Методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине «Менеджмент» для студентов заочного отделения. 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
методическая разработка по экономике на тему
Методические указания и контрольные задания
по учебной дисциплине «Менеджмент» для студентов заочного отделения.
080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_po_menedzhmentu_511.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО «Ардатовский аграрный техникум»
Нижегородской области
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
____________Ефимова А.П.
«___»__________ 2013 г.
Методические указания и контрольные задания
по учебной дисциплине «Менеджмент» для студентов заочного отделения.
080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
Преподаватель: Г.В.Омётова Рассмотрено на заседании методкомиссии преподавателей
экономических дисциплин.
Протокол № ____
от «__»__ 2013 г.
Председатель методкомиссии ___________ Н.Г. Маркова
2013
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях приоритетным направлением перестройки экономики страны является выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в российской практике. Проблемы повышения эффективности развития предприятия во многом определяются организованностью его системы управления. Менеджмент - это самостоятельная область знаний, сочетающая науку, специализированный вид деятельности и опыт, методы и формы управления, инновации и искусство достижения целей. Изучение менеджмента позволяет специалисту не только повысить культуру управленческого мышления, но и освоить навыки экономического поведения, осуществлять профессиональную деятельность грамотно, а значит успешно. Проводимые в России преобразования повышают роль менеджмента и обуславливают необходимость подготовки специалистов по менеджменту. Уже с первых профессиональных шагов от молодого специалиста потребуется способность контролировать ситуацию, выбирать наиболее подходящие методы и инструменты решения задач, уверенность в своих силах и активное стремление к цели. Изучив менеджмент, специалист обретает умение организовывать свой труд на научной основе, способность ставить цели и формулировать задачи , связанные с профессиональной деятельностью, организовывать работу исполнителей и самому работать в коллективе. Это позволит добиваться успехов в конкретной предпринимательской или организационно- управленческой деятельности.
Дисциплина «Менеджмент» взаимосвязана с другими дисциплинами учебного плана: «Экономика», «Социальная психология», «Экономика организации» и другие.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
анализировать организационные структуры управления;
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения;
принимать эффективные решения, используя системы методов управления;
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать:
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
методы планирования и организации работы подразделения;
принципы построения организационной структуры управления;
основы формирования мотивационной политики организации;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
внешнюю и внутреннюю среду организации;
цикл менеджмента;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
функции менеджмента в рыночной экономике;
организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
систему методов управления;
методику принятия решений;
стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
Учебным планом предусмотрено максимальное количество часов на изучение данной дисциплины– 90 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 16 часов, в т.ч. практические занятия – 8 часов
самостоятельной работы обучающегося -74 часа
Основные формы и методы контроля самостоятельной работы обучающихся: устный опрос, письменный опрос, текущий контроль в форме защиты практических заданий.
По данной учебной дисциплине предусмотрены 1 домашняя контрольная работа и дифференцированный зачет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Вопросы для самостоятельной подготовки |
1 | 2 | |
Раздел 1. | Основы менеджмента | |
Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития | Содержание | |
Понятие, сущность менеджмента, его цели и задачи. Характерные черты современного менеджмента. История развития менеджмента (школы и подходы в менеджменте). | 1.Объясните потребность и необходимость управления в деятельности человека. 2. Дайте определение категории менеджмент, объясните цели и задачи этой дисциплины. 3. Приведите основные характеристики системы управления. 4 . Определите, что такое управление: наука или искусство? | |
Тема 1.2. Современный менеджер, его качества и требования к нему | Содержание | |
Понятие и 3 основные группы менеджеров. Качества современного менеджера. Требования к менеджеру в современных условиях рыночной экономики. | Охарактеризуйте качества современного менеджера и требования к нему. | |
Тема 1.3. Организация как объект управления | Содержание | |
Понятие и признаки организации, её состав. Внутренняя и внешняя среда организации. Структура управления организацией, принципы её построения. | 1. Объясните важность изучения внешней среды при управлении организацией. 2. Дайте определение характеристикам внешней среды организации. 3. Охарактеризуйте элементы среды прямого воздействия на организацию. 4. В чем заключается взаимосвязь среды прямого воздействия со средой косвенного воздействия. 5.Оцените роль факторов внешней среды в международном бизнесе | |
