Конкурсное занятие по теме «Банк и кредитование»
Предметы: экономика.
Класс: 7А
Учителя: Кинзибаева Ильсияр Гильмияновна, учитель экономики
Технологическая карта конкурсного занятия по экономике
Тема занятия | Банк и кредитование |
Тип урока | Урок изучения нового материала с помощью интеграции экономики с математикой. |
Дата урока | 19.03.2012г. |
Образовательные ресурсы | Интерактивная доска, использование программы MS Power Point (слайды), опорный конспект школьника по экономике |
Цель урока | - Обучающая - познакомить учащихся с такими понятиями как банк, кредит, принципы кредитования, создать условия для применения учащимися комплекса знаний и способов действий в жизни при оформлении банковского и потребительского кредитов.
- Развивающая - формировать экономическое мышление и стимул у учащихся к приобретению экономических знаний по теме «Банки и кредитование», развивать их память, монологическую речь, внимание, умение общаться в команде, цивилизованно защищать интересы команды, применять ранее изученный материал для усвоения нового.
- Воспитательная – воспитывать потребность у детей к активизации мыслительной деятельности, творческому поиску, ответственно принимать решения.
|
Формы и методы, технологии обучения | Методы: частично - поисковый Формы:групповая, индивидуальная Технология:технология критического мышления Приемы:«ЗХУ», синквейн. |
Основные понятия и термины | Банк; функции банков; депозит; кредитование; простой и сложный проценты |
Межпредметные связи | Экономика и математика |
Планируемые образовательные результаты
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Приобретенная компетентность |
научатся: - моделировать в предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием «проценты»; решать задачи в банковской сфере с применением простого и сложного процента;
- приводить примеры использования процентов банковской сфере.
| в предметном направлении: исследовать несложные практические ситуации в банковской сфере в метапредметном направлении: развитие представлений о процентах, умение пользоваться математическими формулами простого и сложного процентов в направлении личностного развития: активизация мыслительной деятельности учащихся, обогащение социального опыта |
получат возможность научиться: решать задачи по своему содержанию и логике максимально приближенных к условиям реальной действительности |
|
получат возможность научиться: - в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);
- умение выбирать средства для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
- использовать электронные таблицы для решения экономико- математических задач , производить расчеты, используя проценты
|
|
Организационная структура урока по экономике, математике и информатике
Этапы урока учителя | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
|
|
|
Стадия вызова | На доске написан эпиграф: | Коммуникативные | Познавательные | Личностные | Регулятивные |
(задача - | «Банк – это место, где вам одалживают зонтик в ясную погоду, а | Характеризует основные функции банка, выявляет реальные связи между магазином, потребителем и банком.
| Определяет, что знает, что хотел бы знать, что узнал (прием «ЗХУ») Расширяет и обобщает свои знания о таких понятиях как банки, кредиты, виды кредита, принципы кредитования. . | Вступает в диалог.
Самооценка и самоконтроль знаний | Принимает решение в проблемной ситуации на основе диалога. |
обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке и создать благоприятный психологический климат) | потом просят вернуть, когда начинается дождь» (Р. Фрост., американский писатель и поэт.) - Как вы понимаете эти слова?
Представьте, что вы выиграли в лотерею 1000000 рублей. Как вы распорядитесь своим выигрышем? - - Вложите в банк.
- - Купите драгоценности.
- - Будете хранить выигрыш дома.
Обоснуйте свое решение. Оказывается не всегда удобно и небезопасно хранить крупную сумму денег дома. Прибыли и выгоды при таком хранении денег нет. Вы, конечно, можете купить драгоценности, недвижимость, а оставшуюся часть денег вложить в банк. Многие люди вкладывают свои деньги в банк, оформляя срочный депозит. В таком случае через определенный договором срок, получают еще и проценты.
