Практические аспекты организации профориентационной работы на основе курса «Основы налоговой грамотности»
статья по экономике (10, 11 класс)
Приоритетной задачей современного образования является развитие личности, её способности к самореализации и профессиональному самоопределению. Выпускник на основе профессионального самоопределения должен прийти к устойчивому сознательному выбору профессии.
МОУ Шатковская СШ и МБОУ «Школа №26» г. Дзержинска являются участниками Федеральной инновационной площадки «Содержательно-технологическое сопровождение практико-ориентированных форматов профориентационной деятельности в образовательных организациях».
В рамках инновационной деятельности была разработана программа курса «Основы налоговой грамотности» для возрастной группы 14-18 лет и в 2017 году получено экспертное заключение научно-методического экспертного совета ГБОУ ДПО НИРО на апробацию курса. В 2018 году получено экспертное заключение на использование программы курса в образовательном процессе.
Основная цель курса - формирование налоговых компетенций, необходимых для успешной социализации школьников. Один из запланированных результатов - мотивация к труду, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практические аспекты организации профориентационной работы на основе курса «Основы налоговой грамотности»
Е. В. Евсюкова,
учитель экономики МОУ «Шатковская СШ»
п.г.т. Шатки Нижегородская обл.
Т.Н. Ермошина,
учитель экономики МБОУ «Школа №26»
г. Дзержинск Нижегородская обл.
Каждый выпускник школы стоит перед непростым выбором сферы своей будущей профессиональной деятельности, выбором дальнейшего места профессионального образования. Зачастую такой выбор происходит без учета актуальных социально-экономических условий, и без реальной оценки своих индивидуальных способностей. Профориентационная работа помогает учащимся осознанно осуществлять выбор профессии, решать задачу формирования личности работника нового типа и эффективного использования кадрового потенциала.
Приоритетной задачей современного образования является развитие личности, её способности к самореализации и профессиональному самоопределению. Выпускник на основе профессионального самоопределения должен прийти к устойчивому сознательному выбору профессии.
Профессиональное самоопределение — это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии
МОУ Шатковская СШ и МБОУ «Школа №26» г. Дзержинска являются участниками Федеральной инновационной площадки «Содержательно-технологическое сопровождение практико-ориентированных форматов профориентационной деятельности в образовательных организациях».
В рамках инновационной деятельности была разработана программа курса «Основы налоговой грамотности» для возрастной группы 14-18 лет и в 2017 году получено экспертное заключение научно-методического экспертного совета ГБОУ ДПО НИРО на апробацию курса. В 2018 году получено экспертное заключение на использование программы курса в образовательном процессе.
Основная цель курса - формирование налоговых компетенций, необходимых для успешной социализации школьников. Один из запланированных результатов - мотивация к труду, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования.
В ходе апробации курса используются учебные материалы «Налоги и налогообложение» и пособие для учителя, которые были разработаны работниками Управления ФНС России по Нижегородской области и кафедрой теории и методики обучения технологии и экономики с участием учителей Нижегородской области среди которых также принимали участие. Учебные материалы содержат теоретический материал, а учебные пособия для учителя это разнообразные формы практической работы: работа с текстом, творческие задания, структурно логические схемы, работа с интернетом, практические работы по заполнению налоговой декларации и т.д.
В рамках курса мы занимаемся профориентацией через учебный предмет:
знакомим учащихся с различными видами профессий, способствуем формированию у школьников общественно-значимых мотивов выбора
профессии, консультируем учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством. Для этого выделяем в программном материале темы, в которые целесообразно включить профориентационный материал, определяем формы подачи профориентационного материала. Основными формами и методами профориентационной работы учителя являются:
- беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;
- решение различного рода задач с практическим содержанием;
- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
- просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса непосредственно в практической деятельности людей;
- встречи со специалистами;
- профессиональные пробы;
- оформление альбомов, плакатов и другой наглядной агитации профориентационного характера.
Выбор метода и формы обучения зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Для реализации программы курса предполагается широкое использование таких методов и форм обучения, как лекционно-семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита проектов, подготовка рефератов, написание эссе, использование ИКТ, экскурсии, профпробы.
Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профориентации, — связь его с жизнью. В текущем учебном году школы заключили соглашения о социальном партнерстве с межрайонными ИФНС России по Нижегородской области, в рамках которых учащиеся проходят учебную практику и участвуют в мероприятиях, организуемых ИФНС.
Проходя профессиональные пробы в ИФНС, учащиеся получают опыт профессиональной деятельности, который формирует у них целостное представление о конкретной профессии в области налогообложения (налоговый инспектор, бухгалтер, юрист и др.) и направлении получения образования, способствует сознательному, обоснованному выбору профессий.
Традиционными стали мероприятия с участием работников налоговой службы, которые проводятся в различных формах: открытые уроки, экономическая игра «Налогообложение», виртуальная экскурсия в налоговую инспекцию, работа с информацией на сайте ФНС РФ налог.ру, где учащиеся знакомятся с интерфейсом интернет-портала ФНС, изучают функциональные возможности, знакомятся с построением алгоритма создания собственного бизнеса.
Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах по налоговой грамотности. В 2017 году 8 учащихся стали участниками заключительного этапа Областной олимпиады по основам налоговой грамотности, где двое из них заняли призовое место. В областных соревнованиях «Налоговая декларация 3-НДФЛ» среди команд 9-11 классов команда школ заняли 1-е и 2-е места. В 2018 году 10 учащихся стали участниками заключительного этапа областной олимпиады. Вошли в десятку сильнейших, заняв 6,7,8, 10-е места. В областных соревнованиях «Налоговая декларация 3-НДФЛ команды школ заняли 2-е и 3-е места.
В течении года проводилась работа по изучению мнения учащихся по отношению к программе. В основном мнения детей о программе положительные. Те знания о налогах которые они получают необходимы при сдаче ЕГЭ по обществознанию, навыки расчетов налоговых платежей, заполнения налоговых деклараций, работа с электронными сервисами налоговой службы помогут в дальнейшем решать жизненные ситуации, проблемы связанные с налогообложением.
Выпускники с интересом изучают учебный материал, многие в дальнейшем ориентируются на выбор таких профессий как: юрист, финансист, экономист, бухгалтер, работник налоговой службы.
Для реализации программы «Основы налоговой грамотности использовались – личностно-ориентированные технологии, системно-деятельностный подход.
Преподавание курса дает возможность добиться обозначенных результатов в сфере профориентации школьников, способствует выработке у учащихся новых умений в решении практических, экономических и социальных проблем для достижения конечного результата, заложенного в ФГОС – социально-экономической адаптации учащихся.
Список литературы:
- Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999.
- Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации самостоятельной работы на занятиях по основам философии
Очень важно, что презентация, являясь современной формой представления знаний и информации, имеет определенную, непохожую на другие научные формы работы (диплом, курсовую работу, реферат, контрольную ...

Практические аспекты организации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса к прохождению итоговой аттестации по новой форме.
В помощь классному руководителю - учителю-предметнику...

Аспекты опыта профориентационной работы в Колледже полиции
Информационный обзор в котором раскрывается опыт профориентационной работы в ГБПОУ города Москвы Колледж полиции, в обзоре отражены направления и формы проводимой работы с курсантами колледжа, учащими...

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»). ...
Практические аспекты организации тестирования ВФСК «ГТО» Детей с ограниченными возможностями здоровья
Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют д...

Методические рекомендации по организации профориентационной работы с подростками на занятиях по программе «Основы вождения»
Методические рекомендации по организациии профориентационной работы с подростками на занятиях по программе "Основы вождения"...