Практические аспекты организации профориентационной работы на основе курса «Основы налоговой грамотности»
статья по экономике (10, 11 класс)

Евсюкова Елена Владимировна

Приоритетной задачей современного образования является развитие личности, её способности к самореализации и профессиональному самоопределению. Выпускник на основе профессионального самоопределения должен прийти к устойчивому сознательному выбору профессии. 

МОУ Шатковская СШ и МБОУ «Школа №26» г. Дзержинска являются участниками Федеральной инновационной площадки «Содержательно-технологическое сопровождение практико-ориентированных форматов профориентационной деятельности в образовательных организациях».

В рамках инновационной деятельности была разработана программа курса «Основы налоговой грамотности» для возрастной группы 14-18 лет и  в 2017 году получено экспертное заключение научно-методического экспертного совета ГБОУ ДПО НИРО на апробацию курса. В 2018 году получено экспертное заключение на использование программы курса в образовательном процессе.

Основная цель курса - формирование налоговых  компетенций, необходимых для успешной социализации школьников. Один из запланированных результатов - мотивация к труду,  стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические аспекты организации профориентационной работы на основе курса «Основы налоговой грамотности»

                                               

                                                  Е. В. Евсюкова,

                                                            учитель экономики   МОУ «Шатковская СШ»                                                                                                                      

                                                            п.г.т. Шатки Нижегородская обл.

                                                            Т.Н. Ермошина,

                                               учитель экономики МБОУ «Школа №26»

                                               г. Дзержинск Нижегородская обл.

Каждый выпускник школы стоит перед непростым выбором сферы своей будущей профессиональной деятельности, выбором дальнейшего места профессионального образования. Зачастую такой выбор происходит без учета актуальных социально-экономических условий, и без реальной оценки своих индивидуальных способностей. Профориентационная работа помогает учащимся осознанно осуществлять выбор профессии, решать задачу формирования личности работника нового типа и эффективного использования кадрового потенциала.

Приоритетной задачей современного образования является развитие личности, её способности к самореализации и профессиональному самоопределению. Выпускник на основе профессионального самоопределения должен прийти к устойчивому сознательному выбору профессии.  

Профессиональное самоопределение — это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии

МОУ Шатковская СШ и МБОУ «Школа №26» г. Дзержинска являются участниками Федеральной инновационной площадки «Содержательно-технологическое сопровождение практико-ориентированных форматов профориентационной деятельности в образовательных организациях».

В рамках инновационной деятельности была разработана программа курса «Основы налоговой грамотности» для возрастной группы 14-18 лет и  в 2017 году получено экспертное заключение научно-методического экспертного совета ГБОУ ДПО НИРО на апробацию курса. В 2018 году получено экспертное заключение на использование программы курса в образовательном процессе.

Основная цель курса - формирование налоговых  компетенций, необходимых для успешной социализации школьников. Один из запланированных результатов - мотивация к труду,  стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования. 

В ходе апробации курса используются учебные материалы «Налоги и налогообложение» и пособие для учителя, которые были разработаны работниками Управления ФНС России по Нижегородской области и кафедрой теории и методики обучения технологии и экономики с участием учителей Нижегородской области среди которых также принимали участие. Учебные материалы содержат теоретический материал, а учебные пособия для учителя это разнообразные формы практической работы: работа с текстом, творческие задания, структурно логические схемы, работа с интернетом, практические работы по заполнению налоговой декларации и т.д.

         В рамках курса мы занимаемся профориентацией через учебный предмет:

знакомим учащихся с различными видами  профессий,  способствуем формированию у школьников общественно-значимых мотивов выбора

профессии,  консультируем учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством. Для этого выделяем в программном материале темы, в  которые целесообразно включить профориентационный материал, определяем формы подачи профориентационного материала. Основными формами и методами профориентационной работы учителя являются:

- беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;

- решение различного рода задач с практическим содержанием;

- участие в олимпиадах, конкурсах,  конференциях;

- просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса непосредственно в практической деятельности людей;

- встречи со специалистами;

- профессиональные пробы;

- оформление альбомов, плакатов и другой наглядной агитации профориентационного характера.

