«Интернет-маркетинг в рамках учебного процесса»
статья (экономика) по теме
Министерство профессионального образования подготовки и расстановки кадров
Республики Саха ( Якутия)
Якутский торгово-экономический колледж Потребительской кооперации
Республиканский конкурс « Преподаватель года – 2012 »
Методическая статья
«Интернет-маркетинг в рамках учебного процесса»
Разработчик:
Попов Павел Геннадиевич
преподаватель специальных дисциплин,
первая квалификационная категория.
Якутск - 2012
1. Введение
Якутский торгово-экономический колледж Потребительской кооперации основан в 1930 г., является одним из старейших учебных заведений Республики Саха (Якутия). За последние 10 лет все студенты торговых специальностей изучают дисциплину маркетинг, а будущие менеджеры и маркетологи еще и ряд специфических дисциплин, таких как, поведение потребителей, маркетинговые исследования рынка, маркетинг товаров и услуг. Эффективность деятельности любого современного специалиста определяется уровнем его квалификации, профессиональными знаниями и умениями. Он обязательно должен знать современные информационные технологии и уметь максимально эффективно использовать их в своей деятельности.
Это одна из самых актуальных задач современного образования.
Автором преследуется цель – обобщение и распространение педагогического опыта в преподавании маркетинга с использованием информационных технологий. Исходя из этого необходимо было исследовать и решить следующие задачи:
-рассмотреть современную теорию и обобщить литературу по данной тематике;
-сгруппировать наиболее часто используемые Интернет ресурсы для проведения
маркетинговых исследований;
-практическое применение студентами Интернет ресурсов и технологий в рамках
учебного процесса при изучении дисциплины маркетинг.
Объектом исследования является учебные группы студентов Якутского торгово-эконо-
мического колледжа Потребительской кооперации изучающие дисциплину маркетинг,
а предметом исследования – Интернет-маркетинг.
Основой для данного исследования являются труды профессоров Российской академии
Государственной службы Панкрухина А.П, академии Народного хозяйства Голубкова Е.П, опыт информатизации образовательных учреждений Костромской Области и др.
Также исследованы региональные веб-сайты и другие Интернет-ресурсы.
2. Интернет-маркетинг в России
Сегодня каждый современный человек должен знать маркетинг. Почему? Потому что маркетинг – это идеология и философия современного бизнеса, и у нас – рыночная экономика, т.е. вся наша жизнь – «купи-продай». И в этой жизни мы не можем ничего купить, пока что-то не продадим. Другими словами можно сказать, что маркетинг – это наука о том, как быть успешным в этой жизни. И в то же время мы говорим: XXI век – век информации, кто владеет информацией – владеет миром. Потому что технология WorldWideWeb (WWW) уменьшила земной шар до размеров комнаты. Если соединить маркетинг и информационные технологии, мы получаем эффект синергизма, или мультипликативный эффект, как в экономике. Поэтому Интернет-маркетинг сегодня – одна из самых востребованных видов деятельности. По определению профессора РАГС Александра Павловича Панкрухина, Интернет-маркетинг – это комплекс философии, стратегии и инструментария информационной маркетинговой деятельности и взаимодействия в компьютерных сетях, позволяющий исследовать рынок, адекватно структурировать информационную среду, продвигать, продавать и покупать товары, идеи и услуги. Вместе с тем Интернет-маркетинг – это не самостоятельная область маркетинга, а лишь один из эффективных инструментов маркетингового анализа и воздействия, одна из составляющих общей маркетинговой стратегии.
Многие отождествляют Интернет- маркетинг лишь с электронной коммерцией, что очень «сужает» понимание этого вида деятельности. Поэтому более конкретно функции Интернет-маркетинга можно разделить на три крупных блока:
1.Исследования внешней рыночной среды:
- макросреды;
- потребителей;
- конъюнктуру и емкости рынка, его сегментов;
- конкурентов и конкуренции, деятельности посредников и партнёров.
2. «Внутренние» маркетинговые процессы и решения:
- товарная политика;
- ценообразование;
- реклама и другие виды и способы продвижения товаров и услуг, имиджа
фирмы;
- сбытовая деятельность, продажи.
3. Специфические сферы и способы деятельности:
- электронный обмен информацией;
- электронная торговля;
- электронные сделки;
- организация деятельности Интернет-магазинов.
Методы Интернет-маркетинга можно разделить прежде всего на медоты исследования рынка и методы продвижения и продажи. В образовательном процессе в основном ис-
пользуется и преобладает исследовательская функция маркетинга.
