Инструкционные карты ОПД.06 Основы экономики
учебно-методический материал по экономике по теме
Инструкционные карты ОПД.06 Основы экономики разработаны для учащихся, обучающихся по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Они используются на уроках практикумах и содержат четкий план действий обучающихся, задания для практического выполнения, шкалу оценок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiselnikova_i.i.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Кисельникова Ирина Николаевна
Преподаватель спецдисциплин, стаж педагогической деятельности 9 лет, высшая квалификационная категория.
ГБОУ СПО «Стародубский индустриально-технологический техникум имени Героя России А.С. Зайцева»
Инструкционные карты ОПД.06 Основы экономики
Аннотация: инструкционные карты ОПД. 06 Основы экономики разработаны для учащихся, обучающихся по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Они используются на уроках практикумах и содержат четкий план действий обучающихся, задания для практического выполнения, шкалу оценок.
Инструкционная карта для практической работы по теме «Рынок труда. Безработица.»
Цель деятельности учащегося:
1) систематизировать и закрепить знание экономических основ, необходимых в отрасли по теме «Рынок труда»; научиться находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;
2) сформировать умение определять нормы и уровень безработицы, зависимость объема ВНП от уровня безработицы.
3) приобрести навыки работы в команде, эффективного общения с коллегами, руководством; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
План работы:
1. Ознакомиться с аннотацией к заданиям
2. Выполнить задания п.1. «Особенности рынка труда»
3. Выполнить задания п.2 «Виды безработицы»
4. Выполнить задания на определение нормы и уровня безработицы в РФ, доли экономически активного населения.
5. Выполнить задания на определение зависимости объема ВНП от уровня безработицы.
6. Выполнить самопроверку/взаимопроверку.
7. Определить количество баллов/оценку за работу
Аннотация к заданиям: товаром рынка труда, который представляет собой объект купли-продажи и объект передачи права собственности, является рабочая сила. Наем рабочей силы означает передачу работником работодателю своих способностей к труду на определенный срок для использования их в процессе производства при сохранении юридической свободы работника как личности. Рынок труда в настоящее время имеет свои особенности. Неотъемлемой частью рынка труда является безработица с ее последствиями. Выполняя задания, вы в очередной раз убедитесь в этом.
Для успешной работы используйте различные источники информации, в т. ч. основную и дополнительную литературу: учебник «Основы экономики машиностроения» М.А. Гуреева ОИЦ «Академия», 2010г; Основы экономики О.Н. Терещенко ОИЦ «Академия», 2010г.; «Основы экономики и предпринимательства» Л. Н. Череданова ОИЦ «Академия», 2010г и др.
1. Особенности рынка труда. Выполните задания№1, №2, №3
Задание №1
Допишите: Рынок труда – особая область экономических отношений, связанная с куплей-продажей специфического товара- __________ (1 балл)
Задание №2.
Заполните элементы списка:
современный рынок труда обладает следующими особенностями:
- ____________________;
- ____________________;
- ____________________;
- ____________________;
- ____________________. (5 баллов)
Задание №3
Вставьте пропущенные слова:
Вид трудовой деятельности, требующий специальной подготовки называется __________; ___________ характеризует степень овладения работниками данной профессией и отражается в квалификационных разрядах и категориях. (2 балла)
2. Виды безработицы. Выполните задание №4
Задание №4. Найдите соответствие:
Вид безработицы | Краткая характеристика видов безработицы | ||
1 | Добровольная | I | связана с нежеланием людей работать ввиду отсутствия необходимости материального обеспечения |
2 | Естественная | A | вызванная колебаниями экономических циклов. |
3 | Фактическая | B | вызванная НТП, в результате чего высвобождаются человеческие ресурсы из сферы производства. |
4 | Скрытая | C | вызванная изменениями структуры народного хозяйства, т.е. безработными становятся люди из отмирающих отраслей . |
5 | Технологическая | D | не отраженная в официальных данных, т.е. лица не получившие статус безработных, пребывающие в вынужденном отпуске по инициативе предприятия, работа в сокращенном режиме. |
6 | Циклическая | E | связана с регулярным стихийным перемещением людей с одной работы на другую (кратковременная, на время поиска работы). |
7 | Структурная | F | характеризует официальные статистические данные об уровне занятости населения. |
8 | Фрикционная | G | характерна для определенного региона, субъекта РФ. |
9 | Региональная | H | не должна превышать 5-7%, создает резерв для развития производства и стимулирует конкуренцию на рынке труда. |
(9 баллов)
3. Определение нормы и уровня безработицы в РФ, доли экономически активного населения. Выполните задания №5.
