Статья "Развитие финансовой грамотности посредством реализации игровых технологий и решения проблемных ситуаций"
статья по экономике (7 класс)

Афанасьева Александра Анатольевна

Основной потребностью современной школы является воспитание человека с развитым экономическим мышлением, готовым к жизни в условиях рыночной экономики. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника порой до самого окончания школы, то сегодняшняя жизнь требует, чтобы он знал, как удовлетворить свои потребности в условиях ограниченных ресурсов, умел сделать осознанный выбор. Сегодня по инициативе Министерства финансов были разработаны программы и рекомендации преподавания финансовой грамотности, начиная со второго класса. Но для учащихся средней школы преподавание финансовой грамотности имеет свои особенности. Особенностями этого возраста являются, с одной стороны, появление чувства взрослости, стремление к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, с другой – потребность в общении со сверстниками, стремление быть услышанным, стать частью команды. В этих условиях использование игровых и проблемных технологий приобретает особенную актуальность: учащиеся имеют возможность погрузиться в решение реальных проблем, с которыми могут столкнуть в самостоятельной жизни, получить знания в неформальной обстановке, параллельно развивая коммуникативные навыки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Развитие финансовой грамотности посредством реализации игровых технологий и решения проблемных ситуаций»

        автор: Афанасьева Александра Анатольевна

учитель истории и обществознания

ГБОУ школы № 351

Московского района Санкт-Петербурга

Одна из главных проблем, с которой столкнулось современное общество, отсутствие финансовой грамотности. Это выражается в неумении строить долгосрочные финансовые планы, формировать эффективные сбережения, грамотно оценивать риски и принимать ответственность за собственное финансовое благополучие.

Основной потребностью современной школы является воспитание человека с развитым экономическим мышлением, готовым к жизни в условиях рыночной экономики. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника порой до самого окончания школы, то сегодняшняя жизнь требует, чтобы он знал, как удовлетворить свои потребности в условиях ограниченных ресурсов, умел сделать осознанный выбор. Сегодня по инициативе Министерства финансов были разработаны программы и рекомендации преподавания финансовой грамотности, начиная со второго класса. Но для учащихся средней школы преподавание финансовой грамотности имеет свои особенности. Особенностями этого возраста являются, с одной стороны, появление чувства взрослости, стремление к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, с другой – потребность в общении со сверстниками, стремление быть услышанным, стать частью команды. В этих условиях использование игровых и проблемных технологий приобретает особенную актуальность: учащиеся имеют возможность погрузиться в решение реальных проблем, с которыми могут столкнуть в самостоятельной жизни, получить знания в неформальной обстановке, параллельно развивая коммуникативные навыки.

Дидактическая игра и ее функции

Дидактическая игра – это вид интерактивной, учебной, коллективной, целенаправленной деятельности, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Существует множество видов дидактических игр, но все они выполняют ряд важных функций:

1. Функции самореализации ребенка. Игра является возможностью для ребенка реализовать себя как личность. Здесь важен не результат, а сам процесс, так как именно он является пространством для самореализации ребенка.

2. Коммуникативная функция. Игра позволяет формировать и развивать коммуникативные навыки, которые учащийся сможет реализовать и  реальном взаимодействии.

3. Релаксационная (терапевтическая) функция. Игра позволяет снять эмоциональное напряжение.

4. Функция коррекции. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе, т.е. игра может стать средством трансформации поведения и навыков взаимодействия.

5. Функция реализации задач возраста. Дошкольнику и младшему школьнику игра создает возможности для эмоционального преодоления трудностей. Для подростков игра является пространством построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности.

6. Познавательная функция

7. Развивающая функция

8. Функция развития мотивационной сферы

Последней функции необходимо уделить дополнительное внимание, ведь, одной из наиболее острых проблем современного образования является проблема мотивации учащихся. Ценность теоретических знаний снижается, если учащиеся не представляют, как они могут помочь им реальной жизни. Использование в играх реальных проблемных ситуаций позволяет учащимся понять необходимость изучение финансовой грамотности, а игровые методики – сделать этот процесс еще интереснее.

Одной из форм совмещения проблемных ситуаций и игровых технологий может стать проектная деятельность, осуществленная как учителем или учительским коллективом, так и учащимися. Последний вариант представляется наилучшим в условия реализации новых ФГОС.

Игра-проект «Умные деньги»

Данная игра совмещает достоинства всех трех технологий – игровое обучение, решение проблемных задач и групповой проект – и позволяет на раннем этапе привлечь учащихся к самостоятельной инициативной деятельности.

Реализация данного проекта включает следующие этапы:

1. подготовительный этап – изучение литературы и планирование проекта.

2. Подготовка дидактического блока вопросов

3. Апробация игры на классе

4. Итоговая рефлексия

Оптимальным вариантом игры становится игра в формате «вопрос-ответ», где вместо вопроса будет представлена вопрос или проблемная ситуация из области финансовой грамотности, а участники, должны будут найти выход из нее. Помимо проблемных ситуаций на игровом поле могут быть расположены и клетки с игровыми элементами (пропуск хода, задай вопрос сопернику и т.д.), что усилит условность игровой ситуации и пробудит азарт. За правильный ответ игроки получают «денежный» приз, а за неправильный отдают часть выигрыша. Проблемные ситуации могут усложняться в зависимости от пройденного круга, вместе с тем правильные ответы на более сложные вопросы приносят игрокам больший выигрыш. После каждого круга игроки смогут потратить свой выигрыш или продолжить его копить. Победителем игры становится команда или игрок, который приобрел наибольшее количество покупок.

Данная игра может быть как командной, так и индивидуальной, в зависимости от количества желающих поиграть.