3. Некоторые аспекты использования Интернет-маркетинга в учебном процессе
При подготовке специалистов в нашем колледже мы исходим из того, что маркетолог – это, прежде всего, исследователь рынка. Развитие Интернет-технологий позволило проводить кабинетные и полевые маркетинговые исследования с помощью Интернета. При проведении кабинетных маркетинговых исследований осуществляется поиск необходимой информации в Интернете с помощью поисковых систем, каталогов, тематических ресурсов, форумов, сайтов конкурентов и т.д. Следует отметить, что обычно сбор вторичной информации для кабинетного исследования с помощью Интернетаосуществляетсявручнуюбезиспользованиякаких-либопрограммныхсредств. Важнейшей составляющей информационного обеспечения предпринимательской деятельности является статистика. Согласно проведенных исследований, ей пользуется свыше 92% всех категорий лиц, являющихся пользователями маркетинговой информации. В образовательном процессе это особенно актуально при выполнении студентами практической части рефератов, курсовых и дипломных работ. Автором рекомендуется наиболее насыщенные статистическими сведениями сайты информационных ресурсов (Приложение 1).
В РУНЕТе присутствуют страницы коммерческой информации общего и отраслевого содержания. Например, на сервере «ИНФОРУС» представлена универсальная база данных, включающая сведения о 950000 предприятий и организаций Российской Федерации. (Приложение 2).
Благодаря Интернету студенты могут получить доступ к электронным текстам десятков тысяч опубликованных книг и учебников. Самая большая из электронных библиотек – проект «Гуттенберг» (http://www.guttenberg.corn) сегодня аккумулирует более 20 тысяч электронных текстов.
Большое значение в образовательном процессе имеет использование учебных видеофильмов. Автором практикуется использование таких видеофильмов компании ЗАО «Решение: учебное видео» (http://www.video.decision.ru): «Философия продаж», «Организация прямых продаж», «Управление слухами» и др.
Сегодня, еще сильны различные мифы и стереотипы в отношении Интернет-маркетинга. Например, миф о том, что никто не может заработать денег в Интернете или наоборот, что вы можете быстро сделать кучу денег. Но вы не сделаете этого быстро и без усилий. Вы можете узнать, сколько можно заработать, посетив вебсайт автора (http://www.pavel888.en101.com).
Полезность очевидна и для студента, и для любого, кто желает улучшить свой стиль жизни и материальное положение.
Также, в учебном процессе широко используется интерактивная компьютерная обучающая программа «Маркетинг», содержащий 19 заданий и тесты (100 вопросов).
Полную информацию о данном продукте можно получить по электронному
адресу: Е-mail: Dipol @ tacis-dipol.ru
Как используется Интернет-маркетинг студентами во время практических занятий?Во время занятий преподавателем дается в зависимости от темы задание: Например, произвести сравнительную характеристику новых смартфонов МТС 945 ГЛОНАСС и SamsungGalaxi. (Тема:«Позиционирование товара»). Посетив виртуальный
Интернет-магазин, студенты изучают выложенные на сайте цены и другие качественные параметры технически сложных изделий. Как известно, такие товары обладают основным и дополнительными функциями. Последние, как раз и являются основным определяющим критерием покупки данного товара. Сравнивая, этипараметрыдополнительныхфункций,
производятся выводы о покупательских предпочтениях потребителей различных сегментов. Или, преподаватель дает задание – найти на рынке новый высокотехнологичный товар.(Тема: «Инновационная политика предприятия»).Например,находят
такой товар , как CSMжучок(МК 4) по цене 7900 руб. Это инновационный прибор очень хорошо подходит для охраны домов, дач, гаражей. Услышав, в радиусе 20 метров чужие голоса, шумы, этот прибор сам вам позвонит и даст полную картину происходящего события. Главное – это он может сделать в любой точке Земного шара.
Таким образом, будущие специалисты учатся быстро находить необходимую маркетинговую информацию в глобальной сети Интернет.
Создание современных условий обучения в образовательных учреждениях
на основе информационно-коммуникационных технологий является необходимым требованием в подготовке высококвалифицированных кадров. Наверно, не зря Билл Гейтс говорит: «Либо Вы уже сегодня в Интернете, либо у Вас нет будущего».
В Якутском торгово-экономическом колледже изучение дисциплины маркетинг проводилась автором в группах студентов БИ-10, Б-09. Результаты проведенного тестирования по всем темам Федерального экзамена на сайте www.fero.ru, студенты данных групп показали следующие итоги: в первой группе 100% усвоение материала у 10 студентов из 13, а во второй группе 16 студентов из 25.( Приложение 2). Соответственно, процент студентов, освоивших все темы дисциплины в полном объеме на «хорошо» и
« отлично» 76% и 64%. Наилучшие результаты показали студенты Архипова Вероника – 95%, Барашкова Октябрина – 95%, Иванова Сахаайа – 90%, Лыткина Кристина – 90%, Харитонова Ньургуйаана – 90% правильных ответов. Если провести анализ по 22 темам , предложенным в тесте, то здесь видно, что студенты наиболее хорошо усвоили темы №7 и по №14.(100%). Небольшое количество ошибок допущено по темам №21 и № 22, что принято во внимание автором, но в общем студенты, показали довольно высокие знания по данной дисциплине. Во многом это происходит благодаря практическим навыкам работы
в интернет-маркетинге.
4. Выводы
- Соединение маркетинга и информационных технологий порождает эффект синергизма.
