Управление маркетингом в сельском хозяйстве
статья по экономике на тему
Управление маркетингом представляет собой организацию воздействия на уровень, время и характер спроса с целью его удовлетворения, получения наибольшей прибыли.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление маркетингом в сельском хозяйстве
Управление маркетингом представляет собой организацию воздействия на уровень, время и характер спроса с целью его удовлетворения, получения наибольшей прибыли.
Система управления маркетингом: должна быть целостной, с взаимоувязанными элементами (кадры, структура, функции, управленческие воздействия, технические средства). В то же время она должна постоянно совершенствоваться на основе достижений науки и передового опыта.
Маркетинговый процесс необходимо осуществлять непрерывно, параллельно, синхронно, чтобы обеспечить динамичное воздействие на рынок и эффективное товародвижение.
Система управления маркетингом должна быть экономичной, гибкой, восприимчивой к агробизнесной политике, нуждам, потребностям и спросу потребителей, конъюнктуре рынка, конкуренции, коммерческим изменениям, предпринимательству, уровню производства продукции.
Маркетинговую деятельность в сельскохозяйственных и агропромышленных формированиях осуществляют отдельные службы или работники. Так, в агропромышленных комбинатах и объединениях служба маркетинга состоит из 4-7 человек. Она может быть построена по функциональному или территориальному принципу. Службу возглавляет маркетинг-директор (директор по маркетингу) или заместитель директора по коммерческим вопросам. Другие специалисты выполняют функции по сбыту, рекламе и стимулированию, новым товарам, маркетинговым исследованиям и т. д. В сельскохозяйственных предприятиях имеется должность заместителя руководителя по коммерческим вопросам, с ним работают еще 1-3 человека в зависимости от размеров производства и видов продукции.
В фермерских, крестьянских хозяйствах и других формированиях малого бизнеса маркетинговые функции выполняют руководители. В зависимости от уровня хозяйственной самостоятельности различные маркетинговые функции могут выполнять руководители и специалисты внутрихозяйственных подразделений.
Работники службы маркетинга или выполняющие функции маркетинга действуют в рамках российских законов, затрагивающих аспекты рыночных отношений, агробизнеса, маркетинга и предпринимательства, используют достижения науки в области агробизнеса, управления маркетингом и производством, экономики, организации, социальной психологии, финансирования, кредитования, права. Они должны знать законы рынка, закономерности, функции и процесс управления маркетингом, основы законодательства, международного маркетинга, достижения отечественной и зарубежной науки в области управления маркетингом, уметь самостоятельно принимать маркетинговые решения и систематически повышать квалификацию.
Работники, осуществляющие маркетинговую деятельность, должны иметь ясное представление о спросе на товары, сегментации рынка, товарах, услугах и деятельности конкурентов, макро- и микроокружении, профессиональном и интеллектуальном потенциале членов коллектива предприятия, на котором они работают.
Регламентация функций управления маркетингом осуществляется с помощью должностных инструкций, в которых определяют обязанности, права и ответственность работников. Эти функции закрепляют в должностных инструкциях руководителей подразделений, предприятий, формирований малого бизнеса.
Процесс управления маркетингом состоит из следующих стадий: анализ рыночных и маркетинговых возможностей; прогнозирование и планирование деятельности; организация и регулирование процесса маркетинга; контроль процесса маркетинга; оценка маркетинговой деятельности.
Анализ рыночных и маркетинговых возможностей включает анализ рынка, изучение потребителя и его спроса, конкурентов, их деятельности, товаров, услуг, системы маркетинга, изучение внешней среды, эффективности (возможности) внешнеэкономических связей.
Анализируя рынок, определяют: его размеры, основные тенденции и сезонные факторы; потенциальные возможности продажи вводимых на рынок или имеющихся на нем товаров; существующую сегментацию рынка; тенденцию изменения потребительских свойств и других характеристик товаров; состав потребителей; покупательные мотивы и установки, которые необходимо использовать при планировании ассортимента, организации сбыта и рекламы; объемы продажи продукции, их долю в общей емкости рынка, в том числе по сегментам и регионам; уровень и качество рекламы; методы конкуренции и коммерции; конкурентоспособность предприятия и его позиции на рынке.
Затем выявляют возможности и пути поиска новых сегментов рынка, повышения конкурентоспособности предприятия и его товаров, увеличения устойчивости на рынке предприятия.
