безработица. План-конспект урока.
план-конспект урока по экономике (10 класс) на тему
На уроке рассмотрены понятия: безработица. безработные, виды безработицы,уровень безработицы. Приводятся статистические данные уровня безработицы в РФ, субъектах Мурманской области.Задача на определение уровня безработицы, а также проверочный тест и задача на самостоятельное решение для контроля усвоения материала..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Безработица. Конспект урока | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАОУ МО «КИК»)
г.
План – конспект урока
По учебной дисциплине ОДП 04. «Экономика»
Тема «Безработица»
Разработала Матвеева Д.В.
преподаватель
Г. Кандалакша
2016 г.
Матвеева Диана Викторовна
Тема: труд и заработная плата.
Тема урока: безработица.
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания о безработице, ее причинах видах и последствиях; научить определять уровень безработицы.
Воспитательная: формировать научное мировоззрение, развивать экономическое мышление, экономическую грамотность; уметь решать экономические проблемы.
Развивающая: видеть в окружающей действительности экономическую составляющую, уметь адекватно вписываться в ситуацию на рынке труда; формировать привычку самообразования, самосовершенствования и самостоятельности, ответственность за принятые решения.
Вид урока: открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Тип урока: традиционный (комбинированный).
Методы обучения: словесно-логический, проблемный, практический.
Межпредметные связи: обществознание, экономика организации, право, математика.
Оборудование урока: ПК, карточки-задания.
Программное обеспечение: Microsoft Office Word,
Литература:
1. Гомола А.И. , Кирилло В.Е., Жанин П.А..Экономика: учебник-3 издание, стереотипное - М.: «Академия», 2012.
2.Киреев А.П. Экономика: учебник-6 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
3.Чечевицына Л.Н. Экономика организации: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс,2013.
4.Линьков А.Я. Экономика: учебник-9 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС,2013.
5.Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Сафронова Н.А.-2 изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.
6.Экономика предприятия: учебник/ под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А.-4 изд. перераб. и доп. – М.: Экономистъ.
Матвеева Диана Викторовна
Ход урока.
Сегодня мы продолжим изучение темы: Труд и заработная плата. Тема сегодняшнего занятия: безработица.
Слово безработица вам знакомо – практически ежедневно оно звучит в новостях или в аналитических программах на телевидении. Мне бы хотелось чтобы в конце урока вы ответили на вопрос : безработица это зло, благо или нейтральное явление? Давайте вспомним, когда мы уже упоминали это явление при изучении экономики?
- При изучении темы «Типы экономических систем» - «Безработица характерная особенность рыночной экономической системы. При командной экономике говорят о естественном уровне безработицы».
- При изучении темы «Собственность и конкуренция» - « Конкурентная борьба приводит к разорению мелких и средних предпринимателей, а, следовательно, к увеличению безработицы».
- При изучении темы «Рынок труда» - «Установление МРОТ способствует снижению уровня безработицы».
Попытайтесь сформулировать определение понятию безработица.
БЕЗРАБОТИЦА – социально-экономическое явление, характеризующее незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.
Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. Это макроэкономическая проблема характерная для любого государства. В США в период «Великой депрессии» 25% населения были безработными. Так кого же называют безработными?
БЕЗРАБОТНЫМИ называют тех, кто может и хочет работать, но не имеет рабочего места.
Различают несколько видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую и скрытую.
Фрикционная безработица означает потерю работы, связанную с добровольным переходом работников с одной работы на другую, т. е. с поисками и ожиданием работы. Фрикционная безработица имеет добровольный и кратковременный характер. У этой категории безработных имеется специальность и готовые навыки к работе. Причина такого вида безработицы: несовершенство рынка труда. Информация о вакансиях распространяется недостаточно быстро, а территориальное перемещение рабочей силы не может быть моментальным и далеко не каждый работник согласится на изменение места жительства.
Структурная безработица связана с изменением технологий, что как правило приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала, Однако такая безработица заранее прогнозируема, что позволяет принять превентивные мера по ее росту.
Возникновение циклической безработицы связано с экономическим положением государства Причина ее возникновения – циклический спад, снижение деловой активности в обществе. Это самый болезненный вид безработицы, как для работников, так и для хозяйства страны. Характерная особенность циклической безработицы массовость и неуправляемость.
Матвеева Диана Викторовна
Скрытая безработица охватывает работников занятых неполный рабочий день или не полную рабочую неделю. К срытой безработице относят сезонную безработицу.
Фрикционная и структурная безработица имеют общую черту – устойчивость. В отличие от циклической формы их уровень не изменяется в ходе циклического цикла. Сумма фрикционной и структурной безработицы составляют естественный уровень безработицы. Обычно его величина не более 3% экономически активного населения. Если в государстве зафиксирован естественный уровень безработицы говорят о полной занятости населения, т, е, все экономически активное население имеет возможность трудоустройства.
Численность экономически активного населения равна общей численности населения за вычетом численности нетрудоспособных (лиц до 16 лет, и лиц, находящихся в институциональных учреждениях, учащихся, домохозяек, военнослужащих, пенсионеров, тех, кто не ищет работу).
