Разработка темы «Спрос и предложение» 8 класс.
план-конспект урока по экономике (8 класс) на тему
Тема «Спрос и предложение», на мой взгляд, базовая тема в изучении экономики. Только зная, как функционируют спрос и предложение, можно говорить о рынке товаров и услуг, рынке ресурсов (факторов производства),рынке финансов, взаимодействии основных экономических агентов в условиях смешанной экономики.
Особенностью преподавания данной темы в представленной разработке является :
1.Использование метода укрупнения дидактической единицы (УДЕ), который заключается в параллельном изучении дидактических объектов, имеющих точки соприкосновения (понятия, следующие друг из друга, взаимообратные понятия и т. д.) К таким понятиям можно отнести спрос и предложение. Преимуществом метода УДЕ при изучении данной темы является то, что учащиеся, изучив понятие спроса под контролем учителя, самостоятельно выводят понятие предложения и всех его характеристик. Таким образом, продукт труда учащихся увеличивается в разы.
2.Использование учащимися знаний, полученных на уроках информатики (владение текстовым процессором Word, табличным процессором Excel и программой компьютерных презентаций Power Point) и использование компьютера на уроках экономики не только учителем, но и учениками, что помогает наглядно показать межпредметную связь и дополнительно мотивировать учащихся на изучение экономики.
3.Использование учащимися знаний, полученных на уроках математики (понятие функции, графика функции, области определения, области значений функции, возрастания и убывания функции, решение линейных уравнений и систем из двух линейных уравнений с двумя неизвестными), что также помогает наглядно показать межпредметную связь и дополнительно мотивировать учащихся на изучение не только экономики, но и математики.
4.Акцент при проектировании темы ставится на уроки когнитивного типа (постановка и решение проблемы), креативного типа (урок-составление и решение задач) и особенно коммуникативного типа (урок в малых группах), что позволяет развивать творческие способности учащихся, умение высказывать и доказывать свою точку зрения на базе проанализированных понятий, прислушиваться и принимать мнения других учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Спрос и предложение 8 класс | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка темы
«Спрос и предложение»
УЧИТЕЛЯ
экономики
МБОУ СОШ №19
города Заволжье
Нижегородской области
Морцевой Елены Сергеевны
8 класс.
Введение.
Тема «Спрос и предложение», на мой взгляд, базовая тема в изучении экономики. Только зная, как функционируют спрос и предложение, можно говорить о рынке товаров и услуг, рынке ресурсов (факторов производства),рынке финансов, взаимодействии основных экономических агентов в условиях смешанной экономики.
Особенностью преподавания данной темы в представленной разработке является :
1.Использование метода укрупнения дидактической единицы (УДЕ), который заключается в параллельном изучении дидактических объектов, имеющих точки соприкосновения (понятия, следующие друг из друга, взаимообратные понятия и т. д.) К таким понятиям можно отнести спрос и предложение. Преимуществом метода УДЕ при изучении данной темы является то, что учащиеся, изучив понятие спроса под контролем учителя, самостоятельно выводят понятие предложения и всех его характеристик. Таким образом, продукт труда учащихся увеличивается в разы.
2.Использование учащимися знаний, полученных на уроках информатики (владение текстовым процессором Word, табличным процессором Excel и программой компьютерных презентаций Power Point) и использование компьютера на уроках экономики не только учителем, но и учениками, что помогает наглядно показать межпредметную связь и дополнительно мотивировать учащихся на изучение экономики.
3.Использование учащимися знаний, полученных на уроках математики (понятие функции, графика функции, области определения, области значений функции, возрастания и убывания функции, решение линейных уравнений и систем из двух линейных уравнений с двумя неизвестными), что также помогает наглядно показать межпредметную связь и дополнительно мотивировать учащихся на изучение не только экономики, но и математики.
