Урок по экономике на тему "Расходы населения. Закон Энгеля".
план-конспект урока по экономике (10, 11 класс) на тему
Цели урока: Продолжить знакомство учащихся со структурой семейного бюджета; рассмотреть закономерности структуры семейных доходов и расходов; прийти к формулировке закона Энгеля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по экономике "Закон Энгеля" | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Киреевская гимназия»
Урок
по экономике
10 класс
Тема: Расходы населения.
Закон Энгеля.
Учитель: Чупеева Орнела Леонидовна
2012-2013 учебный год
Тема урока: Расходы населения. Закон Энгеля.
Цели урока: Продолжить знакомство учащихся со структурой семейного бюджета; рассмотреть закономерности структуры семейных доходов и расходов; прийти к формулировке закона Энгеля.
Оборудование: доска;
компьютер;
проектор.
Актуализайция знаний.
Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
Вопрос. Назовите основные виды доходов. (Трудовой доход, имущественный доход и трансферты.)
Вопрос. Что включает в себя трудовой доход? (зарплата, премия, прибыль от предпринимательства, доход отличного домашнего хозяйства)
Вопрос. Что включает в себя имущественный доход? (Плата за сдачу жилья и имущества, процент на вклад в банке, дивиденды по акциям.)
Вопрос. Что включают в себя трансферты? (Пенсии, стипендии, пособия, алименты, помощь родственников.)
Вопрос. Какие бывают доходы? (Реальные и номинальные.)
Вопрос. Назовите основные виды расходов и что они в себя включают. (Выплаченные трансферты: налоги, сборы, штрафы; расходы на потребление: товары и услуги, сбережения.)
Вопрос. Что такое семейный бюджет? (Это финансовый документ, в котором отражены все доходы и расходы семьи за определенный период времени.)
Объяснение нового материала.
Чаще всего из чего складывается семейный бюджет члены семьи более или мене знают, а куда, сколько, как, на что, в каком количестве тратятся деньги, представление имеют весьма смутное приблизительное.
Тема сегодняшнего урока: Расходы населения. Закон Энгеля.
На прошлом уроке мы более подробно разобрали доходную часть бюджета. Сегодня уделим внимание - расходной части.
Не существует двух таких семей, которые тратили бы деньги совершенно одинаково. Однако в рамках всевозможных расходов можно выделить, по крайней мере, две общих статьи: постоянные расходы и переменные расходы.
Расходы | ||
Постоянные | Переменные | |
Расходы, которые осуществляются всегда и которые вам достаточно трудно изменить, сократив или увеличив потребление некоторых благ и услуг. | Те траты денег, которые вы осуществляете время от времени и необязательно каждый месяц. | |
- Плата за проезд в общественном транспорте; - Оплата коммунальных услуг | Сезонные (циклические) | Единовременные (непредвиденные) |
Вопрос. Как будет называться бюджет, когда доходы = расходам? (Сбалансированным)
Вопрос. Как будет называться бюджет, когда доходы > расходов? (Профицитным)
Вопрос. Как будет называться бюджет, когда доходы < расходов? (Дефицитным)
Решение задачи.
Бюджет семьи за декабрь | ||
Доходы | Расходы | Удельный вес расходов |
Зарплата 4000 р. | Питание 2700 р. | |
Сдача жилья в аренду 1000 р. | Коммунальные услуги 1200 р. | |
Пенсия 500 р. | Одежда, обувь 1100 р. | |
Стипендия 200 р. | Транспорт 400 р. | |
Культурные нужды 300 р. | ||
Итого | Итого | Итого 100% |
Дефицит или избыток бюджета имеет место в декабре? Ответ обоснуйте.
Но, как показала статистика, люди, в общем, распределяют свои расходы на продукты питания, одежду и другие средства существования в более или менее постоянных соотношениях.
Давайте в этом убедимся.
Практическая работа.
Класс делится на три группы: семья со средним, высоким и низким уровнем дохода. Каждой группе-семье предлагается составить расходную часть бюджета. После чего все данные заносятся в следующую таблицу.
