Разработка урока экономики "Защита прав потребителя" 5 класс
план-конспект урока по экономике (5 класс)

Мишунина Светлана Алексеевна

Конспект урока экономики "Права потребителя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока экономики в условиях реализации ФГОС ООО.

Защита прав потребителя. (5 класс)

Учитель: С.А.Мишунина, МБОУ школа №10, г. Кулебаки, Нижегородская область

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок смешанного типа.  Метод: комбинированный.

Цели:

Деятельностная:  научить детей основным правам потребителей и способов их защиты, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Задачи урока:

1.        Образовательные:

  • сформировать понятия потребитель, права потребителя
  • сформировать навыки рационального потребительского мышления,
  •   научить применять полученные знания на практике в реальных жизненных ситуациях;
  •  формировать у учащихся навыки выступления перед аудиторией,  развивать устную речь;
  •  закреплять навыки работы в команде.;

2.        Развивающие:

  • осуществлять системно-деятельностный подход;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать внимание;
  • формировать  УУД  (познавательные, регулятивные, коммуникативные):

-развивать умение осознавать познавательную задачу, применять новые знания;

-развивать умение находить информацию из различных источников (рабочая тетрадь, опыт семьи, собственный жизненный опыт)

-развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения по итогам осуществленной деятельности;

-развивать  умения  анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать творческие, речевые способности учащихся;

-формировать логические умения;

-развивать умение формулировать проблему;

-развивать умения планировать  в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно действия, операции.

3.        Воспитательные:

  • создать  благоприятную  атмосферу поддержки, заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • формировать уважение  друг к другу,  помочь ощущать себя субъектом экономических отношений;
  • формировать лидерские качества, развивать организаторские способности.

Личностные УУД

  • Высказывать свое мнение о том, на что имеет право покупатель.

Познавательные УУД

  • Приводить примеры из своего опыта, когда приходилось делать покупки самостоятельно.

Коммуникативные УУД

  • Исследовать несложные практические ситуации, связанные с нарушением прав потребителя, работая в группах

Регулятивные УУД

  • Составлять план действий по защите прав потребителя в случае их нарушения.Вносить коррективы в план.

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация  к уроку, рагмент мультфильма «Как старик корову продавал».

Модуль 2 «Труд»

Учащиеся научатся:

  1. Определять труд как экономический ресурс
  2. Различать разделение труда и специализацию
  3. Приводить примеры разделения труда и специализации
  4. Определять производительность труда
  5. Называть, от чего зависит производительность труда
  6. Различать понятия «профессия» и «квалификация»
  7. Определять понятие «заработная плата»
  8. Различать номинальную и реальную заработную плату

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Рассчитывать производительность труда
  2. Объяснять, от чего зависит квалификация работника
  3. Объяснять, от чего зависит заработная плата работника
  4. Рассчитывать реальную заработную плату

Структура урока:

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Формулировка темы и цели урока.  Изучение нового материала
  • Закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия учебной деятельности и самоанализ,  рефлексия чувств и эмоций. Выдача домашнего задания.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Реализуемый принцип системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Мотивационный этап.

Приветственное слово учителя:

Здравствуйте, ребята.  Я желаю вам хорошего настроения и отличных оценок.

Я надеюсь, что вы будете активными на уроке и  доброжелательными друг к другу.

Приветствие учащихся

Доклад дежурного (готовность к уроку, отсутствующие)

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы.

Мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

 Учитель предлагает  начать урок с просмотра мультфильма Сергея Михалкова «Как мужик корову продавал». Ваша задача внимательно посмотреть мультфильм, проанализировать его с экономической точки зрения и настроиться ответить на вопросы.

ОБСУЖДЕНИЕ МУЛЬТФИЛЬМА.

  1. Где происходит действие мультфильма? (рынок)
  2. Что такое рынок? (экономические отношения между людьми, основанные на частной собственности, добровольном обмене и конкуренции)
  3. Кто являются участниками рынка?(покупатель и продавец или потребитель и производитель)
  4. А кто такой потребитель?

Предлагаю составить небольшой кластер.

На доске оформлен цветок. Сердцевина уже заполнена (надпись ПОТРЕБИТЕЛЬ), ребятам необходимо назвать фразы, написанные на лепестках (лепестки закрыты. Как только фраза названа, она открывается) Наводящие вопросы:

- Кем является потребитель?(человеком)

- Какие действие совершает потребитель по отношению к товару? (покупает, заказывает, хочет купить, пользуется)

- Для чего потребителю нужен товар? (для личного использования без извлечения выгоды)  

Какие же интересы у потребителя при приобретении товаров и услуг?

 (ответ:

-приобретение товара, который не можешь сделать сам

-приобретение товара высокого качества

-приобретение товара по относительно низкой цене

-получение выгоды от сделки

-удовлетворение потребностей потребителя)

После того, как мы собрали весь цветок целиком, кто сможет сформулировать определение потребителя? (это человек, который приобретает или намерен приобрести товар для  личных нужд).

