Материалы профориентационного семинара: "На пороге профессионального выбора".
учебно-методический материал по экономике (8 класс) по теме

Жарков Евгений Александрович

Начальный объём знаний школьника для обоснованного выбора будущей профессии. Групповое обсуждение различных понятий и проблем. Региональная составляющая учебной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №47»

НА ПОРОГЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

Методическая разработка

профориентационного семинара

                Выполнил:

Жарков Евгений Александрович,  учитель технологии

Новокузнецк,  2016

  1. Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо усвоить формулу:
    «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО»

  • ХОЧУ (интересы) – это ваши профессиональные склонности и интересы, пожелания к будущему месту работы.

  • МОГУ (способности) – ваши возможности: особенности темперамента, памяти, внимания, мышления, физические данные, медицинские противопоказания, плюс профессиональные требования, предъявляемые к выбранной Вами специальности.

  • НАДО (реальность) – требования рынка труда, спрос на подобную профессию.

Все эти составляющие должны совпадать (пишу на доске =равенство=)

  1. С точки зрения Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учетом:

  1. Своего образа «Я»: включает способ мыслей о самом себе и оценки себя;
  2. Интеллекта: структуры общих способностей и способностей к обучению;
  3. Специальных способностей: уровня развития общих и специальных способностей;
  4. Интересов: проявляющихся в желании, поиске и выполнении определенных видов деятельности;
  5. Ценностей личности: того, чего люди ожидают и что ищут для себя в трудовой деятельности, такие как продукт труда, престиж, оплата, социально-психологические условия, возможности развития и т.д.;
  6. Отношения к труду, работе и профессии: формируется в процессе становления, трудовой деятельности, карьеры;
  7. Потребностей: то что толкает людей к выбору профессии, должны быть производными ценностей;
  8. Черт личности: наиболее общих моделей поведения, оказывающих влияние на форму трудового поведения человека;
  9. Профессиональной зрелости. На разных этапах своего развития человек выбирает профессию различным образом. Человек, впервые выбирающий профессию, имеет значительно более широкое поле выбора, чем уже получивший профессиональное образование. Люди, имеющие семью и не имеющие, также обладают разным по объему полем выбора. Различно оно и у представителей разных социальных слоев. Уровень профессиональной зрелости определяется тем, насколько человек, выбирающий профессию, учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора.

  1. Пять основных параметров профессиональной зрелости:
  • Автономность.
  • Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями.
  • Умение принимать решения.
  • Умение планировать свою профессиональную жизнь.
  • Эмоциональное отношение к выбору профессии.

Автономность: способность личности к самоопределению на основе собственного опыта, мировоззрения и независимости (участвуют все 8 составляющих).

Информированность о мире профессий и умение соотнести   информацию   со   своими  особенностями.

Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

1.  Информация о мире профессий в целом.

2. Информация об отдельных профессиях или группах профессий.

(пример: слесарь, слесарь-электромеханик, автослесарь, автослесарь по ремонту электрооборудования и т.д.)

Умение принимать решения.

Все крупные и важные шаги человека в профессиональной жизни объединяет одно — всегда есть альтернатива для оценки и принятия на этой основе решения. Важным условием умения принимать решение является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу.

Для того чтобы принимать эффективные решения, учитывающие все важные факторы настоящей ситуации и перспективы, человек должен обладать определенными качествами, способностями, знаниями и навыками. Основными среди них являются:

■  любознательность, любопытство — желание и умение собирать и накапливать информацию;

■ предвидение, предусмотрительность — способность предвосхищать проблемы и заранее готовить альтернативы;

■ здравый смысл, проницательность — способность соотнести имеющуюся информацию с рассматриваемой проблемой и оценить ее:

■ решительность — способность поручиться за принятое решение и взять на себя ответственность за него;

■  делегирование полномочий — умение эффективно разделить авторитет и ответственность с коллегами;

■ планирование — умение разработать для коллектива реальный, конкретный и действенный план решения проблемы;

■ оценка риска — способность оценить потенциальный риск принятого решения;

■ ответственность за риск — способность оценить риск и взять ответственность на себя;

■ контроль — способность получить в процессе решения проблемы именно тот результат, который планировался.

Умение планировать  свою  профессиональную жизнь.

