прожиточный минимум)))
Нижняя граница заработной платы – это прожиточный минимум, такой уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.
БЕЗРАБОТИЦА
1. Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.
2. Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причем иногда весьма значительно. Не используемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда.
3. Точки зрения на причины безработицы:
- Причина безработицы — завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники,не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы
- Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу
- Причина безработицы — негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места
4. Безработный и неработающий не являются синонимами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвалиды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу. Т.н. «естественная» безработица – 5,5-6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.
5. Виды безработицы:
- Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.
- Фрикционная – невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.
- Циклическая – характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.
- Сезонная – зависит от работ в определенное время года (с/х рабочие, гиды).
Сумма фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы, т.е. уровень безработицы при полной занятости.
6. Формы безработицы:
- Открытая (см. выше)
- Скрытая – работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства
- Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда
- Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы
7. Уровень безработицы = Численность экономически активного населения/Общая численность безработных * 100%
8. Безработица имеет негативные экономические и социальные последствия:
o Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального
o Снижение уровня жизни населения: предпосылки для сокращения доходов работающих по найму; потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений
o Потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства
o Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само
убийствам, росту преступности
Некоторые исследователи отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий:
o Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства
o Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое экономика? Презентация к уроку обществознания в 8 классе
Презентация "Что такое экономика?" Включает проверку ранее пройденной главы "Мораль, религия и духовная культура"....
"Человек и экономика" Повторительно-обобщающий урок Обществознание 7 класс
Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 7 классе. Тема «Человек и экономика»Автор: Аникина Татьяна Александровна учитель истории и обществознанияМКОУ-СОШ с. Крутояр....
Количество денег, необходимое для экономики страны( разработка урока в 6 классе)
1.Помочь овладеть минимальными сведениями о количестве денег необходимыми для экономики страны.2.Научить применять полученные знания к решению задач практического и теоретического характера, исп...
Выступление по теме " Иллюстрационный материал на уроках биологии как одно из средств качественного усвоения учебного материала учащимися"
Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Илл...
Главные вопросы экономики Презентация к уроку
Главные вопросы экономики Презентация к уроку...
Мировая экономика (презентация к уроку)
Презентация к уроку в 10 классу по теме "Мировая экономика" (учебник "Общевствознание" О.А. Котова, Т.Е. Лискова)...
ЭКОНОМИКА МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ
Методичесикй материал для урокв Экономика...