Помимо основного дидактического блока «Финансовая арифметика» могут быть выделены дополнительные тематические области, например, «Литературные классики о финансах», «История денег» и т.д. Задания из этих рубрик будут чередоваться на игровом поле.

Примеры заданий из блока «Финансовая арифметика»:

1. Рассчитайте, сколько необходимо ежемесячно откладывать на покупку, если в твоем распоряжении 12 месяцев, текущая стоимость будущей покупки 5400 рублей, а инфляция  год составляет 10%

2. Выбери наиболее выгодный тарифный план для своего телефона, если ежемесячно ты тратишь 350 минут, 50 смс, 2 Гбайта Интернета

- Предложение «Оператора 1» - 2 руб/мин, 1 смс – 2,5 рубля, 0,2 руб/Мб

- Предложение «Оператора 2» - пакет стоимость 500 рублей, включающий  себя: 200 мин, 25 смс, 1 Гбайт. Стоимость услуг связи сверх пакета: 1,7 руб/мин, 1 смс – 2,3 рубля, 0,2 руб/Мб

- Предложение «Оператора 3» - пакет стоимостью 1000 рублей, включающий  себя: 600 мин., 100 смс, 3 Гбайта

Примеры из блока «История денег»:

1. Николай Коперник в своём трактате «О чеканке монет» утверждал, что существует лишь четыре причины, вызывающие упадок и разрушение государств: раздоры, смертность от эпидемий, неплодородие земель и обесценение денег вследствие их порчи. Порча монет – это не афишируемое государственной властью снижение веса монет или содержания в них благородных металлов при сохранении прежней номинальной стоимости. Допустим, монета стоимостью 1 денарий, по закону, содержит 1 грамм серебра. Государство снижает содержание благородного металла до 0,5 грамма, но не меняет стоимость монеты: её номинал по-прежнему составляет 1 денарий. Это и называется порчей монеты. Причина, по которой государства прибегают к ней, — финансовая: это позволяет отчеканить большее число монет из того же количества серебра. Назовите современный термин, означающий обесценивание денег.

2. «Домострой» - свод правил русской патриархальной семьи XVI века, давал следующий совет: «И в приходе, и в расходе, и в заимах всегда себе смечать, и потому живешь и обиход держишь, по приходу и расход». Объясните суть данного совета современному человеку.

Примеры из блока «Литературные классики о деньгах»:

1. Герой Пушкина Евгений Онегин в одноименном произведении «Ярем… барщины старинной, оброком легким заменил». Что такое барщина и оброк, и в чем состоит достоинство этой хозяйственной реформы.

Помимо дидактического материала (вопросов и проблемных ситуаций) на игровом поле будут клетки с чисто игровыми элементами (например, пропуск хода, задай вопрос другу, получи удвоенный выигрыш, и т.д.) Данные элементы вводятся, как дополнительное игровое условие, для повышения интереса и мотивации.

Апробация данной игры может быть реализована на внеурочных занятиях «Финансовая грамотность», а также на уроках обществознания  7-х классах в ходе изучения блока «Человек экономически отношениях».

Рефлексия является одной из наиболее важных частей  проектной деятельности. Рефлексивные технологии начинают применяться с самого начала, для установления спектра интересов учащихся,  и сопровождает всю работу. По итогу апробации подводится итоговая рефлексия.


В заключении необходимо отметить, что совмещение трех образовательных технологий (методов): проектной деятельности, игровых технологий и привлечение проблемных ситуаций оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.

Одновременно проектная деятельность, в данном случае, развивая ряд универсальных учебных действий, важнейшую роль играет в формировании самостоятельности школьника, создает возможность установления метапредметных связей, а также связей между урочной, внеурочной деятельностью ученика и его повседневной жизнью.

Решение проблемных ситуаций, как инструмент образовательного процесса имеет огромный потенциал: оно повышает мотивацию учащихся, формирует функциональную грамотность и экономическую культуру.

Таким образом, использование в учебном процессе системы взаимосвязанных методов позволяет решить целый комплекс педагогических задач, значительно повысить эффективность образовательного процесса и способствует гармоничной социализации учащихся.


Список литературы

  1. Анфисова, С.Е. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи / С.Е. Анфисова. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 432 c.
  2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117.
  3. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  4. Боташева Ф.Ю., Яковлев В.А., Психолого-педагогические основы игровой деятельности // Вестник, научно-методический журнал (в соавт.) – Карачаеск: КЧГПУ, 2002. – №8.
  5. Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. – 2013. – № 4. – С. 18-23.
  6. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7
  7. Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 2. – С. 15-18
  8. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 14 – 23.
  9. Попов, О., Попова Е. Кому подойдут проектные задачи? // Управление школой (ПС). – 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноц...

Решение проблемных ситуаций и разрешение конфликтов в процессе воспитания детей с ОВЗ.

В процессе самообразования и, исходя из личного опыта, я рассмотрел проблемы нестандартных ситуаций в работе с детьми с ОВЗ, разрешения конфликтов и приёмы педагогического воздействия. Мне хотелось бы...

Мастер-класс «Формирование критического мышления на уроках физики для решения проблемной ситуации через эксперимент»

Важная задача, которая стоит перед учителем – не только передать знания, но и создать ситуацию при которой ученик сможет применить полученный багаж....

Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность учащихся (на примере собственного профессионального опыта)

Статья посвящена технологии игрового проектирования в области экономического образования в школе. Игровые технологии не потеряли свою актуальность и значимость, они становятся популярными и востребова...

Мастер - класс по теме: "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"

Мастер- класс по теме : "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"...

Презентация "Приемы обучения дошкольников финансовой грамотности посредством музыкальных игр".

Презентация "Обучения дошкольников финансовой грамотности посредством музыкальных игр"....