Расходы | Бедная семья | Удельный вес расходов | Семья со средним достатком | Удельный вес расходов | Богатая семья | Удельный вес расходов |
Питание | ||||||
Коммунальные услуги | ||||||
Одежда | ||||||
Транспорт и расход на личный автомобиль | ||||||
Медицинское обслуживание | ||||||
Развлечение, отдых | ||||||
Сбережения | ||||||
Итого | 10000 р. | 100 % | 30000 р. | 100 % | 70000 р. | 100 % |
После заполнения таблицы на доске проводится анализ расходов каждой «семьи», в результате которого учащиеся должны прийти к формулировке закона Энгеля.
Наводящие вопросы:
- Как тратят свои доходы бедные семьи? Семьи со средним доходом? Семьи с высоким доходом?
- Как изменяется доля расходов на питание по мере увеличения доходов?
- Что можно сказать о доле расходов на одежду, транспорт, коммунальные услуги?
- Какие изменения происходят по мере роста доходов с затратами на развлечения?
В ходе обсуждения делаются следующие выводы:
- Бедные семьи вынуждены тратить свои доходы главным образом на предметы первой необходимости: на продукты питания, жилище и в меньшей степени на одежду.
- С ростом дохода расходы на многие виды пищевых продуктов также увеличиваются, тем не менее, дополнительная сумма денег, которую они станут тратить в случае роста их доходов, имеет пределы. В связи с этим доля расходов на продовольствие по мере увеличения доходов сокращается.
- С ростом дохода доля расходов на развлечения, автомобили, растет.
После вывода формулируем закон Энгеля:
С ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание понижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает.
Сообщение ученика об Энгеле
Отдохнем.
Предлагаю вам проверить свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста.
№ | Вопросы тестирования | Да | Нет | Сведения приблизи-тельные, мнение неопределенное |
1 | Знаете ли вы сколько денег осталось до зарплаты? | 20 | 5 | 7 |
2 | Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить на нее у родителей денег? | 7 | 20 | 6 |
3 | Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музыкальный центр? | 25 | 2 | 11 |
4 | Покупаете ли вы про запас постельное бельё? | 1 | 18 | 8 |
5 | Заказываете ли вы такси, когда вам необходимо ехать далеко, а на улице дождь? | 4 | 16 | 6 |
6 | Верите ли вы, что свое материальное положение можно улучшить, участвуя в различных лотереях, розыгрышах? | 2 | 24 | 12 |
7 | Помогают ли вашей семье дедушка и бабушка средствами или покупками вещей? | 11 | 14 | 3 |
8 | Берете ли вы ссуды? | 17 | 5 | 6 |
9 | Считаете ли вы, что экономнее все делать дома в ручную, чем тратиться на бытовую технику? | 9 | 15 | 3 |
10 | Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок? | 14 | 3 | 5 |
11 | Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или благотворительные организации? | 9 | 9 | 0 |
Ответив на все вопросы, подсчитайте набранные очки.
30-40 очков. Да в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.
40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас не высокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.
100-170очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.
170-180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «Полная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
Закрепление.
- Закон Энгеля утверждает:
А) с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается;
Б) доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало;
В) доля расходов на удовлетворение культурных потребностей заметно возрастает;
Г) все перечисленное выше верно.
- Закон Эрнеста Энгеля гласит, что расходы семьи на питание снижаются:
А) с ростом реальных доходов семьи;
Б) в процентном отношении к общим расходам семьи независимо от изменения доходов;
В) в процентном отношении к общим расходам семьи при увеличении ее реальных доходов;
Г) с увеличением благосостояния граждан страны.
Домашнее задание. Параграф 11, в рабочих тетрадях зад. 18-21.
Отдохнем.
Предлагаю вам проверить свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста.
