Материалы профориентационного семинара: "На пороге профессионального выбора".
учебно-методический материал по экономике (8 класс) по теме
Начальный объём знаний школьника для обоснованного выбора будущей профессии. Групповое обсуждение различных понятий и проблем. Региональная составляющая учебной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы профориентационного семинара. | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №47»
НА ПОРОГЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
Методическая разработка
профориентационного семинара
Выполнил:
Жарков Евгений Александрович, учитель технологии
Новокузнецк, 2016
- Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо усвоить формулу:
«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО»
- ХОЧУ (интересы) – это ваши профессиональные склонности и интересы, пожелания к будущему месту работы.
- МОГУ (способности) – ваши возможности: особенности темперамента, памяти, внимания, мышления, физические данные, медицинские противопоказания, плюс профессиональные требования, предъявляемые к выбранной Вами специальности.
- НАДО (реальность) – требования рынка труда, спрос на подобную профессию.
Все эти составляющие должны совпадать (пишу на доске =равенство=)
- С точки зрения Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учетом:
- Своего образа «Я»: включает способ мыслей о самом себе и оценки себя;
- Интеллекта: структуры общих способностей и способностей к обучению;
- Специальных способностей: уровня развития общих и специальных способностей;
- Интересов: проявляющихся в желании, поиске и выполнении определенных видов деятельности;
- Ценностей личности: того, чего люди ожидают и что ищут для себя в трудовой деятельности, такие как продукт труда, престиж, оплата, социально-психологические условия, возможности развития и т.д.;
- Отношения к труду, работе и профессии: формируется в процессе становления, трудовой деятельности, карьеры;
- Потребностей: то что толкает людей к выбору профессии, должны быть производными ценностей;
- Черт личности: наиболее общих моделей поведения, оказывающих влияние на форму трудового поведения человека;
- Профессиональной зрелости. На разных этапах своего развития человек выбирает профессию различным образом. Человек, впервые выбирающий профессию, имеет значительно более широкое поле выбора, чем уже получивший профессиональное образование. Люди, имеющие семью и не имеющие, также обладают разным по объему полем выбора. Различно оно и у представителей разных социальных слоев. Уровень профессиональной зрелости определяется тем, насколько человек, выбирающий профессию, учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора.
- Пять основных параметров профессиональной зрелости:
- Автономность.
- Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями.
- Умение принимать решения.
- Умение планировать свою профессиональную жизнь.
- Эмоциональное отношение к выбору профессии.
Автономность: способность личности к самоопределению на основе собственного опыта, мировоззрения и независимости (участвуют все 8 составляющих).
Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями.
Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:
1. Информация о мире профессий в целом.
2. Информация об отдельных профессиях или группах профессий.
(пример: слесарь, слесарь-электромеханик, автослесарь, автослесарь по ремонту электрооборудования и т.д.)
Умение принимать решения.
Все крупные и важные шаги человека в профессиональной жизни объединяет одно — всегда есть альтернатива для оценки и принятия на этой основе решения. Важным условием умения принимать решение является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу.
Для того чтобы принимать эффективные решения, учитывающие все важные факторы настоящей ситуации и перспективы, человек должен обладать определенными качествами, способностями, знаниями и навыками. Основными среди них являются:
■ любознательность, любопытство — желание и умение собирать и накапливать информацию;
■ предвидение, предусмотрительность — способность предвосхищать проблемы и заранее готовить альтернативы;
■ здравый смысл, проницательность — способность соотнести имеющуюся информацию с рассматриваемой проблемой и оценить ее:
■ решительность — способность поручиться за принятое решение и взять на себя ответственность за него;
■ делегирование полномочий — умение эффективно разделить авторитет и ответственность с коллегами;
■ планирование — умение разработать для коллектива реальный, конкретный и действенный план решения проблемы;
■ оценка риска — способность оценить потенциальный риск принятого решения;
■ ответственность за риск — способность оценить риск и взять ответственность на себя;
■ контроль — способность получить в процессе решения проблемы именно тот результат, который планировался.
Умение планировать свою профессиональную жизнь.
