«Интернет-маркетинг в рамках учебного процесса»
статья (экономика) по теме

Попов Павел Геннадиевич

Министерство  профессионального  образования  подготовки и расстановки  кадров

Республики Саха ( Якутия)

Якутский торгово-экономический колледж Потребительской кооперации

 

Республиканский конкурс « Преподаватель года – 2012 »

 

Методическая статья

 «Интернет-маркетинг в рамках учебного процесса»

 

 

 

Разработчик:

Попов Павел Геннадиевич

преподаватель специальных дисциплин,

                                                                                                            первая квалификационная категория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Якутск - 2012

 

 

 

 

 

 

   1. Введение

 

 

 

 

Якутский торгово-экономический колледж Потребительской кооперации основан в 1930 г., является одним из старейших учебных заведений Республики Саха (Якутия). За последние 10 лет все студенты торговых специальностей изучают дисциплину маркетинг, а будущие менеджеры и маркетологи еще и ряд специфических дисциплин, таких как, поведение потребителей, маркетинговые исследования рынка, маркетинг товаров и услуг. Эффективность деятельности любого современного специалиста определяется уровнем его квалификации, профессиональными знаниями и умениями. Он обязательно должен знать современные информационные технологии и уметь максимально эффективно использовать их в своей деятельности.

Это одна из самых актуальных задач современного образования.

Автором преследуется цель – обобщение и распространение педагогического опыта в преподавании маркетинга с использованием информационных технологий. Исходя из этого необходимо было исследовать и решить следующие задачи:

-рассмотреть современную теорию и обобщить литературу по данной тематике;

-сгруппировать наиболее часто используемые Интернет ресурсы для проведения

маркетинговых исследований;

-практическое применение студентами Интернет ресурсов и технологий в рамках

  учебного процесса при изучении дисциплины маркетинг.

Объектом исследования является учебные группы студентов Якутского торгово-эконо-

мического колледжа Потребительской кооперации изучающие дисциплину маркетинг,

а предметом исследования – Интернет-маркетинг.

Основой для данного исследования являются труды профессоров Российской академии

Государственной службы Панкрухина А.П, академии Народного хозяйства Голубкова Е.П, опыт информатизации образовательных учреждений Костромской Области и др.

Также исследованы региональные веб-сайты и другие Интернет-ресурсы.

 

 

2. Интернет-маркетинг в России

Сегодня каждый современный человек должен знать маркетинг. Почему? Потому что маркетинг – это идеология и философия современного бизнеса, и у нас – рыночная экономика, т.е. вся наша жизнь – «купи-продай». И в этой жизни мы не можем ничего купить, пока что-то не продадим. Другими словами можно сказать, что маркетинг – это наука о том, как быть успешным в этой жизни. И в то же время мы говорим: XXI век – век информации, кто владеет информацией – владеет миром. Потому что технология WorldWideWeb (WWW) уменьшила земной шар до размеров комнаты. Если соединить маркетинг и информационные технологии, мы получаем эффект синергизма, или мультипликативный эффект, как в экономике. Поэтому Интернет-маркетинг сегодня – одна из самых востребованных видов деятельности. По определению профессора РАГС Александра Павловича Панкрухина, Интернет-маркетинг – это комплекс философии, стратегии и инструментария информационной маркетинговой деятельности и взаимодействия в компьютерных сетях, позволяющий исследовать рынок, адекватно структурировать информационную среду, продвигать, продавать и покупать товары, идеи и услуги. Вместе с тем Интернет-маркетинг – это не самостоятельная область маркетинга, а лишь один из эффективных инструментов маркетингового анализа и воздействия, одна из составляющих общей маркетинговой стратегии.

Многие отождествляют Интернет- маркетинг лишь с электронной коммерцией, что очень «сужает» понимание этого вида деятельности. Поэтому более конкретно функции Интернет-маркетинга можно разделить на три крупных блока:

1.Исследования внешней рыночной среды:

- макросреды;

- потребителей;

- конъюнктуру и емкости рынка, его сегментов;

- конкурентов и конкуренции, деятельности посредников и партнёров.