№ | Вопросы тестирования | Да | Нет | Сведения приблизи-тельные, мнение неопределенное |
1 | Знаете ли вы сколько денег осталось до зарплаты? | 20 | 5 | 7 |
2 | Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить на нее у родителей денег? | 7 | 20 | 6 |
3 | Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музыкальный центр? | 25 | 2 | 11 |
4 | Покупаете ли вы про запас постельное бельё? | 1 | 18 | 8 |
5 | Заказываете ли вы такси, когда вам необходимо ехать далеко, а на улице дождь? | 4 | 16 | 6 |
6 | Верите ли вы, что свое материальное положение можно улучшить, участвуя в различных лотереях, розыгрышах? | 2 | 24 | 12 |
7 | Помогают ли вашей семье дедушка и бабушка средствами или покупками вещей? | 11 | 14 | 3 |
8 | Берете ли вы ссуды? | 17 | 5 | 6 |
9 | Считаете ли вы, что экономнее все делать дома в ручную, чем тратиться на бытовую технику? | 9 | 15 | 3 |
10 | Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок? | 14 | 3 | 5 |
11 | Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или благотворительные организации? | 9 | 9 | 0 |
Ответив на все вопросы, подсчитайте набранные очки.
Закрепление.
- Закон Энгеля утверждает:
А) с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается;
Б) доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало;
В) доля расходов на удовлетворение культурных потребностей заметно возрастает;
Г) все перечисленное выше верно.
- Закон Эрнеста Энгеля гласит, что расходы семьи на питание снижаются:
А) с ростом реальных доходов семьи;
Б) в процентном отношении к общим расходам семьи независимо от изменения доходов;
В) в процентном отношении к общим расходам семьи при увеличении ее реальных доходов;
Г) с увеличением благосостояния граждан страны.
Закрепление.
- Закон Энгеля утверждает:
А) с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается;
Б) доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало;
В) доля расходов на удовлетворение культурных потребностей заметно возрастает;
Г) все перечисленное выше верно.
- Закон Эрнеста Энгеля гласит, что расходы семьи на питание снижаются:
А) с ростом реальных доходов семьи;
Б) в процентном отношении к общим расходам семьи независимо от изменения доходов;
В) в процентном отношении к общим расходам семьи при увеличении ее реальных доходов;
Г) с увеличением благосостояния граждан страны.
Закрепление.
- Закон Энгеля утверждает:
А) с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается;
Б) доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало;
В) доля расходов на удовлетворение культурных потребностей заметно возрастает;
Г) все перечисленное выше верно.
- Закон Эрнеста Энгеля гласит, что расходы семьи на питание снижаются:
А) с ростом реальных доходов семьи;
Б) в процентном отношении к общим расходам семьи независимо от изменения доходов;
В) в процентном отношении к общим расходам семьи при увеличении ее реальных доходов;
Г) с увеличением благосостояния граждан страны.
Закрепление.
- Закон Энгеля утверждает:
А) с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается;
Б) доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало;
В) доля расходов на удовлетворение культурных потребностей заметно возрастает;
Г) все перечисленное выше верно.
- Закон Эрнеста Энгеля гласит, что расходы семьи на питание снижаются:
А) с ростом реальных доходов семьи;
Б) в процентном отношении к общим расходам семьи независимо от изменения доходов;
В) в процентном отношении к общим расходам семьи при увеличении ее реальных доходов;
Г) с увеличением благосостояния граждан страны.
Практическая работа.
Составьте расходную часть бюджета. После чего все данные занесите в следующую таблицу.
Расходы | Богатая семья | Удельный вес расходов |
Питание | ||
Коммунальные услуги | ||
Одежда | ||
Транспорт и расход на личный автомобиль | ||
Медицинское обслуживание | ||
Развлечение, отдых | ||
Сбережения | ||
Итого | 70000 р. | 100 % |
Вопросы:
- Как тратят свои доходы бедные семьи? Семьи со средним доходом? Семьи с высоким доходом?
- Как изменяется доля расходов на питание по мере увеличения доходов?