Задание №5. Все население страны составляет 145 млн.чел., из них детей до 14 лет – 30млн.чел., лиц, находящихся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях – 1,4 млн.чел., пенсионеров – 20 млн. чел., безработных 6,1 млн.чел.
Определить:
а) численность занятого населения
б) численность экономически активного населения (совокупная рабочая сила)
в) уровень и вид безработицы (3 балла)
4. Определение зависимости объема ВНП от уровня безработицы. Выполните задание №6.
Задание №6. Безработный человек лишен возможности получать средства для существования, что приводит к росту преступности, повышению уровня детской и пожилой смертности, снижению потребительского спроса и повышению социальной напряженности. Экономист Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Определите потери ВНП в результате превышения уровня безработицы в стране, если:
ВНП страны составляет 4,5 млрд. долл. Уровень естественной безработицы – 5%, фактической – 9,5%. Определить величину ВНП, который страна теряет в результате превышения фактической безработицы над ее естественным уровнем.
(5 баллов)
Ключи к заданиям:
Задание №1: « …рабочей силы»
Задание №2:
- Преодоление различий между работниками умственного и физического труда;
- Снижение доли работников физического труда;
- Увеличение доли работников умственного труда в сфере услуг;
- Повышение требований к общеобразовательному и культурно-техническому уровню современных работников, усложнение профессионального состава;
- Отток занятых из сферы производства в сферу услуг
Задание №3: «…профессией; квалификация…»
Задание №4: 1J, 2H, 3F, 4D,5B, 6A, 7C, 8E, 9G,1I
Задание №5: а) 139,7 млн., б) 199,8 млн., в) 3,05% (естественная)
Задание №6: 50,625 млрд. долл.
Шкала оценивания работы:
Оценка «Отлично» | Оценка «Хорошо» | Оценка «Удовлетворительно» | Неудовлетворительный результат |
25-23 баллов | 22-20 баллов | 19-17 баллов | меньше 17 баллов |
Инструкционная карта для практической работы по теме «Расчет заработной платы»
Цель деятельности учащегося:
1) систематизировать и закрепить знание экономических основ, необходимых в отрасли по теме «Заработная плата»; научиться находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;
2) сформировать умение производить расчет заработной платы
3) приобрести навыки работы в команде, эффективного общения с коллегами, руководством; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
План работы:
1. Ознакомиться с аннотацией к заданиям
2. Выполнить тестовое задание по теме «Заработная плата»
3. Выполнить задания на расчет сдельной заработной платы
4. Выполнить задания на расчет повременной заработной платы
5. Выполнить самопроверку/взаимопроверку,
6. Определить количество баллов/оценку за работу
Аннотация к заданиям: работник уделяет большое внимание внешней мотивации труда, которая состоит из двух важных моментов: оплаты труда и социальных гарантий. Система материального стимулирования включает в себя заработную плату. Заработная плата – вознаграждение сотрудников за труд и его конечные результаты. В России применяются две основные формы заработной платы: повременная и сдельная. В машиностроении наиболее распространена сдельная форма оплаты труда.
Для успешного выполнения заданий используйте различные источники информации, в т. ч. основную и дополнительную литературу: учебник «Основы экономики машиностроения» М.А. Гуреева ОИЦ «Академия», 2010г; Основы экономики О.Н. Терещенко ОИЦ «Академия», 2010г.; «Основы экономики и предпринимательства» Л. Н. Череданова ОИЦ «Академия», 2010г и др.
Тестирование по теме «Заработная плата». Выполните задание №1
Задание №1
Выберите один или более правильных ответов на вопросы.
1. «Белыми воротничками» называют:
А) работников физического труда;
Б) обслуживающий персонал;
В) работников умственного труда.
2. Сдельная заработная плата-это:
А) произведение количества выпущенной продукции и стоимости изготовления единицы продукции;
Б) произведение количества отработанного времени и стоимости единицы времени работы.
3. При увеличении предложения рабочей силы и неизменимом спросе на нее размер заработной платы:
А) снижается;
Б) увеличивается.
4. К трудовым доходам относятся:
А) заработная плата;
Б) доход от вложения средств в банк;
В) рентные поступления;
Г) прибыль предпринимателя.
5. Реальная заработная плата – это:
А) сумма денег, которые начисляют работнику за выполненную работу;
Б) деньги, которые работник получает на руки за вычетом налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и иных платежей;
В) стоимость благ и услуг, которые работник может приобрести в определенный период времени.
