Рабочая программа элективного курса "Абсолютная грамотность" 9 класс.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Абсолютная грамотность" 9 класс на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_absolyutnaya_gramotnost_9_klass.docx | 48.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Рузаевского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем
заседании методического заседании научно- образовательного
объединения учителей методического совета учреждения
филологических дисциплин
Руководитель МО ________ Руководитель НМС _______ ______/Сарайкина О.В./
/ Зимина С.Ш. / /Сарайкина О.В./ «____» _______ 20___г.
«_____» __________20___г. «_____» _________ 20___ г.
Рабочая программа
элективного курса «Абсолютная грамотность»
в 9 Б классе
(вторая ступень обучения)
Составитель: Габдуллина Наталья Германовна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2014 г.
Цели и задачи курса:
- обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов;
- закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
- Общая характеристика учебного курса.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 классов). Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Рабочая программа элективного курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Имеются некоторые отличия. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Формы текущего контроля:
- лекции учителя с различными видами заданий;
- составление обобщающих таблиц и схем;
- самостоятельная работа учащихся;
- работа в группах;
- урок-практикум;
- работа с пакетами КИМов;
- написание диктантов;
- выполнение тестов.
Курс завершается итоговым контрольным тестированием.
- Место учебного курса в учебном плане.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
- Результаты освоения курса.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
- знать трудные случаи правописания;
- понимать их роль в общекультурном развитии человека;
- соблюдать в практике основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать свою речь с точки зрения ее правильности;
- находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
- совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- объяснять языковое явление;
- уметь применять знания при тестировании;
- формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- работать над расширением словарного запаса;
- работать с тестовыми заданиями;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
Тематическое планирование
элективного курса «Абсолютная грамотность»
в 9 «Б» классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макси- мальная нагрузка учащего- ся, ч. | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Практическое занятие, ч. | Уроки контроля, ч. | Экскурсии, ч. | |||
I. | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке | 2 ч. | 2 ч. | - | - | - |
II. | Орфограммы в корнях | 6 ч. | - | 6 ч. | - | - |
III. | Правописание приставок | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - | - |
IV. | Орфограммы в суффиксах | 7 ч. | - | 7 ч. | - | - |
V. | Орфограммы в окончаниях | 3 ч. | - | 3 ч. | - | - |
VI. | Правописание сложных слов | 2 ч. | - | 2 ч. | - | - |
VII. | Правописание предлогов | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - | - |
VIII. | Правописание союзов | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - | - |
IX. | Правописание частиц | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. | - | - |
X. | Правописание числительных | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - | - |
XI. | Принципы и правила переноса | 1 ч. | 1 ч. | - | - | - |
XII. | Итоговая работа за I полугодие (тест) | 1 ч. | - | - | 1 ч. | - |
Итого: | 34 ч. | 8 ч. | 25 ч. | 1 ч. | - |
Содержание элективного курса (34 часа)
Раздел 1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке (2 ч.)
Расширение и углубление понятий об орфограммах и нахождений их в словах разных частей речи.
Учащиеся должны знать:
- части речи.
Учащиеся должны уметь:
- опознавать части речи.
Основные термины и понятия: части речи, орфограмма.
Раздел 2. Орфограммы в корнях (6 ч.)
Состав слова, корень слова, однокоренные слова.
Омонимичные корни.
Гласные, проверяемые ударением. Гласные, непроверяемые ударением.
Чередующиеся, проверяемые гласные.
Правописание согласных в корне.
О-Е после шипящих в корне.
Учащиеся должны знать:
- состав слова.
Учащиеся должны уметь:
- выделять корни слов;
- «видеть» орфограмму в корне и объяснить её написание;
- различать корни с чередующейся, проверяемой гласной;
- обогащать словарный запас слов.
Основные термины и понятия: состав слова, корень, орфограмма, чередующаяся и проверяемая гласная.
Раздел 3. Правописание приставок (2 ч.)
Неизменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии).
Изменяющиеся на письме приставки (фонетический принцип орфографии).
Написание приставок, зависящее от значения.
Учащиеся должны знать:
- приставки.
Учащиеся должны уметь:
- выделять приставки;
- различать их написание;
- находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
Основные термины и понятия: приставка, морфологический принцип орфографии, фонетический принцип орфографии.
Раздел 4. Орфограммы в суффиксах (7 ч.)
О, Е после шипящих в суффиксах.
Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
Ч-Щ в суффиксах существительных.
Различение на письме суффиксов прилагательных -к и –ск.
Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик).
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.
Учащиеся должны знать:
- суффиксы.
Учащиеся должны уметь:
- выделять суффиксы;
- различать их написание;
- их грамотно писать.
Основные термины и понятия: суффикс, орфографический разбор.
Раздел 5. Орфограммы в окончаниях (3 ч.)
О, Ё после шипящих в окончаниях слов.
Падежные и родовые окончания.
Правописание личных окончаний глаголов.
Учащиеся должны знать:
- окончания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять окончания;
- их грамотно писать.
Основные термины и понятия: окончание, падежные и родовые окончания.
Раздел 6. Правописание сложных слов (2 ч.)
Сложные слова с соединительной гласной.
Сложные слова без соединительной гласной.
Слитное написание сложных существительных.
Дефисное написание сложных существительных.
Слитное написание сложных прилагательных.