2. «Внутренние» маркетинговые процессы и решения:

- товарная политика;

- ценообразование;

- реклама и другие виды и способы продвижения товаров и услуг, имиджа

  фирмы;

- сбытовая деятельность, продажи.

3. Специфические сферы и способы деятельности:

 

- электронный обмен информацией;

- электронная торговля;

- электронные сделки;

- организация деятельности Интернет-магазинов.

 

Методы Интернет-маркетинга можно разделить прежде всего на медоты исследования рынка и методы продвижения и продажи. В образовательном процессе в основном ис-

пользуется и преобладает исследовательская функция маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Некоторые аспекты использования Интернет-маркетинга в учебном процессе

При подготовке специалистов в нашем колледже мы исходим из того, что маркетолог – это, прежде всего, исследователь рынка. Развитие Интернет-технологий позволило проводить кабинетные и полевые маркетинговые исследования с помощью Интернета. При проведении кабинетных маркетинговых исследований осуществляется поиск необходимой информации в Интернете с помощью поисковых систем, каталогов, тематических ресурсов, форумов, сайтов конкурентов и т.д. Следует отметить, что обычно сбор вторичной информации для кабинетного исследования с помощью Интернетаосуществляетсявручнуюбезиспользованиякаких-либопрограммныхсредств. Важнейшей составляющей информационного обеспечения предпринимательской деятельности является статистика. Согласно проведенных исследований, ей пользуется свыше 92% всех категорий лиц, являющихся пользователями маркетинговой информации. В образовательном процессе это особенно актуально при выполнении студентами практической части рефератов, курсовых и дипломных работ. Автором рекомендуется наиболее насыщенные статистическими сведениями сайты информационных ресурсов (Приложение 1).      

В РУНЕТе присутствуют страницы коммерческой информации общего и отраслевого содержания. Например, на сервере «ИНФОРУС» представлена универсальная база данных, включающая сведения о 950000 предприятий и организаций Российской Федерации.  (Приложение 2).

Благодаря Интернету студенты могут получить доступ к электронным текстам десятков тысяч опубликованных книг и учебников. Самая большая из электронных библиотек – проект «Гуттенберг» (http://www.guttenberg.corn) сегодня аккумулирует более 20 тысяч электронных текстов.

Большое значение в образовательном процессе имеет использование учебных видеофильмов. Автором практикуется использование таких видеофильмов компании ЗАО «Решение: учебное видео» (http://www.video.decision.ru): «Философия продаж», «Организация прямых продаж», «Управление слухами» и др.

Сегодня, еще сильны различные мифы и стереотипы в отношении Интернет-маркетинга. Например, миф о том, что никто не может заработать денег в Интернете или наоборот, что вы можете быстро сделать кучу денег. Но вы не сделаете этого быстро и без усилий. Вы можете узнать, сколько можно заработать, посетив вебсайт автора (http://www.pavel888.en101.com).

Полезность очевидна и для студента, и для любого, кто желает улучшить свой стиль жизни и материальное положение.

Также, в учебном процессе широко используется интерактивная компьютерная обучающая программа «Маркетинг», содержащий 19 заданий и тесты (100 вопросов).

Полную информацию о данном продукте можно получить по электронному

адресу: Е-mail: Dipol @ tacis-dipol.ru

 

Как используется Интернет-маркетинг студентами во время практических занятий?Во время занятий преподавателем дается  в зависимости от темы задание: Например, произвести сравнительную характеристику новых  смартфонов  МТС 945 ГЛОНАСС и SamsungGalaxi. (Тема:«Позиционирование товара»). Посетив виртуальный

Интернет-магазин,  студенты изучают выложенные на сайте цены и другие качественные параметры  технически сложных изделий. Как известно, такие товары обладают основным и дополнительными функциями. Последние, как раз и являются основным определяющим критерием покупки данного товара. Сравнивая, этипараметрыдополнительныхфункций,                            

производятся выводы о покупательских предпочтениях потребителей различных сегментов. Или, преподаватель дает задание – найти на рынке новый высокотехнологичный товар.(Тема: «Инновационная политика предприятия»).Например,находят

такой товар , как CSMжучок(МК 4)  по цене 7900 руб. Это инновационный прибор очень хорошо подходит для охраны домов, дач, гаражей. Услышав, в радиусе 20 метров чужие голоса, шумы, этот прибор сам вам позвонит и даст полную картину происходящего события. Главное – это он может сделать в любой точке Земного шара.