Роль потребителя в экономике очень велика. Сегодня каждый должен быть грамотным потребителем.

-Как вы думаете, кого можно назвать грамотным потребителем?(ответы учащихся , а потом слайд)

  • -Всегда честен с собой и окружающими и соблюдает законы;
  • Разумно распоряжается имеющимися средствами;
  • Всегда читает инструкцию и следует ей;
  • Сохраняет товарные, кассовые чеки. Гарантийные талоны и квитанции;
  • Предъявляет только обоснованные претензии отстаивает свои права.

Ученики смотрят мультфильм,а после  ведут диалог, отвечая на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы:

1.Рынок

2. Рынок-это экономические отношения между людьми, основанные на частной собственности, добровольном обмене и конкуренции.

3.покупатель и продавец, или потребитель и производитель.

Ученики составляют кластер используя изученный ранее материал

1.человеком

2. покупает, заказывает, хочет купить, пользуется

3. для личного использования без извлечения выгоды

4. -приобретение товара, который не можешь сделать сам

-приобретение товара высокого качества

-приобретение товара по относительно низкой цене

-получение выгоды от сделки

-удовлетворение потребностей потребителя

Межпредметные связи.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений, проблемная подача учебного материала).

Формулировка темы и цели урока.

Изучение нового материала

О чем пойдет речь на уроке? Давайте попробуем сформулировать тему.

Какие учебные задачи мы должны перед собой поставить- чему мы научимся, изучив эту тему?

Мы узнаем:

1. Узнаем, какие  права потребителя существуют.

2. Рассмотрим способы защиты прав потребителя.

3.Рассмотрим различные ситуации в которых может оказаться потребитель и как правильно поступить в той или иной ситуации.

«Потребители – это все мы, » - заявил в Конгрессе 15 марта 1962 г. Президент США Джон Кеннеди и провозгласил основные права потребителя. С тех пор на планете стало одним Всемирным праздником больше

В 1992 году принят закон РФ «О защите прав потребителей», в котором отражены все права потребителей». Буквально завтра, 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.

Знание своих основных прав поможет вам правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав, которые иногда случаются.

Давайте разберёмся какие же существуют основные права потребителей.(работа с учебником или презентацией, запись этих прав в тетради)

  1. Право на качество.(описание слайда)
  2. Право на безопасность.
  3. Право на информацию.
  4. Право на возмещение ущерба.(право быть услышанным)
  5. Право  выбора.

Продавцы не всегда соблюдают права потребителей. Поэтому важно не только знать свои права, но и уметь их защищать. Законом РФ «О защите прав потребителей» гарантировано соблюдение прав потребителя.

В нашей стране организованы специальные общества, которые помогают потребителям отстаивать свои права при их нарушении. В Кулебаках тоже есть такая организация, которая называется «Общество защиты прав потребителей». Обратиться туда может любой желающий, если нарушены его права.

 Учащиеся  называют возможные варианты темы урока. Вместе с учителем записывают дату занятия,  формулируют тему и записывают в тетрадь

«Права потребителя»

Учащиеся ставят  задачи используя вводные положения:

1. Узнаем, какие права имеет потребитель.

2. Научимся определять как можно защитить себя.

3. Рассмотрим различные ситуации в которых может оказаться потребитель и как правильно поступить в той или иной ситуации.

Ученики работают  с учебником, а также используя презентацию, осваивают новый материал.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений, проблемная подача учебного материала).

Закрепление нового знания.

 Предлагает выполнить задания  по презентации учителя используя приём ПОПС.

1.Можно ли из товарного ярлыка получить какие либо сведения?

2.Считаете ли вы верным утверждение, что потребитель должен уметь себя защищать сам? Ответ поясни.

3Нужно ли брать в магазине при покупке товара чек или гарантийный талон?

Ученики самостоятельно работают в тетрадях над заданием, отвечая на вопросы методом ПОПС.

Позиция: Я считаю, что….

Обоснование:…потому ,что…

Подтверждение: Я могу это подтвердить это….

Следствие: Следовательно…

Выполнившие задание. поднимают руку, отвечают на поставленные вопросы.

УУД умение осознавать познавательную задачу, применять новые знания;

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Работа в группах.

Каждая группа работает над своей ситуацией, кто-то один из группы отвечает.

1).Ситуация:«Вы пришли в магазин, чтобы купить килограмм яблок. Продавец взвесил фрукты, но тут вы увидели, что они ненадлежащего качества. Как вы поступите в данной ситуации?, Какое право было нарушено?»

2) Ситуация: «На рынке вы приобрели рубашку, а когда пришли домой, увидели дырку на рукаве. Что вы предпримете?, Какое право было нарушено»?

3) Ситуация: Вы хотите купить банку тушеной  свинины, но никак не найдёте на ней дату производства и срок хранения. Ваши дальнейшие действия? ,Какое право было нарушено?