РАЗДЕЛ 2. | Цикл менеджмента | |
Тема 2.1. Понятие и состав цикла менеджмента | Содержание | |
Понятие цикла менеджмента, его содержание, понятие каждой фазы (функции) цикла менеджмента, их взаимосвязь и классификация (общие и конкретные). | 1.Охарактеризуйте основные составляющие цикла менеджмента. 2.Опишите взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. | |
Тема 2.2. Планирование и организация как функции менеджмента. | Содержание | |
Понятие планирование, его роль, виды и принципы. Методы планирования. Организация как функция управления, её содержание. | 1.Какова роль планирования в организации. 2.Опишите формы планирования. 3.Охарактеризуйте основные виды планов и основные стадии планирования. | |
Тема 2.3. Мотивация как функция менеджмента | Содержание | |
Понятие, роль и виды потребностей и мотивации. Основы формирования мотивационной политики организации. | 1.Дайте понятие мотивации. 2.Опишите критерии мотивации труда. 3.Охарактеризуйте ступени мотивации. 4 Разработайте мотивацию трудовой деятельности персонала вашей организации. | |
Тема 2.4. Контроль деятельности экономического субъекта | Содержание | |
Понятие, роль и виды контроля. | 1. В чем необходимость функции контроля при управлении организацией? 2. Какие виды контроля выделяют? | |
РАЗДЕЛ 3. | Методы и средства управления | |
Тема 3.1. Система методов управления | Содержание | |
Понятие и классификация методов управления. Организационно-распорядительные методы управления. Экономические методы управления. Социально-психологические методы управления. | 1.Охарактеризуйте основные группы методов управления. 2.Опишите достоинства и недостатки различных методов управления. | |
Тема 3.2. Управленческие решения | Содержание | |
Понятие, роль и виды управленческих решений. Требования к управленческим решениям. Методика принятия управленческих решений. | 1.Какими признаками характеризуется управленческое решение? 2.Каковы основные этапы принятия управленческих решений. | |
Тема 3.3. Коммуникации и деловое общение | Содержание | |
Понятие, роль и виды коммуникаций. Понятие, роль и виды делового общения. Организация проведения беседы, телефонного разговора, переговоров, совещаний и собраний. | 1.Приведите примеры различных видом коммуникаций из вашей практики. 2.Опишите функции и назначение управленческого общения. 3.Каковы основные правила проведения беседы, телефонного разговора, переговоров, совещаний | |
Тема 3.4. Управление конфликтами и стрессами | Содержание | |
Понятие, роль и виды конфликтов. Причины конфликтов на производстве. Пути выхода из конфликта. Понятие стресса, его виды. Пути выхода из стресса. Управление конфликтами и стрессами. | 1.Опишите сущность и классификацию конфликтов. 2. Назовите причины и виды конфликтов. 3. Возможно ли «бесконфликтное» развитие организаций? Обоснуйте ответ. 4. Приведите примеры конфликтов различных типов и уровней. 5.Каковы основные методы управления конфликтами. | |
Тема 3.5. Стили руководства и самоменеджмент | Содержание | |
Понятие и классификация стилей руководства, их содержание, положительные и отрицательные стороны. Понятие и содержание самоменеджмента. | 1. Охарактеризуйте основные подходы к изучению лидерства. 2. Какие из лидерских качеств вы считаете наиболее значимыми в настоящее время? 3. Приведите примеры проявления на практике стилей руководства. | |
Тема 3.6. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | Содержание | |
Особенности менеджмента в профессиональной деятельности. | Охарактеризуйте основные особенности менеджмента в различных сферах профессиональной деятельности. |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема Организация как объект управления | |
Практическая работа | |
Построение и анализ структуры управления организацией. | |
Тема Планирование и организация как функции менеджмента. | |
Практическая работа | |
Планирование работы подразделения (бухгалтерской службы) | |
Тема Мотивация как функция менеджмента | |
Практическая работа | |
Разработка мотивации трудовой деятельности персонала. | |
Тема Контроль деятельности экономического субъекта | |
Практическая работа | |
Проектирование системы контроля работы бухгалтерии | |
Тема Управленческие решения | |
Практическая работа | |
Принятие управленческих решений, используя систему методов управления. | |
Тема Коммуникации и деловое общение | |
Практическая работа | |
Ролевая игра: Деловая беседа, телефонный разговор, совещание. | |
Тема Управление конфликтами и стрессами | |
Практическая работа | |
Решение конфликтных ситуаций | |
Тема Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | |
Практическая работа | |
Семинар: Особенности менеджмента в профессиональной деятельности работника бухгалтерской службы. |
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Контрольная работа по учебной дисциплине «Менеджмент» состоит из 5 вопросов, в т. ч. 3-теоретических и 2- практических. Номера теоретических вопросов контрольной работы определяются на основании двух последних цифр шифра, закрепленного за студентом, по таблице. Номера практических заданий - на основании последней цифры шифра. Каждый вопрос контрольной работы пишется перед ответом и выделяется жирным шрифтом или другим цветом. В конце работы дается список использованной литературы, ставится дата сдачи работы в заочное отделение и подпись студента.