- Что можно сказать о доле расходов на одежду, транспорт, коммунальные услуги?
- Какие изменения происходят по мере роста доходов с затратами на развлечения?
Практическая работа.
Составьте расходную часть бюджета. После чего все данные занесите в следующую таблицу.
Расходы | Бедная семья | Удельный вес расходов |
Питание | ||
Коммунальные услуги | ||
Одежда | ||
Транспорт и расход на личный автомобиль | ||
Медицинское обслуживание | ||
Развлечение, отдых | ||
Сбережения | ||
Итого | 10000 р. | 100 % |
Вопросы:
- Как тратят свои доходы бедные семьи? Семьи со средним доходом? Семьи с высоким доходом?
- Как изменяется доля расходов на питание по мере увеличения доходов?
- Что можно сказать о доле расходов на одежду, транспорт, коммунальные услуги?
- Какие изменения происходят по мере роста доходов с затратами на развлечения?
Практическая работа.
Составьте расходную часть бюджета. После чего все данные занесите в следующую таблицу.
Расходы | Семья со средним достатком | Удельный вес расходов |
Питание | ||
Коммунальные услуги | ||
Одежда | ||
Транспорт и расход на личный автомобиль | ||
Медицинское обслуживание | ||
Развлечение, отдых | ||
Сбережения | ||
Итого | 30000 р. | 100 % |
Вопросы:
- Как тратят свои доходы бедные семьи? Семьи со средним доходом? Семьи с высоким доходом?
- Как изменяется доля расходов на питание по мере увеличения доходов?
- Что можно сказать о доле расходов на одежду, транспорт, коммунальные услуги?
- Какие изменения происходят по мере роста доходов с затратами на развлечения?
Решение задачи.
Бюджет семьи за декабрь | ||
Доходы | Расходы | Удельный вес расходов |
Зарплата 4000 р. | Питание 2700 р. | |
Сдача жилья в аренду 1000 р. | Коммунальные услуги 1200 р. | |
Пенсия 500 р. | Одежда, обувь 1100 р. | |
Стипендия 200 р. | Транспорт 400 р. | |
Культурные нужды 300 р. | ||
Итого | Итого | Итого 100% |
Дефицит или избыток бюджета имеет место в декабре? Ответ обоснуйте.
Решение задачи.
Бюджет семьи за декабрь | ||
Доходы | Расходы | Удельный вес расходов |
Зарплата 4000 р. | Питание 2700 р. | |
Сдача жилья в аренду 1000 р. | Коммунальные услуги 1200 р. | |
Пенсия 500 р. | Одежда, обувь 1100 р. | |
Стипендия 200 р. | Транспорт 400 р. | |
Культурные нужды 300 р. | ||
Итого | Итого | Итого 100% |
Дефицит или избыток бюджета имеет место в декабре? Ответ обоснуйте.
Решение задачи.
Бюджет семьи за декабрь | ||
Доходы | Расходы | Удельный вес расходов |
Зарплата 4000 р. | Питание 2700 р. | |
Сдача жилья в аренду 1000 р. | Коммунальные услуги 1200 р. | |
Пенсия 500 р. | Одежда, обувь 1100 р. | |
Стипендия 200 р. | Транспорт 400 р. | |
Культурные нужды 300 р. | ||
Итого | Итого | Итого 100% |
Дефицит или избыток бюджета имеет место в декабре? Ответ обоснуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока географии для 7 класса "Население Земли"
Разработка урока для 7 класса по теме "Население Земли". Работа учащихся организуется в группах. Предлагаются задания для каждой группы и описана технология реализации задача урока....
Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса
Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.
Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.
Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.
Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....
Задачи к уроку по теме "Свет и его законы" + тест "Законы преломления и отражения света. Линзы" для 11 класса
Первая часть - задачи даны с ответами, поэтому потребуется, убрав ответы, распечатать условия для раздачи учащимся. Вторая часть - тесты (в количестве 23 вопросов) не требуют дорабтки и готовы к распе...
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения»....