Изучение потребителя и спроса - важные условия для проектирования системы маркетинга. На поведение и покупки потребителя оказывают влияние его личностные, культурные и психологические характеристики, а так же социальные и экономические факторы. Из личностных факторов следует выделить возраст, пол, роль, статус, национальность, традиции, этапы жизненного цикла семьи, род занятий, образ жизни. От этих факторов зависят покупки, их объём, ассортимент, частота. Культура оказывает большое влияние на покупательский спрос, так как именно она формирует у человека базовый набор ценностей. Если не учитывать эти факторы, определенный товар может оказаться для потребителей ненужным. Кроме того, на покупательский спрос первостепенное влияние оказывает экономическое положение покупателя. Оно определяется уровнем его дохода, размерами сбережений и т. д.
В зависимости от этих факторов, а так же вида и качества товара спрос может быть полноценным, чрезмерным, нерегулярным, нерациональным, падающим, скрытым. В процессе управления маркетингом необходимо учитывать все факторы и на их основе строить маркетинговую стратегию, тактику и программу.
Анализируя деятельность конкурентов, вначале изучают товары, их качество, полезность, характеристики, жизненный цикл, уровень новизны, конкурентоспособность, преимущества или недостатки в сравнении с товарами данного предприятия, далее товародвижение-стимулирование продаж, рекламу, пропаганду, организацию службы маркетинга, вскрывают положительные и отрицательные аспекты деятельности. Полученные данные используются в управлении службой маркетинга.
При анализе системы маркетинга на предприятии или формированиях малого бизнеса устанавливают её эффективность, возможность использования в будущем или целесообразность перехода на другой вид, жизненный цикл и конкурентоспособность товара, уровень цен на товары, методы стимулирования продаж, качество рекламы и пропаганда коммерческой деятельности, сбыт и каналы распределения, целесообразность и возможность производства нового продукта или оказания новых услуг, перспективы появления новых потребителей.
К факторам макроокружения, влияющим на рынок, относятся: обшественно-политическое устройство и право; уровень и структура народного хозяйства; культура, образование, обычаи; уровень научно-технического прогресса в обществе; экономические и социальные условия; демографические факторы. Факторы микроокружения - это уровень конкуренции с предприятиями аналогичных отраслей; конъюнктура рынка; структура конкретного рынка и требования покупателей; реклама конкурентов и др.
Завершается анализ определением эффективности экспортной деятельности, если она осуществляется, возможности внешнеэкономических связей.
При анализе используют различные статистические, экономические, математические методы. Наибольшее распространение получили анкетирование, интервьюирование, опрос, личные контакты, конференции, симпозиумы. Эффективность анализа определяется достаточностью, достоверностью, доступностью, своевременностью информации и применяемыми методами.
Вслед за анализом рыночных и маркетинговых возможностей осуществляются прогнозирование и планирование маркетинговой деятельности. Важно предвидеть, прогнозировать изменения на рынке, возможность образования новых сегментов, конкурентоспособность нового продукта. Однако прогнозирование должно быть построено не на эмпирическом опыте и интуиции, а на научных данных с учётом многих факторов.
Когда сформулирована общая стратегическая цель предприятия, например, сформирован спрос на новый товар, следует детально проработать цепочку мер по реализации цели. Для реализации цели необходимо решить следующие вопросы:
какой товар вводится на рынок, в каком ассортименте и по каким ценам;
на какого потребителя он рассчитан и каких потенциальных потребителей можно привлечь;
какие условия необходимы для продажи товаров на запланированном уровне;
через какие каналы и в каких объёмах будет реализована поставка;
какими средствами целесообразно воздействовать на спрос и стимулирование продажи;
каким должно быть послепродажное обслуживание и кем оно будет осуществляться;
каких экономических результатов ожидают участники рынка и какие для этого требуются затраты.
Решение приведённых вопросов определит тактику маркетинговой деятельности для всех участников рынка. Ответы должны быть конкретными и увязанными со всеми участниками по срокам проведения. Сбой в одном из звеньев может привести к провалу всей задуманной операции.