Говоря о профессиональном пути, мы говорим о пути, имеющем определенную протяженность во времени. Соответственно человек, находясь в одной из точек этого пути, является результатом своего развития в прошлом и предполагает определенное развитие в будущем.

Планирование обычно различают: долгосрочное (на несколько десятилетий вперед); на «средний» срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).

Эмоциональное отношение к  ситуации  выбора  профессии.

Период принятия решений, как и профессиональный путь, всегда связан с эмоциями. Они проявляются в эмоциональном отношении к разным профессиям и профессиональным группам (частный случай — к конкретным людям, представителям той или иной профессии) и к необходимости принятия решения о выборе профессии.

  1. Профессиональное  развитие человека происходит постоянно в течении всей жизни и имеет  ступенчатую модель. Период выбора профессии и профессионального становления является определённой ступенью, которая охватывает возраст от 14 до 25 лет и характеризуется тем, что человек пробует свои силы в различных ролях при ориентации на свои реальные профессиональные возможности.

Существует определенная динамика в развитии профессионализма (по Е.А. Климову) (рисую ступени):

  • Оптант. Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор.
  • Адепт. Это человек уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее. «Стартующий профессионал».
  • Адаптант. Молодой специалист адаптируется к работе, нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи.
  • Интернал. Это уже опытный, «наторевший» в своем деле работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Это признают и товарищи по работе. Он уже «свой», «наш», уже внутри профессии, вошел в нее вполне определенно.
  • Мастер. На этом уровне профессионализма человек может решать трудные профессиональные задачи, которые не всем коллегам по плечу. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым работником. Мастер обычно уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание).
  • Авторитет. Это мастер своего дела, хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень). О его успехах уже известно многим; возможно, он уже имеет награды, знаки отличия. С его мнением заметно считаются и коллеги, и руководители. Профессиональные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
  • Наставник. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, учениками, последователями. И это одно из обстоятельств, которые делают его жизнь наполненной, осмысленной, перспективной. Несмотря на приближающийся выход на пенсию, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, для него полна смысла.

  1. Схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым:
  1. Главная цель (кем я буду? чего достигну? какой трудовой вклад внесу в общенародное дело (устар.)?).
  2. Цепочка более отдаленных конкретных целей (где буду учиться? первая работа, дальнейшие перспективы).
  3. Пути и средства достижения ближайших жизненных целей (ознакомление, проба сил, самообразование и т.п.).
  4. Возможные внешние препятствия.
  5. Свои возможности.
  6. Запасные варианты.

  1. Исследования.
  1. Анкетирование: «Построение личной профессиональной перспективы».
  2. Тест «Ориентация» (по Климову Е.А.).
  3. Рынок труда в нашем городе.

  1. Возможности построение карьеры – разговор о востребованных профессиях в нашем городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторска программа элективного курса по профориентационной поддержке старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

Цель курса:  Исследование и диагностика профессиональных предпочтений учащихся с целью определения профиля обучения в 10 классе.Задачи курса:Определение выраженности интересов учащихс...

Материалы семинара-практикума Тема: «Профессиональное выгорание педагогов»

Активная форма взаимодействия с элементами тренингапо формированию у педагогов личностно-ориентированнойпозиции по отношению к детям в целях профилактики профессионального выгорания педагогов....

Программа по информационной, профориентационной работе с учащимися в рамках предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор»

Программа элективного курса предназначена для организации учебного процесса с учащимися 8-10 классов в рамках  предпрофильной  подготовки учащихся.Проведение элективного курса предполагает п...

План работы по профориентационной и информационной работе «Профессиональный выбор»

План работы по профориентационной и информационной работе  «Профессиональный выбор»...

Родительское собрание 9-м классе "Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей

Родительское собрание 9-м классе"Важность   выбора профессии. Сопровождение  и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей" "Профессия — эт...

Профориентационная программа внеурочной деятельности"Твой выбор" для учащихся 5-7 классов

В современном обществе происходят глобальные изменения, меняются представления о профессионализме как пожизненной приверженности к той или иной профессиональной сфере, конкретной профессии, в которой ...

Территориальная карта профориентационных ресурсов для проведения профессиональных проб и экскурсий, погружающих учащихся в различные сферы профессиональной деятельности.

В таблице представлены темы занятий, формы проведения экскурсий и профессиональных проб, целевые установки и планируемые образовательные результаты. Кроме того указаны объекты посещения и основные вид...