Урок экономики "Бюджет семьи"
план-конспект урока по экономике по теме
Цель урока: познакомить с понятием бюджет, доход, расход, их классификацией, законом Энгеля, структурой семейного бюджета, с основой домашней бухгалтерии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 2.93 МБ |
конспект урока | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Бюджет семьи
Калабугина Татьяна Николаевна учитель экономики в МОУ Лицей УКМО
Урок экономики
Цель урока: познакомить с понятием бюджет, доход, расход, их классификацией, законом Энгеля, структурой семейного бюджета, с основой домашней бухгалтерии.
Основные понятия: семья, семейная экономика, расход, доход, сбалансированный бюджет, закон Энгеля, баланс.
Ресурсы урока: проектор, презентация “Бюджет семьи”, раздаточный материал для практической работы.
План урока:
Мотивация.
Целепологание, определение прогнозируемых результатов.
Объяснение нового материала с использованием презентаций.
Практическая работа.
Рефлексия.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте! Садитесь! (Слайд № 1) (Слайд №2)
В народе говорят: “Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая”. Для этого нужно научиться формировать и распределять бюджет.
Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями бюджет, доход, расход, научимся рассчитывать бюджет семьи. Для динамичного развития нашего государства стране нужны мудрые экономисты. Поэтому экономическую культуру нужно формировать как можно раньше. Начинать с семьи. (Слайд № 3)
– Вы, наверно, уже знаете, что раньше в состоятельных домах работали экономки, которые ведали хозяйством.
– Как вы думаете – почему они пользовались большим уважением хозяев? (Предполагаемый ответ: помогали рационально использовать денежные средства) (Слайд №4)
Понятие бюджет. Буквально в переводе “бюджет” – денежная сумка. Совокупность доходов и расходов за определенный период времени. (Слайд №5) (Слайд №6)
Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или какого-либо рода деятельности.
– Подумайте, что может являться доходом предприятия? (Предполагаемый ответ: доходы предприятий – разница между выручкой от продажи продукции и расходами на ее производство.)
– благотворительной организации? (Предполагаемый ответ: доходы благотворительных организаций – членские взносы, пожертвование.)
– государственных органов власти? (Предполагаемый ответ: доходы государственных органов власти-платежи и налоги.) (Слайд №7)
Семьи получают доходы благодаря факторам производства:
Труда (умственные способности и навыки…)
Капиталла (автомобиль, квартира) Следует помнить, что доход приносит только та собственность, которая может быть направлена на производство нужных людям благ. Автомобиль – капитал, когда его используют для получения дохода (напр. такси)
Земли (ресурсы земельные…)
Предпринимательские способности. (Слайд №8)
Доход семьи можно классифицировать:
Денежные.
А) Зарплата с доплатами.
Б) Пенсии, стипендии, социальные выплаты
В) От предпринимательской деятельности (надомное кустарное производство, оказание частных услуг, продажа продукции приусадебного хозяйства).
Г) Доходы от операций, % по банковскому вкладу, ценных бумаг, от курса валют).
Натуральные.
Предоставление льгот. (Слайд №9)
Семейные доходы можно квалифицировать в зависимости от того, владение каким фактором производства их приноситФакторы производства Вид приносимых доходов
Труд наемного работника Заработная плата
Труд предпринимателя и капитал фирмы, созданный за счет собственных средств Прибыль собственников
Производственный капитал фирмы Прибыль фирмы, доход ее владельцев
Земля (природные ресурсы) Рента
Денежный капитал Процент
В большинстве стран мира преобладающим источником семейных доходов выступает заработная плата.
Анализ диаграммы (слайд № 10)
Как мы видим основная часть доходов семей США
Являются доходы от заработной платы, а так же от предпринимательства…..
- Кстати это структура мало чем изменилась за последние десятилетия А вот структура доходов Российских семей сильно изменилась за последние 2 десятилетия.
– Как вы думаете почему? (Предполагаемый ответ: разная экономическая система.) (Слайд № 11)
Командная система 1917 г. уничтожила частную собственность на капитал и землю, а предпринимательские способности карались тюремным сроком. Единственным фактором производства оставался труд. Неудивительно, что в 90 годы Россия вступила с нищим населением. Люди со средним достатком обладали собственностью до 10 т. руб. Это примерная стоимость автомобиля “Москвич” 14 % населения обладали имуществом, стоимость которого не превышала 25 месячных окладов – 3200 р.
С приходом рыночной системы, как вы видите, динамика изменилась.
– Что мы видим? (Предполагаемый ответ: доходы семьи стали получать не только за счет заработной платы, но и появились доходы от собственности и предпринимательской деятельности) (Слайд № 12)
А так советские люди пытались поправить свое финансовое положение, как было сказано выше из-за низкой заработной платы.
– завышали объем сделанного;
– не качественно выполняли свои обязанности;
– расхищали на производстве все, что плохо лежит (Существовал такой девиз: “Все, что не прибито – мое; все, что можно оторвать, – не прибито!”. (Слайд №13)
Расходы. В Дании существует интересная поговорка “Датчанин живет как принц, потому что экономит как нищий”.
