Рабочая тетрадь по модулю "Экономика" 11 класс
учебно-методическое пособие по обществознанию (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сахаптинская средняя общеобразовательная школа»
Информационная компетентность
Содержательная линия «Экономика»
11 класс
Учитель обществознания Джебко Г. П.
Сахапта 2013
Краткая информация для учащихся.
Информационная компетентность выражается в умениях самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию в реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на различных носителях.
Важнейшими составляющими информационной компетентности, которыми вам необходимо овладеть, являются поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Поиск и сбор информации: | Обработка информации: | Передача информации: | Комплексные методы: |
- задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.; - задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»); - задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить). | - задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование); - составление планов к тексту; - подготовка вопросов к тексту; - составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту; - задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов; - задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения. | - подготовка докладов, сообщений по теме; - подготовка плакатов, презентаций к учебному материалу; - подготовка учебных пособий по теме; - подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п. | -составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии; - информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов; - телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте; - учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.; - выпуск ученических СМИ — печатных, электронных. |
Практическая часть «Формируем информационную компетентность»
Задание 1. Тема «Экономика как хозяйство»
Аспект компетентности: извлечение первичной информации
Цель задания: формирование умения воспринимать содержание, выделяя главные мысли по указанному аспекту проблемы
Уровень: I
Стимул | Среди ваших одноклассников возник спор о том, какого человека можно считать экономически грамотным. |
Задачная формулировка | Чтобы поучаствовать в споре, вам необходимо, опираясь на текст параграфа 1 (стр. 6-13), найти и записать черты экономически грамотного человека. |
Бланк для выполнения | |
Источник информации | Параграф 1 учебника «Обществознание» 11 класс под ред. Л.Н. Боголюбова. |
Инструмент проверки задания | Аналитическая шкала: - указана одна – две черты: 2 балла - указаны три черты: 3 балла - указаны четыре черты: 4 балла - указаны все черты: 5 баллов |
Задание 2. Тема «Что изучает экономическая наука»
Аспект компетентности: первичная обработка информации
Цель задания: систематизация извлеченной информации в рамках простой заданной структуры
Уровень: I
Задание 3. Тема «Фирмы в экономике»
Аспект компетентности: обработка информации
Цель задания: нахождение аргументов и выводов в предложенном источнике информации
Уровень: I
Стимул | Вы готовитесь к участию в диспуте, но всегда теряетесь при подборе аргументов. Потренируйтесь видеть их в любом предложенном тексте. |
Задачная формулировка | Из текста выпишите аргументы, которые приводит автор в доказательство высказанного тезиса. |
Бланк для выполнения | |
Источник информации | Из книги современного экономиста В.И. Данилова-Данильяна «Бегство к рынку». Рынок регулирует затраты и результаты, которые в обобщенном выражении примерно пропорциональны для каждого целесообразного производства. Так, если у какого-то производителя результаты обгоняют затраты, то, по классической схеме, в эту сферу деятельности устремляются другие. Это приводит к росту предложения, падению цен на соответствующую продукцию, и устанавливается стандартное соотношение между затратами и результатами. Если же, наоборот, где-то затраты начинают обгонять результаты, то такой производитель разоряется, закрывает принадлежащие ему производства. То, что не рентабельно – не выживает, то, что сверхрентабельно – становится областью применения новых сил, равновесие затрат и результатов восстанавливается в обоих случаях. Эта классическая схема, разработанная еще А. Смитом, не всегда точно отражает реальные процессы, но в принципе остается верной. |
Инструмент проверки задания | Найдены оба аргумента – 5 баллов Найден один аргумент – 3 балла Аргументы не найдены – 0 баллов |
Задание 4. Тема «Правовые основы предпринимательской деятельности»
Аспект компетентности: извлечение первичной информации
Цель задания: формирование умения извлекать необходимую фактическую информацию
Уровень:II
Стимул | Ваши родители хотят заняться предпринимательством, но не знают, с чего начать |
Задачная формулировка | Составьте памятку «Для начинающего предпринимателя», которая поможет вашим родителям решиться открыть своё дело. |
Бланк для выполнения | |
Источник информации | Параграф 5 учебника «Обществознание» 11 класс, пункт «Как открыть своё дело» (стр. 60-64). |
Инструмент проверки задания | Памятка содержит основные требования процедуры открытия своего дела – 5 баллов |
Задание 5.
