Проект Валюта.
проект по экономике (11 класс) на тему

Бобровский Юрий Анатольевич

После распада СССР граждане нашей страны оказались в новых экономических отношениях. В странах Западной Европы и США население в большей степени научилось жить в условиях рыночной экономики и функционирования финансовых рынков. У российских граждан такой опыт практически отсутствует. В результате развития торговых отношений между различными странами происходит интеграция денежных потоков, предусматривающая конвертацию валют различных стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_valyuta.doc350.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

 

Сибирский институт управления – филиал РАНХ и ГС

Региональный методический центр

по финансовой грамотности

системы общего и среднего профессионального образования Новосибирской области

ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ

Методическая разработка урока по теме:

«Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование»

Разработчик проекта:

Бобровский Юрий Анатольевич, учитель истории и обществознания МБОУ Октябрьская СОШ, Карасукский район

ВВЕДЕНИЕ

После распада СССР граждане нашей страны оказались в новых экономических отношениях. В странах Западной Европы и США население в большей степени научилось жить в условиях рыночной экономики и функционирования финансовых рынков. У российских граждан такой опыт практически отсутствует. В результате развития торговых отношений между различными странами происходит интеграция денежных потоков, предусматривающая конвертацию валют различных стран. Граждане России используют иностранную валюту для поездки за границу, осуществляют сбережения в валюте, кредитные операции, поэтому важным становится распространение и информация о видах валют и особенностях их обращения.

Выпускники в современных условиях должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определять свою позицию в преобразованиях. Курс «Финансовая грамотность» раскрывает систему взаимосвязанных экономических явлений, процессов и законов и тем самым закладывает основу для принятия эффективных решений распоряжения финансами. В условиях международной экономической интеграции знание обменного валютного курса и умение конвертировать одну валюту в другую является неотъемлемым и необходимым условием для успешного развития бизнеса, а также частью экономической культуры современного человека.

Цель проекта: создание методической разработки учебного занятия в рамках курса «Финансовая грамотность» по теме «Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование».

Задачи проекта:

  • Изучить современные подходы к преподаванию курса «Финансовая грамотность» в соответствии с ФГОС CОО; материалы по теме «Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование», собрать информацию по теме и адаптировать к возрастной группе обучающихся 10 класса;
  • Составить методическую разработку урока с опорой на базовые знания и понятия курса;
  • Оформить выпускной проект в соответствии с требованиями и осуществить его презентацию.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Характеристика методической разработки занятия

Тема: «Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование»  

Класс: 10

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Технология: проблемного обучения.

          Методы и приемы: кейс – метод, прием «Я - Мы - Дело».

     Место в учебном плане: тема № 6 «Валюта в современном мире», занятие  № 1.

Цель обучающихся на занятии: научиться применять знания о валютном рынке на практике.

Базовые понятия и знания: валюта, валютный курс, режим валютного курса, валютный рынок, котировка валют, конвертируемость.

Умения:

  •   различать стратегии  риска и выгоды при  умелом управлении личными финансами;
  •   выбирать приемлемую для себя стратегию управления финансами;
  •   рассчитать выгоду размещения и использования личных финансов при условии учёта валютных рисков.

Компетенции:

  • Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения личных финансов при условии учёта валютных рисков.
  • Оценивать ситуации, в которых может оказаться семья.
  • Работать в группе.
  • Оценивать свои действия и действия других.

Личностные характеристики и установки:

  •  понимание взаимосвязей риска снижения качества жизни при нерациональном использовании денежных средств;
  • осознание важности умения управления личными финансами и финансами семьи.

Ресурсное обеспечение занятия

Компьютер, мультимедийное оборудование, видеоролик,  Интернет-ресурсы (карта валют мира, диаграммы валютных курсов), УМК по финансовой грамотности.

Описание хода занятия

Технологическая карта

Этап,

название

Действия учителя

Действия обучающихся

Ресурс

1.Организационно- подготовительный

Приветствие учеников.

Проверка готовности класса к уроку.

Готовность к уроку. Приветствие учителя.

      -

2. Этап мотивации учебной деятельности.

Показ видеоролика.

Создание проблемной ситуации

Вопросы для анализа (приложение №1)

Беседа с учащимися Учитель даёт задание: разбить предложенные заголовки на две группы. Классу задается вопрос: чем различаются эти две группы заголовков?

Формулировка целей и задач урока. 

Просмотр видеоролика.

Ответы учащихся.

Учащиеся отвечают, высказывают своё мнение.

Формулируют проблемный вопрос урока

Медиаресурс

(видеоролик)

 3. Этап актуализации

знаний

Вспомните, что такое валюта?

Посмотрите на карту валют мира и назовите мировые валюты.

Даёт задание в парах соотнести понятия и определения

Даёт задание на анализ диаграммы «Динамика валютного курса»

Называют валюты мира

Обсуждение в парах

Задание: «Понятие - значение»

Анализ диаграмм

Медиаресурс

(презентация)

4. Деятельностный этап

Учитель предлагает классу разделиться на 5 групп

Постановка задач перед группами с помощью  Кейс-метода

Раздача кейсов по группам.

Учащиеся делятся на группы.

Ответы учащихся Решение  ситуаций из кейсов. Ответы на поставленные вопросы.

Кейсы для групп

5. Рефлексия

Подводит итоги работы групп и класса в целом

Самооценивание деятельности на уроке

 (Я - Мы - Дело)

6. Домашнее задание

Д/з: написать эссе по теме «Российский рубль на рынке мировой валюты»

Дает комментарий к домашнему заданию

Обеспечение понимания детьми

содержания и способов выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основное содержание проекта направлено на разработку учебного занятия «Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование». 