6. Повременная заработная плата определяется произведением:
А) часовой тарифной ставки и количества выпущенной продукции;
Б) часовой тарифной ставки и количества отработанного времени;
В) количества отработанного времени и расценки за изготовление единицы продукции.
7. Индексация заработной платы – это:
А) определение прожиточного минимума;
Б) законодательное установление минимальной заработной платы;
В) увеличение доходов населения в соответствии с темпами инфляции.
8.Показателем того, насколько тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда, служит:
А) тарифная сетка;
Б) тарифный разряд;
В) тарифный коэффициент.
9. К обострению социальной напряженности может привести соотношение между самой бедной и богатой частью населения
А) менее 1:10
Б) более 1:10
В) 1:2
10. Кривая Лоренца характеризует соотношение:
А) между спросом и предложением на рынке труда;
Б) уровнем занятых и безработных граждан;
В) уровнем доходов и основных групп населения
11.Обеспечивает возможность ежедневного восстановления способностей к труду следующая функция заработной платы:
А) социальная;
Б) стимулирующая;
В) воспроизводственная.
(11 баллов)
Расчет сдельной заработной платы. Выполните задание №2.
Задание №2. Рассчитайте заработок по сдельной системе оплаты труда, если рабочий обработал 570 деталей; расценка за изготовление единицы изделия – 10 руб.
(1 балл)
Задание №3. Рассчитайте заработок по сдельной системе оплаты труда, если рабочий обработал 570 деталей; за 8-часовую смену он должен выпускать 20 деталей; часовая тарифная ставка – 30 руб.
(3 балла)
Расчет повременной заработной платы. Выполните задание №3.
Задание №4. Определите величину повременной заработной платы, если служащий отработал 22 рабочих дня по 8 ч. каждый; часовая тарифная ставка – 40,5 руб.
(2 балла)
Задание №5. Определите величину повременной заработной платы, если служащий отработал 22 рабочих дня по 8 ч. каждый. За хорошее качество работы ему назначена премия в размере 1,5% заработка; часовая тарифная ставка – 40,5 руб.
(3 балла)
Ключи к заданиям:
Задание №1: 1 в, 2 а, 3 а, 4 а, 5 в, 6 б, 7 в, 8 в, 9 б, 10 в, 11 а.
Задание №2: 5700 руб
Задание №3: 6840 руб
Задание №4: 7128 руб
Задание №5: 7234,92 руб.
Шкала оценивания работы:
Оценка «Отлично» | Оценка «Хорошо» | Оценка «Удовлетворительно» | Неудовлетворительный результат |
20-18 баллов | 17- 16 баллов | 15-14 баллов | меньше 14 баллов |
Список источников:
Гуреева М.А. «Основы экономики машиностроения» ОИЦ «Академия», 2010г;
Сафронов Н.А. «Экономика организации (предприятия), издательство «Магистр»
Скакун В.А. «Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах) ОИЦ «Академия», 2011г
Соколова С.В. «Основы экономики» ОИЦ «Академия»
Терещенко О.Н. «Основы экономики» ОИЦ «Академия», 2010г.;
Череданова Л. Н. «Основы экономики и предпринимательства» ОИЦ «Академия», 2010г и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкционные карты к уроку Химические свойства кислот
Инструкционные карты , рабочие карты, оценочные карты для урока Химические свойства кислот 8 класс...
Инструкционная карта "Отделка разделочной доски самоклеящейся пленкой"
Инструкционная карта для учащихся при проведении уроков по разделу "Ремонтно-строительные работы"...
Инструкционная карта "Изготовление игрушки "Маленькая собачка" крючком
Инструкционная карта с подробным пошаговым описанием и иллюстрацией изготовления игрушки "собачка" крючком...
Инструкционная карта для проведения практического занятия по предмету "Организация обслуживания потребителей"
В данной инструкционной карте описывается пошагово практическое занятие для групп "Официант, бармен" по теме "Встреча гостей. Прием и оформление заказа"...
технологическая инструкционная карта: Выполнение бельевых швов на промышленной машине (без предварительного смётывания срезов) Выполнение двойного шва
Технологическая инструкционная карта: Выполнение бельевых швов на промышленной машине (без предварительного смётывания срезов) Выполнение двойного шва; в 7 классе специальной (...
Инструкционная карта к практической работе " Снятие мерок для построения основы чертежа фартука без нагрудника"
Инструкционная карта к практической работе "Снятие мерок для построения основы чертежа фартука без нагрудника"....
этапы оформления инструкционной карты Инструкционная карта работы
Инструкционная карта к уроку раздела декоративно прикладного искусства...