Урок на тему "Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата".
методическая разработка по экономике (11 класс) по теме

Мавричев Николай Владимирович

Урок по теме « Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата» является одним из уроков, изучаемых в курсе экономики средней общеобразовательной школы, входящих в тему «Рынки факторов производства и распределения доходов». Актуальность темы данного урока определяется тем, что школьники смогут уяснить природу доходов домашних хозяйств в рыночной экономике и понять механизмы, определяющие их уровень. Они узнают, например, чем определяется в условиях рынка уровень зарплаты – дохода наёмных работников, продающих услуги труда на особом сегменте рынка ресурсов – рынка труда. Изучив данную тему и выполнив задания, предложенные в приложениях, ученик должен:

  1. Уметь характеризовать рынок труда и его особенности в России;
  2. Понимать, чем определяется спрос на труд;
  3. Уметь объяснять, почему кривая спроса на труд может перемещаться в зависимости от рынка товаров и услуг;
  4. Знать факторы, определяющие дифференциацию заработной платы работников;
  5. Уметь объяснять разницу в доходах различных категорий людей.

 

Для успешного решения названных задач и  предложен комбинированный урок, фундаментом которого является наглядный метод, логический метод, проблемно-поисковый метод, фронтальная беседа, индивидуальная и групповая работа учащихся.

Презентация к уроку "Самые востребованные профессии" будет опубликована отдельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата».

Девиз урока:

« Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму».

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: фронтальная беседа, наглядный метод, логический метод, проблемно-поисковый метод, индивидуальная и групповая работа учащихся.

Цели урока.

Познавательная: познакомить учащихся с факторами , воздействующими на спрос и предложение на рынке труда. Показать от чего зависит заработная плата наёмных работников.

Учебная: формирование экономического образа мышления.

Развивающая: развивать умение усваивать материал на уровне логических выводов.

Воспитательная: воспитание мышления, основанного на взаимосвязи экономических законов и этики, формирование экономического мировоззрения.

Задачи: 

  1. Выяснить причины возникновения спроса и предложения на рынке труда;
  2. Показать факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда;
  3. Определить цены труда и равновесного уровня занятости.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки-задания, сборник заданий « Достижения молодых».

Ход урока:

Организационный момент. Учащиеся получают карточку-задание (Приложение№1), которую заполнят  на протяжении урока, работая совместно с учителем, в группах, индивидуально и ориентируясь на слайды презентации, выполненной одной из учениц данного класса. Название презентации « Самые востребованные профессии на рынке труда Нижнего Новгорода». Ученики должны в карточке справа от стрелок заполнить и дать пояснения схеме рынка ресурсов. Исходя из заполненной схемы карточки-задания в конце урока по предоставленной своеобразной математической формуле (Приложение №2), каждый должен сделать вывод по изучаемой теме: «От чего зависит величина заработной платы конкретного человека». Что и является подведением итога изучаемой темы: «Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата».

Тема урока записывается учителем на доске. Ставятся цели и задачи урока. Урок начинается с просмотра презентации. Просмотр слайдов (1 – 13)  комментирует ученица, приготовившая презентацию. Называются наиболее востребованные профессии, и даётся их краткая характеристика.

После просмотра, который длится 15-17 минут, учащиеся получают карточку-задание для анализа материала презентации (Приложение №3), Начинается работа в группах. Используется дополнительная литература: учебники прикладной экономики          «Достижения молодых». Это учебное пособие знакомит с основными экономическими идеями, даёт возможность приобрести опыт экономического анализа на конкретных примерах, информации. Показывает, как можно использовать приобретённые знания и умения на практике, учит мыслить. Итак, открывается экономическая лаборатория. Группы работают над вопросами, представленными в карточке. ( В процессе работы над заданиями учащиеся постепенно заполняют карточку-задание « Подведение итога изучения темы «Рынок труда»», Приложение №1).

