Экспериментальная работа по разработке шольного курса "Основы предпринимательской деятельности"
статья по экономике по теме
Форма создания практико-ориентированной среды обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экспериментальная работа по разработке и апробации школьного курса « Основы предпринимательской деятельности» – форма создания практико-ориентированной среды обучения. (слайд 1)
С начала 90-х годов одним из приоритетных направлений ГБОУ СОШ № 769 было развитие экономического образования.
Опыт работы привел к созданию системы непрерывного экономического образования: (слайд 2)
Непрерывное экономическое образование дает возможность учащимся получить теоретические и практические знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе в качестве личности, производителя и потребителя. Способствует этому создание профильных социально-экономических классов, предполагающих определенную организационную структуру: (слайд 3)
В условиях рыночной экономики возможны два варианта проявления человеком своих возможностей и получения при этом дохода: (слайд 4)
- Заниматься предпринимательством и быть хозяином своего дела;
- Быть наемным работником, продавать свои способности и возможности.
Поэтому подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности – это их подготовка к жизни в условиях рыночной экономики.
С сентября 2006 года школа принимает участие в экспериментальной работе по теме «Основы предпринимательской деятельности». Участие в эксперименте побудило активизировать работу, пересмотреть содержание учебной программы, исходя из поставленных задач эксперимента: (слайд 5)
- Актуализация экономически-образованного учащегося с приобретением прикладной направленности образовательного процесса;
- Повышение социализации старшеклассников и помощь в профессиональной подготовке.
Ответственными за Экспериментальную работу в ГБОУ СОШ №769 являются учителя экономики: Касимова Е.Н., Сидимирова М.В., Шулемина Ж.И.
Что дает нам учителям экономики экспериментальная работа:
•
реализация и развитие
своего профессионального потенциала;
•
формирование
положительного имиджа и
повышение
статуса учителя экономики;
•
расширение партнерских связей с участниками эксперимента и с представителями бизнес - сообщества;
В ходе эксперимента учащиеся:
•
приобретают
практико-ориентированные знания, умения, первичные навыки предпринимательской деятельности;
•
развивают свои креативные способности в приложении к сфере
предпринимательской деятельности;
•
получают
возможность большей мотивации в выборе профессии и
первичной реализации предпринимательской деятельности во внеучебное время
Основная цель эксперимента
1.Воспитание экономически-грамотных, подготовленных учащихся к успешной деятельности в различных сферах и отраслях хозяйства;
Разработанный курс «Основы предпринимательской деятельности» включает семь основных разделов и часы итогового повторения и резерва:
- Введение в предпринимательство;
- Первые шаги в предпринимательстве;
- Создание предприятия;
- Условия функционирования и развития предприятия;
- Маркетинг и маркетинговая деятельность;
- Менеджмент и управление фирмой;
- Психология делового общения.
Способствуют практико-ориентированному обучению уже апробированные активные формы работы на уроке и во внеурочной деятельности, участие в различных конкурсах.
деловые игры:
Бумажная фабрика, отдел кадров, совет директоров, рекламное агентство;
тренинги:
Люди и деньги, давайте познакомимся, приветствие, предпринимательские идеи;
практикумы:
Анализ ситуации на рынке, Составляем резюме, Планируем свой бизнес, Антиреклама, Презентация, Оформляем портфолио и др.
Важно, чтобы каждый ученик получил представление о предпринимательской деятельности и овладел необходимыми для жизни знаниями, которые помогли бы ему в любой профессии добиться успеха и наилучшего результата.
Поэтому одной из инноваций в преподавании было введение информационных технологий и компьютерных игр.
Компьютерная деловая игра – активный метод обучения, использующий имитацию реально-изучаемого объекта для создания у учащихся наиболее полно ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.
Мы внедрили в практику работы компьютерную деловую игру «Бизнес-курс», которая включает в себя три самостоятельных программы: «Предприятие», «Корпорация», «Корпорация плюс».
Применение этой игры помогает учителям сформировать у учащихся прочные навыки принятия управленческих решений, анализа ситуаций, диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия, формулировать выводы по смоделированным данным. В результате этой игры учащиеся развивают навыки управления предприятием в условиях рыночной экономики, изучают основы учета и финансового менеджмента.
Моделирование предпринимательской и финансовой деятельности на основе компьютерных технологий обеспечивает практическое применение полученных знаний и навыков в сфере финансов и малого предпринимательства. Повышению мотивации и подспорьем в усилении практической составляющей экспериментального курса стало участие в телевизионных проектах «уроки малого предпринимательства» и «свое дело». DVD-курсы можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе .
Разработанные ООО «Школьник ТВ» материалы направлены на усвоение теоретических и практических знаний, формирование определенных моделей мышления и поведения, которые необходимы для жизни каждого человека.
Одним из важнейших и продуктивных направлений в работе школы в ходе эксперимента, является участие во Всероссийском кубке школ по управлению бизнесом «Business Battle: School League», участниками которого являются учащиеся 8-11 классов. (слайд 7, 8).
Реализация курса «Основы предпринимательской деятельности» возможна именно в рамках ЭПОС. Сегодня школа, оставаясь главным звеном в процессе образования, перестает быть единственным ее участником. Нам удалось усилить взаимодействие с профильными вузами: МГПИ, МГГУ им. Косыгина, МАИ, особо тесные связи с МФПА, Финансовым университетом при Правительстве РФ
Проведение олимпиад, конкурсов исследовательских работ, конференций, совместных занятий вызывает большой интерес у старшеклассников. Территориальный инкубатор малого бизнеса СЗАО консультирует старшеклассников при выполнении исследовательских работ и написании бизнес-планов. Активизируется связь школы с управой Северное Тушино. Ежегодными стали конкурс на лучший социально-экономический проект, консультации по развитию района и округа, проблемы малого бизнеса. Создание ЭПОС – дело не одного года, проблем много, но формирование такой среды необходимо, участие в эксперименте все отчетливее это показывает.
Развитие особой сферы, основанной на партнерстве между бизнесом и образованием, поиске новых форм и уровней сотрудничества между школой, семьей и обществом в целях повышения экономической, социальной и культурной значимости образования подрастающего поколения, обеспечивает развитие креативных способностей учащихся, способностей общества в целом. (слайд 9).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности" обществознание 11 класс
Практическая работа по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности"...
разработка урока обществознания по теме "Предпринимательская деятельность" 8 класс
Урок разработан с использованием технологии критического мышления....
Экспериментальная работа. Проблемное обучение как основа проектной деятельности
Отчет о проделанной работе .Проблемное обучение как основа проектной деятельности. Презентация...
Разработка урока в 8 классе "Предпринимательская деятельность"
Форма урока: урок- лекция с элементами беседы....
Методическая разработка учебной дисциплины «Основы бизнеса и предпринимательской деятельности»
Программа учебной дисциплины «Основы бизнеса и предпринимательской деятельности» предназначена для изучения в учреждении начального профессионального образования.Программа включает темы, изучение кото...
Разработка урока по обществознанию в 11 классе по теме: «Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности».
Урок с использованием метода -кластер...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему: "Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности"
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему: "Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской дея...