безработица. План-конспект урока.
план-конспект урока по экономике (10 класс) на тему

Матвеева Диана Викторовна

На уроке рассмотрены понятия: безработица. безработные, виды безработицы,уровень безработицы. Приводятся статистические данные уровня безработицы в РФ, субъектах Мурманской области.Задача на определение уровня безработицы, а также проверочный тест и задача на самостоятельное решение для контроля усвоения материала.. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Безработица. Конспект урока23.88 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 «КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАОУ МО «КИК»)

г.

План – конспект урока

По учебной дисциплине  ОДП 04. «Экономика»

Тема «Безработица»

Разработала Матвеева Д.В.

преподаватель

Г. Кандалакша

2016 г.

                                                                                                       Матвеева Диана Викторовна

Тема: труд и заработная плата.

Тема урока: безработица.

Цели урока:

Образовательная: сформировать знания о безработице, ее причинах видах и последствиях; научить определять уровень безработицы.

Воспитательная: формировать научное мировоззрение, развивать экономическое мышление, экономическую грамотность; уметь решать экономические проблемы.

Развивающая: видеть в окружающей действительности экономическую составляющую, уметь адекватно вписываться в ситуацию на рынке труда; формировать привычку самообразования, самосовершенствования и самостоятельности, ответственность за принятые решения.

Вид урока: открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков.

Тип урока: традиционный (комбинированный).

Методы обучения: словесно-логический, проблемный, практический.

Межпредметные связи: обществознание, экономика организации, право, математика.

Оборудование урока: ПК, карточки-задания.

Программное обеспечение: Microsoft Office Word, 

Литература:

1. Гомола А.И. , Кирилло В.Е., Жанин П.А..Экономика: учебник-3 издание, стереотипное - М.: «Академия», 2012.

2.Киреев А.П. Экономика: учебник-6 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.

3.Чечевицына Л.Н. Экономика организации: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс,2013.

4.Линьков А.Я. Экономика: учебник-9 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС,2013.

5.Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Сафронова Н.А.-2 изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.

6.Экономика предприятия: учебник/ под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А.-4 изд. перераб. и доп. – М.: Экономистъ.

                                                                                                     

 Матвеева Диана Викторовна                                                                                                                                                                                                                                                                      

Ход урока.

  Сегодня мы продолжим изучение темы: Труд и заработная плата. Тема сегодняшнего занятия: безработица.

  Слово безработица вам знакомо – практически ежедневно оно звучит в новостях или в аналитических программах на телевидении. Мне бы хотелось чтобы в конце урока вы ответили на вопрос : безработица это зло, благо или нейтральное явление? Давайте вспомним, когда мы уже упоминали это явление при изучении экономики?

  1. При изучении темы «Типы экономических систем»  - «Безработица характерная особенность рыночной экономической системы. При командной экономике говорят о естественном уровне безработицы».
  2. При изучении темы «Собственность и конкуренция» - « Конкурентная борьба приводит к разорению мелких  и средних предпринимателей, а, следовательно, к увеличению безработицы».
  3. При изучении темы «Рынок труда» - «Установление МРОТ способствует снижению уровня безработицы».

  Попытайтесь сформулировать определение понятию безработица.

 БЕЗРАБОТИЦА – социально-экономическое явление, характеризующее незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. Это макроэкономическая проблема характерная для любого государства.  В США в период «Великой депрессии» 25% населения были безработными. Так кого же называют безработными?

БЕЗРАБОТНЫМИ называют тех, кто может и хочет работать,  но не имеет рабочего места.

  Различают несколько видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую и скрытую.

Фрикционная безработица означает потерю работы, связанную с добровольным переходом работников с одной работы на другую, т. е. с поисками и ожиданием работы. Фрикционная безработица имеет добровольный и кратковременный характер. У этой категории безработных имеется специальность и готовые навыки к работе. Причина такого вида безработицы: несовершенство рынка труда. Информация о вакансиях распространяется недостаточно быстро, а территориальное перемещение рабочей силы не может быть моментальным и далеко не каждый работник согласится на изменение места жительства.

Структурная безработица связана с изменением технологий, что как правило приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала, Однако такая безработица заранее прогнозируема, что позволяет принять превентивные мера по ее росту.

Возникновение циклической безработицы связано с экономическим положением государства Причина ее возникновения – циклический спад,  снижение деловой активности в обществе. Это самый болезненный вид безработицы, как для работников, так и для хозяйства страны. Характерная особенность циклической безработицы массовость и неуправляемость.

                                                                                                        Матвеева Диана Викторовна

Скрытая безработица охватывает работников занятых неполный рабочий день или не полную рабочую неделю.  К срытой безработице относят сезонную безработицу.

  Фрикционная и структурная безработица имеют общую черту – устойчивость.  В отличие от циклической формы их уровень не изменяется в ходе циклического цикла. Сумма фрикционной и структурной безработицы составляют естественный уровень безработицы. Обычно  его величина  не более 3% экономически активного населения.  Если в государстве зафиксирован естественный уровень безработицы говорят о полной занятости населения, т, е, все экономически активное население имеет возможность трудоустройства.