Аспект компетентности: извлечение вторичной информации
Цель задания: формирование умения самостоятельно формулировать основания, исходя из характера полученного задания.
Уровень: II
Стимул | Попробуйте поработать в роли эксперта, оценивающего результаты исследований экономического роста. |
Задачная формулировка | Среди предложенных вариантов выберите неверное утверждение и объясните, почему вы считаете его неверным. |
Бланк для выполнения | |
Источник информации | Исследователи результатов экономического роста отмечают такие его последствия:
|
Инструмент проверки задания | Выделено неверное утверждение и дано обоснование – 3 балла Выделено неверное утверждение – 1 балл |
Задание 6.
Аспект компетентности: обработка информации
Цель задания: формирование умения делать выводы на основе полученной информации и приводить аргументы в их подтверждение.
Уровень: II
Стимул | Ваши знакомые Николай Р. И Петр С. решили создать охранное агентство, заключили Учредительный договор между гражданами Николаем Р. И Петром С. О создании товарищества на вере, в регистрации которого им было… отказано |
Задачная формулировка | Проанализируйте текст из учебника «Обществознание» 11 класс о товариществе на вере и запишите, чего не учли будущие предприниматели. |
Бланк для выполнения | |
Источник информации | Параграф 5 учебника «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова (стр. 58-59). |
Инструмент проверки задания | Результат деятельности учащегося обсуждается совместно (учитель- учащиеся- ученик). Работа вкладывается в портфолио. |
Задание 7 Тема «Слагаемые успеха в бизнесе»
Аспект компетентности: планирование информационного поиска
Цель задания: формирование умения планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию).
Уровень: III
Стимул | Вы получили задание подготовить краткое сообщение о наиболее крупных российских фирмах и отечественных предпринимателях |
Задачная формулировка | Спланируйте свою деятельность по выполнению данного задания. Укажите этапы вашей работы. |
Бланк для выполнения | |
Источник информации | Учащийся выбирает самостоятельно |
Инструмент проверки задания | Результат деятельности обсуждается совместно (учитель- учащиеся- ученик). Сообщение вкладывается в портфолио |
Задание 8. Тема «Конкуренция и монополия»
Аспект компетентности: извлечение вторичной информации
Цель задания: формирование умения анализа противоречий, содержащихся в источнике информации.
Уровень: II
Стимул | Американскому бизнесмену Д. Сарноффу принадлежит такое изречение: «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей» |
Задачная формулировка | Разъясните каждое из двух названных следствий конкуренции. Согласны ли вы с автором? Если у вас иная оценка конкуренции, аргументируйте её. |
Бланк для выполнения | |
Источник информации | «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей» Д. Сарнофф. |
Инструмент проверки задания | Разъяснены оба следствия конкуренции – 5 баллов Приведена собственная оценка конкуренции +2 балла Разъяснено одно следствие – 3 балла |
Задание 9.
Аспект компетентности: первичная обработка информации
Цель задания: формирование умения переводить информацию из графического представления в текстовое и наоборот.
