Разработка урока по курсу «Основы экономической теории». Тема: Взаимосвязанные рынки. (10 класс)
методическая разработка по экономике (10 класс) на тему
Использование модели рыночного равновесия позволяет обнаружить взаимосвязь множества рынков товаров и услуг; причины и характер изменений спроса и предложения на взаимосвязанных рынках; последствия этих изменений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_10_kl.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по курсу «Основы экономической теории»
Серебренникова И.А., учитель экономики высшей квалификационной категории
МАОУ ОЦ «Горностай» г. Новосибирск
Тема: Взаимосвязанные рынки
Цель урока:
Используя модель рыночного равновесия, проследить взаимосвязь множества рынков товаров и услуг; причины и характер изменений спроса и предложения на взаимосвязанных рынках; последствия этих изменений.
Задачи:
В ходе занятия учащиеся должны:
- научиться находить взаимосвязи между различными рынками товаров и услуг;
- научиться отображать изменения рыночного равновесия;
- совершенствовать навык определения последствий изменения рыночного равновесия;
- совершенствовать навыки публичных выступлений и работы в группе.
Ход занятия:
На предыдущих уроках учащиеся познакомились с механизмом рыночного ценообразования, узнали о том, что цена выполняет в рыночной экономике важную функцию по регулированию распределения экономических ресурсов по отраслям и сферам производства. Уяснили, что рынок – самонастраивающаяся система, которая автоматически, с помощью собственных механизмов приводит себя в состояние равновесия. Одним из факторов изменения равновесия является изменение цен на рынках взаимосвязанных товаров. Изучению этого факта посвящено текущее занятие.
Теоретическая часть урока
Рассмотрим взаимосвязь рынков взаимодополняющих (комплементарных) товаров.
Увеличение цены на товар А ведёт к падению величины спроса на него. В результате снижается спрос на дополняющий товар Б и, соответственно, уменьшается его цена (при прочих равных условиях).
1 – цена на товар А выросла.
2 – величина спроса на товар А снизилась
3 – спрос на товар Б снизился.
Рынок товара А Рынок товара Б
Взаимосвязь рынков взаимозаменяемых товаров (товаров - субститутов).
Снижение цены на товар А влечёт за собой рост величины спроса на него и, следовательно, уменьшение спроса на товар-заменитель - товар Б. В результате чего, цена на товар Б снижается (при прочих равных условиях).
1 – цена товара А снизилась
2 – величина спроса на товар А выросла
3 – снизился спрос на товар Б
Рынок товара А Рынок товара Б
Не всегда явно видно, как именно связаны рынки товаров. Рассмотрим пример и попробуем выявить связи между товарными рынками. Определим причину и характер изменения спроса и предложения.
Пример:
Первоначальным толчком к последовавшим рыночным переменам послужило увеличение цен на корм для коров. Вследствие этого произойдёт снижение предложения говядины, что затронет рынки как тесно связанные с рынком говядины, так и более отдалённые: рынок мяса птицы, рынок пуха, рынок пуховых одеял, рынок атласных тканей.
Рынок мяса птицы
Снижение предложения говядины вызвало рост равновесной цены на него, что заставило население переключиться на покупку относительно более дешёвого мяса птицы и привело к росту спроса на последнее и увеличению равновесных цены и количества мяса птицы.
Рынок пуха
Большее количество продаваемого мяса птицы имело своим следствием увеличение предложения пуха и снижения равновесной цены на пух.
Рынок пуховых одеял
Снижение цены на пух сделало возможным увеличение производства и предложения на рынке пуховых одеял. Следовательно, снизилась цена пуховых одеял.
Рынок атласных тканей
Увеличение производства пуховых одеял потребовало дополнительного количества атласных тканей, используемых для изготовления пуховых одеял, что нашло отражение в увеличении спроса на них и увеличении равновесной цены на ткань.
Проверка усвоения темы:
Выполнение упражнения в малых группах (4-6 человек) и защита принятого решения у доски.
Раздаточный материал:
Каждая группа получает лист со списком рынков товаров и услуг и чистый лист для оформления ответа.
Список рынков может выглядеть, например, так:
Шерстяная ткань | Стиральный порошок | Холодильники | Анилиновые краски |
Кроссовки | Телевизоры | Кукуруза | Услуги труда сезонных рабочих |
Средства для похудения | Сахар | Нефть | Прохладительные напитки |
Одежда из хлопка | Крышки для консервирования | Услуги труда спортивных тренеров | Хлопок |
Задание.
Внимательно изучите предложенный вариант рынков товаров и услуг и выполните задания:
1. Найдите взаимосвязи между как можно большим количеством рынков.
2. Определите причину и характер изменения спроса и предложения на этих рынках.
3. Постройте новые графики спроса и предложения.
4. Сделайте вывод о новых ценах и объёмах продаж на этих рынках.
Комментарий:
Важно понимать, что не существует единственно верного ответа при выполнении этого задания.
Рекомендованная литература:
1. «Микроэкономика», Ю.В.Тарануха, Д.Н.Земляков.
2. «Основы экономической теории», под ред. С.И.Иванова.
3. «Основы экономики», Практикум, Л.С. Веселая.
4. «Практикум по основам экономической теории», под ред. С.И.Иванова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)
Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....
Разработка урока с использованием информационных технологий в 5-м классе по математике по теме "Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие).
Урок демонстрационный : как использовать презентации на уроке. На нём предложены приёмы контроля знаний учащихся по темам “Сложение и вычитание десятичных дробей” и «Умножение десяти...
Информационные технологии на уроках математики. Разработка урока по алгебре "Арифметический квадратный корень", 8-й класс
Информационные технологии на уроках математики. Разработка урока по алгебре "Арифметический квадратный корень", 8-й класс ...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...
"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...
Разработка урока по технологии с использованием метода обучения «Перевернутый класс» Тема; «Механическая трансмиссия в технических системах» (6-й класс)
В конспекте отражена работа на уроке технологии в 6 классе с использованием метода обучения «Перевернутый класс».Тема урока: «Механическая трансмиссия ...