Ученики самостоятельно работают в группах. А затем каждая группа представляет свой ответ.

Предполагаемые ответы:

1.(Право на качество, безопасность)

-Как вы думаете, вам заменят товар или нет?

-Да.

2.(право на качество, на возмещение ущерба)

3. (информация, безопасность)

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы.

УУД

Познавательные (умение осознавать познавательную задачу, применять новые знания);

регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ)

Включение в систему знаний и умений.

Учитель предлагает подвести итоги , обращаясь к просмотренному мультфильму в начале урока.

 1.Почему старику не удалось продать корову? (Он говорил правду о своём товаре)

 2.А как вёл торг скоморох? (Обманывал покупателей о качестве товара).

3. Если бы богач все-таки купил корову, какие права потребителя были бы нарушены? Приведите примеры (право на информацию, право на качество)

     ВЫВОД:

Кто в первую очередь должен защищать права потребителя?

(В первую очередь мы сами! От нашего умения правильно вести себя в различных ситуациях, от знаний своих прав зависит наше благополучие).

Индивидуальная работа с тестами.

1. В течение скольких дней покупатель может вернуть товар, если он не подошел ему по цвету, форме и размеру

1) в течении срока, указанного в договоре;

2)14 дней

3)15 дней.

2.Договор об исполняемом в присутствии заказчика ремонте золотой цепочки, может оформляться выдачей:

гарантийного талона;

кассового чека;

именного сертификата.

3. Информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением ГМО:

должна предоставляться в обязательном порядке;

может предоставляться по желанию изготовителя или продавца;

должна предоставляться по требованию потребителя.

4.Потребитель в супермаркете, проходя мимо стеллажа с упаковками молока, задел его. Несколько коробок упало, при этом один пакет разорвался, и его содержимое оказалось на полу. Потребитель:

должен заплатить за разорвавшийся пакет, т.к. он разорвался по его вине;

должен заплатить за разорвавшийся пакет, по требованию продавца;

не должен платить за разорвавшийся пакет молока.

Отвечают устно:

1. Он говорил правду о своём товаре)

2. (Обманывал покупателей о качестве товара).

3. (право на информацию, право на качество).

Вывод: (В первую очередь мы сами! От нашего умения правильно вести себя в различных ситуациях, от знаний своих прав зависит наше благополучие.

Ученики индивидуально выполняют тестовые задания, а затем обмениваются  друг с другом и с помощью презентации проверяют правильность ответов.

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы.

УУД

Познавательные (умение осознавать познавательную задачу, применять новые знания);

регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ)

Рефлексия, учебной деятельности, и самоанализ,  рефлексия чувств и эмоций.

Выдача домашнего задания.

Учитель предлагает оценить данное занятие составив синквейн к понятию Права (потребителя)

-Нужны ли полученные на уроке знания в жизни…

-Кто сегодня работал активнее всех и чьи ответы вам особенно запомнились.

Выдача памяток-потребителя:

Памятка - потребителя
1.Покупай товар только в специализированных магазинах или в специально отведенных местах для торговли;                   
2.Проверяй срок годности товара                         
3.Сохраняй чек на товар.                       
4.Подписывая договор на оказание услуги, внимательно ознакомься с содержанием.
5.Проверь наличие Сертификата на товар.


Выдача дом. задания.
Стр.185-187,с.190-191 №7

 Как Вы понимаете выражение "Кто предупрежден, тот вооружен" применительно к теме нашего урока?

 

Спасибо за плодотворную работу.

Урок окончен.

Выполняют задание устно

Дают полный развёрнутый отчет

Предполагаемый синквейн:

1.Права (потребителя)

2.Обеспечивают, устанавливают, регулируют
3.Общеобязательные, общественные (безопасные, информационные)
4.Совокупность правил, определяющих отношения между потребителем и производителем
5.Правила

 

Организованное окончание, встают, подают дневники

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка,  взаимооценка, оценка учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ты и твои права." - разработка урока по правам человека в 5-6 классах.

Урок по правам человека для учеников 5-6 классов в доступной для этого возраста подаче материала....

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...

Разработка урока по праву 10 класс профильный уровень

Разработка урока по праву 10 класс. Система органов власти. Федеральное собрание....

Разработка урока "Конвенция прав ребенка". 8 класс

Методическая разработка урока "Конвенция прав ребенка" для 8 класса. На уроке изучается материал о правах ребенка на основании Конвенции, Декларации прав ребенка. Предлагаются статьи Конвенции, текст ...

Разработка урока "Конвенция прав ребенка". 8 класс

Методическая разработка урока "Конвенция прав ребенка" для 8 класса. На уроке изучается материал о правах ребенка на основании Конвенции, Декларации прав ребенка. Предлагаются статьи Конвенции, текст ...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Разработка урока "Гражданское право" 11 класс (презентация + план-конспект)

Материал направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся....