Практические аспекты организации профориентационной работы на основе курса «Основы налоговой грамотности»
статья по экономике (10, 11 класс)

Евсюкова Елена Владимировна

Приоритетной задачей современного образования является развитие личности, её способности к самореализации и профессиональному самоопределению. Выпускник на основе профессионального самоопределения должен прийти к устойчивому сознательному выбору профессии. 

МОУ Шатковская СШ и МБОУ «Школа №26» г. Дзержинска являются участниками Федеральной инновационной площадки «Содержательно-технологическое сопровождение практико-ориентированных форматов профориентационной деятельности в образовательных организациях».

В рамках инновационной деятельности была разработана программа курса «Основы налоговой грамотности» для возрастной группы 14-18 лет и  в 2017 году получено экспертное заключение научно-методического экспертного совета ГБОУ ДПО НИРО на апробацию курса. В 2018 году получено экспертное заключение на использование программы курса в образовательном процессе.

Основная цель курса - формирование налоговых  компетенций, необходимых для успешной социализации школьников. Один из запланированных результатов - мотивация к труду,  стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические аспекты организации профориентационной работы на основе курса «Основы налоговой грамотности»

                                               

                                                  Е. В. Евсюкова,

                                                            учитель экономики   МОУ «Шатковская СШ»                                                                                                                      

                                                            п.г.т. Шатки Нижегородская обл.

                                                            Т.Н. Ермошина,

                                               учитель экономики МБОУ «Школа №26»

                                               г. Дзержинск Нижегородская обл.

Каждый выпускник школы стоит перед непростым выбором сферы своей будущей профессиональной деятельности, выбором дальнейшего места профессионального образования. Зачастую такой выбор происходит без учета актуальных социально-экономических условий, и без реальной оценки своих индивидуальных способностей. Профориентационная работа помогает учащимся осознанно осуществлять выбор профессии, решать задачу формирования личности работника нового типа и эффективного использования кадрового потенциала.

Приоритетной задачей современного образования является развитие личности, её способности к самореализации и профессиональному самоопределению. Выпускник на основе профессионального самоопределения должен прийти к устойчивому сознательному выбору профессии.  

Профессиональное самоопределение — это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии

МОУ Шатковская СШ и МБОУ «Школа №26» г. Дзержинска являются участниками Федеральной инновационной площадки «Содержательно-технологическое сопровождение практико-ориентированных форматов профориентационной деятельности в образовательных организациях».

В рамках инновационной деятельности была разработана программа курса «Основы налоговой грамотности» для возрастной группы 14-18 лет и  в 2017 году получено экспертное заключение научно-методического экспертного совета ГБОУ ДПО НИРО на апробацию курса. В 2018 году получено экспертное заключение на использование программы курса в образовательном процессе.

Основная цель курса - формирование налоговых  компетенций, необходимых для успешной социализации школьников. Один из запланированных результатов - мотивация к труду,  стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования. 

В ходе апробации курса используются учебные материалы «Налоги и налогообложение» и пособие для учителя, которые были разработаны работниками Управления ФНС России по Нижегородской области и кафедрой теории и методики обучения технологии и экономики с участием учителей Нижегородской области среди которых также принимали участие. Учебные материалы содержат теоретический материал, а учебные пособия для учителя это разнообразные формы практической работы: работа с текстом, творческие задания, структурно логические схемы, работа с интернетом, практические работы по заполнению налоговой декларации и т.д.

         В рамках курса мы занимаемся профориентацией через учебный предмет:

знакомим учащихся с различными видами  профессий,  способствуем формированию у школьников общественно-значимых мотивов выбора

профессии,  консультируем учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством. Для этого выделяем в программном материале темы, в  которые целесообразно включить профориентационный материал, определяем формы подачи профориентационного материала. Основными формами и методами профориентационной работы учителя являются:

- беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;

- решение различного рода задач с практическим содержанием;

- участие в олимпиадах, конкурсах,  конференциях;

- просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса непосредственно в практической деятельности людей;

- встречи со специалистами;

- профессиональные пробы;

- оформление альбомов, плакатов и другой наглядной агитации профориентационного характера.