Говоря о профессиональном пути, мы говорим о пути, имеющем определенную протяженность во времени. Соответственно человек, находясь в одной из точек этого пути, является результатом своего развития в прошлом и предполагает определенное развитие в будущем.
Планирование обычно различают: долгосрочное (на несколько десятилетий вперед); на «средний» срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).
Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии.
Период принятия решений, как и профессиональный путь, всегда связан с эмоциями. Они проявляются в эмоциональном отношении к разным профессиям и профессиональным группам (частный случай — к конкретным людям, представителям той или иной профессии) и к необходимости принятия решения о выборе профессии.
- Профессиональное развитие человека происходит постоянно в течении всей жизни и имеет ступенчатую модель. Период выбора профессии и профессионального становления является определённой ступенью, которая охватывает возраст от 14 до 25 лет и характеризуется тем, что человек пробует свои силы в различных ролях при ориентации на свои реальные профессиональные возможности.
Существует определенная динамика в развитии профессионализма (по Е.А. Климову) (рисую ступени):
- Оптант. Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор.
- Адепт. Это человек уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее. «Стартующий профессионал».
- Адаптант. Молодой специалист адаптируется к работе, нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи.
- Интернал. Это уже опытный, «наторевший» в своем деле работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Это признают и товарищи по работе. Он уже «свой», «наш», уже внутри профессии, вошел в нее вполне определенно.
- Мастер. На этом уровне профессионализма человек может решать трудные профессиональные задачи, которые не всем коллегам по плечу. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым работником. Мастер обычно уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание).
- Авторитет. Это мастер своего дела, хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень). О его успехах уже известно многим; возможно, он уже имеет награды, знаки отличия. С его мнением заметно считаются и коллеги, и руководители. Профессиональные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
- Наставник. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, учениками, последователями. И это одно из обстоятельств, которые делают его жизнь наполненной, осмысленной, перспективной. Несмотря на приближающийся выход на пенсию, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, для него полна смысла.
- Схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым:
- Главная цель (кем я буду? чего достигну? какой трудовой вклад внесу в общенародное дело (устар.)?).
- Цепочка более отдаленных конкретных целей (где буду учиться? первая работа, дальнейшие перспективы).
- Пути и средства достижения ближайших жизненных целей (ознакомление, проба сил, самообразование и т.п.).
- Возможные внешние препятствия.
- Свои возможности.
- Запасные варианты.
- Исследования.
- Анкетирование: «Построение личной профессиональной перспективы».
- Тест «Ориентация» (по Климову Е.А.).
- Рынок труда в нашем городе.
- Возможности построение карьеры – разговор о востребованных профессиях в нашем городе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторска программа элективного курса по профориентационной поддержке старшеклассников «Мой профессиональный выбор»
Цель курса: Исследование и диагностика профессиональных предпочтений учащихся с целью определения профиля обучения в 10 классе.Задачи курса:Определение выраженности интересов учащихс...
Материалы семинара-практикума Тема: «Профессиональное выгорание педагогов»
Активная форма взаимодействия с элементами тренингапо формированию у педагогов личностно-ориентированнойпозиции по отношению к детям в целях профилактики профессионального выгорания педагогов....
Программа по информационной, профориентационной работе с учащимися в рамках предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор»
Программа элективного курса предназначена для организации учебного процесса с учащимися 8-10 классов в рамках предпрофильной подготовки учащихся.Проведение элективного курса предполагает п...
План работы по профориентационной и информационной работе «Профессиональный выбор»
План работы по профориентационной и информационной работе «Профессиональный выбор»...
Родительское собрание 9-м классе "Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей
Родительское собрание 9-м классе"Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей" "Профессия — эт...
Профориентационная программа внеурочной деятельности"Твой выбор" для учащихся 5-7 классов
В современном обществе происходят глобальные изменения, меняются представления о профессионализме как пожизненной приверженности к той или иной профессиональной сфере, конкретной профессии, в которой ...
Территориальная карта профориентационных ресурсов для проведения профессиональных проб и экскурсий, погружающих учащихся в различные сферы профессиональной деятельности.
В таблице представлены темы занятий, формы проведения экскурсий и профессиональных проб, целевые установки и планируемые образовательные результаты. Кроме того указаны объекты посещения и основные вид...