Контрольная работа выполняется в тетрадях в рукописном варианте или в печатном варианте. Основные требования по оформлению работы в печатном варианте:
- текст сообщения излагается на бумаге формата А4.
- по всем сторонам листа необходимо оставить поля от края листа. Размеры: левого поля - 30 мм; правого поля - 10 мм; верхнего поля - 15 мм; нижнего поля - 20 мм.
- Использовать шрифт Times New Roman.
- Цвет шрифта должен быть чёрным.
- Можно использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, применяя различные способы начертания.
- Объем работы –5-7 страниц
Теоретические вопросы для домашней контрольной работы
по дисциплине «Менеджмент»
- Понятие менеджмента, его содержание, цели, задачи и роль в развитии современного производства.
- Понятие управления, его виды, понятие каждого вида управления.
- Кадры управления, их уровни и состав, функции менеджеров предприятия.
- Менеджер, понятие и роль. Требования к менеджерам. Уровни менеджеров по иерархии.
- Цикл менеджмента, его понятие и содержание.
- Планирование и прогнозирование как функция менеджмента, его понятие. Виды и алгоритм.
- Организация управления как функция менеджмента, её понятие, содержание.
- Мотивация, её понятие, алгоритм мотивации и роль в менеджменте.
- Контроль как функция менеджмента, её понятие, виды, алгоритм.
- Стратегический менеджмент, его понятие, роль, содержание, этапы стратегического планирования.
- Миссия организации, её понятие, содержание, значение миссии.
- Цели и задачи стратегического планирования. Варианты стратегий.
- Понятие и виды методов менеджмента, их использование.
- Организационно-регламентирующие (административные) методы менеджмента.
- Экономические методы менеджмента.
- Социально-психологические методы управления.
- Стили руководства, понятие и виды. Преимущества и недостатки каждого стиля.
- Понятие власти и влияния. Источники власти. Виды власти, их характеристика и методы влияния.
- Понятие управленческих решений, требования к ним и место в менеджменте.
- Методика принятия управленческих решений.
- Потребности, их понятие, виды, роль в мотивации труда.
- Понятие мотивации труда, её группы и система мотивации труда.
- Понятие и виды рисков. Показатели риска.
- Управление рисками. Методы предотвращения риска.
- Понятие и виды конфликтов. Их роль в менеджменте.
- Методы преодоления и преобразования конфликтов.
- Понятие стресса, его виды, признаки.
- Природа и причины стрессов. Методы снятия стресса.
- Психологическая структура личности.
- Саморазвитие личности как фактор делового успеха.
- Самоменеджмент, его понятие, содержание.
- Понятие делового общения, его формы, приёмы, способы.
- Понятие коммуникации, её элементы, виды, организация.
- Психологические закономерности делового общения.
- Средства делового общения по отношению к подчинённым.
- Этика делового общения по отношению к подчинённым.
- Деловой этикет.
- Методика проведения деловой беседы с подчинёнными.
- Методика проведения телефонного делового разговора.
- Методика проведения совещания, заседания.
- Методика проведения общего собрания.
- Методика подготовки выступления.
- Методика проведения переговоров.
- Понятие информации, её виды, требования к ней.
- Информационные технологии в менеджменте.