4.Акцент при проектировании темы ставится на уроки когнитивного типа (постановка и решение проблемы), креативного типа (урок-составление и решение задач) и особенно коммуникативного типа (урок в малых группах), что позволяет развивать творческие способности учащихся, умение высказывать и доказывать свою точку зрения на базе проанализированных понятий, прислушиваться и принимать мнения других учащихся.
Разработка темы
«Спрос и предложение»
8 часов
1.Спрос и предложение. Величина спроса. Величина предложения.
Шкала спроса, шкала предложения 1час.
2.Закон спроса. Закон предложения. График спроса, график предложения. 1час.
3 Функция спроса и предложения. 3часа.
4.Неценовые факторы спроса и предложения. 3часа.
Урок 1.
Тема: Спрос и предложение. Величина спроса. Величина предложения. Шкала спроса, шкала предложения.
Тип урока: креативный с элементами моделирования и дискуссии.
Цель урока:
-Изучить понятие спроса и величины спроса, предложения и величины предложения, шкалы спроса и предложения
Образовательные: подвести обучаемых к формулировке определений спроса, предложения, величины спроса и величины предложения, научить приводить примеры спроса, предложения, величины спроса и предложения, шкал спроса и предложения, сравнивать и выделять различия между спросом и предложением, между спросом и величиной спроса, предложением и величиной предложения, анализировать данные и выводить определения спроса…, предлагать свою модель предложения, аргументированно доказывать её целесообразность, отбирать из предложенных вариантов необходимые, приводить примеры, переносиьт знания с урока в обычную жизнь.
Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей.
Воспитывающая: учить правильному построению фраз, владению аудиторией, высказыванию и доказательству своего мнения, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента.
Дидактические средства: заготовки таблицы для учащихся , готовая таблица на экране проектора.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Психолого-педагогические комментарии |
Актуализация знаний:(Предыдущая тема:Типы экономических систем.) Фронтальный опрос -Какая экономическая система является самой оптимальной при решении -Назовите основной механизм смешанной ЭС. -Что такое рыночный механизм? -Что можно продавать или покупать или какие рынки вам известны? Практическая ситуация: -Сегодня на примере рынка товаров и услуг мы попробуем охарактеризовать действия покупателей и продавцов.Для начала давайте поиграем в настоящий рынок: я буду продавцом, а вы покупателями. Я предлагаю товар: 5 за полугодие по экономике. Кто хочет приобрести этот товар? -Хотят все. А кто сможет купить мой товар по цене … руб? (Начинаются «торги» с наиболее высокой цены, постепенно цена повышается и одновременно данные заносятся на доску в виде шкалы спроса.) Восприятие: -Подведём итоги: Что формируют ваши действия, как покупателей? -Что формируют мои действия, как продавца? На доске записывается тема урока и чертится таблица, состоящая из двух колонок.(см. приложение),в таблицу вносятся заголовки «Спрос» и «Предложение», обозначения D и S -Сформулируйте определение спроса, ориентируясь на ситуацию с оценкой. - Таким образом в нашем классе спрос на пятёрки есть. Скажите пожалуйста, как найти величину этого спроса Qd? -Что показывает Qd? Осознание осмысление: Детям предлагается привести несколько примеров D и Qd Учитель организовывает дискуссию. Задание для работы в группах:Придумать конкретную ситуацию с продавцами, сформулировать определение предложения, величины предложения, привести примеры. Домашнее задание: 1.Привести примеры спроса и предложения, величины спроса и величины предложения. 2.