  Численность экономически активного населения равна общей численности населения за вычетом численности нетрудоспособных (лиц до 16 лет, и лиц, находящихся в институциональных учреждениях, учащихся, домохозяек, военнослужащих, пенсионеров, тех, кто не ищет работу).

  Уровень безработицы определяют как отношение количества безработных к количеству экономически активного населения выраженное в процентах.

Уровень безработицы = число безработных/экономически активное население*100%

  А теперь немного статистических данных.

  В 1998 году в РФ уровень безработицы составил – 13,2% , 9,1 млн. человек не имели работы. На начало 2016 года уровень безработицы – 5,8% или 4,4 млн. человек и уровень безработицы имеет тенденцию к росту.

  В Мурманской области число безработных с начала года выросло на 10% и составляет 7789 человек  Наибольший рост зафиксирован в городах: Апатиты, Кировск, Кандалакша. Наименьший уровень безработицы в Москве около 1,5%, наибольший в Ингушетии  более 20%.

   По прогнозам более других безработица коснется работников занятых в строительстве, автомобилестроении, туристическом бизнесе, наименее пострадает Пищевая промышленность, торговля, общественное питание и сельское хозяйство.

Задача.

Население одного из регионов составляет 30 млн. человек, из них: детей до 16 лет – 9млн. человек; лиц, находящихся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях – 0,6 млн. человек; пенсионеров – 6,4 млн..человек; безработных – 1,4 млн. человек; занятых неполный рабочий день – 0,6 млн. человек. Определите уровень безработицы.

  Для решения задачи необходимо определить количество экономически активного населения.

Экономически активное население = 30-(9+0,6+6,4) = 14 млн. человек.

Определяем количество безработных

Количество безработных = 1,4 млн. человек.

Уровень безработицы = 1,4/14*100% = 10%

Последствия безработицы бывают экономическими и социальными.

Экономические:

  1. Увеличение безработицы на 1% приводит к снижению ВВП на 2,5% (закон Артура Оукена)
  2. Снижение жизненного уровня и  покупательского спроса населения.
  3. Увеличение ставок налогов, введение новых налогов.

                                                                                           Матвеева Диана Викторовна

Социальные:

  1. Ухудшения демографического состояния, увеличение доли пожилого населения.
  2. Падение моральных устоев,
  3. Обострение криминогенной ситуации
  4. Рост количества физических и душевных заболеваний
  5. Увеличение социальной дифференциации
  6. Усиление социальной напряженности.

  В начале урока я просила ответить на вопрос: Безработица это зло, благо или нейтральное явление?  Ответ, я думаю, очевиден - безработица зло как для экономики, так и для каждого человека, столкнувшегося с этим явлением. Для того чтобы обезопасить себя о этого явления необходимо повышать конкурентоспособность на рынке труда, т. е. повышать квалификацию, совершенствовать свои профессиональные знания и умения, заниматься самообразованием, иметь активную жизненную позицию.

  Сейчас мы проведем небольшую проверочную работу для того чтобы выяснить, насколько продуктивной была ваша деятельность на уроке. Желающие решать проверочный тест ( приложение 1) занимают места за ПК, а желающие решить задачу (Приложение 2), остаются на месте. Оценки за работу на уроке получили (Ф.И студентов), на следующем уроке я сообщу оценки за проверочную работу. Домашнее задание записано на доске (Основы экономики. Гл.11 стр.163-169).

                                                                                                        Матвеева Диана Викторовна

                                                                                                        Приложение 1.

Проверочный тест

Из предложенных вариантов ответов выберите верный

1).К безработным относится:

1. 14-летний Николай, который не имеет работы, но хочет ее найти;

2. студент Владимир, который учится в вузе на очном отделении и живет за счет родителей;

3. слесарь Василий, который уволился по собственному желанию с завода и находится в поисках работы;

4. все перечисленное.

 2).На главном предприятии города Н. внедрили новые технологии производства холодильников. Это привело к увольнению части работников профессиональные навыки, которых в новых условиях оказались ненужными. Укажите вид, к которому относится безработица в городе Н.

1. циклическая;

2. структурная;

3. скрытая;

4. фрикционаая.

3).Уровень безработицы можно определить

1. количество безработных/экономически активное население*100%;

2. экономически активное население/ количество безработных*100%;

3. количество занятых/ количество безработных*100%;

4. количество неработающих/экономически активное население*100%

4)  Занятые - это часть трудоспособного населения, которая:

1. остается за вычетом  трудоспособных, но не работающих и не намеренных работать;

2. остается за вычетом пенсионеров;

3. остается за вычетом безработных;

4. экономически активное население

5) Социальными последствиями безработицы являются:

1. нарушения трудовой дисциплины рабочими, занятыми на производстве;

2. обострение криминогенной обстановки в стране;

3. рост коррумпированности чиновников;

4. нет верного ответа.

                                                                                                        Матвеева Диана Викторовна

                                                                                                        Приложение 2.

Задача.

 Определите число безработных, располагая следующими данными: население - 100млн человек; неработающие - 45млн человек; доля безработных составляет - 10%.

Решение.

100-45 = 55 млн. человек экономически активное население

55*10%/100% = 5,5 млн.человек безработные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...