Программа Финансовая грамота 10 класс
элективный курс по экономике (10 класс)
Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК Ю.В. Бреховой «Финансовая грамотность»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_finansovaya_gramota_10_klass.docx | 135.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Финансовая грамота» составлена на основе авторской программы
Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК Ю.В. Бреховой «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:
- «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новоярковская средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом директора № 50 от 31.08.2017г
- Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.
- Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.
ЦЕЛИ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель обучения: формирование у учащихся 10–11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
- понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
- владение умением решать практические финансовые задачи:
- владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,
- определение стратегических целей в области управления личными финансами;
- постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
- планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
- подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
- владение коммуникативными компетенциями:
- нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
- анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
- владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
Содержание курса. Тематический план.
Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин преподаватель имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте. В тематическом плане содержится общее количество часов, а также количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом.
Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
Рабочая программа для 10 класса
№ темы | Название темы | Форма занятия | Кол- во час | Самост. работа | |
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 6 | 6 | |||
1.1 | Банковская система | Л / П | 1 | 1 | |
1.2 | Как сберечь деньги с помощью депозитов | Л / П | 1 | 1 | |
1.3 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах | Л / П | 1 | 1 | |
1.4 | Кредит: зачем он нужен и где его получить | Л / П | 1 | 1 | |
1.5 | Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть | Л / П | 1 | 1 | |
1.6 | Деловая игра. Банки | Л / П | 1 | 1 | |
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 6 | 7 | |||
2.1 | Что такое ценные бумаги и какие они бывают | Л / П | 1 | 1 | |
2.2 | Профессиональные участники рынка ценных бумаг | Л / П | 1 | 1 | |
2.3 | Граждане на рынке ценных бумаг | Л / П | 1 | 1 | |
2.4 | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления | Л / П | 1 | 1 | |
2.5 | Операции на валютном рынке: риски и возможности | Л / П | 1 | 1 | |
2.6 | Деловая игра. Фондовый рынок. | Л / П | 1 | 2 | |
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата | 5 | 4 | |||
3.1 | Что такое налоги и почему их нужно платить | Л / П | 1 | 1 | |
3.2 | Основы налогообложения граждан | Л / П | 1 | 1 | |
3.3 | Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет | Л / П | 2 | 1 | |
3.4 | Деловая игра. Налоги. | Л / П | 1 | 1 | |
Итого: | 34 час. | 17 | 17 |
Рабочая программа для 11 класса
№ темы | Название темы | Форма занятия | Кол- во час | Само- стоя- тель- ная работа | |
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 2 | 3 | |||
1.1 | Банковская система | Л / П | 1 | ||
1.2 | Как сберечь деньги с помощью депозитов | Л / П | 1 | ||
1.3 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах | Л / П | 1 | ||
1.4 | Кредит: зачем он нужен и где его получить | Л / П | 1 | ||
1.5 | Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть | Л / П | 1 | ||
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 3 | 2 | |||
2.1 | Что такое ценные бумаги и какие они бывают | Л / П | 1 | ||
2.2 | Профессиональные участники рынка ценных бумаг | Л / П | 1 | ||
2.3 | Граждане на рынке ценных бумаг | Л / П | 1 | ||
2.4 | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления | Л / П | 1 | ||
2.5 | Операции на валютном рынке: риски и возможности | Л / П | 1 | ||
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата | 3 | 1 | |||
3.1 | Что такое налоги и почему их нужно платить | Л / П | 1 | ||
3.2 | Основы налогообложения граждан | Л / П | 1 | ||
3.3 | Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет | Л / П | 1 | 1 | |
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 2 | 3 | |||
4.1 | Страховой рынок России: коротко о главном | Л / П | 1 | ||
4.2 | Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние | Л / П | 1 | ||
4.3 | Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании | Л / П | 1 | ||
4.4 | Если нанесён ущерб третьим лицам | Л / П | 1 | ||
4.5 | Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика | Л / П | 1 | ||
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять | 3 | 2 | |||
5.1 | Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать | Л / П | 1 | ||
5.2 | Пишем бизнес-план | Л / П | 1 | ||
5.3 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | Л / П | 1 | ||
5.4 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | Л / П | 1 | ||
5.5 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | Л / П | 1 | ||
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения | 2 | 3 | |||
6.1 | Финансовые риски и стратегии инвестирования | Л / П | 1 | ||
6.2 | Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников | Л / П | 1 | ||
6.3 | Виды финансовых пирамид | Л / П | 1 | ||
6.4 | Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет | Л / П | 1 | ||
6.5 | Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат» | И | 1 | ||
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 2 | 3 | |||
7.1 | Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия | Л / ПС | 1 | ||
7.2 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями | Л / П | 1 | ||
7.3 | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд | Л / П | 1 | ||
7.4 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | И | 1 | ||
Итоговый контроль по курсу | К | 1 | |||
Итого: | 17 | 17 |
1 Используется система обозначений типов занятий: Л — лекция, ПС — проблемный семинар, П — практикум, К — контроль, И — игра.
Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Базовые понятия и знания
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование
Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
Личностные характеристики и установки
Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.
Умения
Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.
Компетенции
Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Базовые понятия и знания
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX.
Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание структуры и порядка работы валютного рынка.
Умения
Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.
Компетенции
Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, рас- чёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Базовые понятия и знания
Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.
Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.
Личностные характеристики и установки
Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения.
Умения
Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.
Компетенции
Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Базовые понятия и знания
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.
Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.
Личностные характеристики и установки
Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность при- обретения страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые продукты, знать преимущества и недостатки условий договоров страхования.
Умения
Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правила- ми страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.
Компетенции
Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Базовые понятия и знания
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.
Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования предприятия, роли уставного и привлечённого капиталов в его развитии, необходимости учёта доходов и расходов в процессе ведения бизнеса.
Умения
Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.
Компетенции
Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Базовые понятия и знания
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг.
Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Личностные характеристики и установки
Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных инструментов, ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования, особенностей функционирования мошеннических финансовых схем.
Умения
Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.
Компетенции
Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Базовые понятия и знания
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение.
Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.
Личностные характеристики и установки
Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии, рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении.
Умения
Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.
Компетенции
Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.
Программно-методическое обеспечение
Перечень материалов на бумажных носителях:
- материалы для учащихся;
- методические рекомендации для учителя;
- материалы для родителей;
- учебная программа.
Список рекомендуемой литературы и источников
Основная литература
Печатные издания
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.
Интернет-ресурсы
www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.
www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.
www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.
www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.
www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.
www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.
www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.
www.wto.ru – Всемирная торговая организация.
www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.
www.imf.org – Международный валютный фонд.
Календарно-тематическое планирование, 10 класс – 34 ч
№ темы | Тема урока | форма занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | контроль, оценивание результатов | Дата про ведения |
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни 12 часов | |||||||
1-2 | Банковская система | Л / П | 2 | Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита. Базовые понятия и знания Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование | Личностные характеристики и установки Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита. Умения Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях. Компетенции Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке. | решение ситуац.задач | |
3-4 | Как сберечь деньги с помощью депозитов | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
5 | Виды депозитов | 1 | |||||
6-7 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах | Л / П | 2 | решение ситуац.задач | |||
8 | Кредит: зачем он нужен и где его получить | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
9 | Виды кредитов | 1 | |||||
10-11 | Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть | Л / П | 2 | тестирование | |||
7 | Деловая игра. Банки | Л / П | 2 | деловая игра | |||
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов 13 часов | |||||||
2.1 | Что такое ценные бумаги и какие они бывают | Л / П | 2 | Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок. Базовые понятия и знания Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX. | Личностные характеристики и установки Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание структуры и порядка работы валютного рынка. Умения Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке. Компетенции Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, рас- чёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке. | решение ситуац.задач | |
2.2 | Профессиональные участники рынка ценных бумаг | Л / П | 2 | решение ситуац.задач | |||
2.3 | Граждане на рынке ценных бумаг | Л / П | 2 | решение ситуац.задач | |||
2.4 | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления | Л / П | 2 | решение ситуац.задач | |||
2.5 | Операции на валютном рынке: риски и возможности | Л / П | 2 | тестирование | |||
2.6 | Деловая игра. Фондовый рынок. | Л / П | 3 | деловая игра | |||
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата 9 часов | |||||||
3.1 | Что такое налоги и почему их нужно платить | Л / П | 2 | Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов. Базовые понятия и знания Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. | Личностные характеристики и установки Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения. Умения Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате. Компетенции Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве. | решение ситуац.задач | |
3.2 | Основы налогообложения граждан | Л / П | 2 | тестирование | |||
3.3 | Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет | Л / П | 3 | решение ситуац.задач | |||
3.4 | Деловая игра. Налоги. | Л / П | 2 | деловая игра | |||
Итого: | 34 |
* авторская презентация по теме (опорный конспект) к каждому занятию
Календарно-тематическое планирование, 11 класс – 34 ч
№ темы | Тема урока | форма занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Дата |
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни 5 часов | |||||||