Подумать, от чего и как зависят величина спроса и предложения. | -Смешанная ЭС. -Рыночный механизм под контролем государства. -Взаимодействие спроса и предложения или покупателей с продавцами. -Рынок товаров и услуг, рынок ресурсов(ФП), рынок финансов. Практически все тянут руки. - Спрос. - Предложение. Учащиеся переносят таблицу в тетрадь. -Спрос- это желание и способность покупателя приобретать товары и услуги. Определение заносится в таблицу. -Посмотреть на шкалу:при цене 100 руб. покупателей будет 15… -Какое количество товара и по какой конкретной цене купят определённое количество покупателей в данном месте Определение заносится в таблицу, за ним заносится шкала спроса. Приводятся правильные и неправильные примеры. Предложение учащиеся изучают самостоятельно, ориентируясь на то, что предложение-это категория, обратная спросу: учащиеся делится на группы, в которых они работают практически на каждом уроке. После работы в группах учащиеся сверяют свои записи с записями учителя и исправляют ошибки. | Связь с предыдущей темой необходима для того, чтобы у учащихся сложилось впечатление об экономике, как о науке последовательной, логически обоснованной. Фронтальным опросом стимулируется деятельность учащихся (акцент лучше сделать на слабых учениках) Во время фронтального опроса возможны неправильные или неоднозначные вопросы.В такой ситуации желательно организовать дискуссию. Перед учащимися ставится цель урока. Практическая ситуация является моделью рынка товаров и услуг(элемент моделирования на уроке), мотивирует учащихся на дальнейшее изучение темы, детям становится очень интересно. Восприятие нового материала происходит наглядно за счёт практической ситуации, предложенной детям в начале урока. Учащиеся как бы углубляются в эту модель, анализируют её и делают выводы. Самостоятельно формулируют определение спроса и величины спроса, показывают разницу между этими понятиями. Индивидуальное заполнение таблицы в тетрадях приучает детей к самостоятельности и лишний раз стимулирует к деятельности( прежде чем записать, необходимо разобраться в понятии). На этапе осознания осмысления при приведении примеров учащиеся окончательно разбираются в различии спроса и величины спроса. Возникший спор учит детей высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения, уметь слушать и понимать оппонента. Анализируя информацию о спросе и зная, что предложение-это характеристика продавцов дети сами придумывают модель предложения и на базе неё выводят понятия предложения, величины предложения, чертят шкалу предложения. Правильность выполнения задания они могут проверить, если формулировки детей отличаются от формулировок учащихся, следует подискутировать на эту тему и принять те определения, отличные от предложенного, те ,которые наиболее подходят по смыслу. Ученики поймут, что формулировать определения можно по-разному, главное не потерять смысл понятия. Домашнее задание позволяет ещё раз осмыслить изученные понятия и плавно подвести к теме следующего урока. |
Урок 2.
Тема: Закон спроса, закон предложения. График спроса, график предложения.
Тип урока: когнитивный с элементами исследования.
Цель урока:
-изучить закон спроса, закон предложения, рассмотреть график спроса, график предложения.
Образовательная: формулирует и выдвигает гипотезу, демонстрирует своё доказательство, создаёт словесную, символическую и графическую модель законов спроса и предложения, выносит свои суждения, оценивает суждения других, решает прямые и обратные задачи на закон спроса и закон предложения, составляет свои задачи.
Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей.
Воспитывающая: учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента.
Дидактические средства: заготовки таблицы для учащихся , готовая таблица на экране проектора, карточки с заданиями.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Психолого-педагогические комментарии. |
Актуализация. Фронтальный опрос предыдущей темы, в том числе домашнего задания (акцент делается на наименее сильных и активных учащихся);оценки выставляются с помощью всего класса. Проблемная ситуация. Над проблемной ситуацией учащиеся думали дома.