В рамках реализации проекта участники изучили программу учебного предмета «Финансовая грамотность», ФГОС СОО с целью выбрать оптимальные планируемые результаты занятия. Был проведен сбор информации по проблематике поставленного вопроса, организовано  через «мозговой штурм» решение вопроса о типе и форме проведения занятия, методах и приемах работы. Таким образом, был разработан методический инструментарий для достижения поставленной цели, в соответствии с разработанной характеристикой занятия.

На основании данного инструментария была составлена методическая разработка  урока с обучающимися 10 класса по теме «Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование». 

Проект был оформлен в соответствии с требованиями.

Данная разработка занятия и материалы, представленные в Приложениях к проекту, помогут коллегам подготовиться и провести урок по данной теме.  

Материалы проекта помогут обучающимся сформировать представление о различных видах валют в современном финансовом мире, возможности обмена одной валюты на другую, это позволит учащимся в будущем ориентироваться на валютном рынке, практические навыки перевода валют могут пригодиться в условиях заграничных поездок, быть возможным вариантом управления личными финансами. Мотивировать как обучающихся, так и родителей к совместной оптимизации «семейного бюджета»  за счет расчета  выгоды валют для размещения и хранения денежных средств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.) – М.: Просвещение, 2016.- 63 с. 

2.Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

3. Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность. 10-11 классы. Материалы для учащихся10-11 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 400с.

4. Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность. 10-11 классы. Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.

5. Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность: контрольно – измерительные материалы.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.- 48 с.

6. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 10-11 классов – Национальный университет «Высшая щкола экономики».-https://fmc.hse.ru/10-11forms 

7. Карта валюты мира – www.stat.hse.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ - РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

                                                                                                            Приложение 1

Вопросы для анализа видеоролика:

1. Какую информацию мы можем извлечь из данного видеоролика?

2. В каких случаях мы можем использовать эту информацию?

                                                                                                 Приложение 2

Задание классу: распределите предложенные заголовки на две группы.

                 Чем различаются эти две группы заголовков?

                                                                                                             Приложение 3

Задание: назовите валюты мира.

                                                                                                               Приложение 3

  1. Почему на диаграмме представлены валюты этих стран?
  2. В каком соотношении находится российский рубль к мировым валютам?

                                                                                                             Приложение 4

Кейс №1

Вы собираетесь за границу. Вам нужно обменять
10 000 рублей на голландские гульдены. Курс гульдена к рублю в России – 17 рублей за один гульден. Курс доллара к рублю в России составляет 28 рублей за доллар. А курс доллара к гульдену в Голландии – 1,7 гульдена за доллар.

 1. Выявить проблемную ситуацию и принять необходимое решение.

 2. Рассчитать, что выгоднее: поменять рубли сразу на гульдены или сначала на доллары. А потом на гульдены?

 3. Аргументировано защитить свои решения.

Кейс № 2

Вам надо обменять доллары на рубли. В первом обменном пункте курс покупки валюты 28,40 рубля за доллар, комиссия не взимается. Во втором обменном пункте курс покупки составляет 28,45 рубля за доллар. Но за операцию покупки валюты взимается комиссия в размере 5 рублей.

1. Выявить проблемную ситуацию и принять необходимое решение.

2. В каком пункте вам выгоднее обменять валюту, если вы меняете 50 долларов? 100 долларов? 200 долларов?

3. Аргументировано защитить свои решения.

Кейс 3

Германия экспортирует автомобили в США по цене 30 000 марок. США экспортирует машины в Германию по цене 20 000 долл. Если обменный курс  составляет  1 марка = 0,5 долл., то  цена немецкого  автомобиля  в  США составит 15 000 долл., а цена американской машины в Германии будет равна 40 000 марок.

Если  обменный  курс  изменится  и  составит 1 марка = 0,6 долл., какой будет цена немецкого автомобиля в США  и американского в Германии?

  1. Выявить проблемную ситуацию и принять необходимое решение.

2. Как изменится цена германского экспорта на рынке США и стоимость американского импорта в Германии?

3.  Аргументировано защитить свои решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайд "Национальная валюта Казахстана"

Презентация "Национальная валюта Казахстана"!...

Методическая разработка урока и презентация « Деньги, известные люди, британская валюта»

Урок в 8 классе по теме: « Деньги, известные люди, британская валюта»      Цель урока:     совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся и разв...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по изучению темы «Правовые основы и порядок осуществления переводов денежных средств в валюте РФ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по изучению темы «Правовые основы и порядок осуществления переводов денежных средств в валюте РФ»Рабочая тетрадь предназначена для освоения темы «Правовые основы и порядок осущест...

БРИТАНСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ ВАЛЮТА

ТЕСТЫ К 22 РАЗДЕЛУ УЧЕБНИКА ВЕРЕЩАГИНА БРИТАНСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ ВАЛЮТА...

Викторина "Валюта"

Викторина "Валюта"...

20.05, 22.05. МЖКХ2. Обществознание. Финансовая грамотность. Операции с иностранной валютой

Задание1. Дать определения понятиям: валюта, валютный курс, котировка.2. Изучить материал учебника, стр. 118-1213. Изучите 2 примера банковского кросс-курса. 4. Используя интернет-ресурсы, изучит...

Презентация на тему:"Интересные факты. Валюта других стран. Валюта Саудовской Аравии ".

В Саудовской Аравии долгое время не было своих денежных знаков. В стране использовались монеты, ввезенные из других государств, их даже чеканили местные мастера, копируя внешний вид. Все изменилось с ...