Дефисное написание сложных прилагательных.
Учащиеся должны знать:
- правила написания сложных слов.
Учащиеся должны уметь:
- различать слитное и раздельное написание сложных слов.
Основные термины и понятия: сложные слова, соединительная гласная, слитное и дефисное написание сложных слов.
Раздел 7. Правописание предлогов (2 ч.)
Правописание производных и непроизводных предлогов.
Слитное и раздельное написание предлогов.
Учащиеся должны знать:
- предлоги.
Учащиеся должны уметь:
- отличать предлоги от самостоятельных частей речи.
Основные термины и понятия: предлоги, слитное и раздельное написание предлогов.
Раздел 8. Правописание союзов (2 ч.)
Слитное и раздельное написание союзов.
Учащиеся должны знать:
- союзы.
Учащиеся должны уметь:
- отличать союзы от предлогов.
Основные термины и понятия: союзы, слитное и раздельное написание союзов.
Раздел 9. Правописание частиц (4 ч.)
Слитное и дефисное написание частиц.
Разграничение частиц НЕ и НИ.
Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
Учащиеся должны знать:
- частицы.
Учащиеся должны уметь:
- отличать частицы от других частей речи.
Основные термины и понятия: частица, слитное и дефисное написание частиц, разграничение частиц не и ни.
Раздел 10. Правописание числительных (2 ч.)
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
Учащиеся должны знать:
- правило написания числительных.
Учащиеся должны уметь:
- применять правило написания числительных на письме.
Основные термины и понятия: числительное, написание числительных.
Раздел 11. Принципы и правила переноса (1 ч.)
Повторение принципов и правил переносов.
Тренировочные упражнения.
Учащиеся должны знать:
- правила переноса.
Учащиеся должны уметь:
- переносить слоги.
Основные термины и понятия: правила переноса, слоги.
Раздел 12. Итоговая работа за I полугодие (1 ч.)
Тест.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
планируемая | фактическая | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке | 2 ч. | ||||
1.1 | Опознавательные признаки орфограмм. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
1.2 | Части речи в русском языке. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
2. | Орфограммы в корнях | 6 ч. | ||||
2.1 | Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Омонимичные корни. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
2.2 | Гласные проверяемые и непроверяемые ударением. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
2.3 | Правописание согласных в корне. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
2.4 | Чередующиеся гласные. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, с таблицами. | ||
2.5 | Чередующиеся гласные (продолжение). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, с таблицами. | ||
2.6 | О-Е после шипящих в корне. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
3. | Правописание приставок | 2 ч. | ||||
3.1 | Изменяющиеся и неизменяющиеся приставки. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
3.2 | Приставки, зависящие от значения. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
4. | Орфограммы в суффиксах | 7 ч. | ||||
4.1 | О, Е после шипящих в суффиксах. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
4.2 | Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4.3 | Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий (продолжение). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, с таблицами. | ||
4.4 | Ч-Щ в суффиксах существительных. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
4.5 | Суффиксы –к и –ск. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
4.6 | Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова (-ева), -ива (-ыва). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
4.7 | Правописание гласных в суффиксах существительных –ек и –ик. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
5. | Орфограммы в окончаниях | 3 ч. | ||||
5.1 | О, Ё после шипящих в окончаниях слов. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
5.2 | Падежные и родовые окончания. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
5.3 | Личные окончания глаголов. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
6. | Правописание сложных слов | 2 ч. | ||||
6.1 | Соединительные о и е в сложных словах. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
6.2 | Слитное и дефисное написание сложных слов. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
7. | Правописание предлогов | 2 ч. | ||||
7.1 | Правописание производных и непроизводных предлогов. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа со схемами и таблицами. | ||
7.2 | Слитное и раздельное написание предлогов. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
8. | Правописание союзов | 2 ч. | ||||
8.1 | Слитное и раздельное написание союзов. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа со схемами и таблицами. | ||
8.2 | Слитное и раздельное написание союзов. | Мини-лекция, | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
практикум. | ||||||
9. | Правописание частиц | 4 ч. | ||||
9.1 | Слитное и дефисное написание частиц. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
9.2 | Разграничение частиц НЕ и НИ. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
9.3 | Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
9.4 | Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи (продолжение). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
10. | Правописание числительных | 2 ч. | ||||
10.1 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа со схемами и таблицами. | ||
10.2 | Мягкий знак на конце и в середине числительных (продолжение). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, с таблицами. | ||
11. | Принципы и правила переноса | 1 ч. | ||||
11.1 | Принципы и правила переноса. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
12. | Итоговая работа за I полугодие | 1 ч. | ||||
12.1 | Итоговый тест. | Урок контроля. | 1 ч. | Тест. | ||
Итого: | 34 ч. | |||||
урок теории – 8 ч. | ||||||
урок практических занятий – 25 ч. | ||||||
урок контроля – 1 ч. | ||||||
Год – 34 часа | ||||||
В неделю - 1 час | ||||||
(на 34 недели) | ||||||
Учебно-методическое обеспечение курса
В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности "Семейный наставник". М.И. Беляев. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). - М.: Компания Медиа Хауз, 2013, 2014. методические пособия для учителя:
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...
Рабочая программа элективного курса - 10 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...
рабочая программа элективного курса 5 класс
рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...
рабочая программа элективного курса 7 класс
рабочая программа элективного курса для 7 класса...