Восприятие. Работа организуется в группах. Учитель просит продолжить исследование и предложить графическую модель законов спроса и предложения Можно заметить учащимся, что убывающая прямая-это упрощенная графическая модель спроса. Более точная модель-это ветка гиперболы и объяснить почему, но на мой взгляд для восьмиклассников это достаточно абстрактно,для этого нужно знать теорию пределов. Осознание,осмысление. Каждой группе даются прямые и обратные задания типа: 1.Построить график спроса, предложения по заданной шкале, доказать с помощью графика закон спроса, предложения. 2. По графику определить, чему равна величина спроса, предложения при цене р=… 3.Придумать прямую и обратную задачи. | Дети приводят свои примеры, аргументировано доказывают их, дискутируют по поводу неправильных примеров. . Классом выдвигается гипотеза, что величина спроса и предложения зависят от цены товара. Дети пытаются доказать свою гипотезу на примере конкретных ситуаций( в том числе и примере с продажей оценки) Доказанные гипотезы формулируются, называются законами и записываются в продолжение начатой на предыдущем уроке таблице ( индивидуально каждым учащимся) в словесной и символической форме Дети предлагают варианты графиков, которые иллюстрируют законы спроса и предложения. Все варианты обсуждаются, выбираются самые приемлимые, называются графиками спроса и предложения и вносятся в таблицу в общем виде.Делаются выводы: движение графика вдоль прямой вверх и вниз показывает изменение величины спроса.(Вывод делается учениками после фронтальной беседы и заносится в таблицу) 2. график всегда будет находиться только в первой четверти,т.к. данные экономические величины практически не могут быть отрицательными. Решёнными заданиями группы-соседи обмениваются, производят их проверку и выставляют оценку. | Вырабатывается умение слушать, принимать свою неправоту, умение правильно и красиво говорить, привлекать внимание слушателей, владеть аудиторией. Постановка гипотезы-основной компонент урока-исследования. Если появилась гипотеза, то необходимо её доказать-лишний побуждающий мотив к деятельности. Самостоятельно доказывая свою гипотезу, дети про «пускают проблему через себя», т. е.синтезируют, анализируют и делают выводы. Прямые и обратные задачи помогают осознать связь между символической и графической моделями закона спроса или предложения, а задание придумать задачи развивает творческую деятельность учащихся. |
Урок 3.
Тема: Функция спроса и предложения.
Тип урока: традиционный урок в стиле прямого преподавания.
Цель урока: уяснить понятия функции спроса и предложения, научить построению графиков спроса и предложения.
Обучающая: изучить функцию спроса и функцию предложения.
Развивающая: применяет математические знания при выведении уравнения спроса и предложения,выделяет различия между функцией спроса и функцией предложения, анализирует предложенные функции и выбирает из них нужную, доказывает правильность выбора.
Воспитывающая:учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента.
- Актуализация:
–Мы выяснили, что спрос и предложение имеют графики. С точки зрения математики,на основе чего строится график?
-На основе функции.
-Что показывает функция?
-Функция показывает зависимость одной величины от другой на основе заданного уравнения.
2. Проблемная ситуация:
-Тогда зависимость каких величин будут показывать функции спроса и предложения? Как выглядят функции спроса и предложения и их графики? Попробуем на сегодняшнем уроке ответить на данный вопрос и занесём в таблицу новые понятия функции спроса и функции предложения.
3.Восприятие:
-Что является упрощенной графической моделью спроса или предложения?
-Прямая.
-Графиком какой функции является прямая?
-Прямая является графиком линейной функции.
-Приведите примеры линейных функций.
-y=5x+3, y=7x-4,…(названные функции учитель заносит на доску).
-Назовите зависимую и независимую величины.
-х-независимая величина,у-зависимая, т. к. при изменении х будет изменяться у в соответствии с заданным уравнением.
-Как будет выглядеть общий вид уравнения линейной функции?
-у=кх+b
-Сформулируйте законы спроса и предложения и опишите зависимости в них?
-Величина спроса и величина предложения зависят от цены товара или услуги.
-Как можно охарактеризовать зависимость величины спроса от цены?
-Как обратную зависимость.
-Величины предложения от цены?
-Как прямую зависимость.
-Как выглядит график при прямой зависимости?
-Возрастает.
-При обратной?
-Убывает.
-Общий вид линейного уравнения при прямой зависимости?
-у=кх+b
-При обратной?
- у=-кх+b, или у=b+кх при k<0 (заносится учителем на доску).
-b показывает,на сколько единиц произошёл сдвиг прямой у=кх
к показывает угол наклона графика к осям.