Практические задания для контрольной работы по дисциплине
«Менеджмент»
(номер задания определяется по последней цифре шифра: нечётная цифра - №1 и №3, чётная цифра - №2 и №4; методику принятия управленческого решения можно взять в рекомендуемой литературе или в приложении)
- Бригадир тракторно-полеводческой бригады второй месяц опаздывает со сдачей первичных документов в бухгалтерию, оформляет их небрежно и с ошибками, что не позволяет своевременно начислять оплату труда и составлять ведомости и Журналы-ордера. Примите решение от имени бухгалтера растениеводства.
- В бухгалтерии между двумя работницами возник спор по поводу распределения обязанностей. Спор перешел в личный и конфликт, в который затем были втянуты другие работники, нарушен психологический климат в коллективе. Примите решение от имени главного бухгалтера.
- Через 4 дня наступает срок сдачи документов в налоговую инспекцию, но они не составлены, т.к. главный бухгалтер лежит в больнице, одна
работница в отпуске (в бухгалтерии работает 5 человек ) Принять решение от имени заместителя главного бухгалтера. - При получении заработной платы тракторист Кузин К.В. в резкой форме высказал претензии к ее сумме. При выяснении вопроса оказалось ,что не бала начислена дополнительная оплата за качество и сроки работ, т. к. нет подписи агронома, не начислена двойная оплата за работу в праздничные дни , т.к. затем были представлены отгулы. Тракторист уверяет, что в отгулах он не был. Решите ситуацию от имени бухгалтера по оплате труда.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
№ п/п | Наименование | Авторы | Издательство, год издания |
1. | Менеджмент: Учеб.пособие. | Грибов В.Д. | М.: КНОРУС, 2011 |
2. | Менеджмент: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования | Драчёва Е.А. Юликов Л.И. | М.: Изд.центр «Академия», 2010 |
Дополнительные источники :
№п/п | Наименование | Авторы | Издательство, год издания |
1. | Основы менеджмента: Учеб.пособие. | Кабушкин Н.И. | М.: ТОО «Остожье», Минск: ООО «Новое знание», 1999. |
2. | Менеджмент | Герчикова И.Н. | – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997, |
Интернет-ресурсы
- http://ecsocman.edu.ru
Федеральный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».
- http://www.businesspress.ru
Деловая пресса. Сайт содержит огромное количество статей, касающихся бизнеса.
- http://www.ts-ru.com
Электронный журнал по менеджменту. Сайт содержит множество терминов, касающихся менеджмента, статей и новостей о менеджменте.
-http://www.aup.ru/management/
Административно-управленческий портал. Содержит ссылки на огромное количество книг по управлению предприятием (менеджменту).
-http://1st.com.ua/
Современный менеджмент.
- http://dlastudenta.narod.ru/management
Преподаватель: ___________________ Г.В.Омётова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине: «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА» для студентов заочного отделения 1 курса специальность 080114 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»
В методических указаниях имеется пояснительная записка, краткий курс лекций, календарно-тематический план заочной формы обучения, задания для домашней контрольной работы и методические рекомендации по...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине: «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА» для студентов заочного отделения 1 курса специальность 080114 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»
В методических указаниях имеется пояснительная записка, краткий курс лекций, календарно-тематический план заочной формы обучения, задания для домашней контрольной работы и методические рекомендации по...
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.15 (профильные) "Математика" специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...
Методические указания и контрольные задания по дисциплине Менеджмент для студентов заочной формы обучения специальность 100701 Коммерция
Методические указания и контрольные задания по дисциплине Менеджмент для студентов заочной формы обучения специальность 100701 Коммерция разработаны в соответствии с программой ФГОС СПО...
Методические указания и программа к выполнению контрольного задания по дисциплине "статистка" для студентов заочной формы обучения специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)"
Методические указания и программа дисциплины "статистика" содержат целевую установку, содержание дисциплины, перечень практических работ и примеры решения задач по основным разделам дисциплины, задани...
Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Математика» для студентов заочной формы обучения, обучающимся по направлению среднего профессионального образования.
Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении контрольной работы по дисциплине «Математика». Настоящие методические указания содержат контрольные задания по математике...
Контрольные работы для студентов заочного отделения (специальности "Экономика и бухгалтерский учет")
Контрольные работы состоят из инструкции к каждому варианту, текста по данной специальности профессиональной направленности, который нужно грамотно перевести на русский язык и выполнить грамматическое...