Уровень: II
Стимул | Перед вами различные определения экономики, данные одним и тем же автором – П. Самуэльсоном в его книге «Экономикс» |
Задачная формулировка | Проанализируйте определения и, опираясь на ранее полученные знания, отразите в виде схемы различные стороны экономической жизни, которые представлены в данных определениях |
Бланк для выполнения | |
Источник информации | «Экономика – это:
|
Инструмент проверки задания | Схема составлена верно, выделены все стороны экономической деятельности – 4 балла Выделены три элемента – 3 балла Выделены два элемента – 2 балла Выделен один элемент 1 балл |
Задание 10. Тема «Финансы в экономике»
Аспект компетентности: обработка информации
Цель задания: формирование умения делать выводы на основе критического анализа разных точек зрения.
Уровень: III
Стимул | Ваши родители решили воспользоваться услугами банка для хранения денежных средств. |
Задачная формулировка | На основе информации из сети Интернет, полученных знаний, социального опыта запишите несколько рекомендаций, которые, по вашему мнению, следует учитывать при выборе банка для размещения своих сбережений. |
Бланк для выполнения | |
Источник информации | Учащийся выбирает самостоятельно. |
Инструмент проверки задания | Результат деятельности учащегося обсуждается совместно (учитель- ученик). Работа вкладывается в портфолио. |
Раздел «Модельные ответы»
Модельный ответ к заданию №1 | Экономически грамотный человек знает: - как принять решение о покупке товаров и найме на работу; - как оградить себя от последствий роста цен; - как лучше использовать свои сбережения; - какую профессию выбрать; - какую стратегию выстраивать, чтобы не оказаться потом безработным. |
Микроэкономика | Макроэкономика | Мировая экономика | |
Модельный ответ к заданию №2 | условия заключения предпринимательской сделки, причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли, издержки и рентабельность предприятия | конкуренция производителей, снижение темпов экономического роста, занятость населения, уровень и темпы инфляции, причины экономического кризиса | оборот международного валютного рынка, углубление международного разделения труда, внешнеторговая политика стран |
Модельный ответ к заданию №3 | Так, если у какого-то производителя результаты обгоняют затраты, то, по классической схеме, в эту сферу деятельности устремляются другие. Это приводит к росту предложения, падению цен на соответствующую продукцию, и устанавливается стандартное соотношение между затратами и результатами. Если же, наоборот, где-то затраты начинают обгонять результаты, то такой производитель разоряется, закрывает принадлежащие ему производства. |
Модельный ответ к заданию №4 | Памятка «Для начинающего предпринимателя» должна содержать следующие пункты (примерно):
|
Модельный ответ к заданию №9 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по теме "Классы неорганических веществ"
Рабочая тетрадь по теме "Классы неорганических веществ" для обучающихся среднего профессионального образования по профессии "мастер отделочных и декоративных работ". В рабоче...
Основы алгоритмизации. Рабочая тетрадь. 8-9 класс
Слово “алгоритм “ произошло от латинского слова algorifmi. В IX веке математик Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми впервые в истории математики ввёл общие правила решения квадратных уравнений. В Европе при п...
Рабочие тетради для 8 класса
Список рабочих тетрадей и материалов, необходимых учащимся для 8 класса...
Страницы к рабочей тетради ("Обществознание" 6 класс Никитин А.Ф. урок 1 "Введение")
Принимая участие в апробации учебника "Обществознание" 6 класс А.Ф.Никитина, столкнулась с проблемой отсутствия рабочих тетрадей. Разработанные материалы являются приложением к учебнику и позволяют бо...
Страницы к рабочей тетради ("Обществознание" 6 класс Никитин А.Ф. урок 3 "Два человеческих "Я")
Принимая участие в апробации учебника "Обществознание" 6 класс А.Ф.Никитина, столкнулась с проблемой отсутствия рабочих тетрадей. Разработанные материалы являются приложением к учебнику и позволяют бо...
презентации для проведения уроков в 5 классе по рабочим тетрадям Экономика 5 класс, Н.Новгород,
данные презентации можно использовать при изучении тем: Потребитель и производитель, Рынок, Рынок продава и рынок покупателя, Обмен, Товар...
рабочая тетрадь "Биология 6 класс"
В материале предлагается урок из рабочей тетради....