-Как тогда будет выглядеть общий вид уравнения спроса?Почему?(учителем и учениками выстраивается логическая цепочка:)
1.Qd зависит от р уравнение функции спроса:
2.зависимость обратная Qd=b+кр
Эта цепочка заносится в таблицу, уравнение функции спроса выделяется.
Аналогичные действия с уравнением предложения выполняются учащимися самостоятельно и сверяются с записями учителя.
- Осознание, осмысление.
-Приведите примеры уравнений спроса и предложения.
(Учащиеся приводят примеры, параллельно объясняя, почему данная функция-функция спроса или предложения.)
Затем каждому учащемуся предлагается карточка с заданием выбрать из имеющихся уравнений уравнения функций спроса и предложения.Работы сдаются учителю и проверяются, но оценки пока не выставляются.
Домашнее задание: повторить построение графиков линейных функций по уравнению и ,конечно, выучить записи в тетради.
В конце третьего урока начатая на первом уроке таблица закрывается .
Урок 4.
Тема: Функция спроса и предложения.
Тип урока: прямое преподавание с элементами игры и групповой работы.
Цель урока: научиться строить график спроса и предложения по заданному уравнению и находить функцию по заданному графику.
Образовательная: сравнивает функции и графики спроса и предложения, находит между ними различия, анализирует функции и графики спроса и предложения, иллюстрирует уравнения функций спроса и предложения, решает задачи на построение графика по уравнению, выводит уравнение по заданному графику или параметрам цены и величины спроса или предложения, придумывает обратную задачу к данной.
Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей.
Воспитывающая: учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента.
1.Актуализация:
Во-первых каждому учащемуся предлагается выполнить то же задание, что и на прошлом уроке, работы проверяются, сравниваются с предыдущими работами и ставится максимальная оценка.( На первый взгляд, много работы учителю, но это прекрасная возможность проанализировать уровень домашней подготовки учащихся, ведь если оценка понизилась, ребёнок дома не работал, если повысилась- он старался и разобраться с достаточно сложным материалом.)
Во-вторых:
-На математике вы строили графики линейных функций по заданным уравнениям, сможем мы это делать на экономике?
-Да, конечно, мы сможем строить графики спроса и предложения.
2.Проблемная ситуация:
Учитель предлагает поиграть в « школу».Только теперь он будет учеником, а учащиеся-учителями.
-У меня есть уравнения функций спроса и предложения, а вот их графики построить не могу, не помню школьный курс математики!
Дети «учат» учителя строить графики предложенных функций по двум характеристическим точкам,параллельно строя и в своих тетрадях.
Учитель благодарит учащихся за урок и ставит новую проблему:
-Если мы смогли по уравнениям построить графики, сможем ли мы по графику составить уравнение?(Каждому учащемуся выдаётся карточка с одним и тем же графиком спроса, на котором указаны координаты двух характеристических точек.)
3. Восприятие:
-Известны р1 и Q1
p2 и Q2
Известен общий вид уравнения спроса:
Qd=b+кр
Как найти частное уравнение( т. е. как найти b и р)?
-Составить систему уравнений и решитьеё:
Дано: Решение:
Р1=8руб. 1. Общий вид уравнения функции спроса: Qd=b-кр
Р2=16руб. 2.Известны р1 и Q1 ,p2 и Q2,тогда составим систему уравнений:
Q1=70шт. 70= b-8к
Q2=60шт. 60=b-16к
При решении системы получаем к=1,25, b=10, следовательно, частный вид уравнения спроса, исходя из графика: Qd=10-1,25р
- Осознание, осмысление:
Предлагается выполнить то же задание, но уже по заданному графику предложения.
(Если учащиеся не успевают выполнить задание на уроке, можно задать его на дом, тем, кто правильно выполнил на уроке, поставить оценку и дать на дом дополнительную карточку.)
Урок 5.
Тема: Функции спроса и предложения.
