Применение проектного обучения в курсе Менеджмента для формирования предприимчивости студентов.
проект (экономика) по теме

 

Основная идея проекта: с помощью проектной технологии создать для студентов вызов, который заставляет их задуматься о своем будущем, о возможности самосовершенствования, а создание соревновательной среды позволяет инициировать максимальное использование интеллектуального потенциала личности каждого студента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnoe_obuchenie_v_menedzhmente.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Применение проектного обучения в курсе Менеджмента для     формирования предприимчивости студентов.

Автор: Ковалева С.Е.

Основная идея проекта: с помощью проектной технологии создать для студентов вызов, который заставляет их задуматься о своем будущем, о возможности самосовершенствования, а создание соревновательной среды позволяет инициировать максимальное использование интеллектуального потенциала личности каждого студента.

В настоящее время влияние предпринимательства на развитие России становится все более значимым. Это связано не столько с возрождением рыночной экономики, а, следовательно, и с многообразием форм собственности, сколько с необходимостью изменения отношения к труду в связи с восстановлением полноценных самостоятельных субъектов экономической деятельности. Что, в свою очередь, переводит проблему из экономической плоскости в гуманитарную, от решения которой зависит не только качество жизни в нашей стране, но качества ее граждан. В социально культурных реалиях российской действительности предпринимательство становится силой, способной соединить не только основные факторы производства в единый процесс создания товаров и услуг, удовлетворяющих потребности общества, но и поднять это общество на другую более высокую качественную ступень.

Подготовку к предпринимательской деятельности можно осуществлять в разном возрасте. Чаще всего она рассматривается как механизм социально-трудовой адаптации молодежи.

В условиях риска предприниматель несет всю полноту ответственности за возможную неудачу. В настоящее время, согласно мнению Р. Хизрича, «предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [89, с. 20].

Предпринимательство рассматривается как организационно-хозяйственное новаторство, которое является неизбежным атрибутом  структурных сдвигов в обществе, создания новых и роста существующих производств. Однако это новаторство особого рода, оно направлено, прежде всего, на комбинирование производственных факторов. (А.И. Агеев, В.М. Власова, А.В. Бусыгин, В.М. Гальперин, В.Я. Горфинкель, А. Орлов, В.Д. Симоненко, Б.А. Райзберг, Э.А. Уткин и др.). В предпринимательстве видят не только и не столько род деятельности, но потенциальную возможность поднятия национального духа.

Существенные стороны

предпринимательской деятельности

Новаторство, инновационность

Пусковой механизм структурных изменений в экономике

Движущая сила социально-экономического прогресса

Неотъемлемый элемент рыночной экономики

Риск и ответственность

Нацеленность на прибыль

Особые личностные качества предпринимателя

Потребность в достижениях

Таким образом, основные признаки бизнес поведения, которые имеют значение для нашей работы и связаны с предпринимательской активностью, проявляются в том, что оно

  • является деятельностью, связанной с вложением средств с целью получения прибыли на основе сочетания личной выгоды и общественной пользы;
  • неизбежно рискованно в связи с постоянно присутствующей необходимостью в самоопределении различного уровня;
  • требует от субъекта наличия ряда личностных и профессиональных качеств, которые способствуют успешности деятельности.

В последние годы предпринимательство стало привлекательной сферой деятельности для молодежи, так как именно молодому поколению, не имеющему сложившихся стереотипов по отношению к предпринимательской деятельности, легче воспринимать новые складывающиеся экономические условия. Социологические исследования показывают рост популярности среди молодежи профессий, обеспечивающих кратчайший путь к предпринимательству, и прежде всего, это экономисты, товароведы, бухгалтеры, продавцы. Каждый второй учащийся 11-х классов хотел бы заняться предпринимательской деятельностью, каждый четвертый – завести собственное дело [2, с.11-12].

Первые попытки разработки системы подготовки предпринимателей относятся к началу 90-х гг. Уже тогда можно было выделить несколько принципиально разных подходов:

  • с акцентом на формирование ЗУН; (ГОС)
  • с преобладанием направленности на формирование личностных качеств лидера; (тренинги)
  • деятельностный, ориентированный на развитие субъектности растущего человека через освоение проектировочных умений себя и своей жизни. (проектное образование).

Современные требования ФГОС еще более ориентированы на предприимчивого студента, активно формирующего профессиональные компетенции в ходе обучения.

Возможности реализации этих требований заложены в проектном обучении (например, в дизайн ориентированном подходе), в других практико-ориентированных технологиях образования.

Дизайн ориентированное образование создает условия для развития духа предпринимательства у мыслящего человека, который способен построить и реализовать проект своей жизни, а не просто, как это было раньше, найти в ней свое место.