Выработка цели или целевой программы - наиболее ответственный вид маркетинговой деятельности. Надо разработать не только поведение на рынке, рекламное, сервисное обеспечение, но и с учётом маркетинговой цели организовать, а иногда и перестроить производство, подчинить его рынку, запросам потребителя. При разработке целевой программы рассчитывают её материальное, денежное и кадровое обеспечение.
На предприятиях и формированиях малого бизнеса целесообразно разрабатывать так называемое дерево целей.
Приведём примерное дерево целей маркетинговой деятельности фермерского, крестьянского хозяйства или кооператива.
Генеральная цель - удовлетворение спроса потребителей и увеличение прибыли за счёт совершенствования системы маркетинга.
- Совершенствовать целевые маркетинговые программы.
- Установить субординацию целей.
- Рационализировать цели удовлетворения спроса потребителей.
- Определить экономические и социальные цели.
- Гуманизировать маркетинг.
- Улучшить систему сбыта.
- Закрепить позицию товара в сегменте.
- Найти новый сегмент на рынке.
- Реализовать часть продукции в соседних областях.
- Выиграть конкурентную борьбу в целевом сегменте.
- Готовиться к экспорту товара в страны ближнего и дальнего зарубежья.
- Улучшить систему стимулирования сбыта.
- Повысить качество рекламы.
- Заказать рекламный клип для телевидения.
- Издать буклет о хозяйстве и его продукции.
- Выступать в рекламных целях на конференциях, семинарах.
- Проводить дегустации продукции. Выставлять на ярмарках экспозиции продукции.
- Приступить к производству нового вида продукции.
- Изучить достижения наук и передового зарубежного опыта.
- Выйти на международный рынок.
- Заключить хозяйственный договор с научным учреждением.
- Улучшить коммерческую деятельность.
- Изучить новые методы краткосрочного прогнозирования и применять их.
- Изучить политику цен конкурентов и разработать более эффективную ценовую
тактику.
- Оптимизировать сроки, время и место доставки продукции.
- Повысить (понизить) коммерческий риск.
Данное дерево целей может быть расширено и углублено, а также конкретизировано с учетом условий и продукции определённого хозяйства.
Завершается эта стадия планированием маркетинговой деятельности: устанавливаются виды работ, сроки их выполнения, ответственные за исполнение, необходимые ресурсы и предполагаемый экономический эффект.
При планировании маркетинговой деятельности учитывается форма маркетинга, которая в данном случае используется. Это может быть маркетинг-продавец или маркетинг-покупатель. Маркетинг-продавец базируется на рыночных отношениях, именуемых рынок-продавец, когда продавцы имеют больше власти и продают то, что произведено. Маркетинг-потребитель базируется на рыночных отношениях, именуемых рынок-потребитель, когда потребители имеют больше власти, а продавцы продают то, в чём нуждаются потребители. В сельскохозяйственных предприятиях ещё превалирует первая форма маркетинга, но более высокая форма - вторая - уже используется коллективами формирований малого бизнеса и за ней будущее.
Следующая стадия - организация и регулирование процесса маркетинга. Она включает организацию комплекса маркетинга, отбор целевых рынков и целевых сегментов, формирование своего потребителя, организацию сбыта продукции или оказания услуг, коммерческой деятельности, умножения маркетинговых возможностей, а также регулирование процесса маркетинга при отклонениях от плановых программ.
Организация комплекса маркетинга реализуется в управлении поддающимися контролю переменными факторами: товаром, ценами, методами распространения и стимулирования. Товар должен отличаться высоким качеством и полезностью.
Критериями качества товара являются не только его технический уровень, но и эстетические, эргономические свойства, экономичность, конкурентоспособность, упаковка, цена, сочетаемость со взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми изделиями, вид сырья, соответствие уровню научно-технического прогресса, экологическая чистота.
Специалисты по маркетингу должны обеспечить товару желательное место на рынке и в сознании покупателей. Особенно это важно, когда подобных товаров много. При организации сбыта товара учитывается его жизненный цикл (продажи на рынке). Период жизненного цикла товара (ЖЦТ) зависит от многих факторов, и задача специалистов по маркетингу удлинить его.