1. Между лидерами групп идет дискуссия по 1 вопросу « Как объяснить разницу между спросом и предложением на отраслевых рынках?». В  каждую группу подбираются учащиеся  со склонностью к гуманитарному мышлению и учащиеся, обладающие способностью математического анализа экономических ситуаций. Поэтому, очень важно в групповом методе обучения решать такие задачи, как раскрытие механизмов эффективного учения, технологии саморазвития и создания условий, при которых  ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Учитель одновременно формирует навыки коллективной работы и осуществляет дифференцированный подход в обучении и оценивании каждого ученика. В ходе дискуссии группы выбирают наиболее правильный ответ на поставленный вопрос и заполняют карточку-задание. Ответ на вопрос 1: продавцами на рынке труда выступают наёмные работники, покупателями являются работодатели, товаром является труд. Но в ходе трудовых отношений возникают разногласия, поэтому определённая роль отводится профсоюзам.  Разница между спросом и предложением на отраслевых рынках зависит от спроса на товар и услуги товарных рынков.

2. Вопрос 2: Самый высокий уровень заработной платы (Х?). Факторы, влияющие на заработную плату.  Ответ на вопрос 2: различия в оплате труда определяются главными факторами:

  1. разница в условиях труда;
  2. разница в образовании и квалификации;
  3. разница в умственных способностях человека;
  4. разница в опыте и мастерстве;
  5. разница в производительности и т.д.

3. Вопрос 3.Даны графики предложения и спроса  на товарном рынке и рынке труда. Какие изменения произойдут с кривой спроса? Ответ: 1 график  показывает товарный рынок. Там, где равновесие нарушается -  идёт увеличение спроса на товар и изменение равновесной цены, равновесного количества. Тогда и на рынке труда кривая спроса перемещается вправо вверх, что означает увеличение количества наёмных работников  и заработной платы.

Анализируя поставленные вопросы, учащиеся приходят к выводу: доходы отдельных групп людей будут разными, и не только по величине заработной платы, но и по количеству факторов производства ( труд, капитал, земля, предпринимательство). Отсюда и дифференциация доходов населения: 20% населения имеют доход больше, чем  80% населения.

 Учащимся предлагается проанализировать кривую Лоренца, сделать соответствующий вывод и заполнить карточку-задание.  Ответ: кривая показывает социальную напряжённость в обществе и оценивается индексом Джини: чем выше показатель, тем более  неравномерно распределены доходы. Последующие три вопроса (4,5,6) в карточке-задании связаны с выяснением  учителем умения учащихся ориентироваться в экономической информации, которую они получают из различных источников СМИ, т.е. с  выявлением экономического кругозора учащихся.

Таким образом, карточка-задание заполнена, тем самым сделаны выводы по ключевым вопросам темы «Рынок труда». ( Приложение №4). Учитель оценивает работу учащихся и, самое главное, обращает внимание не только на понимание и усвоение законов, но и на навыки экономического поведения, т.е. умение «пощупать руками экономику».

Заканчивается урок ответами на следующие главные вопросы:

  1. Что я должен знать при выборе профессии?
  2. К чему я должен быть готов при выборе профессии?

Каждый ученик заполняет карточку с математической формулой (Приложение№ 2) « От чего зависит величина заработной платы конкретного человека?». Приблизительно это выглядит следующим образом:

  1. Голова – это умственные способности человека.
  2. Книги – образование.
  3. В круглых скобках произведение означает « интеллектуальный капитал человека».
  4. Гимнаст – физические возможности человека.
  5. Трудовая книжка – трудовой опыт.
  6. Выражение в фигурных скобках – «человеческий капитал».
  7. Стропальщик – уровень риска.
  8. Работодатель и наёмный работник пожимают руки – равновесие на рынке труда.
  9. « Корзина товаров» - Зависимость заработной платы от цены на основные товары.
  10. Удача – фактор формирования заработной платы.

Домашнее задание:

«Схема-карта», учебник « Достижения молодых» стр. 140, 143,144,

задачник «Достижения молодых» стр. 143, 147(11).

Приложение №1

                                                                                                                                   

Приложение №2

                                           

Приложение №3

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА МАТЕРИАЛА, ПРЕДСТАВЛЕННОГО В ПРЕЗЕНТАЦИИ

1.БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ ОПЛАТА ТРУДА ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ПРЕВЫШЕНИЯ СПРОСА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НА ОПРЕДЕЛЁННОМ РЫНКЕ. КАК ОБЪЯСНИТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ СПРОСОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ?

2. САМЫЙ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (Х?). КАКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЛИЯЛИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ И УРОВНЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ДАННОЙ ОТРАСЛИ?

3.