Тип урока: креативный (урок составления и решения задач)
Цель урока: учится строить графики спроса и предложения, составлять уравнения функций спроса и предложения.,
Образовательная: сравнивает функции и графики спроса и предложения, находит между ними различия, анализирует функции и графики спроса и предложения, иллюстрирует уравнения функций спрса и предложения, решает задачи на построение графика по уравнению, выводит уравнение по заданному графику или параметрам цены и величины спроса или предложения, придумывает обратную задачу к данной, придумывает прямые и обратные задачи.
Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей.
Воспитывающая: учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента.
Дидактические средства: карточки с заданиями, табличный процессор Excel .
Ход урока.
1 часть: Работа в группах за компьютером: Используя программу Excel, построить графики функций спроса и предложения, указанных в карточке.
Пример выполнения задания: Построить график функции Qd=24-4р
2 часть: Индивидуальная работа по карточкам (дифференцированная):
Карточка состоит из трёх заданий:
1.Решить задачу на построение графика по уравнению. Придумать задачу, обратную к ней.
2.Решить задачу на вывод формулы из уравнения. Придумать обратную к ней.
3.Придумать и решить прямую и обратную задачи.
Ставится оценка за работу в группе и за индивидуальную работу.
Домашнее задание: подумать, от чего ещё, кроме цены могут зависеть спрос и предложение.
Урок 6-7.
Тема урока: Неценовые факторы спроса и предложения.
Тип урока: коммуникативный (кооперирование).
Цель урока: изучить неценовые факторы спроса и предложения.
Образовательная: анализируют и выделяют основные моменты в предложенном тексте, умеют объяснить на примере любой неценовой фактор, графически его проиллюстрировать, разрабатывают план изучения неценовых факторов спроса и предложения на компьютерной презентации, при этом высказывая и аргументируя свою точку зрения, классифицируют и различают неценовые факторы спроса и предложения.
Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей.
Воспитывающая: учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента.
Дидактические средства: листы с информацией на каждую группу, программа компьютерных презентаций Power Point.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Психолого-педагогические комментарии. |
Актуализация: Напоминается домашнее задание. Учитель записывает все точки зрения и предлагает посмотреть в конце урока, кто прав, а кто нет и почему. Затем учитель спрашивает учащихся, как они думают, чем им придётся заниматься на данном уроке. Со слов учащихся учитель объявляет тему. Класс делится на пять групп, каждой выдаётся информация о двух или трёх неценовых факторах спроса или предложения(см приложение), предлагается изучить материал, выделить в нём самое главное, привести конкретный пример на тот или иной фактор, предложить его графическую модель и составить компьютерную презентацию по данным факторам. Учитель непрестанно контролирует весь процесс, помогает слабым группам, наталкивает на правильную идею. Учитель предлагает объединить свои минипрезентации в одну большую под названием «Неценовые факторы спроса и предложения» с использованием гиперссылок.Предлагает единый первый слайд.Но ставится условие, что прежде, чем скопировать информацию с минипрезентации в большую, каждый представитель группы должен объяснить суть своих факторов остальным членам группы. Показывается одна из лучших презентаций (всё-таки все они будут разными, исходя из индивидуальных особенностей группы). Каждой группе выставляются оценки. Следует вернуться к началу урока и посмотреть, кто же оказался прав. Желательно это обсудить. | Некоторые учащиеся высказывают свои точки зрения. Учащиеся отвечают, что они узнают, от чего кроме цены зависят спрос и предложение.(проблемная ситуация) Учащиеся работают в группах и составляют минипрезентации по полученному заданию. После выполнения первой части задания, учащиеся, получив номерки от одного до пяти, меняют группы. У каждого на руках дискета со своей минипрезентацией. | Учащиеся сами формулируют цель предстоящего занятия и проблему урока. Дети общаются, учатся находить компромисс , прислушиваться к мнению других, самостоятельно предлагать идеи и воплощать их в жизнь, показывают творческую смекалку и способность работать с компьютером. Учащиеся за два урока не только познакомятся с неценовыми факторами спроса и предложения, но и смогут привести примеры на каждый из них и получат дидактический материал в виде презентации(у каждого на дискете) Продукт труда учащихся. |
Урок 8
Тема: Неценовые факторы спроса и предложения.