Жизненный цикл товара имеет 4-5 этапов: 1-й этап - период выведения товара на рынок, спрос возрастает медленно; 2-й этап - быстрый рост объёма продаж; 3-й этап (период зрелости продукта) - уровень продаж ещё возрастает, но ниже, чем на 2-м этапе; 4-й и 5-й этапы (период старения продукта) - спрос сначала медленно, а затем быстро падает. Следует отметить, что, хотя эти этапы больше присущи промышленным продуктам, их можно выделить и в продаже продовольственных товаров, но в меньшей степени. В практической деятельности целесообразно удлинять 2-й и 3-й этапы, применяя поддерживающий маркетинг: именно на этих этапах должны быть возмещены все затраты и получена прогнозируемая прибыль.
Цена на продукцию устанавливается на стадии планирования. Одновременно предприятия разрабатывают розничные, оптовые, льготные цены, скидки, повышенные цены. Поэтому в ходе управления процессом маркетинга важно использовать ценовые рычаги, то есть в одних случаях с учётом спроса и повышения конкурентоспособности товара повышать цену, в других, если есть опасность, что товар пропадёт или через некоторое время конкуренция возрастёт, продать его по оптовым ценам, в третьем - сделать скидку.
Важным элементом в организации комплекса маркетинга являются методы распространения товара, то есть различная деятельность, благодаря которой товар становится доступным потребителю. Они включают каналы распределения, то есть введение посредников, коллективов для реализации товара.
Ещё один элемент комплекса маркетинга - методы стимулирования реализации товара, которые используют для распространения сведений о его достоинствах. Здесь могут быть использованы брокеры - оптовые торговцы, которые сводят покупателя с продавцом через биржу, различных агентов; эффективные маркетинговые коммуникации; выявление и организация целевой аудитории, то есть потенциальных покупателей; реклама; личная продажа; пропаганда. Некоторые предприятия и формирования малого бизнеса издают буклеты о своем предприятии и его продукции, представляют продукцию на выставки, дегустации, рекламируют её по радио, телевидению, в печати.
Специалисты по маркетингу или руководители малого бизнеса, внутрихозяйственных подразделений должны формировать, воспитывать своего потребителя. Этого можно достичь, во-первых, с помощью высокого качества продукции, во-вторых, путём проведения различных встреч, на которых рекламируются достоинства товара, в-третьих, организуя послепродажное обслуживание.
Основной удельный вес в структуре затрат рабочего времени работников маркетинговой службы имеют сбыт продукции и коммерческие операции: определение (нахождение) потребителей, заключение с ними договоров, упаковка, организация отгрузки, проведение коммерческих и финансовых операций.
В процессе реализации маркетинговых программ вероятны различные отклонения. Могут появиться пути более эффективного ведения агробизнеса или, наоборот, образоваться сбои. В этих условиях необходимо в полной мере реализовать возможности рационального ведения маркетинга и воспользоваться положительными изменениями или оперативно устранить сбои. В таких случаях большое значение имеют искусство управления маркетингом, знание дела, умение анализировать проблемную ситуацию и принимать эффективные решения.
Контроль процесса маркетинга включает контроль функционирования системы маркетинга, выполнения маркетинговых программ.
Система управления маркетингом должна самоорганизовываться, самоуправляться, но в практической деятельности бывают сбои (например, плохой урожай, более высокая конкуренция, чем прогнозировалось) или отдельные элементы системы оказываются устаревшими, а новые своевременно не были внедрены. Всё это приводит к неудовлетворительным результатам, поэтому необходимо постоянно контролировать функционирование системы маркетинга. В процессе контроля устанавливают: в плановом ли режиме работает система; какие элементы системы не работают или слабоадаптивны, невосприимчивы к инновационным решениям; какие новшества, используемые конкурентами, не внедрены и почему; что нового можно внедрить, чтобы система работала эффективнее, чем в других сельскохозяйственных и агропромышленных формированиях. Таким образом, контроль позволяет своевременно выявить недостатки, устранить их и внедрить прогрессивные элементы, сделав систему маркетинга более эффективной.
Контролируется выполнение маркетинговых программ (месячных, квартальных, по периодам, годовых и перспективных). При негативных отклонениях устанавливают причины, меры устранения и пути выполнения плана.
Контроль деятельности работников службы маркетинга направлен на выявление степени использования должностных полномочий каждым работником, а также на оценку творческого подхода, искусства управления маркетингом.
Завершающей стадией процесса управления маркетингом является оценка маркетинговой деятельности - удовлетворения спроса, системы маркетинга и её эффективности, выполнения маркетинговых программ и деятельности работников службы, жизненного цикла товара и внешнеэкономических связей.