- Рыночная экономика побуждает обращаться к Интернет- маркетингу. Для достижения успеха будущие маркетологи должны обладать определенными знаниями в данной области и уметь обоснованно оценить эффективность информационных технологий в деятельности компаний.
- Группировка различных специальных сайтов из глобальной сети, являются необходимыми Интернет ресурсами для успешного освоения материала в учебном процессе.
- Необходимо постоянно развинчивать некоторые устоявшиеся мифы и стереотипы в отношении Интернет-маркетинга.
- Создание современных условий обучения в образовательных учреждениях
на основе информационно-коммуникационных технологий является необходимым требованием в подготовке высококвалифицированных кадров.
.
- аспекты использования интернет-маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - № 2
- Голубков Е.П. Использование Интернета в маркетинге// Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - № 3
- Интернет-маркетинг http://www.nettek.ru/marketing/
- Кузнецов И.Н. Интернет в учебной и научной работе. – М.; Дашков и К, 2005.
- Максимов Н.В. и др. Современные информационные технологии. – М.; ФОРУМ, 2008.
- Мешалкина Ю.В. Интернет как источник маркетинговой информации// Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - № 3
- Михеева Е.В. и др. Информатика. – М.;Академия, 2010.
- Панкрухин А.П. Маркетинг – М.; ОМЕГА, 2007.
- Продвижение сайта http://www.promoru.net
- Энциклопедия маркетинга http://www.marketing.spb.ru
Приложение 1
Информационные ресурсы
Госкомстат России. Основные социально-экономические показатели России. Российскаягосударственнаястатистика (1802 г. — н.в). | |
Центральный банк Российской Федерации. Макроэкономическая статистика | |
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации | |
Официальныйсайт ФНС России | |
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации | |
http://www.cea.gov.ru/ |
Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации |
Базы данных экономической статистики РФ экономики | |
Росбизнесконсалтинг | |
Агентство АК&М | |
Центр экономических и финансовых исследований и разработок | |
Агенство АКДИ | |
Журнал ЭКСПЕРТ | |
Российскаяторговаясистема | |
США. Бюростатистикитруда | |
ЕВРОСТАТ | |
Бюро экономического анализа Правительства США | |
http://www.conference-board.org |
США. The conference-board |
Bank of Finland. Institute for Economies in Transition | |
The William Davidson Institute. At the UniversityMichiganBusinessSchool | |
Web-сайт европейского подразделения Международного центра экономического развития | |
База полнотекстовых версий журналов, публикуемых издательством BlackwellPublishers | |
http://www.bellhowell. |
Электронный ресурс, содержащий иностранную периодику по проблемам экономики, статистике, менеджменту и т.д. |
http://fairmodel.econ.yale.edu |
Интерактивная макроэкономическая модель США on-line |
Сайт «информационной» экономики |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vstrechi_sleptsovoy.docx | 14.42 КБ |
Предварительный просмотр:
План открытого внеклассного мероприятия
Для группы ООП-12 «Встреча с практическим работником общественного питания».
Цель мероприятия – воспитание интереса к избранной профессии, воспитание профессиональных качеств у будущих специалистов, развитие кругозора и общения. Место проведения – ЯТЭК ПК ауд. 30, 12.11.2012, 12.50 ч.
Материально-техническое оснащение: видеопроектор, экран.
Содержание:
- Вступительное слово преподавателя Попова П.Г. - 2 минуты.
- Встреча с директором комбината питания «Сергелях», Слепцовой Натальей Никитичной - Заслуженным работником торговли РФ.- 40 минут ( втч. 15 мин. ролик ).
- Выступление студентов группы ООП – 12 Федоровой Лидии, Ефремова Айаала, Пен Киры. ( музыкальные номера ). – 15 минут.
- Выступление старосты группы Корниловой Надежды – 2 минуты.
- Заключительное слово преподавателя Попова П.Г. - 1 минута. ( Всего – 60 минут ).
Подготовил: Преподаватель Попов П.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по физике "Использование программы Moodle в учебном процессе в рамках инклюзивного образования"
Методическая разработка посвящена использованию программы Moodle в учебном процессе в рамках инклюзивного образования.Система дистанционного обучения Open Source Moodle представляет собой пакет програ...
«Применение информационно-коммуникативных технологий в рамках учебно-тренировочного процесса с обучающимися на занятиях по баскетболу»
1.1 Современные образовательные технологии и актуальность их внедрения в образовательный процесс. ….............. .............4 1.2 Характеристика сов...
Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеучебную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...
Повышение эффективности учебного процесса посредством использования видеоматериалов в рамках предмета «Иностранный язык»
В статье рассматривается варианты использования видеоматериалов для повышения эффективности учебного процесса и создания благоприятных условий для формирования коммуникативной (языковой и социокультур...
Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках реализации ФГОС НОО
Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...
Конспект занятий по Интернет-маркетингу 1
Конспект занятий по Интернет-маркетингу. День 1....
Конспект занятий по Интернет-маркетингу 2
Конспект занятий по Интернет-маркетингу. День 2....