Статьи расходов на удовлетворение потребностей: – материальные потребности (питание, одежду, бытовые предметы, оплата жилья). (Слайд№14)
-духовные потребности (образование, зрелищные мероприятия – театр, футбол…) (Слайд№15)
– социальные потребности (газеты, журналы…) (Слайд№16)
– неразумные потребности (алкоголь, сигареты, сладкие продукты, не очень нужные, но престижные вещи….) (Слайд № 17)
– жилищные потребности (строительство дома, ремонт квартиры, гараж…)
– транспорт (Слайд№18)
Расходы классифицируют: (Слайд №!9)
Постоянные – можно запланировать. (Плата за квартиру, проездной билет, покупка основных продуктов питания).
Переменные.
А) Циклические – предметы, которые покупают на долгое время (мебель 7-12 лет, шубу…) Б) Непредвиденные (ремонт сломавшейся техники, покупка лекарств…)
В) Сезонные – связанные с сезонными явлениями (закупка ягод впрок, семян для посева…)
Единовременные (украшения, обручальное кольцо…)
Семейные расходы: (Слайд №20)
Личное потребление (самая большая величина)
Денежные сбережения (покупка ценных бумаг).
Налоги и другие обязательные платежи (они уменьшают сумму, которую семья может потратить на свои цели).
Сравнивая структуру потребления в России и США можно отметить, что она сильно отличается.
– Найдите отличия. (Много денег тратится на питание.)
(Слайд №21)
Еще раз показывает, как много денег российскими гражданами тратится на питание в сравнении с другими развитыми странами.(Слайд №22)
Еще в 19 в. Прусский статист Эрнст Энгель показал, что существует прямая связь между дохода, количеством и качеством покупаемых товаров. Согласно закону Энгеля,с увеличением дохода уменьшается его часть, используемая на питание и предметы первой необходимости, а доля расходов на культурные нужды, предметы роскоши, сбережения увеличивается.
(Слайд №23) показывает, как меняется структура потребления в связи с увеличением заработной платой. Расходы на питание остаются почти на том же уровне. Как говорится “Наши потребности в пище ограничены стенками нашего желудка”. На промтовары и услуги изменяется мало, а на культуру увеличиваются”
Конечно, нельзя не учитывать при подсчете расходов (Слайд №24):
Уровня цен.
Потребности семьи во благах.
Объем денежных средств семьи.
Сумму налогов.
Инфляции (Слайд №25) Инфляция – процесс общего повышения цен в стране, который сильно влияет на покупательную способность денег.
– ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ НОМИНАЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ РЕАЛЬНОГО? (Слайд № 26)
Расходы семьи могут уменьшить (Слайд №27):
1) Выращивание своих овощей, изготовление благ собственными руками (пошив одежды).
2) Бесплатные блага, которые предоставляет государство (бесплатный проезд).
3) Бережное отношение к вещам (Напр. пальто носить не 2 года, а 3).
Вернемся к понятию бюджет.
Бюджет бывает (Слайд № 28):
Личный
Семейный
Предприятий, фирм
Государственный
Бюджет можно представить в виде весов. (Слайд №29)
Если чаши весов в равновесии, значит бюджет сбалансированный. Это позволит рационально использовать ресурсы семьи.
Если расходы больше доходов – бюджет дефицитный.
Если доходы больше расходов – бюджет избыточный.
Составление бюджета обычно включает в себя три основные фазы (Слайд №30):
Постановка финансовых целей. (Например, планирование крупной машины, отдых, образование…)
Оценка доходов и возможность увеличить доходную часть бюджета.
Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупки товаров первой необходимости.
Для того чтобы рационально использовать средства необходимо вести финансовую документацию. Есть много вариантов хозяйственных и бухгалтерских книг. (Слайд №31)
Рассмотрев тему, попытаемся выполнить практическую работу.
У нас две семьи (Работа в группах.). Нужно подсчитать бюджет двух семей.
Выполнение практической работы.
Выводы из практической работы.
Рефлексия. – Что нового узнали на уроке?
– Где могут пригодиться полученные знания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Право, семья, ребенок" 9 класс
Презентация к уроку...
Тема урока: “ Моя семья"
Воспитывать чувство любви и уважения к семье, к родителям, к изучаемому языку...
Урок мира: "Семья. День рождения классной семьи".
Урок мира 1.09.2012 года. Выбрана тема: "Рождение классной семьи" не случайно, так как в данном классе имеются дети-сироты....
Урок обществознания " Семья и конфликты в семье"
Урок обществознания в 9 классе...
Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.
АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...
Конспект урока "Моя семья и я. Любимые занятия членов семьи. Распорядок дня" + презентация
Данная разработка может послужит хорошей опорой при подготовке урока в начальной школе по теме "Моя семья. Любимые занятия членов семьи. Распорядок дня", направлена не только на отработку гр...
Конспект урока. Тема " Семья как социальный институт. Функции семьи."
Урок разработан в соответсвии с ФГОС. Используется дистемно-деятельностная организации изучения темы обучающимися....