Таким образом, будущие специалисты учатся быстро находить необходимую маркетинговую информацию в глобальной сети Интернет.

Создание современных условий обучения в образовательных учреждениях

на основе информационно-коммуникационных технологий является необходимым  требованием в подготовке высококвалифицированных кадров. Наверно, не зря Билл Гейтс говорит: «Либо Вы уже сегодня в Интернете, либо у Вас нет будущего».

В Якутском торгово-экономическом колледже изучение дисциплины маркетинг проводилась автором в группах студентов БИ-10, Б-09. Результаты проведенного тестирования по всем темам Федерального экзамена на сайте www.fero.ru, студенты данных групп показали следующие итоги: в первой группе 100% усвоение материала у 10 студентов из  13, а во второй группе 16 студентов из 25.( Приложение 2). Соответственно, процент студентов, освоивших все темы дисциплины в полном объеме на «хорошо»  и

« отлично» 76% и 64%. Наилучшие результаты показали студенты Архипова Вероника – 95%, Барашкова Октябрина – 95%, Иванова Сахаайа – 90%, Лыткина Кристина – 90%, Харитонова Ньургуйаана – 90% правильных ответов. Если провести анализ по 22 темам , предложенным в тесте, то здесь видно, что студенты наиболее хорошо усвоили темы №7 и по №14.(100%). Небольшое количество ошибок допущено по темам  №21 и № 22, что принято во внимание автором, но в общем студенты, показали довольно высокие знания по данной дисциплине. Во многом это происходит благодаря практическим навыкам работы

в интернет-маркетинге.

4. Выводы

 

  1. Соединение маркетинга и информационных технологий порождает эффект синергизма.
  2. Рыночная экономика побуждает обращаться к Интернет- маркетингу. Для достижения успеха будущие маркетологи должны обладать определенными знаниями в данной области и уметь обоснованно оценить эффективность информационных технологий в деятельности компаний.
  3. Группировка различных специальных сайтов из глобальной сети, являются необходимыми Интернет ресурсами для успешного освоения материала в учебном  процессе.          
  4. Необходимо постоянно развинчивать некоторые устоявшиеся мифы и стереотипы в отношении Интернет-маркетинга.   
  5. Создание современных условий обучения в образовательных учреждениях

на основе информационно-коммуникационных технологий является необходимым  требованием в подготовке высококвалифицированных кадров.

 

.     

 

 

  1. аспекты использования интернет-маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - № 2
  2. Голубков Е.П. Использование Интернета в маркетинге// Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - № 3
  3. Интернет-маркетинг http://www.nettek.ru/marketing/
  4. Кузнецов И.Н. Интернет в учебной и научной работе. – М.; Дашков и К, 2005.
  5. Максимов Н.В. и др. Современные информационные технологии. – М.; ФОРУМ, 2008.
  6. Мешалкина Ю.В. Интернет как источник маркетинговой информации// Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - № 3
  7. Михеева Е.В. и др. Информатика. – М.;Академия, 2010.
  8. Панкрухин А.П. Маркетинг – М.; ОМЕГА, 2007.
  9. Продвижение сайта http://www.promoru.net
  10. Энциклопедия маркетинга http://www.marketing.spb.ru

 

 

Приложение 1

Информационные ресурсы

 

http://www.gks.ru/

Госкомстат России. Основные социально-экономические показатели России. Российскаягосударственнаястатистика (1802 г. — н.в).