Уровень безработицы определяют как отношение количества безработных к количеству экономически активного населения выраженное в процентах.
Уровень безработицы = число безработных/экономически активное население*100%
А теперь немного статистических данных.
В 1998 году в РФ уровень безработицы составил – 13,2% , 9,1 млн. человек не имели работы. На начало 2016 года уровень безработицы – 5,8% или 4,4 млн. человек и уровень безработицы имеет тенденцию к росту.
В Мурманской области число безработных с начала года выросло на 10% и составляет 7789 человек Наибольший рост зафиксирован в городах: Апатиты, Кировск, Кандалакша. Наименьший уровень безработицы в Москве около 1,5%, наибольший в Ингушетии более 20%.
По прогнозам более других безработица коснется работников занятых в строительстве, автомобилестроении, туристическом бизнесе, наименее пострадает Пищевая промышленность, торговля, общественное питание и сельское хозяйство.
Задача.
Население одного из регионов составляет 30 млн. человек, из них: детей до 16 лет – 9млн. человек; лиц, находящихся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях – 0,6 млн. человек; пенсионеров – 6,4 млн..человек; безработных – 1,4 млн. человек; занятых неполный рабочий день – 0,6 млн. человек. Определите уровень безработицы.
Для решения задачи необходимо определить количество экономически активного населения.
Экономически активное население = 30-(9+0,6+6,4) = 14 млн. человек.
Определяем количество безработных
Количество безработных = 1,4 млн. человек.
Уровень безработицы = 1,4/14*100% = 10%
Последствия безработицы бывают экономическими и социальными.
Экономические:
- Увеличение безработицы на 1% приводит к снижению ВВП на 2,5% (закон Артура Оукена)
- Снижение жизненного уровня и покупательского спроса населения.
- Увеличение ставок налогов, введение новых налогов.
Матвеева Диана Викторовна
Социальные:
- Ухудшения демографического состояния, увеличение доли пожилого населения.
- Падение моральных устоев,
- Обострение криминогенной ситуации
- Рост количества физических и душевных заболеваний
- Увеличение социальной дифференциации
- Усиление социальной напряженности.
В начале урока я просила ответить на вопрос: Безработица это зло, благо или нейтральное явление? Ответ, я думаю, очевиден - безработица зло как для экономики, так и для каждого человека, столкнувшегося с этим явлением. Для того чтобы обезопасить себя о этого явления необходимо повышать конкурентоспособность на рынке труда, т. е. повышать квалификацию, совершенствовать свои профессиональные знания и умения, заниматься самообразованием, иметь активную жизненную позицию.
Сейчас мы проведем небольшую проверочную работу для того чтобы выяснить, насколько продуктивной была ваша деятельность на уроке. Желающие решать проверочный тест ( приложение 1) занимают места за ПК, а желающие решить задачу (Приложение 2), остаются на месте. Оценки за работу на уроке получили (Ф.И студентов), на следующем уроке я сообщу оценки за проверочную работу. Домашнее задание записано на доске (Основы экономики. Гл.11 стр.163-169).
Матвеева Диана Викторовна
Приложение 1.
Проверочный тест
Из предложенных вариантов ответов выберите верный
1).К безработным относится:
1. 14-летний Николай, который не имеет работы, но хочет ее найти;
2. студент Владимир, который учится в вузе на очном отделении и живет за счет родителей;
3. слесарь Василий, который уволился по собственному желанию с завода и находится в поисках работы;
4. все перечисленное.
2).На главном предприятии города Н. внедрили новые технологии производства холодильников. Это привело к увольнению части работников профессиональные навыки, которых в новых условиях оказались ненужными. Укажите вид, к которому относится безработица в городе Н.
1. циклическая;
2. структурная;
3. скрытая;
4. фрикционаая.
3).Уровень безработицы можно определить
1. количество безработных/экономически активное население*100%;
2. экономически активное население/ количество безработных*100%;
3. количество занятых/ количество безработных*100%;
4. количество неработающих/экономически активное население*100%
4) Занятые - это часть трудоспособного населения, которая:
1. остается за вычетом трудоспособных, но не работающих и не намеренных работать;
2. остается за вычетом пенсионеров;
3. остается за вычетом безработных;
4. экономически активное население
5) Социальными последствиями безработицы являются:
1. нарушения трудовой дисциплины рабочими, занятыми на производстве;
2. обострение криминогенной обстановки в стране;
3. рост коррумпированности чиновников;
4. нет верного ответа.
Матвеева Диана Викторовна
Приложение 2.
Задача.
Определите число безработных, располагая следующими данными: население - 100млн человек; неработающие - 45млн человек; доля безработных составляет - 10%.
Решение.
100-45 = 55 млн. человек экономически активное население
55*10%/100% = 5,5 млн.человек безработные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
План -конспект открытого урока "Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано ДМШ"
Работа над техникой в старших классах ДШИ...