Тип урока: коммуникативный (урок-эстафета)
Цель урока: изучить неценовые факторы спроса и предложения.
Образовательная: анализируют и выделяют основные моменты в предложенном тексте, умеют объяснить на примере любой неценовой фактор, графически его проиллюстрировать, разрабатывают план изучения неценовых факторов спроса и предложения на компьютерной презентации, при этом высказывая и аргументируя свою точку зрения, классифицируют и различают неценовые факторы спроса и предложения.
Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать логическое, образное и критичное мышление, развивать интерес к изучению экономических законов и закономерностей.
Воспитывающая:учится правильно говорить, владеть аудиторией, высказывать и доказывать своё мнение, прислушиваться и соглашаться с мнением оппонента,учится проигрывать.
Дидактические средства:
-5 карточек с примерами
-листы для ответов
-слайд с ответами-графиками
-карточки с заданиями-графиками
Деятельность ученика | Деятельность учителя | Психолого-педагогическая характеристика |
Учитель предлагает посмотреть, пошла ли на пользу составленная презентация и предлагает показать свои силы в эстафете. Учитель представляет жюри(2-3 учащиеся из других классов) и объявляет первое задание.Каждой команде выдаётся карточка с одинаковыми примерами. 1 задание: Кто быстрее выберет из предложенных вариантов пример зависимости спроса от доходов населения? Начинается обсуждение правильных и неправильных ответов. 2 задание: Кто быстрее выберет из предложенных вариантов пример зависимости спроса в ситуации взаимозаменяемых товаров? 3 задание: Кто быстрее выберет из предложенных вариантов пример зависимости предложения от изменения цен на ресурсы? 4 задание: Кто быстрее представит графические модели данных примеров? Учитель показывает верные ответы на экране через проектор. 5 задание: Кто быстрее приведёт по три примера к каждому графику? Жюри подводит итоги эстафеты ,выигравшей команде ставится пять. | Учащиеся делятся на команды по 5 человек, придумывают название команде. Учащиеся выполняют задание и отдают ответы жюри.Первая правильно ответившая команда получает балл. Выигравшая команда должна объяснить, почему их ответ правильный, какова зависимость.Ответившие неправильно, пробуют объяснить, почему. См. 1 задание. Команды по мере выполнения сдают ответы жюри, которое занимается проверкой.Учащиеся в это время имеют возможность проверить свои ответы с верными.Начинается обсуждение правильных и неправильных ответов. Балл даётся той команде, которая выполнила задание быстрее всех и абсолютно правильно, в противном случае не ставится никому. Результаты не сдаются жюри, а выносятся на всеобщее обсуждение. Жюри фиксирует быстроту выполнения заданий и правильность. Балл даётся той команде, которая выполнила задание быстрее всех и абсолютно правильно, в противном случае не ставится никому. | Своего рода проблемная ситуация Дух соревнования прибавляет заинтересованности учащимся. Учащиеся думают, сравнивают, анализируют правильные и неправильные результаты, делают выводы. Учащиеся думают, сравнивают, анализируют правильные и неправильные результаты, делают выводы Учащиеся имеют возможность высказать свою точку зрения и её доказать, учатся слушать и дискутировать. Дети учатся проигрывать. |
Приложение.
1.Таблица спроса и предложения.
Спрос. | Предложение | |
Английский перевод | Demand | Supply |
Обозначение | D | S |
Определение | Спрос-это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги. | Предложение-это желание и способность продавца представить товар на рынок. |
Определение величины | Qd Величина спроса-это количество товаров и услуг, которое данные покупатели могут купить по фиксированной цене в конкретное время в определённом месте. | Qs Величина предложения-это количество товаров иуслуг, которое данные продавцы могут представить в конкретное время по определённой цене в данном месте. |
Шкала | P 200 100 Qd 10 15 | P 200 100 Qs 15 10 |
Закон | При повышении цен спрос падает, при снижении-растёт. Р D P D | При повышении цен предложение растёт, при снижении-падает. Р S P S |
График | ||
Функция | 1.Qd зависит от р 2.Зависимость обратная Qd=b+кр k<0,b>0 | 1.Qs зависит от р 2.Зависимость прямая QS=b+kp k>0,b-любое число |
Примеры заданий к уроку 5:
Карточка 1
(простое задание)
1.Построить график функции предложения по заданному уравнению:Qs=30-4p.Придумать задачу, обратную данной.