          Выбор метода и формы обучения зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Для реализации программы курса предполагается   широкое использование таких методов и форм обучения, как лекционно-семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита проектов, подготовка рефератов, написание эссе, использование ИКТ, экскурсии, профпробы.  

          Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профориентации, — связь его с жизнью. В текущем учебном году школы заключили соглашения о  социальном партнерстве с межрайонными ИФНС России по Нижегородской области, в рамках которых  учащиеся проходят учебную практику и  участвуют в мероприятиях, организуемых  ИФНС.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Проходя профессиональные пробы в ИФНС,  учащиеся получают опыт профессиональной деятельности, который формирует у них целостное представление о конкретной профессии в области налогообложения (налоговый инспектор, бухгалтер, юрист и др.)  и направлении получения образования, способствует сознательному, обоснованному выбору профессий. 

Традиционными стали мероприятия с участием работников налоговой службы, которые проводятся в различных формах: открытые уроки, экономическая игра «Налогообложение», виртуальная экскурсия в налоговую инспекцию, работа с информацией на сайте ФНС РФ налог.ру, где учащиеся знакомятся с интерфейсом интернет-портала ФНС, изучают  функциональные возможности,  знакомятся с построением алгоритма создания собственного бизнеса.

Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах по налоговой грамотности. В 2017 году 8 учащихся стали  участниками заключительного этапа Областной олимпиады по основам налоговой грамотности, где двое из них заняли призовое место. В областных соревнованиях «Налоговая декларация 3-НДФЛ» среди команд 9-11 классов команда школ заняли 1-е и 2-е места. В 2018 году  10 учащихся стали участниками заключительного этапа областной олимпиады. Вошли в десятку сильнейших, заняв 6,7,8, 10-е места. В областных соревнованиях «Налоговая декларация 3-НДФЛ команды школ заняли 2-е и 3-е места.

В течении года проводилась работа по изучению мнения учащихся по отношению к программе. В основном мнения детей о программе положительные. Те знания о налогах которые они получают необходимы при сдаче ЕГЭ по обществознанию, навыки расчетов налоговых платежей, заполнения налоговых деклараций, работа с электронными сервисами налоговой службы помогут в дальнейшем решать жизненные ситуации, проблемы связанные с налогообложением.

Выпускники с интересом изучают учебный материал, многие в дальнейшем ориентируются на выбор таких профессий как: юрист, финансист, экономист, бухгалтер, работник налоговой службы.

Для реализации программы «Основы налоговой грамотности использовались – личностно-ориентированные технологии, системно-деятельностный подход.

Преподавание курса дает возможность добиться обозначенных результатов в сфере профориентации школьников, способствует выработке у учащихся новых умений в решении практических, экономических и социальных проблем для достижения конечного результата, заложенного в ФГОС – социально-экономической адаптации учащихся.

Список литературы:

  1. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999.
  2. Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации самостоятельной работы на занятиях по основам философии

Очень важно, что презентация, являясь современной формой представления знаний и информации, имеет определенную, непохожую на другие научные формы работы (диплом, курсовую работу, реферат, контрольную ...

Аспекты опыта профориентационной работы в Колледже полиции

Информационный обзор в котором раскрывается опыт профориентационной работы в ГБПОУ города Москвы Колледж полиции, в обзоре отражены направления и формы проводимой работы с курсантами колледжа, учащими...

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

Методические указания по организации самостоятельной работы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по «Основам безопасности жизнедеятельности» для профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»: ме...

Методические рекомендации по организации профориентационной работы с подростками на занятиях по программе «Основы вождения»

Методические рекомендации по организациии профориентационной работы с подростками на занятиях по программе "Основы вождения"...