«Предпринимательство и бизнес. Легко ли быть предпринимателем?»
методическая разработка (экономика) по теме

Титкова Наталия Витальевна

Первый урок в теме. Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc58.5 КБ
Office presentation icon ppt0000042.ppt346.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1.        Тема урока: «Предпринимательство и бизнес.

Легко ли быть  предпринимателем ?»

Титкова Наталия Витальевна учитель обществознания и технологии

На изучение темы отводится 2 часа. Урок 1 в данной теме.

Цель  урока: Разъяснить обучающимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, сформировав потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.

Обучающие: познакомить обучающихся с понятиями  предпринимательство и бизнес, систематизировать  основные экономические  понятия по теме “Предпринимательство Разъяснить учащимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, формы организации бизнеса.

Развивающие: развить логическое мышление; сформировать потребность в развитии коммуникативнности, деловитости, самостоятельности. необходимости знаний по предпринимательству в современных условиях экономики, умение сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие, культуру поведения. развивать аналитическое мышление, логику, память, устойчивость внимания, формировать умение принятия нестандартных решений, развивать творческие способности, формировать познавательный интерес.

Воспитательные: формировать навыки ответственности и экономности, содей развивать аналитическое мышление, логику, память, устойчивость внимания, формировать умение принятия нестандартных решений, развивать творческие способности, формировать познавательный интерес.

Ожидаемые результаты:

Личностные: научиться различать формы и признаки предпринимательской деятельности.

Метапредметные: иметь понятие о предпринимательстве как о роде деятельности.

Предметные: знать суть, определения, мотивы и роль предпринимательской деятельности,

 Основные понятия:  предприниматель, предпринимательство. Формы предпринимательской деятельности, признаки предпринимательской деятельности, цели и субъекты предпринимательской деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами диалога.

 Формы работы: групповая, индивидуальная..

Межпредметные связи: экономика, обществознание, технология, история.

                                                     

                                     

     

                                       ХОД УРОКА

1. Организационный момент. 

2. Изучение нового материала:

3. Закрепление нового материала. Проверка усвоение основных понятий выполнением аналитического задания.

4. Подведение итогов урока.

5. Рефлексия 

6. Домашнее задание.

                                               ХОД УРОКА

1. Изложение нового материала.

С того момента, когда Россия перешла на рыночные отношения, когда появились реальные возможности зарабатывать большие деньги, многие граждане решили, что смогут стать бизнесменами и предпринимателями. Профессия предпринимателя до сих пор очень актуальна, она многих притягивает, и многие молодые люди мечтают получить образование по предпринимательской деятельности. На самом деле это сделать очень сложно, ни у каждого это получается. Наша задача разобраться в этой проблеме, найти пути ее решения. Ответить на вопрос - легко ли быть предпринимателем? Предпринимательская деятельность-это одна из форм участия граждан в предпринимательских отношениях. Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

В. Даль дает следующее объяснение понятия предприниматель. «Предприниматель-это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек». К формам предпринимательской деятельности относят: хозяйственные товарищества и общества, полное товарищество и товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, производственные кооперативы, предпринимательские организации-ассоциации, холдинги. Имеемо поэтому, в современной России наблюдается настоящий бум по открытию так называемого «собственного дела».

Какова роль предпринимательства в смешанной экономике?

1. Инновационный характер предпринимательства подтверждает прогрессивную роль предпринимательства в смешанной экономике.

2. Дает возможность гражданам реализовать себя в рамках закона.

3. Расширить ассортимент и улучшить качество потребительских товаров и т.д.

Это интересно. На этом этапе  урока важно показать, что предпринимательская деятельность возникла не сегодня.

Предпринимательство – особый род таланта. Специалисты считают, что в любой стране к такой деятельности способны не более 3 – 5% граждан. И для таких людей – «коммерсантов от Бога»- желание заняться предпринимательством порой оказывается сильнее страха смерти. Так в СССР частное предпринимательство десятилетиями считалось уголовным преступлением и каралось жесточайше, вплоть до расстрела. И тем не менее всегда существовали подпольные фирмы, «цеха», прекрасно организовавшие свою деятельность, хотя и на основе нелегально полученного сырья и оборудования. Например, в 60-е годы советская печать много писала об уголовном деле группы предпринимателей, организовавших нелегальный цех по изготовлению женских кофточек. «Преступники» были пойманы и отданы под суд. Руководителей фирмы приговорили к расстрелу, а остальных отправили на длительные сроки в лагеря. Созданное ими предприятие ликвидировали, а кофточки стали покупать за валюту в других странах, поскольку государственные предприятия ничего подобного не производили. Десять лет спустя аналогичное уголовное дело было возбуждено против группы одесских предпринимателей. Они организовали подпольных цех по производству поддельных джинсов фирмы  «Lee». По оценкам экспертов, эти джинсы   по качеству ничуть не уступали оригинальным изделиям знаменитой фирмы. Предпринимателей судили. И опять джинсы стали покупать за валюту, полученную от продажи за рубеж нефти и газа. Иными словами , как это ни покажется странным на первый взгляд, предпринимательский талант – это такое же национальное богатство, как нефть, золото или алмазы.

А теперь ребята вам предлагается поработать с материалом, который лежит у вас на партах.

2.Далее предлагается проанализировать информацию по теме урока.

Класс делится на две группы. Работа выполняется в течении 15 минут.

Группа 1.

Большинство предпринимателей России- оптимисты. Они считают, что препятствием для развития бизнеса в России служат:

1. Налоговый пресс – 87 % ;

2. Низкий платежеспособный спрос – 39,7%

3. Правовая незащищенность предприятий – 19,4 %

4.Неисполнение государством своих денежных обязательств – 26,2 %

5. Высокая стоимость кредитов – 40,1 %

6. Произвол чиновников – 21,9 %

7. Неустойчивость рубля – 16,0 %

8.Политическая  нестабильность – 27,1 %

Задания:

1. Проанализируйте статистические данные и поясните, что более всего мешает бизнесу в России ?

2. Как можно преодолеть это препятствие ?

Группа 2.

Вот с чем сталкиваются предприятия России в процессе хозяйственной деятельности по мнению бизнесменов:

1. Вымогательством чиновников – 34,4 %

2. Рэкетом криминала – 11,6 %

3. Заказными проверками уполномоченных – 45,5%

4. Мошенничеством деловых партнеров – 41,9 %

5. Давление со стороны политиков – 10,9 %

6. Неправомерными действиями силовых структур – 18,2 %

7. Забастовками работников – 2,6 %

8. Подкупленными судьями – 11,5 %

Задания:

1. Проанализируйте позицию российских предпринимателей и поясните, что мешает развитию экономики ? Почему ?

2. Возможно ли бороться с этими проблемами ? Каким образом ?

Выполнение данной работы предполагает формирование предпринимательского мышления у школьников. После окончания работы необходимо подвести итоги.

3.Подведение итогов урока.

Обобщение (дискуссия).

1. Можем ли мы ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока?

(легко ли быть предпринимателем?)

2. Появилось ли у Вас желание стать предпринимателем?

3. Что Вам не хватает для занятия предпринимательской деятельностью?

4. С какими новыми понятиями Вы познакомились?

4.Рефлексия.

Для проведения рефлексии подготовлены карточки трех цветов: красный, зеленый, серый. Ребята, с помощью карт настроения покажите свое отношение к сегодняшнему уроку:

-Красный цвет - урок понравился, было интересно.

-Зеленый цвет - урок не понравился.

-Серый цвет - мне было все равно.

5.Задание на дом: 

  1.Проблемная ситуация: государство заинтересовано в поддержке малого предпринимательства. Почему? (подготовить сообщение).

   2. Какое значение имеет предпринимательская деятельность для личности и для общества в целом ?

   3. С кем из предпринимателей нашего села вы хотели бы встретиться на следующем уроке ?

6.Литература:

1.Учебник «Введение в предпринимательство» 10-11 класс В.З. Черняк. Москва. Издательство ВИТА-ПРЕСС, 2003.

2.При разработке урока были использованы Интернет-ресурсы.

3.«Основы потребительской культуры» Методическое пособие. Москва. Издательство ВИТА-ПРЕСС, 2004.

4. Преображенская Е.В. - Основы предпринимательства. - Саратов, 2002 г.

Приложение.

В виде раздаточного материала можно предложить следующее:

                                    ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ начинающим:

Рецепты успеха:
1.Устранить страх неудач и приучить свою эмоциональную систему не расстраиваться из-за них.
2. Стараться относиться с интересом, творчески к тому, что делаешь, вкладывать душу.
3. Делать большей частью то, что нравится, и много и часто пробовать все, что хочется в смысле видов деятельности, к чему зовет сердце. Большая часть проб может и не получиться или вам может расхотеться потом этим заниматься, зато:

 а) накапливается жизненный опыт быстрее,

б) 5-10% из всех проб (а может и больше, если у вас хорошая интуиция) - да получится, и вы сможете потом рассказывать о своих успехах в разных областях. Перепробовать все - не самоцель, но если лежит душа и хочется что-то сделать, то почему бы этим не заняться?

Убей в себе нищего. 10 привычек, которые приводят к бедности.


Верно не только утверждение, что бедность разрушает мозг, но и то, что разрушенный этой бедностью мозг не дает человеку возможности вырваться из бедности.
1.Чувство сожаления по отношению к себе.
2. Жадность.
3. Занятие делами, которые вы ненавидите.
4. Измерение успеха деньгами.
5. Трата большего количества денег, чем можно позволить.
6. Выбор мгновенной выгоды.
7. Хныканье.
8. Сравнение себя с другими.
9. Измерение богатства деньгами.
10. Изолирование себя от собственной семьи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Предпринимательству надо учить и учиться

Организация образовательного процесса в школе при зучении экономических дисциплин. С какими трудностями может столкнуться  ученик сегодня, а завтра предприниматель....

Предпринимательство

Термин «предпринимательство» часто употребляется как синоним слова «бизнес». Бизнес – это деятельность, связанная с производством товаров и услуг и осуществляемая собственниками капитала с целью по...

Предпринимательство

Курсы по выбору...

Элективный курс "Основы предпринимательства"

Элективный курс, разработанный для учащихся 11 классов...

"Реклама в системе предпринимательства"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний в 10 классе по теме "Реклама в системе предпринимательства"....

5. Дух предпринимательства преобразует экономику.

Презентация к уроку. В разделе "Видео" на моей странице расположен видеофайл к уроку....