Оценку маркетинговой деятельности начинают с определения степени удовлетворения спроса потребителей целевого рыночного сегмента. Очень важно удовлетворить запросы, основанные на договорных, контрактных, заказных началах. Иначе потребитель утратит доверие к предприятию, а возвратить его трудно. Придётся приложить много усилий и вложить определённые денежные средства.
Определяется эффективность маркетинговой деятельности: экономическая (получено прибыли всего и на единицу товара, уровень реализационной цены, объём реализованного товара, затраты на сбыт, стимулирование продаж, рекламу, пропаганду, экономичность службы и производительность труда работников маркетинговой сферы) и социальная.
По результатам оценки делают заключение о целесообразности использования службы в будущем или совершенствовании её (частичном, радикальном). При оценке выполнения маркетинговых программ выявляют причины их перевыполнения или невыполнения и вносят предложения по улучшению составления программ в будущем.
Далее оценивают работу кадров службы маркетинга и вносят предложения по улучшению их деятельности.
Оценка работников службы маркетинга проводится по следующим направлениям: уровень выполнения функций, определённых должностными инструкциями, правильность прогноза спроса и определения маркетинговой стратегии, качество оценки конкурентов, организации сбыта, стимулирования продаж, рекламы, эффективность конкурентной борьбы и научная обоснованность коммерческого риска, выявление новых сегментов рынка, умение работать с брокерами, дилерами, посредниками, владение международным маркетингом.
Особо оценивается жизненный цикл товара, который всегда в центре внимания руководителей малого бизнеса и работников службы маркетинга предприятий, объединений, комбинатов. Уясняют, на каком этапе цикла находится товар, какую стратегию и какой вид маркетинга следует использовать. Если изменяется вид маркетинга, необходимо привести в соответствие с изменениями всю систему управления им.
Тщательной оценке и анализу подлежит внешнеэкономическая деятельность.
В процессе управления маркетингом работники на каждой стадии принимают многочисленные управленческие, маркетинговые, предпринимательские решения. Они могут быть стратегическими, тактическими и оперативными; общими, частными и локальными; ситуационными и инициативными; коллективными и единоличными; определёнными и рискованными. Эффективность этих решений повышается, если осуществлять достаточное информационное обеспечение.
Предварительный просмотр:
Развитие системы межбюджетных отношений во взаимодействии органов государственной и муниципальной власти территории
Термины межбюджетные отношения, межбюджетное регулирование, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, мало что говорят обычному гражданину и мало кто из людей обращает внимание на них. Наверное, так и должно быть поскольку жителю конкретного региона или муниципального образования не интересно за счет каких средств осуществляется решение обязательств государства перед населением. А вместе с тем важность данного вопроса для благополучия конкретного гражданина очень сложно переоценить.
Выстраиваемая в Российской Федерации бюджетная система, в части финансовых взаимоотношений между различными уровнями основывается на трех основных принципах: принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, принцип сбалансированности бюджета и принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Все эти принципы являются обязательными для соблюдения и определены условиями развития государства.
Исторически так сложилось, что Россия является страной с большими территориями, разными климатическими зонами, не равномерно распределенной плотностью населения, с разной транспортной доступностью и удаленностью, высоким уровнем экономической дифференциации регионов. В таких условиях очень остро встает вопрос справедливой и равной бюджетной обеспеченности, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований.
В качестве объекта изучения, где переплетаются все вышеуказанные различия, и проблемы характерные в целом для страны, в части межбюджетного регулирования рассматривается Ямало-Ненецкий автономный округ.
Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из благополучных регионов страны, с большой территорией более 750 тыс. квадратных километров, при этом население 546 тыс. человек, плотность населения около 0,7 человек на 1 квадратный километр. В состав территории входит 58 муниципальных образований 6 городских округов, 7 муниципальных районов и 45 поселений.
Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа являются:
- богатый природно-ресурсный потенциал (газ, нефть, руды, уголь, лесные ресурсы);
- географическая близость к глобальной транспортной коммуникации - Северному морскому пути;
- развитая газотранспортная инфраструктура;
- высокий уровень развития строительного производства. Роль этого вида деятельности в общем объеме промышленного производства Ямало-Ненецкого автономного округа составляет почти 11 процентов в сравнении с 5 процентами в целом по Российской Федерации и Уральскому федеральному округу;
- мощный нефтегазодобывающий комплекс.
Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на долгосрочную перспективу являются повышение эффективности воспроизводства минерально-сырьевой базы и нефтегазодобывающей промышленности, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, диверсификация экономики региона, а также сохранение и развитие традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов.
Развитие Ямало-Ненецкого автономного округа в первую очередь связано с реализацией крупнейших инвестиционных проектов «Урал Промышленный - Урал Полярный» и «Освоение месторождений полуострова Ямал».
Реализация проектов в топливно-энергетическом и транспортном комплексах способствует к существенному изменению пространственной структуры экономики региона и будет определять в дальнейшем доминирующую роль газодобывающей отрасли. В то же время осуществление проектов по добыче твердых полезных ископаемых и в нефтегазохимии будет способствовать диверсификации экономики автономного округа.
В финансовом плане Ямало-Ненецкий автономный округ на протяжении многих лет является самодостаточным, не дотационным регионом, т.е. не является получателем дотаций из федерального бюджета. Основными налогоплательщиками в бюджет автономного округа являются компании: ОАО «Газпром», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Новатэк».
Несмотря на то, что регион является финансово благополучным перед ним также остро стоят проблемы связанные с межбюджетным регулированием внутри субъекта между муниципальными образованиями. Проблемы характерные в целом для страны связанные с неоднородность экономического развития присущи и муниципальным образованиям Ямало-Ненецкого автономного округа. Так есть муниципалитеты, назовем их условно «богатые» - на территории, которых ведут свою хозяйственную деятельность организации топливно-энергетического комплекса. Данные муниципальные образования имеют высокую степень экономического развития, обеспечения социальной инфраструктурой, развитую транспортную сеть. А также имеется значительная часть муниципальных образований с условным названием «бедные» - это, как правило, территории с традиционными видами хозяйства (оленеводство, рыболовство и их переработка) и деревообрабатывающая промышленность. Для этих муниципалитетов характерно менее развитая социальная инфраструктура, замедленный темп экономического развития, отдаленность от транспортных узлов, малозаселенность и обширность территорий.
Разрыв бюджетной обеспеченности между самым богатым и самым бедным муниципальным образованием до выравнивания составляет десятки, а то и сотни раз. В связи с этим, перед органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа особо остро стоит вопрос финансовой обеспеченности расходных обязательств местных бюджетов, проведения грамотной сбалансированной бюджетной политики по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований. При этом надо также четко понимать, что любая проводимая бюджетная политика, направленная на устранение территориальной дифференциации уровня предоставления бюджетных услуг, вряд ли позволит решить все проблемы и обеспечит базовый уровень бюджетных услуг любому гражданину вне зависимости от места его проживания.
В целях финансового обеспечения расходных обязательств местных бюджетов региональным органам власти и органам местного самоуправления необходимо обеспечить стабильный рост уровня собственной доходной базы местных бюджетов за счет налоговых и неналоговых платежей.
Для этого на территории Ямало-Ненецкого автономного округа органами местного самоуправления проводятся следующие мероприятия:
1) проводится работа по оформлению прав собственности на земельные участки и имущество физических лиц;
2) осуществляется инвентаризация имущества налогоплательщиков для корректировки налогооблагаемой базы;
3) проводятся аукционы и открытые торги на право аренды объектов муниципальной собственности;
4) проводится техническая инвентаризация и переоценка объектов недвижимого имущества, подлежащих приватизации;
5) выявляются новые налогоплательщики, которые извещаются о необходимости постановки на налоговый учёт;
6) проводится работа по оформлению земельных участков в муниципальную собственность;
7) изымается имущество у арендаторов, не уплачивающих арендную плату в размерах и в сроки установленные договорами аренды имущества, и передаётся новым арендаторам;
8) изымается неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, переданное в хозяйственное ведение, оперативное управление и безвозмездное пользование, принимается в муниципальную собственность бесхозное имущество в порядке, установленном действующим законодательством с последующим включением в прогнозный план приватизации;
9) проводится работа по выявлению физических лиц, сдающих в аренду жилые помещения без надлежащего оформления;
10) ведётся претензионно – исковая работа по взысканию задолженности арендной платы за землю и объекты муниципальной собственности;
11) информируются плательщики о необходимости своевременной и полной уплаты арендных платежей.
Для повышения эффективности формирования доходов местных бюджетов необходимо:
- совершенствовать систему учета земельных участков;
- более обоснованно вводить льготное налогообложение или полностью отказаться от него;
- привлекать к уплате налога на имущество физических лиц объекты, оформленные как недостроенные, или повышать земельный налог на участки, занятые такими объектами;
- отлаживать систему налогового администрирования и взаимодействия с Федеральной налоговой службы с регистрирующими органами.
Однако, несмотря на проводимую работу органами местного самоуправления, в части увеличения доходов местных бюджетов, зачастую в муниципальных образованиях она не имеет и не может иметь значительный эффект, в виду множества причин административного характера и нежеланием налогоплательщиков осуществлять платежи. Но основным все же является то, что как бы качественно не проводилась работа, существует определенный предел выше которого, даже при 100 процентном учете всех налогоплательщиков, всех объектов налогообложения и сборе платежей, доходы местного бюджета не увеличатся в виду ограниченности налогооблагаемой базы.
Для бюджетов муниципальных образований подавляющая часть их доходов является результатом реализации проводимой органами государственной власти бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений. Так в Ямало-Ненецком автономном округе принят Закон автономного округа от 18 декабря 2009 года № 104-ЗАО «О межбюджетных отношениях в Ямало-Ненецком автономном округе», в соответствии с которым в бюджеты муниципальных образований в автономном округе на постоянной основе переданы налоговые доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащие зачислению в окружной бюджет.
Все принимаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления меры по увеличению налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в силу действующего в Российской Федерации бюджетного и налогового законодательства не могут обеспечить необходимую доходную базу для исполнения в полном объеме всех расходных обязательств местных бюджетов. Таким образом, за счет средств региональных бюджетов бюджетам муниципальных образований оказывается финансовая помощь.
Рассматривая специфику межбюджетных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе в части финансовой помощи местным бюджетам следует отметить, что объем межбюджетных трансфертов передаваемых из окружного бюджета составляет более 50% от всех расходов окружного бюджета, что по сравнению с другими субъектами Российской Федерации является достаточно высоким показателем. Это говорит о том, что в автономном округе уделяется внимание поддержки финансового баланса, при котором органы местного самоуправления могут самостоятельно принимать решения по управлению общественными финансами, т.е. соблюдается принцип самостоятельности муниципальной власти.
Следует отметить, что финансовая помощь в автономном округе оказывается как в форме целевых межбюджетных трансфертов (субсидии, субвенции), так и в форме нецелевых трансфертов (дотации).
В этой связи стоит отметить, что региональные органы власти, в частности в Ямало-Ненецком автономном округе внедряют прозрачную и объективную методику распределения трансфертов, направленную на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, при которой существуют стимулы для проведения работы направленной на рост собственной доходной базы местных бюджетов, а именно:
а) осуществление оценки бюджетной обеспеченности муниципальных образований с использованием индекса бюджетных расходов и индекса налогового потенциала. Данная методика позволяет распределять трансферты таким образом, при котором муниципальные образования с наименьшей бюджетной обеспеченностью после выравнивания (распределения дотации) не смогло опередить по этому показателю муниципальное образование имеющее более высокий уровень бюджетной обеспеченности;
б) отказ от использования при оценке бюджетной обеспеченности данных о фактических расходах и доходах муниципальных образований позволяет не ставить в прямое соотношение объем получаемой дотации к объему полученных доходов и объему произведенных расходов, т.е. у муниципальных образованиях нет стимулов занижать свои доходы и при этом увеличивать безосновательно свои расходы.
Территория Ямало-Ненецкого автономного округа специфична своей высокой степенью дисбалансов связанных с развитие социальной инфраструктуры и дифференциации в экономическом развитии. Применяемая методика распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в автономном округе не может учитывать наличие таких критических разрывов в экономическом и социальном развитии отдельно взятых территорий. В результате органы власти автономного округа в рамках действующего бюджетного законодательства вынуждены предоставлять дотацию на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, которая распределяется между бюджетами муниципальных образований, объем расчетных доходов, которых с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из окружного бюджета ниже объема их расходных обязательств, связанных с решением вопросов местного значения.