Тема нашего урока " Банк и кредитование» слайд 1 - Как Вы понимаете слово “кредит”? - Кто такой “потребитель”? - Что означает “потребительский кредит”? Помимо потребительского кредита, какие еще существуют кредиты? слайд 2 - Кто вступает в договорные отношения при оформлении, к примеру, потребительского кредита?
По мере ответов на вопросы на доске появляется следующая информация: Две схемы договорных отношений: - Какова тема нашего урока? - Почему я так назвала тему урока. Цель и задачи занятия - формулируют учащиеся. |
|
|
|
|
Стадия осмысления | Беседа с классом и ролевая игра. - Назовите мне, какие банки вы знаете? (учащиеся называют банки) Миниатюра 1 Действующие лица: менеджер магазина швейного оборудования (М) и покупатель (П) Цель менеджера: убедить покупателя в выгодности покупки оборудования в кредит. М: Здравствуйте. Чем я могу Вам помочь? П: Мне хотелось бы купить швейное оборудование, но, к сожалению я не располагаю достаточной суммой денег. Что Вы мне посоветуете? М: В Вашей ситуации наилучший вариант – это оформить кредит на покупку оборудования. П: Почему этот вариант лучший? М: В момент покупки вы заплатите столько, сколько можете. На оставшуюся сумму можно оформить кредит на 3, 6, 9, 12 месяцев и выплачивать частями. П: Да, но это будет дороже! М: Во-первых, Вы можете выбрать вариант, соответствующий Вашим финансовым возможностям. Во-вторых, Вы пользуетесь оборудованием сразу после приобретения. В-третьих, на этом оборудовании Вы можете зарабатывать средства для выплат. П: Спасибо, я так и поступлю.
Можете ли вы получить кредит в банке? Что такое банковский кредит? Каковы принципы кредитования? Кому выгодны кредиты? слайд 4, 5,6,7 Выгодно ли пользоваться в современном мире потребительским кредитом? Почему? слайд 8-12 Кредиты можно брать, но мы должны помнить то, что за них нужно платить. Что такое плата за кредит (ссудный процент)? Представьте себе, что один из вас кредитор, а другой – заемщик. Какие вопросы должны возникнуть у вас друг к другу? Сформулируйте их. Заполните таблицу. слайд 13.
| Определяет сущностные характеристики потребительского кредита, аргументирует свою точку зрения по выбору банка и кредита, что позволяет формировать ценностно - смысловые и общекультурные компетенции в сфере мировоззрения (банковская сфера).
| Учитывает различные позиции (различные мнения), определяет главный признак и исключает второстепенные на основании имеющихся знаний (выбор процентной ставки).
|
| 1) Актуальный контроль на уровне произвольного внимания. 2) Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Работает в группе, устанавливает рабочие отношения. 4) Участвует в обсуждении. |
Стадия вызова | Учитель математики. Беседа с классом. Что такое процент? (Процентом (от лат. “pro cento”) числа называется сотая часть этого числа.) Как найти % от числа? (Данное число умножается на число процентов и полученный результат делиться на 100.) Что значит увеличить величину на 10 %, на 50 %? Что значит найти 10 %, 20 % от величины?
Проценты - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Мы часто читаем или слышим, что, в выборах приняли участие 52,5 % избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75 %, промышленное производство сократилось на 11,3 %, уровень инфляции составляет 8 % в год, банк начисляет 12 % годовых, молоко содержит 3,2 % жира, материал содержит 60 % хлопка и 40 % полиэстера и т. д.
Практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни.
Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает практически все стороны жизни. К примеру, у вас появились сбережения. 1-й банк предлагает 15% годовых, второй - 18%, третий - 50%. Куда положите свои деньги и почему? Напоминаю вам, что существуют три основных действия. - 1. Нахождение процентов данного числа.
Чтобы найтиА% от в, надо В• 0,01а. Пример. 30 % от 60 составляет: 60 •0,3 = 18. - 2. Нахождение числа по его процентам.
Если известно, чтоА % числа х равно в, то х = В :0,01а. Пример. 3% числа х составляют 150. х= 150: 0,03; х = 5000. - .3.Нахождение процентного отношения чисел.
Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100 %: . Пример. Сколько процентов составляет 150 от 600?
| Вступает в диалог, участвует в коллективном обсуждении решения задач. | Обобщает понятия пропорции, простые и сложные проценты, усваивают экономические понятия через решение задач на проценты (банки, кредит) |
| 1)Принимает и сохраняет учебную задачу 2)Учитывает правило в планировании и контроле способа решения |
Стадия осмысления | Учитель математики Решение задач Рассмотрим схемы расчета банка с вкладчиками. В зависимости от способа начисления проценты делятся напростые и сложные.
Простые проценты. Увеличение вклада S0по схеме простых процентов характеризуется тем, что суммы процентов в течение всего срока хранения определяются исходя только из первоначальной суммы вклада S0 независимо от срока хранения и количества начисления процентов.
Пусть вкладчик открыл сберегательный счет и положил на него S0рублей. Пусть банк обязуется выплачивать вкладчику в конце каждого года р% от первоначальной суммы S0. Тогда по истечении одного года сумма начисленных процентов составляет So•p/100 рублей и величина вклада станет равной S = S0(1 + р/100) рублей; р % называют годовой процентной ставкой. Если по прошествии одного года вкладчик снимет со счета начисленные проценты So•p/100, а сумму S0оставит, в банке вновь начислят рублей, а за два года начисленные проценты составят рублей, через п лет на вкладе по формуле простого процента будет Рассмотрим другой способ расчета банка с вкладчиком. Он состоит в следующем: если вкладчик не снимает со счета сумму начисленных процентов, то эта сумма присоединяется к основному вкладу, а в конце следующего года банк будет начислять р% уже на новую, увеличенную сумму. Это означает, что банк станет теперь начислять проценты не только на основной вклад, S0, но и на проценты, которые на него полагаются. Такой способ начисления «процентов на проценты» называют сложными процентами. Sn = S0(1 +р/100)n, где n = 1, 2, 3...
Задача №1. - Гражданин открыл счет в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 1,2% от имеющейся суммы. Определить:
- сумму вклада через 1, 2, …, 12 месяцев;
- прирост суммы вклада за первый, второй, …, двенадцатый месяц.
- Задача №2.
- Гражданин открыл счет в банке, вложив 2000 рублей. Через каждый год размер вклада увеличивается на 13% от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через 1, 2, …, 5 лет, если после каждого года хранения гражданин снимал со счета 200 рублей.
|
| 1)Устанавливает причинно – следственные связи между простыми и сложными процентами. 2) Объясняет % от числа и как найти число по его проценту. |
| Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
Стадия осмысления | Учитель экономики. Ролевая игра. Миниатюра 2 Действующие лица: представитель банка (Б) и покупатель (П) Цель покупателя: выяснить сумму единовременного ежемесячного платежа по кредиту. П: Я хотел бы приобрести в кредит швейную машину стоимостью 29 000 рублей. При покупке я должен оплатить 15 % стоимости, а на оставшуюся сумму оформить кредит. Сколько я должен буду выплачивать каждый месяц? Много ли составит переплата? Б: Давайте произведем расчет. Сумма выплаты при покупке составит 29 000 • 0,15 = 4 350 руб. На оставшуюся сумму Р = 29 000 – 4 350 = 24 650 руб. Наш банк предоставляет кредит под 28% годовых сроком на 9 месяцев. П: 28% это много! Переплата будет около 7 000 рублей! Б: Давайте найдем сумму, подлежащую выплате S = 24 650 • (1 + 0, 28)0,75 = 24 650 • 1,203393 = 29 663, 64 руб. П: Почему в расчетах не 9 месяцев, а 0,75? Б: Потому, что 9 мес. составляет 9/12 = 3/4 = 0,75 часть года. Ваша общая переплата составит 29 663, 64 – 24 650 = 5 013 руб. 64 коп. Сумма единовременного платежа: 29 663, 64 : 9 = 3 295, 96 руб. П: Спасибо, такая сумма меня устраивает. Оформляйте кредит. | 1)Анализирует миниатюры и систематизирует подсчеты представителя банка. 2)Строит монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Составляет алгоритм и фиксирует в рабочих тетрадях.Алгоритмрасчета размера единовременного платежа при оформлении потребительского кредита: - 1) Находим сумму выплаты при покупке.
- 2) Находим сумму кредита
- 3) Находим наращенную сумму, подлежащую выплате;
4) Находим сумму единовременного платежа |
|
|
Стадия вызова | Учитель информатики. Я предлагаю для решения экономико – метаматематических задач использовать возможности компьютера, а непосредственно средства OpenOffice.org Calc. Электронные таблицы – это мощная программа по обработке числовых данных. Она позволяет не только производить расчеты, но и решать задачи в различных сферах деятельности. |
| Ориентировка на разнообразие способов решения задач, использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач |
|
|
Стадия осмысления | Рассмотрим готовую модель решения задачи: Рассчитать ежемесячные выплаты по кредиту в 140000 рублей в зависимости от процентной ставки и срока. Построить сценарии, используя в качестве изменяемых ячеек следующие значения процентной ставки (10%;12%;14%; 16%) и соответствующие им периоды (1;1,5;2;2,5года). - Рассмотрим еще одну модель решения задачи, которую вы рассматривали на уроке математики. Проверим ваши вычисления с вычислениями, которые нам рассчитал компьютер.
- Задача. Гражданин открыл счет в банке, вложив 2000 рублей. Через каждый год размер вклада увеличивается на 13% от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через 1, 2, …, 5 лет, если после каждого года хранения гражданин снимал со счета 200 рублей.
| 1) Анализируют простейшую модель, выясняют отвечает ли она на все вопросы, которые стоят в задаче. 2) Сопоставляют ответы в тетради по математике и на компьютере. Делают выводы | Работа с таблицами, калькулятором и компьютером |
|
|
Рефлексия | - Прием «ЗХУ»
В начале урока Вы получили задание заполнить таблицу: знаю, хочу узнать, узнал Что нового узнали о понятии «кредитование» (заполнить третий столбик таблицы ЗХУ) - Синквейн
- Ключевое слово
- Два прилагательных характеризующих понятие
- Три глагола действия понятия
- Простое предложение, с высказыванием автора своего отношения к понятию
- Существительное, в котором автор выражает свои чувства и ассоциации с данным понятием
|
| Структурирование знания.Узнали о банках, кредитах, о возможности расчетах в простых и сложных процентах.
|
| Контролирует и оценивает свои действия, как по результату, так и по способу действия. |
Домашнее задание | В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти график платежей по потребительскому кредиту (возможно в семье приобретались товары в кредит и сохранились документы или поинтересоваться условиями предоставления кредита в любом магазине). Задание: сделайте анализ платежного документа и ответьте на вопросы: - Какую годовую ставку предлагает банк по потребительскому кредиту?
- На какой срок оформляется кредит?
- Какую сумму составит переплата по кредиту? Равна ли она заявленной процентной ставке?
- Почему сумма основного долга увеличивается от первого платежа к последнему, а сумма процентов уменьшается?
- Предусмотрены ли комиссии и штрафные санкции за просрочку платежа? Какие именно?
|
|
|
|
|
- Какие формулы используются для вычисления сложных и простых процентов?
- Что означает каждая величина, входящая в формулу?
- Какую часть года составляет 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев?
- Сколько полугодий и кварталов в сроке 2 месяцев, 5 лет?
Самоанализ учебного занятия
Характеристика класса.
Занятие проводится на 5 уровне сложности предмета в 10 гуманитарном классе. На 5 уровне сложности изучения истории занимаются гимназисты с хорошо сформированными личностными функциями, высокой внутренней мотивацией. Особенности изучения истории на 5 уровне сложности: изучение истории строится на достигнутых к этому времени результатах развития личности, что позволяет раскрыться интеллектуальному потенциалу старших школьников, проявить самостоятельность мышления через постановку и решение исторических проблем. В данном случае проанализировать подходы в историографии к деятельности и личности Петра 1.
Анализ целей занятия.
Занятие проводится в цикле учебных занятий, посвященных развитию навыка работы с текстом приемами технологии развития критического мышления, что способствует развитию надпредметной компетенции. Закрепляя навык работы с приемом «Мышление под прямым углом», учащиеся осваивают новый прием - «Концептуальная таблица». Используемые тексты по историографии позволяют реализовать задачу повторения предметного содержания.
Анализ содержания.
Содержание соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и Положению о разноуровневом обучении в МОУ гимназии «Лаборатория Салахова» от 30.08.2008г. Тексты, используемые для работы приемами ТРКМ небольшие, не содержат усложненной лексики, оптимально дозированы для 40- минутного занятия. Уделено внимание воспитательному процессу: обсуждается соотнесение цели и средств в общественной деятельности, воспитывается уважение к историческому прошлому страны, создаются условия для формирования активной жизненной позиции. Содержание занятия разбито на 2 блока: актуализация собственных знаний по теме на этапе вызова и работа с точками зрения отечественных историков, что способствовало преемственности усвоения материала.
Анализ структуры урока.
Этап актуализации знаний построен на создании ситуации успеха: способом выступает групповое взаимодействие и опора на общеизвестные примеры.
Формой работы была избрана работа в группах и построение свободного диалога, так как именно такая форма организации деятельности обеспечивает, на мой взгляд, необходимые комфортные условия и эмоциональный настрой для выражения собственного мнения, укрепления или сомнения в правильности собственной позиции.
На этапе осмысления возможны 2 варианта работы с таблицей: формулирование вопросов для сравнения до работы с текстом или после. С целью экономии времени мною был предложен второй вариант: вопросы для сравнения разрабатывались после работы с текстом. Это, к сожалению, упростило задачу, сделало работу не такой интересной и по большому счету достаточно предсказуемой.
Много времени потратили на стадии вызова, актуализируя знания с использованием приема «Мышление под прямым углом». Но с другой стороны это позволило закрепить навык работы с данным приемом.
Удачной была работа на стадии рефлексии, так как она была направлена именно на анализ приема «Концептуальная таблица» и особенностей и его применения, что и было заявлено основной целью занятия.
Цель домашнего задания: научить давать аргументированное оценочное суждение. Прием «ПОПС» позволяет в краткой форме выражать свои мысли, что очень важно, так как гимназисты 5 уровня зачастую «тонут в словах», применяя минимум аргументов.
Анализ выборов методов обучения.
Урок построен в русле технологии критического мышления, выделяются 3 блока: вызов- осмысление- рефлексия. Поэтапное выполнение учебных действий, фиксация версий в схемах позволили структурировать знания, а создаваемые проблемными вопросами ситуации затруднения способствовали развитию мыслительной и оценочной деятельности гимназистов.
Уроки в технологии ТРКМ знакомы учащимся, соответствуют возможностям класса.
В уроке сочетались различные виды учебной деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные. Применялись следующие методы обучения: словесные, практические, проблемные.
Общие выводы по уроку.
Познавательная активность учащихся была не особенно высокой, так как изучаемый прием был не особенно сложен, а учащиеся 5 уровня нацелены на преодоление ситуаций затруднения. Тексты, используемые на занятии, также были откровенно нацелены на заполнение сравнительной таблицы. Поэтому данный урок больше подходит для 3-4 уровня и классов технического профиля для развития метапредметной компетенции «Работа с текстом».