Методология дизайн ориентированного образования, представляющая собой реализацию основанного на антропологических принципах проектного подхода, создает необходимые условия реального включения в образование в субъективных критериев оценки эффективности деятельности (красота, функциональность, новизна) и придание им действенного статуса. Результатом такого образования становится не просто наличие у субъекта тех или иных ЗУНов, но готовность субъекта к построению собственной жизни на основе выявления необходимых для этого компетенций и овладения ими.

В основе предпринимательского духа, проявляющегося в создании субъектом собственного пространства деятельности, лежит его готовность к свободному и ответственному выбору в ситуации неопределенности.

Включение и реализация этих представлений образовательный процесс на действенном уровне предполагает модификацию традиционного образовательного формата, которая должна быть связана, во-первых, с перманентным включением в нормированный образовательный процесс деятельности выбора и, во-вторых, целенаправленным освоением субъектом способов самофутурирования себя через профессиональную деятельность.

В ходе эксперимента в 2009г. студенты группы 518 колледжа Сервиса и технологий работали по предложенной технологии дизайн ориентированного образования под руководством преподавателей – модераторов из творческой группы. Группа была разделена на 3 подгруппы, каждая из которых выполняла свой проект.

После трехдневной работы, преподаватели совместно с творческой группой проекта разработали проект применения дизайн ориентированного образования на уровне темы в дисциплине «Менеджмент».

Преподаватель Ковалева С.Е. разработала раздаточный материал к практическому занятию по теме Самоменеджмент и провела открытый урок 21 ноября с применением новой методики. В других группах, которые изучали тему Самоменеджмент в курсе Менеджмент в последующие годы, методика проектного обучения так же применялась вполне успешно. Возникла традиция проведения конкурса проектов саморазвития студента на первом этапе – внутри группы, на втором этапе – на уровне отделения. Это дополнительно стимулирует творчество и соревновательность, вызывая интерес к работам со стороны кураторов этих групп и даже  студентов других специальностей.

         

        Рис.1 Схема формирования компетенций в ходе проектного обучения.

Литература

  1. Балабанов С.С., Воронин Г.Л., Французова Л.Я. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся // Социс. – 1993. -№9. - С. 8-12.
  2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 1997. – 608 с.
  3. Быков В.В., Павлов И.С., Кравченко Л.В., Парамонов А.И. Выбор собственного дела. - М.: МЦТЗМ “Перспектива”, 2006. - 36 с.
  4. Вершинин С.И. Психологические аспекты предпринимательской подготовки школьников. // Предпринимательство и занятость юных.- 1998. -№6-7. С.
  5. Жизнин С.З., Крупнов В.И. Как стать бизнесменом. - Минск: Предприниматель, 2000. - 64 с.
  6. Каганов В., Мухин А., Толоконников А. Технология подготовки предпринимателей // Вестник высшей школы. – 2009. - № 2. – С. 42-45.
  7. Казаков А.П. Основы рыночной экономики и предпринимательства: Опытная программа для учреждений начального профессионального образования. - М.: ИРПО, 1994. - 23 с.  
  8. Коски Л. Обучение предпринимательской деятельности: [Как вариант непрерыв. образования: Финляндия]// Информатика и образование.- 1995.- № 2.- С. 113.
  9. Парамонов А.И. Предпринимательская подготовка молодежи: инновационная образовательная система (организационно-педагогические основы предпринимательской подготовки молодежи) А.И. Парамонов – М.: КПиСТП, 2004. – 75 с.
  10. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства: Проб. учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 1995.- 206, [1] c.
  11. Сасова И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки / Рос. акад. образования, Ассоц. «Проф. Образование».- М.: АПО, 1996.- 64,[1] с.
  12. Симоненко В.Д., Суровицкая Т.Б., Ретивых М.Б., Волохова Е.Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебное пособие - Брянск: Изд-во БГПИ. 1995. 100 с.
  13. Терюкова Т. Экономическая культура как цель и средство // Высшее образование в России. – 1999. - № 3. - С. 109 – 117
  14. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: Пер.с англ./ Общ.ред. В.С. Загашвили. – М.: Прогресс-Универс, 1991. – Вып.1. – 159 с.  
  15. Энциклопедический словарь предпринимателя / Сост. С.М. Синельников, Т.Г. Соломоник, Р.В. Янборисова. - СПб.: Изд-во «Альфа-фонд», «АЯКС», 2002.- 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи" для студентов заочной формы обучения по направлению "Менеджмент".

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...

Применение проектной деятельности в курсе географии.

География это один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобаль...