ВВП и национальный доход
календарно-тематическое планирование по экономике (10 класс) по теме

Халлиулина Гузалия Нетфулловна

Технологическая карта разработки темы с использованием парацентрической технологии в 10 социально-экономическом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25665_vvp_i_nacionalnyy_dohod._tehnologicheskaya_karta.rar22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование технологической карты по теме «ВВП и национальный доход» курса экономики в классах социально-экономического профиля».

              Автор:

                                                                  Халлиулина Гузалия Нетфулловна,

                                                                      учитель экономики МОУ «СОШ№17»

                                

ВВЕДЕНИЕ

 Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

         На современном этапе развития  обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Сегодня  образование  становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства. Именно поэтому главной задачей образовательной политики РФ становится

 обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

 Общеобразовательная школа  сегодняшнего дня должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

 Переосмыслено понимание  смысла образования – как развития у обучающихся способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и личный опыт учащегося.

         И цель работы учителя не только наполнить учащихся знаниями, умениями и навыками, а создать условия для формирования опыта самостоятельного решения познавательных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержания образования.

          По-новому Федеральному БУПу, принятому  9 марта 2004 года экономика включена как отдельный предмет.   Изучение экономики в старшей школе направлено на развитие экономического мышления, выработку умений находить и критически осмысливать экономическую информацию и анализировать и систематизировать полученные знания, формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитания ответственности за экономические решения.

 Именно поэтому считаю целесообразным использовать парацентрическую технологию Н. Н. Суртаевой (далее ПЦТО). При применении ПЦТО возможно  реальное осуществление процесса индивидуализации, предоставление права выбора метода и способа обучения, что сказывается на формировании самостоятельной деятельности и выборе индивидуальной образовательной траектории овладения общеучебными умениями и навыками.

Цель контрольной работы: спроектировать технологическую карту  темы профильного курса экономики по теме «ВВП и национальный доход» на основе применения парацентрической технологии обучения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

         Социально-экономический профиль, 3 часа в неделю, 210 – всего

Ниже приведено планирование уроков в 10 классе, где изучается данная тема.

Перераспределение часов учебной темы «Предпринимательство»  и выделение учебного блока «Введение в предпринимательство» (34 часа) в курс 11 класса, позволило изучение темы «ВВП и национальный доход» (8 часов) в 10 классе.

            Тема                                   ( количество часов)

Поурочное  планирование

Контроль

Срок

1. Предмет и метод экономической науки.

( 8 часов).

  1. Экономическая наука. Экономические блага.
  2. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора.
  3. Факторы производства.
  4. Практикум.
  5. Альтернативная стоимость.
  6. Кривая производственных возможностей.
  7. Практикум.
  8. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической науки.






Практикум




Практикум




2.Рыночная система.

Смешанная экономика.

( 6 часов).

2.1 Способы решения фундаментальных проблем. Административно-плановая экономика.

2.2 Рынок и его функции.

2.3 Кругооборот доходов.

2.4 -2.5 Смешанная экономика.

2.6 Практикум.








Практикум

3.Спрос. Предложение.

Рыночное

равновесие.

( 10 часов).

3.1-3.2 Деловая игра «Рынок пшеницы». Графический анализ игры.

3.3 Спрос. Закон спроса.

3.4 Факторы, влияющие на изменение спроса. Практикум.

3.5 Предложение. Закон предложения.

3.6 Факторы, влияющие на изменение предложения. Практикум.

3.7 Рыночное равновесие.

3.8 Реакция рынка на изменения спроса и предложения.

3.9 Решение задач.

3.10 Контрольная работа № 1 по теме 3.






Практикум





Практикум






Контрольная работа № 1

4.Эластичность спроса и предложения.

( 8 часов).

4.1Ценовая эластичность спроса.

4.2 Факторы, влияющие на це – новую эластичность спроса.

4.3 Эластичность спроса по доходу, перекрёстная эластичность.

4.4 Практикум.

4.5 Ценовая эластичность предложения.

4.6 Практическое применение теории эластичности.

4.7 Практикум.

4.8 Контрольная  работа № 2 по теме 4.








Практикум.





Практикум.

Контрольная работа № 2.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 5.Поведение потребителя.

( 10 часов).

5.1 Общая и предельная полезность.

5.2 Закон убывающей предельной полезности.

5.3 Правило максимизации полезности.

5.4 Кривая безразличия.

5.5  Практикум.

5.6 Бюджетное ограничение.

5.7 Равновесие потребителя.

5.8 Индивидуальный и рыночный спрос.

5.9-5.10 Практикум.








Практикум





Практикум

6.Фирмы.

Производство и издержки.

( 14 часов).

6.1 Современная фирма.

6.2-6.5 Организационно-правовые формы предприятий.

6.6 Продукт фирмы.

6.7 Закон убывающей эффективности труда.

6.8 Практикум.

6.9 Бухгалтерская прибыль и издержки.

6.10 Экономическая прибыль и  издержки.

6.11Измнение издержек.

6.12 Оптимальный размер фирмы.

6.13 – 6.14 Практикум.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          







Практикум






Практикум

7.Конкуренция и рыночные структуры.

( 12 часов).

7.1 Конкуренция.

7.2 – 7.4 Деловая игра «Конкуренция»

7.5 Совершенная конкуренция.

7.6- 7.7 Монополия.

7.8-7.9 Олигополия.

7.10 Монополистическая конкуренция.

7.11-7.12 Семинар- зачёт.









Зачёт.

8. Рынки факторов производства и распределение доходов.

( 10 часов).

  1. Особенности рынков факторов производства.
  2. -8.4 Рынок труда.

8.5 Практикум.

8.6 Рынок земли.

8.7-8.8 Рынок капитала.

8.9-8.10  Практикум

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   




Практикум



Практикум

9. Деньги и банки.

( 9 часов).

9.1 Роль денег и виды денег.

9.2 Функции денег.

9.3 Денежные агрегаты.

9.4 Практикум.

9.5 Банки и их деятельность.

9.6 Центральный банк, функции.

9.7-9.8 Коммерческие банки.

9.9 Контрольная работа № 3 по теме 9.




Практикум





Контрольная работа № 3.

10.ВВП и национальный доход.

( 8 часов).

10.1 ВВП и ВНП.

10.2 Методы подсчёта ВВП.

10.3 Практикум.

10.4 ЧНП и НД.

10.5 Располагаемый личный доход. Практикум.

10.6 Реальный и номинальный ВВП.

10.7 Практикум.

10.8 Контрольная работа № 4 по теме 10.




Практикум.



Практикум.



Практикум.

Контрольная работа № 4.

11. Макроэкономическое равновесие.

( 7 часов).

11.1 Доход, потребление, сбережения.

11.2 Функции потребления.

11.3 Сбережения и инвестиции.

11.4 Равновесие на рынке товаров и услуг.

11.5 Процентная ставка и равновесие на денежном рынке.

11.6 Практикум.

11.7 Итоговый тест.











Практикум.

Итоговый тест.

КРАТКОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Парацентрическая технология обучения (ПЦТО) – способ обучения в парах разного вида с последующим выходом на эталонное собеседование и консультацию с учителем (центром).  ПЦТО разработана Н.Н.Суртаевой.

          Цели данной технологии – индивидуализация, развитие познавательной и учебной самостоятельности.

Организуя различные виды – диалогового обучения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса (машина – ученик, ученик-ученик, ученик - разные средства обучения, ученик – учитель)  (схема1)

                                                                        Схема 1

                        Виды общения

В каждом диалоговом общении ученик затрачивает нужное ему время на учение. Выбирает наиболее подходящие для стиля мышления и деятельности средства обучения. Организация учебного процесса по такой технологии  предполагает прохождение учащимися четырех-шести диалоговых видов общения.

По данной технологии задействованы в диалоговом общении все учащиеся класса и работают согласно своим интеллектуальным возможностям и способностям. Для организации учебного процесса по ПЦТО учителю необходимо подготовить следующий материал:

  1. Информационный лист.
  2. Лист учета за деятельностью учащихся.
  3. Образец маршрутного движения ученика.
  4. Тематическое планирование (специальное).
  5. Методические инструкции к работе со  средствами обучения.
  6. Лист контроля (эталонный контроль, если его будет использовать учитель)
  7. Подготовка к уроку средства обучения.
  8. Алгоритм работы по ПЦТО.

Средства обучения подбираются таким образом, чтобы они были доступны учащимся, какую бы последовательность общения с ними не выбрал ученик. В качестве средств обучения могут быть использованы специально разработанные учебные тектсы с заданиями, алгоритмами, учебные пособия, задачники, учебные таблицы, фрагменты диафильмов, виде, специально подготовленные карточки и т.п.

 К каждому средству обучения готовится методическое указание для учащихся. Пользуясь  методическими указаниями, ученик прорабатывает одну и ту же учебную задачу разными вариантами (многократное повторение), выходя затем на диалог с учителем.

          К началу изучения темы учитель готовит контрольный лист, в котором указывается объем знаний, умений, который должен получить учащийся при изучении темы. Контрольный лист целесообразно дать вначале изучения темы.

Для более четкой организации учебно-образовательного процесса по данной технологии целесообразно, особенно вначале ее применения, использовать алгоритм поведения учащихся

   В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет возможности для реализации дифференциации как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым проблему адаптации. Проектируя учебный процесс по данной технологии, учитель имеет широкое поле для творческой деятельности, большую возможность разнообразия методов и средств обучения.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕМЫ

Предмет  Экономика                               Класс 10 (социально-экономический профиль)                  Количество часов   8

                Тема  ВВП  и национальный доход        

                 

  1. Логико-структурная  схема:

Дидактические цели.

Учащиеся должны

Знать:

Уметь:

  1. Понятия ВВП, ВНП, реальный и номинальный  ВВП, методы подсчета ВВП (ВНП)
  2. Различия между товарами и услугами, учитываемыми как часть ВВП, и товарами и услугами, не включаемыми в ВВП
  3.  Понятия ЧНП, НД, ЛД И РД
  4. Что представляет собой индекс – дефлятор ВВП (ВНП) и индекс цен на потребительские товары и услуги
  5. Знать необходимость измерения ВВП, ВНП для экономики.

  1. Объяснить различия между реальными и номинальными показателями системы национальных счетов.
  2. Вычислять ВВП  и ВНП на основании полученных данных, пользуясь как доходными, так и расходными методами
  3. Объяснить, что представляет  собой добавленная стоимость.
  4. Делать вывод о динамике реального ВВП, реальных доходов и других показателей.
  5. Решать практические задачи на  нахождение ВВП и ВНП, ЛД, ЧНД, ЧД
  6. Оценивать достоинства и недостатки ВВП как измерителя экономического благосостояния.

Цели по освоению ООУН и способов деятельности:

  1. Анализ и синтез источников информации
  2.  Применять математические  знания в экономической сфере при расчете  измерителей.
  3. Отделение основной информации  от второстепенной, критическое оценивание
  4. Пользование мультимедийными ресурсами.

Воспитательные цели:

  1. Воспитание гражданских качеств личности (чувства гордости за страну,  за регион)
  2. Воспитание умения работать в коллективе, умения слушать и слышать.

  1. Процессуальная часть:

№ урока

Тема урока

( основные вопросы содержания)

Дидактические цели

Цели формирования ООУН

Тип урока

Обратная связь и измерители

( средства обучения)

Задания

Примечания (контроль)

Знать

Уметь

1

ИВУ по теме, основные измерители благосостояния экономики. ( мм презентация)

Знакомство с информационным листом.

1-5(1)

2(1)

4(1)

5(1)

2(1)

ФЗ

Мультимедиа (презентация), опорные схемы, таблицы

Знакомство с алгоритмом работы по теме

2-7

ПЦТО

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

ФЗи У




ТК

СО1учебник «Основы экономической теории» С.И.Иванова

с.300-333



СО2 учебник «Экономика 10-11» Ф.-Й. Кайзер

с.221-227


СО3 Книга с упражнениями «Экономика для старших классов»

с.190, 193


СО4 Упражнение   на вычисление ВВП (по доходам  расходам)

СО5  Инструкции к решению задач на вычисление ВВП (ВНП)


СО6 учебник «Основы экономики» под. Ред. Табачникаса

с.88-110


СО7 Практикум

с.163-176


СО8 сборник «Трудные задачи экономики» Е.Ф. Винокурова с.41-43


СО9  «Сборник заданий по макроэкономике» И.А.Ким  с. 14,17


СО10 Сборник задач по экономике  С.Равичева  с. 34,36,40


СО11  «Новый задачник по экономике с решениями Е.Ф. Винокурова» с. 169-177


СО12 таблица  «Результаты сопоставлений ВВП»


Со13 Графики «Номинальный и реальный объем произведенного ВВП РФ по кварталам»



СО14  задачи на расчет дефлятора, ИПЦ по данному образцу.


СО15 ММ диск «Экономика и право» курсы


СО16 ММ диск «Экономика 9-11», практикум

-чтение и осмысление учебного текста по параграфам;

-осознанный выбор контроля и составление маршрутного листа;

-анализ таблиц;

-запись в тетрадь понятий, перечисленных в з-1,з-3,з-4;

-знакомство с алгоритмом решения задач на нахождение измерителей;

-решение задач по образцу;

ИК 1 по выбору:

1. Составьте конспект «Основные измерители экономики», опираясь на контрольные вопросы   с.333 ( Иванов)(2*)

2. Составьте опорную схему изучаемой темы.3(*)

3. Объясните сущность понятий, указанных в з-1, объясните различия между реальными и номинальными величинами (1*)


Дополнительно по желанию


Узнайте, кем был создан  инструментарий для определения совокупного национального производства и сделайте о нем сообщение


ИК2 по выбору


  1. Практикум с.166 тесты(1,2)   (1*)
  2. Практикум с.168. упр.1,2,3 (2*)
  3. Решить предложенную задачу.(3*)

Дополнительное задание (по желанию)

Составьте 3-4 задачи на вычисление ВВП и ВНП по расходам и доходам



ИК 3 по выбору


  1. Дать определения понятий, указанных в з-3.  Объяснить  решение задачи (по образцу) (1*)
  2. Практикум с. 169-171

(Определения, упр.1,2 )(2*)

3. Решить задачи, предложенные учителем (3*)


Дополнительное задание по желанию

 Решите проблему (практикум с. 172. зад 3) выскажите ваше мнение и обоснуйте его



  1. Собеседование с учителем по таблице в предложенном упражнении. Сделайте анализ о ВВП в номинальном выражении на протяжении трех лет, рассчитайте дефлятор ВВП (2*)
  2. Приведите примеры  использования индекса цен в жизни (в различных сферах) (1*)
  3. заполните таблицу, вставьте пропущенные значения, произведя необходимые вычисления)(3*)



ИК 4 по выбору


  1. Составьте таблицу

«Достоинства и недостатки ВВП как измерителя экономического благосостояния»(2*)

  1. Как вы считаете необходимо ли измерять ВВП  и ВНП. Сформулируйте пять аргументов, доказывающих вашу точку зрения. (2*)
  2.  Придумайте вопросы, позволяющие доказать необходимость измерения ВВп и ВНП.




ИК 5 по выбору


Практическая работа (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя). Самоконтроль и взаимоконтроль не исключает возможности учителю задать вопрос.



Итоговый контроль

Разноуровневая контрольная работа

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ

СО12

Методические инструкции  

  1. Выберите себе напарника, с кем  проанализируете данные таблицы.
  2. По данным таблицы ответьте на вопросы (см. приложение к таблице).  При необходимости  обратись к учителю за консультацией.
  3.  Индивидуально, каждый, используя данные в таблице, придумайте вопросы. ( Можно использовать словосочетания типа «верно ли, что…», «а правда ли…», и т.д.)
  4. Задайте их вашему напарнику. ( и наоборот)
  5. Выберите самые удачные варианты и обоснуйте их.
  6. Готовы – сдавайте контроль учителю. ( уровень контроля выберите сами)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из основных принципов организации образовательного процесса и требований к  отбору содержания образования на современном этапе развития, соблюдая все нормативно-правовые аспекты данной деятельности мне удалось создать технологическую карту  темы «ВВП и национальный доход» на основе парацентрической технологии обучения.

Удалось спроектировать тему в целом, что позволяет не только учителю, но и учащемуся  видеть тему целиком, выделить для себя главные целевые установки и проектировать собственную образовательную технологи.

Удалось подобрать достаточное количество разнообразных средств обучения, активизировать учащихся, и самое, на мой взгляд, главное учить их самостоятельности на всех этапах: от выбора средств обучения до выбора уровня контроля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений/ сост.Б.И. Мишин, Л.Н. Поташева.- М.:Вита-Пресс, 2006.-240 с.

  1. Ю.В. Автономов, И.В.Липсиц, А.Я.Линьков и др. Экономика и право: Методические рекомендации по использованию учебников на базовом и  профильном уровнях обучения.- М.: Вита-Пресс,2004

  1. Основы экономической теории.-7 изд.,/ Под ред. С.И.Иванова 1 ч.- М.: Вита – Пресс, 2004.-336с.

  1. Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10-11 кл. общеобр.учр. 4изд. перераб.-/ Под ред. С.И. Иванова. - М.:Вита – Пресс, 2005.-320с.

  1. Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учрежд..- 7 изд., дораб.-М.: Вита – Пресс, 2005.-272с.

  1. Ф.- Й. Кайзер, А.В. Веткина. А.С. Курмелева Экономика: Базовый курс для 10-11 кл.общеобразоват. учрежд.-М.: Вита –Пресс, 2007.-288с.

  1. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Пособие для учащихся старших классов.- М.: Вита – Пресс, 2001.- 112с.

  1. Ким И.А.  Сборник заданий по макроэкономике: Учебное пособие для студентов вузов и учащихся 10-11 классов .-М.: Вита – пресс, 2005.-144с.

  1. Основы экономики: Учебное пособие для студентов учрежд. Ср. проф. Образования./ Под ред.табачникаса, В.К.Дерманова, А.Я.Линькова.- М.: Вита – Пресс

  1. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года

  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы

  1. Электронное издание «Экономика и право», 9-11 классы./ Под ред. Е.А. Амбросимовой, В.С. Автономова, А.В. Золотова., 2004г.

  1. Электронное издание Экономика. 9-11кл., практикум/ Под ред. Автономова В.С., 2004

  1. Интернет – ресурсы

Общение

Ученик-ученик (у-у1)

у-у2

у-у3

Ученик-учитель у-У2(для коррекции)

у-У3(для контроля) центр

у-У1 (для организации деятельности)

Ученик – различные средства обучения (у – СО1)

у-СО2

у-СО3

у-СО4

СНС

ЧНП

НД

ЛД

ЛРД

ВНП

ВВП

реальный

номинальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни"

Разработка урока экономики по теме: "Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни" Методы обучения: словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам; наглядные –...

Классный час экологической направленности "Доходы из отходов"

Цели: расширить представление детей об экологической безопасности; формировать позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре; побуждать детей к участию в природоохран...

"Семейные доходы. Благосостояние семьи"

Урок изучения нового материала с практической работой. Урок сопровождается презентацией....

Семейные доходы и расходы

Урок с презентацией и практической работой....

"Семейные доходы. Бюджет семьи"

Урок с групповой работой....

Методическая разработка урока: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи»

Тема: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи» важна как для обучающихся 8 класса, так и для их родителей, поскольку   проблема  соотношения доходов и расходов в услови...

Самоанализ урока по теме "Семейная экономика как политика доходов в сфере государственной национально-экономической политики России по достижению финансового благосостояния граждан"

Методический материал представлен в презентации самоанализа урока по обществознанию  в 8 классе по теме "Инфляция и семейная экономика". Тема урока хорошо вписывается в модуль  кур...