2. Записать уравнение прямой предложения яблок, если известно, что продавец по цене30 руб. за кг готов продать 20 кг яблок, а по цене 50 руб. за кг -40 кг яблок.
Ставится оценка за работу в группе и за индивидуальную работу. Придумать задачу, обратную к данной.
- Придумать и решить прямую и обратную задачи.
Карточка 2
(задание средней сложности)
- Построить график функции спроса по заданному уравнению
Qd=25-4p. Придумать задачу, обратную к данной.
2.Вывести уравнение предложения по данному графику:
Придумать задачу, обратную к данной.
3.Придумать и решить прямую и обратную задачи.
Карточка 3
(задание повышенной сложности)
- Построить график функции предложения по заданному уравнению:
Qs=100+100p. Придумать задачу, обратную к данной.
2.При понижении цены на огурцы с 6 до 5 руб. за кг объём продаж увеличился с 300 до 350 в день.Построить график спроса и найти аналитический вид функции спроса, если известно,что она линейна. Придумать задачу, обратную к данной.
3Придумать и решить прямую и обратную задачи.
Примеры заданий к уроку 8:
Карточка с примерами.
1.Спрос на купальники летом.
- Рост ставки налога на производителя.
- Снижение производства кефира при росте цен на молоко.
- Ожидание роста цен на продукты перед Новым годом.
- Замена старых станков станками с программным управлением.
- Спрос на чай при росте цен на кофе.
- Уменьшение урожая зерна вследствие роста цен на топливо.
- Рост спроса на шоколадные конфеты вследствие повышения зарплаты бюджетникам.
- Падение спроса на сливки при росте цен на кофе.
- Пуск нового цеха по производству пельменей.
Графики-ответы.
1,4,6,8 примеры
9 пример
3,5,10 примеры
2,7 примеры
Карточка с графиками.
1.
2.
3.
4.
Используемая литература:
1.«Основы экономической теории» под редакцией С.И.Иванова.
2. «Уроки экономики в школе» Травин Е.Н.
Всё остальное придумано мной, включая и задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата".
Урок по теме « Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата» является одним из уроков, изучаемых в курсе экономики средней общеобразовательной школы, входящих в тему «Рынки факторов производст...
Проверочная работа по теме Спрос и Предложение
Проверочная работа Спрос, Предложение...
Презентация к уроку экономики в 10 классе по теме "Спрос и предложение"
Разработанная презентация к уроку экономики в 10 классе.Возможно использование данного материала также на уроках обществознания....
Конспект урока по теме "Спрос. Понятие спроса. Закон спроса"
В конспекте отражены все ключевые понятия по теме. Данный конспект можно использовать для объяснения учебнего материала в 9 или 10 классе...
Презентация "Упражнения по теме спрос и предложение"
Наибольшую сложность для учащихся представляет понимание отличия понятия спрос и величина спроса, предложение и величина предложения. Для закрепления этих понятий предложите учащимся проанализировать ...
Урок по теме: Спрос и предложение
Цель урока: Разъяснить учащимся сущность экономического закона спроса и предложения и его содействие на поведение участников рыночных отношений.Сфр\ормировать умения анализировать взаимовлияние цены,с...
Урок обществознаяния в 8 классе на тему "Спрос и предложение"
Материал урока подводит учащихся к пониманию сущности понятий "спрос" и "предложение", как основных регуляторов экономической деятельности в условиях рынка....