Таким образом, можно сделать вывод, что без ускоренных темпов экономического развития муниципальных образованиях, в условиях действующего бюджетного и налогового законодательства, невозможно отказаться полностью от механизма финансовой помощи муниципальным образованиям в форме дотации.
Подводя итог можно констатировать тот факт что, несмотря на достаточно высокий уровень благополучия такого региона как Ямало-Ненецкий автономный округ с его стабильной финансовой системой, постоянно растущими доходами бюджета, сбалансированностью окружного и местных бюджетов, в системе межбюджетных отношений существуют проблемы актуальны для всех субъектов Российской Федерации, главная из которых низкий уровень собственных доходов местных бюджетов. На современном этапе важнейшими направлениями реформирования бюджетного процесса в целом, и межбюджетных отношений в частности являются:
- Пересмотр на федеральном уровне распределения основных налоговых доходов в пользу укрепления финансовой самостоятельности местных бюджетов с одновременной инвентаризацией действующих расходных обязательств муниципальных образований и по необходимости законодательного перераспределения их на региональный и федеральный уровни.
- Осуществление последовательной налоговой политики со стороны федерального центра в части разграничения доходных источников, отмена установленных на федеральном уровне действующих льгот как для отдельных налогоплательщиков по региональным и местным налогам, введенным Налоговым кодексом Российской Федерации, так и в результате принимаемых решений направленных на поддержку и развитие тех или иных отраслей экономики.
- Обеспечить предсказуемость и стабильность системы межбюджетных отношений. Для этого необходимо разработать стратегию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации и муниципальных образованиях на долгосрочную перспективу.
- Сокращение количества субвенций в общем объеме межбюджетных трансфертов, что позволит повысить качество финансового управления государственными и муниципальными финансами. Поскольку при выполнении муниципальными образованиями делегированных полномочий органы местного самоуправления не заинтересованы в максимально эффективном исполнении по сути чужих полномочий, которые помимо всего зачастую накладывает на них еще и дополнительные расходы в виде их администрирования.
- Активизировать практику внедрения «блочных трансфертов», которая заключается в выработке компромиссных решений между целевой направленностью межбюджетных трансфертов и обеспечением гибкости в расходовании получаемых средств путем предоставления блочных трансфертов на финансирование комплекса мероприятий и отраслей. Данная практика позволит предоставить муниципалитету возможность выбора конкретных направлений финансирования в рамках общей задачи оптимального решения вопросов местного значения.
- На региональном уровне осуществить разработку и утверждение формализованных порядков распределения всех межбюджетных трансфертов, действующий порядок распределения которых не формализован.
- Изменить действующий порядок оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления с целью обеспечения качественного выполнения возложенных на них функций в части администрирования доходных источников местного бюджета.
- Внедрение финансовых механизмов стимулирования органов местного самоуправления, реализующих мероприятия по увеличению доходной базы местных бюджетов, оптимизации бюджетных расходов, разработке и реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
Также органам местного самоуправления стоит уделить большое внимание обеспечению сбалансированности совей бюджетной системы, следует проводить такую бюджетную политику, которая позволяла бы жить по средствам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Математика и сельское хозяйство"
Цели проекта: Найти факты, убеждающие нас в огромной роли математики в сельском хозяйстве, убедиться, что есть преданные земле люди, подобрать интересные данные для составления задач сельскохоз...
Презентация по теме "Сельское хозяйство мира"
Разработка урока для 10 класса по теме "Сельское хозяйство мира". Рассматриваются особенности сельского хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах....
Сельское хозяйство и Агропромышленный комплекс России
Самостоятельная работа по географии 9 класс...
Урок по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе
Разработка урока по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе, учебник Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой, издательство "Мнемозина". Раздел "Регионы России", тема "С...
Открытый урок по теме «Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)»
Девиз урока: «Здоровье в наших руках»Цель: Обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды....
Управление маркетингос в сельском хозяйстве
Маркетинговую деятельность в сельскохозяйственных и агропромышленных комбинатах и объединениях служба маркетинга состоит из 4-7 человек. Она может быть построена по функциональному или территориальном...
Курс лекций по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 110301 «Механизация сельского хозяйства» 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
Электронный учебник с теоретическим материалом. Создан в формате справочного информационного файла формата ОС Windows. Файл заархивирован....