          Выбор метода и формы обучения зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Для реализации программы курса предполагается   широкое использование таких методов и форм обучения, как лекционно-семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита проектов, подготовка рефератов, написание эссе, использование ИКТ, экскурсии, профпробы.  

          Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профориентации, — связь его с жизнью. В текущем учебном году школы заключили соглашения о  социальном партнерстве с межрайонными ИФНС России по Нижегородской области, в рамках которых  учащиеся проходят учебную практику и  участвуют в мероприятиях, организуемых  ИФНС.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Проходя профессиональные пробы в ИФНС,  учащиеся получают опыт профессиональной деятельности, который формирует у них целостное представление о конкретной профессии в области налогообложения (налоговый инспектор, бухгалтер, юрист и др.)  и направлении получения образования, способствует сознательному, обоснованному выбору профессий. 

Традиционными стали мероприятия с участием работников налоговой службы, которые проводятся в различных формах: открытые уроки, экономическая игра «Налогообложение», виртуальная экскурсия в налоговую инспекцию, работа с информацией на сайте ФНС РФ налог.ру, где учащиеся знакомятся с интерфейсом интернет-портала ФНС, изучают  функциональные возможности,  знакомятся с построением алгоритма создания собственного бизнеса.

Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах по налоговой грамотности. В 2017 году 8 учащихся стали  участниками заключительного этапа Областной олимпиады по основам налоговой грамотности, где двое из них заняли призовое место. В областных соревнованиях «Налоговая декларация 3-НДФЛ» среди команд 9-11 классов команда школ заняли 1-е и 2-е места. В 2018 году  10 учащихся стали участниками заключительного этапа областной олимпиады. Вошли в десятку сильнейших, заняв 6,7,8, 10-е места. В областных соревнованиях «Налоговая декларация 3-НДФЛ команды школ заняли 2-е и 3-е места.

В течении года проводилась работа по изучению мнения учащихся по отношению к программе. В основном мнения детей о программе положительные. Те знания о налогах которые они получают необходимы при сдаче ЕГЭ по обществознанию, навыки расчетов налоговых платежей, заполнения налоговых деклараций, работа с электронными сервисами налоговой службы помогут в дальнейшем решать жизненные ситуации, проблемы связанные с налогообложением.

Выпускники с интересом изучают учебный материал, многие в дальнейшем ориентируются на выбор таких профессий как: юрист, финансист, экономист, бухгалтер, работник налоговой службы.

Для реализации программы «Основы налоговой грамотности использовались – личностно-ориентированные технологии, системно-деятельностный подход.

Преподавание курса дает возможность добиться обозначенных результатов в сфере профориентации школьников, способствует выработке у учащихся новых умений в решении практических, экономических и социальных проблем для достижения конечного результата, заложенного в ФГОС – социально-экономической адаптации учащихся.

Список литературы:

  1. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999.
  2. Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации самостоятельной работы на занятиях по основам философии

Очень важно, что презентация, являясь современной формой представления знаний и информации, имеет определенную, непохожую на другие научные формы работы (диплом, курсовую работу, реферат, контрольную ...

Аспекты опыта профориентационной работы в Колледже полиции

Информационный обзор в котором раскрывается опыт профориентационной работы в ГБПОУ города Москвы Колледж полиции, в обзоре отражены направления и формы проводимой работы с курсантами колледжа, учащими...

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

Практические аспекты организации тестирования ВФСК «ГТО» Детей с ограниченными возможностями здоровья

Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют д...

Методические рекомендации по организации профориентационной работы с подростками на занятиях по программе «Основы вождения»

Методические рекомендации по организациии профориентационной работы с подростками на занятиях по программе "Основы вождения"...