4.МНОГИЕ ЭКОНОМИСТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОТИВНИКАМИ ВЫСОКИХ СТАВОК МРОТ. ПОЧЕМУ? (НЕСКОЛЬКО ПРИЧИН)

5. ПОЧЕМУ ТАК ЧАСТО МЕНЯЕТСЯ МРОТ В РОССИИ?

6. ЧТО ПРОИЗОЙДЁТ, ЕСЛИ В 2013 ГОДУ МРОТ СОСТАВИТ 5000 РУБЛЕЙ?

Приложение №4

Подведение итога изучения темы

«Рынок  труда»

Используемая литература:

1.И.В.Липсиц Экономика часть1. Издательство «Вита – Пресс» Москва 2006год.

2. С.И. Иванов Основы экономической теории Издательство «Вита – Пресс» Москва 2006год.

3. А.А.Мицкевич Сборник заданий по экономике Издательство «Вита – Пресс» Москва 2006год.

4. Учебник и задачник Достижения молодых Издательство « Поли – Экспресс» Москва 2003год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самые востребованные профессии. На сегодняшний день многих интересует, какие профессии наиболее перспективны для работы и успешного карьерного роста. То есть: НА КОГО ПОЙТИ УЧИТЬСЯ? Мы попробуем рассказать о некоторых из них. Но не стоит забывать, что успеха можно добиться только в той отрасли, которая действительно по душе.

Слайд 2

IT- специалисты. HTML- версальщик, Product Manager, Web - дизайнер, Web – программист, администратор сайта. Компьютеры прочно завоевали нашу деловую сферу и поэтому каждый, кто умеет программировать, имеет реальный шанс найти стабильную высокооплачиваемую работу. Конечно, больше всего востребованы программисты 1С. Программисты, работающие в сфере IT, тоже не останутся без куска хлеба: большинство компаний хотят иметь свой сайт, а ведь его нужно не только написать, но и поддерживать.

Слайд 3

Офисные работники Анализируя любую газету с вакансиями, вы заметите, что очень востребованы такие профессии как секретарь, менеджер по работе с клиентами, делопроизводители. Это не самые престижные должности, однако, это может быть хорошим стартом для Вашей карьеры. Если уверенно знаете Word, Excel, умеете обращаться с факсом и ксероксом, любая компания с удовольствием примет вас на работу.

Слайд 4

Торговля Если вы планируете работать в сфере торговли, то здесь есть масса вакансий торгового представителя. Это трудная работа, далеко не у каждого получится ездить от магазина к магазину, принимая заказы и отвозя заказанный ранее товар. Однако, те, кто преуспел на этом поприще, зарабатывают неплохие деньги.

Слайд 5

Бухгалтерия и юриспруденция. Очень востребованы профессии бухгалтера и юриста. Проблема лишь в том, что ожидания работодателя часто не совпадают с запросами претендентов на должность. Так работодатель предлагает бухгалтеру зарплату 33300 - 932 00 рублей, а соискатели рассчитывают на 40 000- 1 20000 рублей. Начинающие юристы тоже не могут рассчитывать на большой гонорар: 3400 0- 9 5000 рублей.

Слайд 6

Строительство. Очень хорошие перспективы для тех, кто имеет специальность, связанную со строительством. Сейчас очень активно строится новое жилье, а уж строительство спортивных сооружений в Сочи сулит стабильную работу и большой опыт всем, кто станет работать в этой отрасли. Если вы имеете диплом о высшем образовании, и ваша специальность связана со строительством, то можете претендовать на зарплату 1467 0- 123 000 рублей. Очень высок спрос на квалифицированные рабочие специальности. Так, например, опытный электрогазосварщик может найти работу с зарплатой 50 000- 100 000 рублей. Машинист башенного крана получает не менее 4 0000 рублей.

Слайд 7

Менеджмент. Под обтекаемым словом «менеджер» скрывается масса вакансий. Менеджер по работе с клиентами (зарплата 5000-15000 руб.), менеджер по персоналу, по рекламе, по продажам, и т.д. Все эти специальности требуют среднего специального, а лучше высшего образования. Зарплаты менеджеров колеблются от 5000 0 до 2 00 000 рублей, в зависимости от опыта работы и обязанностей. Очень востребованы специалисты по персоналу и подбору кадров, также многим компаниям требуются специалисты по проведению тренингов и управлению персоналом. Если вы не обладаете специальностью, но хотели бы работать в этой сфере, МирСоветов рекомендует вам пройти курсы дополнительного образования, а еще лучше получить высшее образование по этой профессии. Это сильно поднимет ваш престиж и повысит вас в глазах работодателя.

