Программа элективного курса "Азбука потребителя"
рабочая программа по экономике (9 класс) на тему
Предлагаемый элективный курс может рассматриваться как спецкурс, где углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, например «Экономика», «Обществознание», «Право», и как прикладной элективный курс, цель которого — знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике.
Функциональное назначение данного курса может быть также выражено как в дополнении содержания последующего профильного курса, так и в удовлетворении разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля.
«Азбука потребителя» является началом формирования потребительской культуры школьников, которое продолжается в старших классах, посредством работы с учебно-методическим комплексом «Основы потребительской культуры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass._azbuka_potrebitelya.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
г. Клин
Утверждаю
Директор МОУ СОШ №16
Обоимова О.Н.
…………………………..
…………………………..
…………………………..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Азбука потребителя»
9 класс
Составитель: Некрасова Е.Б.
учитель географии
2012 год
АЗБУКА ПОТРЕБИТЕЛЯ
Программа курса по выбору для 9 класса
(Авторы программы — В. Д. Симоненко, Т. А. Степченко)
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс может рассматриваться как спецкурс, где углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, например «Экономика», «Обществознание», «Право», и как прикладной элективный курс, цель которого — знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике.
Функциональное назначение данного курса может быть также выражено как в дополнении содержания последующего профильного курса, так и в удовлетворении разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля.
«Азбука потребителя» является началом формирования потребительской культуры школьников, которое продолжается в старших классах, посредством работы с учебно-методическим комплексом «Основы потребительской культуры».
Содержание курса «Азбука потребителя» призвано сформировать знания в области правового регулирования защиты прав потребителей, а также выработать умения в применении правовых норм по защите прав потребителей в процессе продажи товаров потребителям или оказании им услуг (выполнении работ).
Как потребители мы ежедневно вступаем в правовые отношения, заключая договоры купли-продажи, договор перевозки, оказания медицинских, образовательных услуг и др. Самой незащищенной в таких ситуациях является молодежь, так как не имеет определенных знаний и практического опыта. Поэтому при составлении данной программы заложен компетентностный подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором все учебные занятия ориентируются на практические результаты.
Так как все мы — потребители независимо от возраста, профессии, статуса, то первая тема программы посвящена знакомству с понятием «потребитель» в жизни и в законе «О защите прав потребителей», выяснению сущности потребительской культуры и формированию качеств культурного потребителя.
Изучая вторую тему, учащиеся знакомятся с основными правами потребителей с целью последующего применения их в соответствующих ситуациях на практике.
Поток ежедневной информации, поступающей из различных СМИ, заставляет нас быть бдительными в плане ее достоверности, и нам порой непросто определить, какому источнику следует доверять: продавцу, производителю, рекламе или друзьям. Третья тема посвящена изучению основных источников информации, видам информации, маркировке товаров и знакомству учащихся с законом «О рекламе».
Когда мы владеем достоверной информацией, то нам важно знать, где наиболее выгодно совершить ту или иную покупку. Краткая информация о различных видах магазинов, о скидках и лотереях, особенностях приобретения товаров через Интернет-магазины и на дому у покупателей представлена в четвертой теме программы.
Пятая тема знакомит с различными видами денег и основными правилами, которые надо знать, чтобы не стать жертвой фальшивомонетчиков.
Последующие две темы помогут нам дать ответы на вопросы, связанные с покупкой товаров и оказанием услуг (выполнением работ): как не пойти на поводу у нерадивого продавца и не купить у него некачественный товар? Что такое маркировка товаров? Опасен ли индекс «Е»? Что делать в случае приобретения товара с недостатком и в каких случаях можно обменять качественный товар? Каково правовое поле потребителя в том случае, если услуга оказана не в срок, а работа выполнена некачественно?
Завершает программу тема о системе государственных органов по защите прав потребителей, где учащиеся практикуются в составлении основных гражданско-правовых документов.
Образовательной целью программы является формирование у учащихся системы знаний в области защиты прав потребителей и выработка через умения и навыки ключевых гражданских, социальных и правовых компетенций.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- овладение учащимися основами знаний разумного потребительского поведения;
- развитие у школьников самостоятельности, креативности, мотивационно-ценностной готовности и адекватной самооценки;
- формирование практических умений и навыков отстаивать свои права в случае их нарушения в рамках законодательства и составления проектов основных гражданско-правовых документов;
- воспитание у учащихся толерантности, социальной ответственности,
организованности и требовательности в правовом поле деятельности;
обеспечение готовности к реализации способностей в сфере коммуникации «покупатель-продавец» и повышения адаптивности школьников к современным рыночным условиям с учетом их интересов и склонностей.
Исходя из цели и задач, содержание курса следует реализовывать через систему форм и методов обучения, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и позволяющим им включаться в социально активные виды деятельности: дискуссии, деловые и ролевые игры, тренинги, тесты, анализ проблемных ситуаций, выполнение творческих проектов и др.
Программа
Тема 1. Все мы — потребители
Опорные понятия: договор, кассовый чек, потребность, потребитель, рациональность потребителя, товарный чек.
Понятие «потребитель» в законе «О защите прав потребителей». Основные документы, необходимые потребителю для отстаивания своих прав: договор, кассовый и товарный чеки и др.
Понятие «рациональность потребителя» с экономической точки зрения.
Тема 1. Какие права имеют потребители
Опорные понятия: закон, изготовитель, исполнитель, продавец.