1.1 | Банковская система | Л / П | 1 | Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита. Базовые понятия и знания Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование | Личностные характеристики и установки Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита. Умения Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях. Компетенции Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке. | решение ситуац.задач | |
1.2 | Как сберечь деньги с помощью депозитов | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
1.3 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
1.4 | Кредит: зачем он нужен и где его получить | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
1.5 | Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть | Л / П | 1 | тестирование | |||
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов 5 часов | |||||||
2.1 | Что такое ценные бумаги и какие они бывают | Л / П | 1 | Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок. Базовые понятия и знания Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX. | Личностные характеристики и установки Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание структуры и порядка работы валютного рынка. Умения Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке. Компетенции Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, рас- чёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке. | решение ситуац.задач | |
2.2 | Профессиональные участники рынка ценных бумаг | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
2.3 | Граждане на рынке ценных бумаг | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
2.4 | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
2.5 | Операции на валютном рынке: риски и возможности | Л / П | 1 | тестирование | |||
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата 3 часа | |||||||
3.1 | Что такое налоги и почему их нужно платить | Л / П | 1 | Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов. Базовые понятия и знания Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. | Личностные характеристики и установки Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения. Умения Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате. Компетенции Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве. | решение ситуац.задач | |
3.2 | Основы налогообложения граждан | Л / П | 1 | тестирование | |||
3.3 | Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду 5 часов | |||||||
4.1 | Страховой рынок России: коротко о главном | Л / П | 1 | Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании. Базовые понятия и знания Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. | Личностные характеристики и установки Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность при- обретения страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые продукты, знать преимущества и недостатки условий договоров страхования. Умения Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правила- ми страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании. Компетенции Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования. | решение ситуац.задач | |
4.2 | Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
4.3 | Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
4.4 | Если нанесён ущерб третьим лицам | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
4.5 | Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика | Л / П | 1 | тестирование | |||
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять 5 часов | |||||||
5.1 | Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать | Л / П | 1 | Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение. Базовые понятия и знания Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес. | Личностные характеристики и установки Понимание порядка функционирования предприятия, роли уставного и привлечённого капиталов в его развитии, необходимости учёта доходов и расходов в процессе ведения бизнеса. Умения Определять потребность в капитале для развития бизнеса, состав- лять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии. Компетенции Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием. | решение ситуац.задач | |
5.2 | Пишем бизнес-план | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
5.3 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
5.4 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
5.5 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | Л / П | 1 | тестирование | |||
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения 5 часов | |||||||
6.1 | Финансовые риски и стратегии инвестирования | Л / П | 1 | Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды. Базовые понятия и знания Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. | Личностные характеристики и установки Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных инструментов, ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования, особенностей функционирования мошеннических финансовых схем. Умения Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга. Компетенции Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля. | решение ситуац.задач | |
6.2 | Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
6.3 | Виды финансовых пирамид | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
6.4 | Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
6.5 | Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат» | И | 1 | деловая игра | |||
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления 5 часов | |||||||
7.1 | Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия | Л /ПС | 1 | Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения. Базовые понятия и знания Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение. | Личностные характеристики и установки Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии, рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении. Умения Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд. Компетенции Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности. | решение ситуац.задач | |
7.2 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
7.3 | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд | Л / П | 1 | решение ситуац.задач | |||
7.4 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | И | 1 | деловая игра | |||
Итоговый контроль по курсу | К | 1 | тестирование итоговое | ||||
Итого: | 34 |
1 Используется система обозначений типов занятий: Л — лекция, ПС — проблемный семинар, П — практикум, К — контроль, И — игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Финансовая грамотность" 5 класс
laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 классов в сфере экономики семьи.Элективный курс финансовой грамотности – это учебный курс, в о...
программа "Финансовая грамотность" в 10-11 классах
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами.Учебная программа рассчитана на учащ...
Программа "Финансовая грамотность" 5-9 классы по ФГОС
Рабочая программа "Финансовая грамотность" 5-9 классы по ФГОС с календарно-тематическим планированием...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамота» базовый уровень
Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федера...
Рабочая программа "Финансовая грамотность" 3 класс и 8 класс
Программа 3 класса разработана на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой &l...
Удостоверение по финансовой грамоте
Удостоверение по финансовой грамоте...
Интегрированный урок по финансовой грамоте «Бюджет для коробочки с завтраком» (математика и английский язык)
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание всех уровней образования, реализуемых в нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Ф...