Слайд 8

Медицина Профессия врача востребована всегда, только хорошую оплату найти сложно. Но в крупных городах сейчас открывается много частных клиник и если постараться, можно подобрать для себя достойный вариант. Самая доходная медицинская специальность – стоматолог, их зарплата равняется 4 0000- 8 5000 в месяц. Постоянно востребованы фармацевты, однако их труд ценится меньше: 20 000- 50 000 в месяц.

Слайд 9

Банковская сфера Не менее востребованы и специалисты банковской сферы. Кредитные эксперты, финансовые аналитики и другие специальности, связанные с финансами оплачиваются вполне достойно: 333 00- 932 00 рублей. Заметьте, что специалисты по финансам требуются не только в банки, но и в крупные компании, так что претендентам будет из чего выбирать.

Слайд 10

Туризм В России стремительно набирает обороты туристический бизнес. Ему прочат большое будущее, поэтому специальность «Гостиничный сервис и туризм» можно назвать одной из самых перспективных и потому востребованных на сегодняшний день. Зарплата работающих в этой сфере может колебаться от 31 000 до 100 000 рублей. В гостиницы также часто требуются горничные и ресепшионисты, однако тут предъявляют обязательное требование: свободное владение английским языком.

Слайд 11

Самые востребованные профессии в Нижнем Новгороде На сегодняшний день в Нижнем Новгороде наиболее востребованными профессиями являются профессии программиста, бухгалтера и менеджера по продажам . Несмотря на то, что в городе каждый год выпускаются тысячи выпускников - специалистов по программированию, бухгалтерскому учету и продажам, на грамотных специалистов спрос по-прежнему очень велик. Особенно остро чувствуется дефицит в профессионалах, за чьими плечами опыт работы в известных компаниях и целый ряд успешно завершенных проектов.

Слайд 12

Специальности Средний уровень зарплаты в Количество вакансий Количество резюме IT- специалисты 36000 – 1 2500 0 руб 3711 370 Офисный персонал 30000 – 1 7 000 0 руб 3120 1128 Продажи/торговля 25 000 – 2 00 000руб 5909 1615 Финансы/банк/ бухгалтерия 333 00 – 932 00руб 4206 1363 Юриспруденция 34000 – 9 5000руб 710 419 Менеджмент 5 0 000 – 2000 00 уб 1870 573 Строительство 1 467 0 – 1 2 3 000руб 1953 522 Медицина 40 000 – 8 5000руб 605 129 Туризм 3 1000 – 100 000руб 221 149

Слайд 13

Социальный пакет – это набор специальных льгот, которые организация предоставляет своим работникам. «Содержимое» социального пакета определяет фирма. Это может быть оплата питания, обучения, проезда, медицинских услуг, иногда проживания.

Слайд 14

Трудовой договор- это письменное соглашение между работодателем и наёмным работником по поводу условий трудового найма.

Слайд 15

Прожиточный минимум 6562 руб. МРОТ 4611 руб. Средняя зарплата 19543 руб В Нижегородской области

Слайд 16

Итак, выбор работы в наши дни огромен и разнообразен. Найти себе подходящее дело может каждый, стоит только приложить немного усилий. УДАЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ Минобрнауки "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России)  П Р И К А З  "24" декабря 2010 г.N 2075 Зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г., регистрационный N ...

Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...

Урок-конференция: «Влияние демографической ситуации на рынок труда» (на примере Брединского района)

Урок-Конференция «Влияние демографической ситуации на рынок труда» (на примере Брединского района)...

Рынок труда и заработная плата

10 класс, профильный уровень Урок позволяет реализовать основные положения ФГОС в соответствии с Законом об образовании. На уроке учитель организует деятельность обучающихся; комментирует выводы, по...

Рынок труда и заработная плата

Презентация для учащихся 11 классаЦель урокаИзучить понятия «труда», «рынка труда» и «заработной платы», рассмотреть основные субъекты рынка труда, изучить рыночный механизм и виды заработной платы....

Презентация к уроку по теме "Заработная плата"

Хороший подбор материала по теме урока "Заработная плата"...