История становления институтов по защите прав потребителей в мире и в России. Основные права потребителей в соответствии с законом «О защите прав потребителей»: право на просвещение в области зашиты своих прав; на надлежащее качество товаров; на безопасность гона ров; право на информацию; на возмещение морального вреда; право на судебную защиту и право на государственную, общественную защиту.
Практикум: анализ проблемных ситуаций, решение творческих задач.
Тема 3. Как не потеряться в мире информации
Опорные понятия: информация, маркировка, пищевые добавки, реклама, стандарт, сертификат соответствия, товарный знак, этикетка.
Виды источников информации для потребителей. Достоверная, недостоверная информация.
Информация о производителе, о продавце. Информация о товаре на этикетке.
Маркировка товаров: основные группы знаков.
Применение и назначение пищевых добавок (индекс Е).
Товарный знак и штриховой код товара. Подделка товаров и обман покупателей.
Знакомство с законом «О рекламе».
Практикум: «Мы и реклама», «Информация о товаре».
Тема 4. Такие разные магазины
Опорные понятия: дисконтная карта, купон, лотерея, магазин, скидка, распродажа, флаер.
Виды магазинов: традиционные, самообслуживания (супер- и гипер-маркеты); бутики, салоны.
Пользование дисконтной картой. Игра в лотерею. Особенности покупки товаров через интернет-магазины.
Продажа товаров на дому у покупателей. Торговля по схеме «Пирамида». Психология поведения потребителя при покупке товаров.
Практикум: «Мой выбор», «Ярмарка».
Тема 5. Наш постоянный спутник — деньги
Опорные понятия: валюта, деньги, доходы, потребительский бюджет, расходы.
Деньги настоящие и фальшивые. Способы защиты денежных знаков. Пластиковые карты. Способы защиты. Правила пользования банкоматом.
Рациональное распределение бюджета. Практикум: «Мои сбережения».
Тема 6. Если товар оказался некачественным...
Опорные понятия: гарантийный срок, договор купли-продажи, качество товара, недостаток товара, срок годности, срок службы.
Признаки качественных товаров, фальсифицированный товар.
Недостаток товара. Виды недостатков: явные, скрытые, существен ные.
Специальные сроки, устанавливаемые на товары: гарантийный срок, срок годности, срок службы.
Обмен качественных товаров: условия и сроки обмена.
Знакомство с Правилами торговли.
Практикум: анализ конкретных ситуаций.
Тема 7. Услуги, которые мы получаем
Опорные понятия: договор, неустойка, полис, страхование.
Что такое договор. Виды договоров: купли-продажи, перевозки, договор-заказ и др. Условия заключения письменного договора.
Сроки выполнения и окончания работ. Неустойка. Расчет и выплати неустойки.
Оказание услуг. Услуги сотовой связи. Заключение договора с оператором. Видеопрокат.
Услуги туристических агентств. Существенные условия заключения договора.
Потребитель в роли пассажира. Права пассажиров.
Образовательные услуги. Источники информации и условия заключения договора.
Практикум: анализ проблемных ситуаций. «Заключение и заполнение договора».
Тема 8. Защита прав потребителя
Опорные понятия: адвокат, исковое заявление, моральный вред, рекламация, суд.
Развитие потребительского движения в мире и в России.
Государственные органы по защите прав потребителей: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере за щиты прав потребителей и благополучия человека.
Общественные организации защиты прав потребителей: их особенности и права.
Международная конфедерация обществ потребителей. «Спрос» журнал без рекламы. Правила обращения в суд.
Практикум: составление искового заявления. Анализ ситуаций.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Теорет. занятия | Практ. занятия | Всего | дата |
1 | Все мы — потребители | 1 | 1 |
2 | Какие права имеют потребители | 1 | 1 | 2 |
3 | Как не потеряться в мире информации информации | 1 | 2 | 3 |
4 | Такие разные магазины | 1 | 1 | 2 |
5 | Наш постоянный спутник — деньги | 1 | 1 | 2 |
6 | Если товар оказался некачественным... | 1 | 1 | 2 |
7 | Услуги, которые мы получаем | 1 | 1 | 2 |
8 | Защита прав потребителя | 1 | 1 | 2 |
9 | Обобщение | 1 |
Итого: | 9 | 8 | 17 |
Рекомендуемая литература
Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Азбука потребителя: Учебн. пособие по элективному курсу для 8—9 кл. — М.: Вита-Пресс, 2005 2006.
АншаковМ. Г., БарминаН. Ю. Постатейный комментарий к закону «О защите прав потребителей». — М., 2006.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. — М.: ТК Велби, Проспект, 2003.
Заморенова Н. Г., Яковлев А. П. Справочник потребителя. — М.: Юриспруденция, 2006.
Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов об-щеобразоват. учрежд. / Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др.; Под общ. ред. П. Крючковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Вита-Пресс, ИИФ «Спрос» КонфОП, 2001.
Пиляева В. В. Защита прав потребителей: Словарь-справочник с законодательными актами и образцами документов. — М.: АСТ: Аст-рель: Транзиткнига, 2006.
Чепурной И. П. Защита прав потребителей: Виды и способы обмана покупателя при продаже продовольственных товаров. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
«Согласовано»
Протокол №………от……….2012г.
Заседание ШМО
Учителей естественно-научного цикла
Руководитель ШМО…………….Сафронова О.В.
«Согласовано»
……………….2012
Зам.директора по УВР
………......Аскарова Н.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...