http://www.cbr.ru/

Центральный банк Российской Федерации. Макроэкономическая статистика

http://www.minfin.ru/

Официальный сайт  Министерства финансов Российской Федерации

http://www.nalog.ru/

Официальныйсайт ФНС России

http://www.economy.gov.ru

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

http://www.cea.gov.ru/

Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации

http://stat.hse.ru

Базы данных экономической статистики РФ экономики

http://www.rbc.ru/

Росбизнесконсалтинг

http://www.akm.ru

Агентство АК&М

http://www.cefir.org/

Центр экономических и финансовых исследований и разработок

http://www.akdi.ru

Агенство АКДИ

http://www.expert.ru/

Журнал ЭКСПЕРТ

http://www.rtsnet.ru

Российскаяторговаясистема

http://stats.bls.gov

США. Бюростатистикитруда

http://europa.eu.int/comm/eurostat/

ЕВРОСТАТ

http://www.bea.doc.gov/bea/dn1.htm

Бюро экономического анализа Правительства США

http://www.conference-board.org

США. The conference-board

http://www.bof.fi/bofit

Bank of Finland. Institute for Economies in Transition

http://www.wdi.bus.umich.edu

The William Davidson Institute. At the UniversityMichiganBusinessSchool

http://www.icegec.org

Web-сайт европейского подразделения Международного центра экономического развития

http://search.epnet.com

База полнотекстовых версий журналов, публикуемых издательством BlackwellPublishers

http://www.bellhowell.
infolearning
.com/pqdauto

Электронный ресурс, содержащий иностранную периодику по проблемам экономики, статистике, менеджменту и т.д.

http://fairmodel.econ.yale.edu

Интерактивная макроэкономическая модель США on-line

http://www.inomics.com

Сайт «информационной» экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vstrechi_sleptsovoy.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого внеклассного мероприятия                          

Для группы ООП-12 «Встреча с практическим работником общественного питания».

 Цель  мероприятия – воспитание интереса к избранной профессии, воспитание профессиональных  качеств  у  будущих  специалистов, развитие кругозора и общения.   Место проведения – ЯТЭК ПК  ауд. 30, 12.11.2012,  12.50 ч.            

 Материально-техническое оснащение: видеопроектор, экран.                                              

Содержание:

  1. Вступительное слово преподавателя Попова П.Г.  -  2 минуты.
  2. Встреча  с  директором  комбината  питания «Сергелях», Слепцовой Натальей Никитичной  -  Заслуженным работником торговли РФ.- 40 минут ( втч. 15 мин. ролик ).
  3. Выступление студентов группы ООП – 12 Федоровой Лидии, Ефремова Айаала, Пен Киры. ( музыкальные номера ). – 15 минут.                                                                                  
  4. Выступление старосты группы Корниловой Надежды – 2 минуты.                              
  5. Заключительное слово преподавателя Попова П.Г. -  1 минута.   (  Всего – 60 минут ).  

Подготовил:  Преподаватель Попов П.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по физике "Использование программы Moodle в учебном процессе в рамках инклюзивного образования"

Методическая разработка посвящена использованию программы Moodle в учебном процессе в рамках инклюзивного образования.Система дистанционного обучения Open Source Moodle представляет собой пакет програ...

«Применение информационно-коммуникативных технологий в рамках учебно-тренировочного процесса с обучающимися на занятиях по баскетболу»

1.1 Современные образовательные технологии и актуальность их внедрения в образовательный процесс. ….............. .............4 1.2 Характеристика сов...

Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеучебную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...

Повышение эффективности учебного процесса посредством использования видеоматериалов в рамках предмета «Иностранный язык»

В статье рассматривается варианты использования видеоматериалов для повышения эффективности учебного процесса и создания благоприятных условий для формирования коммуникативной (языковой и социокультур...

Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках реализации ФГОС НОО

Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса  разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...

Конспект занятий по Интернет-маркетингу 1

Конспект занятий по Интернет-маркетингу. День 1....

Конспект занятий по Интернет-маркетингу 2

Конспект занятий по Интернет-маркетингу. День 2....